Экологический румбокс"Африка"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя группа)

Мартыненко Жанна Васильевна

Экологический румбокс-пособие ,способствующее познавательному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog_rumboks_afrika.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

        Экологический румбокс « Африка »

                                  Автор: Мартыненко Жанна Васильевна,

воспитатель МБДОУ СЦРР детский сад «Золотая рыбка»

Актуальность: Экологический румбокс способствует познавательному развитию детей. При использовании румбокса дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы, активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Поэтому очень важно формировать у ребят интерес к живой и неживой природе, научить беречь окружающий мир. Воспитывать интерес у детей к жителям Африки, желание узнавать новые факты жизни.  Дать детям элементарные знания об их образе жизни. С помощью экологического румбокса « Африка» можно провести беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов,  составление коротких рассказов о животных, загадывание загадок, дидактические игры. Дети с удовольствием могут использовать его в сюжетно-ролевых играх.

Цель: Познакомить детей с жителями и обитателями жарких стран; их внешним видом, образом жизни и повадках, растительным миром, с особенностями природных условий Африки .

Задачи:

Образовательные:
— Познакомить детей с жителями  Африки;
— Способствовать закреплению представлений об условиях жизни и месте обитания животных через различные виды деятельности;
— Способствовать закреплению у детей представления о том, какую пользу приносят человеку животные, на примере слона.

Развивающие:
— Развивать у детей познавательный интерес к жителям южного края —людям, животным, желание больше узнавать о мире  Африки через различные виды деятельности;
— Развивать мышление, воображение, внимание, умение видеть красоту природы  Африки;
— Развивать связную речь детей, обогащать словарь;
— Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Воспитательные:

Воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, бережное отношение к растительному и животному миру.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря, джунгли ,саванны, животные: зебра ,тигр ,бегемот ,жираф ,носорог, леопард, слон;    люди – негры, жилище- шалаш.

Перечень материалов, использованных при создании экологического румбокса: 

Пластиковая коробка-контейнер, самоклеющая бумага, ламинированные картинки Африки,  клей, ножницы, укрывной материал блестящий, краски по стеклу,  фигурки животных , деревьев, людей, камешки, искусственная травка, джутовая нить, бросовый материал.(пластиковая бутылка)

Ход изготовления :

Берём распечатанные ламинированные картинки с изображением Африки  и обклеиваем внутри с 2 сторон. Дно коробки клею самоклеющей бумагой «камни, песок» и  искусственной травкой. Укрывным материалом покрываем отделение-река. Закрашиваем  синей краской по стеклу (витраж)- придаем цвет реки .  Жилище человека делаю из пластиковой бутылки .Верх бутылки обклеиваю джутовой нитью. Выставляем фигурки людей,  животных, растении, жилище человека.

Игры с экологическим румбоксом

Послушайте мою загадку, она поможет вам догадаться, куда мы отправимся, слушайте внимательно:

Где же место есть такое?

Что же это за страна?

Очень жаркая она.

Солнце, лето круглый год

Море, пальмы и песок.

Тут пустыни жаркие,

Звёзды ночью яркие.

Есть леса дремучие,

Растения колючие.

Что же это за страна?

Очень жаркая она. (Африка)

В джунглях звон везде летит,

Если слон во всю трубит.

А у жирафа шея длинная,

И все видать ему вокруг.

У зебры грива лошадиная,

Она для всех хороший друг.

А по пустыне поутру

Легко скакала кенгуру.

От солнца все в глазах искрится.

С тигрятами лежит тигрица.

В далекой Африке за всех

Отвечает храбрый лев.

Дидактическая игра «Назови по порядку».

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме. (лев, тигр, слон, жираф, зебра, бегемот, обезьяна, крокодил, носорог)

 

Дидактическая игра «Подбери слова-признаки»

Слон (какой?) серый, большой, огромный, могучий, сильный, , …

Тигр (какой?) (рыжий, хищный, полосатый, ловкий, опасный, быстрый, ….

Дидактическая игра «Подбери слова-действия» (Словообразование глаголов).

лев (что делает? может делать?) бегает, прыгает, охотится, рычит и т.д.

крокодил-…, …., ….., ….. . обезьяна -…., ….., ….., ….. .

Дидактическая игра «Кто у кого?»

У львицы — львенок, львята.

У тигрицы — тигренок, тигрята.

У слонихи — слоненок, слонята.

У жирафа — жирафенок, жирафята.

У верблюдицы — верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру — кенгуренок, кенгурята.

У зебры — зебренок, зебрята.

Чистоговорка

 Дилы-дилы-дилы — появились крокодилы, 

 Моты-моты-моты — появились бегемоты

Афы-афы-афы — жуют листики жирафы. 

 Ны-ны-ны — водой брызгают слоны. 

 Яны-яны-яны — по веткам скачут обезьяны. 

Дидактическая игра «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые ... (Обезьяны.)

В Африке живут большие, толстокожие ... (Бегемоты.)

В Африке живут сильные, гривастые ... (Львы.)

В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые ... (Зебры.)

В Африке живут пятнистые, длинношеие ... (Жирафы.)

А также выносливые, двугорбые ... (Верблюды.)

И еще огромные, сильные... (Слоны.)

Дидактическая игра «Чье это?»

У детей на столах лежат картинки с изображением какой-либо части тела животного. Грива чья? — львиная. Шея чья? — жирафья. Хвост чей? — обезьяний. Хобот чей? — слоновый. Горб чей? — верблюжий.

 Дидактическая игра «Составь слово» Образование сложных слов.

У жирафа длинная шея — жираф какой?

У бегемота толстые ноги — ... .

У льва густая грива — ... .

У обезьяны длинный хвост — ... .

У верблюда два горба — ... .

У слона большие уши — ... .

«Сосчитай» 1, 2, 5 (кого?) ...(согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один слон, два слона, пять слонов
(тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, горилла, крокодил, леопард)

Дидактическая игра «Подбери признак»: жираф (какой) —. , зебра (какая) —. , слоны (какие) —. , тигр (какой) -, обезьяна (какая) -, носорог (какой) - ….

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?» (Образование притяжательных прилагательных)

Голова льва? – львиная. Хвост льва? – львиный. Лапы льва? - ….

Уши обезьяны? - ….Хвост обезьяны? - …Голова обезьяны? - …

Лапы крокодила? - …Пасть крокодила? - …Хвост крокодила? - …

Подобрать синонимы: слон — большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный.).

Дидактическая игра «Один — много»

Один лев — много львов, один жираф — много жирафов

 Упражнение «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)

- Попробуем назвать наших животных ласково, например:

Слон – слоник, крокодил – крокодильчик, обезьяна – обезьянка,

жираф – жирафик, бегемот – бегемотик,  леопард – леопардик.

 

Дидактическая игра «Назови семью»: папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок (детеныши — львята). , папа – тигр, ….; папа – слон, …., папа – верблюд, ….

Дидактическая игра «Кто живет в Африке?» (закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа).

В Африке живут. (львы, тигры.). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров.) Кого вылечил добрый доктор? (Львов, тигров.) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми.) О ком вспоминал Айболит дома? (О львах,.)

«Кто в Африке живет?» (согласование существительных во множественном числе, роде, падеже)
В Африке живут гориллы
(лев, черепаха, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз, обезьяна).

Составить описательный рассказ об одном из животных жарких стран по плану:

Как называется?

Где живет?

Какой внешний вид?

Какие повадки?

Чем питается? (Хищник или травоядное животное).

Как добывает пищу?

Как защищается? Чем отличается от других?

Как называется детеныш (детёныши?

Игры по ТРИЗ

Игра «Да- Нет» или «Угадай, что я загадала»

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

Игра «Раз, два, три… ко мне беги!» («Мои друзья»)

Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.

 Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

 Ход игры:

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.

Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).

Можно использовать задания на функцию объекта.

Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…

Интересно использование заданий на временную зависимость.

Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

Развитие речи.

При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)

Игра «Найди друзей»

 Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход игры:

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?

Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: Умеет скакать кенгуру, зебра, лошадь.

Игровая ситуация по охране окружающей среды:

1.Жители бросают мусор  в реку .Как это вредит людям и диким животным Африки?

2.  «Вырубка леса».    Что случится с землей ?(приводит к опустыниванию земли.)

Рассказы о животных Африки

Слон.

Это слон. Он обитает в Африке, Индии. Слон очень большое животное. Его тело покрыто толстой, серой шкурой. У слона есть белые бивни и длинный хобот. С помощью хобота слон добывает пищу и пьет воду. Уши у слона очень большие. Ими он отгоняет насекомых. Ноги у слона толстые, а хвост короткий. Питается слон растительной пищей: травой, листьями и плодами деревьев.

Обезьяна

Это обезьянки. Они обитают в Африке, Индии, и других теплых странах. Их тело покрыто густой серой шерстью. Только мордочка, уши, ладони совсем голые. По внешнему виду они очень похожи на человека. У обезьяны очень длинный хвост, которым она может цепляться за ветви деревьев. Передние лапы у обезьяны длиннее, задних. Питаются они сочными плодами, орехами, молодыми веточками растений, птичьими яйцами и насекомыми. Очень любят бананы.

Крокодил

Это крокодил, длинное зубастое животное. Обитают они во всех тропических странах, селятся в разнообразных пресных водоёмах.

Крокодилы могут менять окраску. Когда холодно они коричнево или темно серого цвета. Согревшись, кожа крокодила становится грязно-зеленой, а если на солнце хищнику стало жарко его шкура приобретает песочный цвет. Длина крокодилов 2-4 метра. Плоская голова с длинным рылом, приплюснутое туловище, мощный, сжатый с боков хвост, довольно короткие лапы. Глаза расположены в верхней части головы, чтобы животное могло выглядывать из воды, выставив наружу лишь ноздри и глаза. Пища их разнообразна. Малыши питаются насекомыми, постарше – рыбой, взрослые - рыбой, птицами.

Бегемот.

Это бегемот, крупное и тяжелое животное. Стада бегемотов заселяют болота, реки и озера Центральной Африки. Шкура у бегемота серая, толщиной 4 см, не учитывая жировой слой. Кожа бегемота плотная, толстая, покрытая слизью, которая предохраняет его от пересыхания. Ноги короткие, уши маленькие. Бегемоты питаются только растениями. Ест только траву. Стебли и корни растений. Весь день он проводит в воде, спасаясь от жары. А кормится, вылезают на берег ночью. Хоть они кажутся неповоротливыми, они умеют быстро бегать, плавать и нырять.

Зебра.

Это Зебра - житель африканских пустынь. Для неё характерна полосатая окраска и оттопыренные “ослиные уши”. Это копытное животное, так как у нее на ногах имеются копыта. Это животное похоже на лошадь, только грива у нее густая и короткая, а шкура с полосатым рисунком. Хвост заканчивается кисточкой из волос. Питается исключительно растительной пищей. Они быстро бегают.

Подводя итог, хочу отметить, что румбокс-это «пусковой механизм», сочетает много важных функций, но его основная цель – развитие творческих способностей взрослого или ребенка, релаксация, возможность погрузиться в  мир миниатюры, вернуться в прошлое, заглянуть в будущее.

Теперь, имея в группе экологический румбокс« Африка», я могу не участвовать в игре, а могу выступать, как создатель проблемно-игровых ситуаций. Я буду помощником в реализации игрового замысла. Я смогу направить замысел детей вопросами, обсудить и дать совет в конкретной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения - соревнования для детей старшей группы "Путешествие в Африку"

Сценарий экологического развлечения для детей старших и подготовительных групп...

Творческий проект «Румбокс своими руками. Организация предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе детского сада»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","style":"width: 400px; height: 253px;","width":"480"}}]]Мы серьезно относимся к...

Экологическая сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Африку"

В ходе путешествия дети уточняют  представления об обитателях различных природных зон: ледяной зоны - крайнего Севера, пустыни; посредством разных игровых действий приходят на помощь дельфину, ко...

Конспект спортивного соревнования экологической направленности с элементами фрироупа для детей старшего дошкольного возраста "Жаркая Африка"

Конспект предназначен физ.инструкторам, воспитателям детских садов,, педагогам дополнительного образования. Дети,  преодолевая спортивные препятствия попадают в  Африку....

Экологический румбокс"Природа Севера"

Экологический румбокс - пособие способствующее познавательному развитию детей...

Методическое пособие - экологический румбокс "Тепличка"

Румбокс сочетает много важных функций, но его основная цель – развитие творческих способностей взрослого или ребенка, релаксация, возможность погрузиться в сказочный мир миниатюры, вернуть...