Конспект прогулки в подготовительной группе «Зимующие птицы» «В гости к синичке»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дубянская Наталья Николаевна

Конспект прогулки в подготовительной группе

«Зимующие птицы»

«В гости к синичке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Воронцовский детский сад

Конспект прогулки в подготовительной группе

«Зимующие птицы»

«В гости к синичке»

Воспитатель: Дубянская Н.Н.

2020 г.

Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цель прогулки:

-обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;

-воспитывать бережное отношение к птицам;

-обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, при-летевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

-обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.

-на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

-воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим;

-вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;

-обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;

-воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

-активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание:

учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Ход наблюдения:

Рассказ воспитателя о воробье:

Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь про-кормиться и согреться возле него.

Рассказ воспитателя о синице:

В ясный мартовский полдень кажется, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики. Это звенят синицы. Птицы радуются солнечному дню, синеве небес. Они взлетают на верхушки кустов и беззаботно щебечут: «Синь-синь-синь!»

Оперение синицы яркое и красивое — кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Серых перьев комок на морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)

Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Примета: воробьи дружно собирают пух, утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы.

Дидактическая игра “Прилетели птицы”.

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы.

Все вы – молодцы!

Подвижная игра:

“Мы птицы”

-Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь. (Каждый ребенок определенная птица)

- Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору гуляет,

Крошки собирает.

В круг вылетает воробей.

-Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук-тук-тук ответил.

В круг вылетает дятел.

-А вот маленькая птичка –

Желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет.

В круг вылетает синица.

-Известная персона,

А зовут ее.

В круг вылетает ворона.

-Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

В круг вылетает снегирь.

-Вещунья белобока

А зовут её.

В круг вылетает сорока.

-А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.

• У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).

• Крылья у неё какие? (Большие, черные).

• Как ворона передвигается? (Ходит).

• Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.

• Покажите, как вы будите это делать?

Но быстро зимний день кончается,

Птичьи игры прекращаются.

-Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

-В какую игру мы играли? Какие птицы были в нашем хороводе?

Дидактическая игра. 

«Угадай по описанию» — дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель — научить составлять описательный рассказ.

 Упражнение:  «Кто как поет?» — дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

- Покрошить хлеб птицам.

- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»:

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжи-

Прилетело? Мы расскажем: мают кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Н. Нищева

Художественное слово:

Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые,

Голодные, усталые. И жмутся поплотней.

(С. Есенин)

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок.

Завертелась как волчок. (А. Барто)

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

• Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).

• Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).

• И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.

• А такую птицу как дятел где можно увидеть? (В лесу и роще).

• Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).

• Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

• Чем вы подкармливаете птиц?

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).

-А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птицдолжны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

Посмотрите и скажите из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки?

• Кто такие зимующие птицы?

• Почему птицы остаются у нас зимовать?

• Для чего подкармливаем птиц?

• Куда насыпаем корм?

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку,

И пойдет веселый стук –

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

-Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому, что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение.

Итог:

• У кого мы были в гостях?

• Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?

• Каких птиц мы сравнивали?

• Как люди помогают зимующим птицам?

• Как называется “птичья столовая”?

• Из чего можно изготовить кормушки?

• Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?

• Какая зимующая птица называется “санитаром леса”? Почему?

• Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?

• Что вам больше всего запомнилось сегодня на прогулке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конмпект занятия для подготовительной к школе груупы...

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»

познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «п...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы».

Конспект занятия в подготовительной группе«Зимующие птицы».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать лю...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Зима. Зимующие птицы

Конспект по развитию речи "Зима, зимующие птицы" будет интересен детям старшего дошкольноговозраста....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...