Технология развития критического мышления. ООД "Домашние животные" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шмакова Татьяна Леонидовна

Пример Организованной образовательной деятельности по теме "Домашние животные" (в подготовительной группе) показывает насколько уместно применение  технологии развития критического мышления в детском саду в работе с детьми старшего возраста. ООД содержит такие приемы как "Кластер", "Прием ЗХУ", "Верные -неверные утверждения", "Загадки", "Чтение с остановками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm_domashnie_zhivotnye.docx534.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Домашние животные» (подготовительная группа)

Технология развития критического мышления

Цель: формирование представлений о домашних животных.

Задачи: формировать представления  об особенностях, о взаимосвязи жизни животных и жизни человека; познакомить с трудом животноводов; развивать речевые навыки, критическое мышление; воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход ОД:

ЭТАП ВЫЗОВ

1.Прием «Кластер»

На доске размещено изображение фермера и фермы (без животных).

-Ребята, как вы думаете кто это? (Фермер) По каким признакам вы догадались? (по одежде: сапоги, по атрибутам: вилы).

Формулировка проблемы:

-Ребята, фермер обратился к нам с просьбой о помощи вернуть питомцев, которые от него убежали. Как вы думаете, о каких питомцах идет речь? (О животных) Как называют этих животных? (Домашние) А почему их так называют? (Потому что за ними ухаживает человек)

-Давайте составим кластер: о ком пойдет речь – о домашних животных. (Дети пикрепляют картинки на доску)

-На какие три группы можно разделить всех домашних животных? (Звери, птицы, насекомые)

-Что мы должны знать о домашних животных, чтобы помочь вернуть их? (внешний вид, чем они питаются, в каких условиях они спят, есть ли у них дети и как они за ними ухаживают). Прием ЗХУ.

Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.

У всех животных есть основные части - какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться. Чем питаются животные в холодное и теплое время года? (Ответы детей)

Чтобы систематизировать наши знания, я педлагаю поиграть в игру «Верно – неверно» (в кругу с мячом).

2.Прием «Верные и неверные утверждения»

Все домашние животные сами себе строят жилье.

Коровы могут подняться вверх по лестнице, но не могут с неё спуститься.

Все домашние животные дают молоко.

У кроликов глаза устроены таким образом, что они могут видеть то, что происходит у них за спиной, не поворачивая при этом головы

Домашние животные впадают в спячку осенью и до самой весны.

У всех домашних животных есть копыта.

Первым домашним животным стал дикий волк.

Все домашние животные могут жить в квартире человека.

Лошади являются одними из немногих животных, способных узнавать себя на фотографиях

Все домашние животные приносят пользу в виде пищи.

Наиболее долгоживущими домашними животными являются черепахи

Все домашние животные имеют шерсть.

У попугаев отсутствуют голосовые связки. Имитируя человеческую речь и издавая другие звуки, они пользуются языком и клювом.

Все домашние животные имеют перья.

Все домашние животные едят сено.

Из коровьей шкуры изготавливают ковры.

Овечья шерсть обладает целебными свойствами.

Чтобы вернуть домашних животных фермеру, вам нужно отгадать о ком идет речь. (После кажой загадки, воспитатель задает вопрос «Какую пользу приносит животное человеку?»)

Отгадав загадку и ответив на вопрос, дети по очереди помещают цветное изображение животного на панно «Ферма».

3.Прием «Загадки»

Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Днём спит

И сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит.

(Кошка)
Какую пользу приносит кошка человеку?


Обойди хоть всю округу —

Не найдешь вернее друга!

На охоте помогает,

Ночью дом наш охраняет.

(Собака)

О какой же пользе идет речь в загадке?


У меня есть к вам вопрос –

 Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая и жиром заплывая,

Подскажите мне друзья –

Как зовут её – …

(Свинья)
Какую пользу приносит свинья человеку?


Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

(Корова)

Он кудрявый очень, очень,

Стать шашлыком совсем не хочет,

Среди ярок — великан,

Как зовут его?

(Баран)

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт.

(Коза)

Вот угадай-ка,

Чей пух на фуфайки,

На шапки, перчатки

Идёт вам, ребятки?

(Кролик)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(Лошадь)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осёл)

Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!

Но каждый горб — не горб, амбар!

Еды в них — на семь суток!

(Верблюд)

Не артист, а голосист.

Не ездок, а со шпорами.

(Петух)

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик.


На ножках коротеньких

Красные ботики.

(Уточка)

Красные лапки, длинная шея,

Щиплет за пятки, беги без оглядки.

(Гусь)

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЕ

Ребята, что нового вы узнали? (ответы детей). На самом деле мы с вами далеко не все знаем о животных.

Я предлагаю вам послушать одно замечательное произведение В.Н.Орлова «Почему собака виляет хвостом?».

4. Прием «Чтение с остановками»

(произведения на выбор)

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы).

Бр. Гримм «Бременские музыканты».

В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы).

В.Иванов «Наша кошка», «Мой щенок»

В.Н.Орлов «Вежливый хвост», «Хвостатая труба», «Что снится животным?»

В. Осеева «Почему».

В. Сутеев «Кто сказал мяу?».

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка».

Г.Глушнёв «Соседский щенок», «Подарите мне коня»

Г. Остер «Котенок по имени Гав».

Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».

Е. Чарушин «Кошка», «Кролик», «Что за зверь?»

Л.Н. Толстой «Котенок».

К. Паустовский «Кот – ворюга».

К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь».

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка».

Н. Носов «Живая шляпа».

С.Вапиев «Как животные воспитывают своих детенышей»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый».

С. Михалков «Котята», «Щенок».

Т. Брусенцова «Дрозд и кот»

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Крымско-татарские сказки: «Жадная собака», «Упрямые козы»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)

«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова).

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Ребята, что мы делали на занятии?

Каких домашних животных мы вспомнили?

Где живут домашние животные?

Какой труд они выполняют?

Как вы думаете, можно ли сказать, что «животные – это наши помощники»? Почему?

Вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали? (5.Прием ЗХУ- знаю, хочу узнать, узнал)

Спасибо вам за вашу помощь. Вы сегодня были очень внимательны!

Примеры картинок для составления кластера.

C:\Users\владислав\Desktop\unnamed.jpgC:\Users\владислав\Desktop\img_56065.pngC:\Users\владислав\Desktop\7ca64nkzi.jpgC:\Users\владислав\Desktop\pacifier_PNG32.pngC:\Users\владислав\Desktop\kisspng-honey-bee-drawing-beehive-clip-art-black-and-white-bee-5a97a8f46abd45.5706648815198886284372.jpgC:\Users\владислав\Desktop\ba2ede0136c0fd79afb0f89361091f27.png

C:\Users\владислав\Desktop\silhouettes-mostly-animals.jpg


C:\Users\владислав\Desktop\095778646c8f764.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба» в старшей группе (с применением технологии развития критического мышления)

МБДОУ детский сад «Солнышко»     Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»в старшей группе(с применением технологии развития крити...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Дикие животные" с детьми средней группы (ТРКМ)

Технология развития критического мышленияСамый распространенный из приёмов ТРКМ - Кластер. Предлагаю вам конспект НОД направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Материал...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба» в старшей группе (с применением технологии развития критического мышления)

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»в старшей группе(с применением технологии развития критического мышления)...

Конспект мастер-класса на тему «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» в рамках проведения методического объединения среди педагогов подготовительных к школе групп г.Учалы.

Познакомить с новой технологией Кубик Блума и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.Сформировать у участников м...