Экологический румбокс"Природа Севера"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя группа)

Мартыненко Жанна Васильевна

Экологический румбокс - пособие способствующее познавательному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_rumboks_priroda_severa.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический румбокс «Природа  Севера»

Автор: Мартыненко Жанна Васильевна,

воспитатель МБДОУ СЦРР детский сад «Золотая рыбка»

Актуальность: Экологический румбокс способствует познавательному развитию детей. При использовании румбокса дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы, активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Поэтому очень важно формировать у ребят интерес к живой и неживой природе, научить беречь окружающий мир. Воспитывать интерес у детей к  северным жителям, желание узнавать новые факты жизни. Дать детям элементарные знания об их образе жизни.

Цель: Познакомить детей с жителями и обитателями Севера; их внешним видом, образом жизни и повадками, растительным миром, с особенностями природных условий Севера.

Задачи

 Образовательные: познакомить детей с жителями  Севера; способствовать закреплению представлений об условиях жизни и месте обитания животных через различные виды деятельности; способствовать закреплению у детей представления о том, какую пользу приносят человеку животные, на примере северного оленя.

Развивающие: способствовать развитию у детей познавательного интереса к жителям северного края —людям, животным, желание больше узнавать о живом мире  Севера через различные виды деятельности; развитию мышления, воображения, внимания, формирование умения видеть красоту природы  Севера; совершенствовать связную речь детей, обогащать словарь; развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Воспитательные: воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, бережное отношение к растительному и животному миру.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря. Северный Ледовитый океан, айсберг, полярное сияние, полярная ночь, животные : белые медведи, моржи, тюлени, пингвины, киты, олень люди - чукчи, чум

Перечень материалов, использованных при создании экологического румбокса: 

Картонная коробка, самоклеющая бумага, ламинированные картинки севера А4(зима - лето ),пенопласт, потолочная плитка, укрывной материал блестящий, краски по стеклу, ткани, клей, ножницы, магнит, оборудование для освещения: светодиоды (северное сияние и костёр), фигурки животных, деревьев, людей, деревянные палочки, дренаж- камешки, бросовый материал, искусственный снег (картофельный крахмал и детское масло).

Ход изготовления :

Обклеиваем коробку самоклеящейся бумагой. Сверху делаем пометки (проводим линии) для «северного сияния» и вырезаем, прикрепляем светодиоды. Берём распечатанные картинки с изображением Севера. Внутри короба обклеиваем укрывным блестящим материалом. И  крепим картинки на магнит.

Укрывным материалом покрываем отделение-море – океан, Закрашиваем  синей краской по стеклу (витраж)- придаем цвет морю, а пенопластом оформляем сушу. Из пенопласта вырезала ледники  и айсберги . Вырезаем из пенопласта льдины. Остаётся только поселить наших животных и уже пингвины тут на льдине! Белый медведь важно шагает по крутым склонам снежных гор, а моржи, тюлени осторожно и вальяжно ютятся на снегу! Из ткани сшила чум – жилище  и одежду северян. Выставляем фигурки людей,  животных, растений. Когда время года сменяется с зимы на лето ,меняем картинки .настилаем поверхность «травку» и также выставляем фигурки.

Игры с экологическим румбоксом

Д/И«Назови животного»

Назовем животных, которые живут на Севере.

На Севере живет Белый медведь….

Д/и«Кого не стало?»

Животные играют в прятки, посмотрите внимательно и скажите, кого не

стало? (Не стало моржа,)

Д/и«Назови семью»

Морж – моржиха – моржонок (моржата);

Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);

Белый волк – белая волчица – белый волчонок

Д/и«Что делает? Что делают?»

Что делает белый медведь? (белый медведь стоит, прыгает, идет, лежит).

Что делают белые медведи? (белые медведи стоят, прыгают, идут, лежат).

Что делает морж? (Морж лежит, плывет).

Что делают моржи? (Моржи лежат, плывут).

Д/и«4 лишний»

Морж, тюлень, олененок, белый медведь

Песец, зебра, белый волк, тюлень

Корова, собака, морж, баран

Голубь, морской котик, ворона, воробей

Песец, полярный волк, северный олень, слон 

Белый медведь, пингвин, лемминг, северный олень

Тюлень, морж, кит, полярная сова 

Д/и«Расскажи-ка»

Составить рассказ описание по схеме.

Название животного.

Где живет?

Какого размера?

Части тела.

 Чем питается?

«Мир вокруг нас»

(со средней группой)

Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

Ход: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

Например:

ель – в природную часть, т.к. растение само растет, пьет воду, дышит.

Санки      – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.

Камень    – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.

 «Природный мир бывает разный»

(со средней группой)

Цель: учить различать предметы живой и неживой природы.

Ход: Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.

Например:  Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево.

Неживые – камень, гора ,вода .снег ,северное сияние

Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, животные в них – живые, растения  – живые, камни  – неживые.

                                     «Найди друзей»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход игры: Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных Севера выполняет эту функцию?

Дети: Может собака – на Севере, олень.

Ведущий: Кит умеет плавать, а кто еще из животных умеет плавать?

Дети: Умеет плавать тюлень ,морж, белка, белый медведь

                           «Хорошо – плохо»

        (проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Огонь – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что он дает тепло, можно сварить еду,

Воспитатель: Огонь –это плохо. Почему ?

Дети: Потому что горит лес ,можно обжечься.

Слова :айсберг , белый медведь

Игра: « У кого кто?» 

У белого медведя медвежонок, а у белки….

У тюленя тюлененок, а у лисы…..

У моржа моржонок, а у лося…

У северного оленя олененок, а у волка…

У вороны вороненок, а у  пингвина…

У галки галчонок, а у полярной совы…

Вопросы: 

Пингвины летают или плавают?

Пингвины роют норы или строят гнёзда?

Отгадайте загадку: 

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке.  (Пингвин)

Чем отличаются и что общего: 

Морж и тюлень, чайка-поморник и пингвин.

Вопросы: 

У тюленя ласты или крылья?

Лёд горячий или холодный?

 

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка, ребятки,

Что за богатырь такой. ( Морж).

Вопросы: 

Северный олень ест конфеты или ягель?

Белый медведь ловит рыбу или мышей?

Отгадайте загадку: 

Большие рога, высокие ноги

Он ходит по снегу совсем без дороги.

Помочь человеку он может в делах.

Катает детишек на быстрых санях.  

Кто (что) лишнее и почему? 

-Полярная сова, морж, песец, ласточка.

- Китёнок, оленёнок, медвежонок, пингвин.

- Лёд, снег, айсберг, ягель.

-Морж, лемминг, белый медведь, лиса.

Вопросы: 

Кто больше медведь или песец?

Кто меньше морж или кит?

«Животное какое ?» (образование прилагательных) 

Если у медведя толстые лапы, он какой? (толстолапый)

Если у оленя длинные рога, он какой? (длиннорогий)

Если у моржа толстая кожа, он какой? (толстокожий)

Если у совы белые перья, она какая?(белоперая)

Если у моржа длинные зубы, он какой? (длиннозубый)

Если у песца длинный хвост, он какой ? (длиннохвостый) и т.д.

Дидактическая игра «Один-много». 

Один морж, а много…

Одна сова, а много…

Один медведь, а много…

Один кит, а много…

Один олень, а много…

Один песец, а много…

Один тюлень, а много…

Одна касатка, а много …

Исправьте предложения» 

Морж был ежонком, а ёж был моржонком.

Медведь был пингвинёнком, а пингвин был медвежонком.

Олень был медвежонком, а медведь был оленёнком.

Кит был бельком, а тюлень был китёнком.

Овцебык был щенком, а песец был телёнок.

Сова была лисёнком, а лиса совёнком.

Игровая ситуация по охране окружающей среды: 1.Рыбаки плывут на лодке и бросают мусор в море .Как это вредит животному миру в воде ?

2.Оленеводы разожгли костер в лесу ,чтобы согреться и не потушили его .Что случится? Пожар.

Опыт –эксперимент искусственный снег (крахмал картофельный и детское масло)

Подводя итог, хочу отметить, что румбокс-это «пусковой механизм», сочетает много важных функций, но его основная цель – развитие творческих способностей взрослого или ребенка, релаксация, возможность погрузиться в  мир миниатюры, вернуться в прошлое, заглянуть в будущее.

Теперь, имея в группе экологический румбокс«Природа Севера», я могу не участвовать в игре, а могу выступать, как создатель проблемно-игровых ситуаций. Я буду помощником в реализации игрового замысла. Я смогу направить замысел детей вопросами, обсудить и дать совет в конкретной ситуации.

Литература: Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере. Методические рекомендации» Издатель: Сфера,2010 г. Возраст: с 5 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми "Как сохранить природу Севера?"

Дети узнают об уникальности Северной природы; о Красной книге. Знакомяться с заповедником "Магаданским"; с правилами охраны природы. Узнают какие животные Севера занесены в Красную книгу....

Занятие по экологическому воспитанию "Хрупкий мир природы Севера"

Развивать экологическую грамотность, воспитывать бережное отношение к природе...

Экологический румбокс"Африка"

Экологический румбокс-пособие ,способствующее познавательному развитию детей...

Методическое пособие - экологический румбокс "Тепличка"

Румбокс сочетает много важных функций, но его основная цель – развитие творческих способностей взрослого или ребенка, релаксация, возможность погрузиться в сказочный мир миниатюры, вернуть...

Окружной экологический фестиваль «Эколята Югры – Друзья и защитники уникальной природы Севера!»

Окружной экологический фестиваль «Эколята Югры – Друзья и защитники уникальной природы Севера!»...

Экологический проект "Природа и животный мир севера"

Способствовать развитию познавательного интереса у детей к природе и животному миру севера. Обобщить ранее полученные знания....

Приказ о проведении мероприятий окружного-экологического фестиваля "Эколята Югры-Друзья и защитники уникальной природы Севера"

Приказ о проведении мероприятий окружного-экологического фестиваля "Эколята Югры-Друзья и защитники уникальной природы Севера"...