Картотека опытов по теме «Микромир» для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

из этой картотеки вы узнаете об опытах с микроскопом для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека  опытов по  теме «Микромир» для детей старшего дошкольного возраста

Название

Цель

Материалы и оборудование

Ход опыта

Результат

Знакомство с микроскопом

Создание условий для знакомства детей с микроскопом, формировать навыки обращения с  микроскопом.

Микроскоп, предметные стекла

Показать детям микроскоп. Вопрос: - Что это такое? Для чего он нужен? (Чтобы рассмотреть предметы в увеличенном виде) Люди каких профессий используют их в работе? (Медики, ученые и др.) Какие детали есть у микроскопа? (Предметный столик, увеличительное стекло, ручки регулировки . Окуляр — место, в которое нужно смотреть. Как правильно смотреть? Один глаз надо закрыть, а другой плотно прижать к окуляру. Лупа объектива — увеличивает изображение. Зажим — закрепляет слайды. Зеркало — отражатель нужно, чтоб поймать луч света.

Микроскоп  -  необходимый прибор в жизни человека.

«Тайны бутылочной пробки»

Знакомство  с понятием

«клетка», ее видом под микроскопом.

Микроскоп, тонкий срез пробки от бутылки

Берем очень тонкий-тонкий срез пробки от бутылки (можно взять из набора препарат «Пробка»), рассмотрим его под микроскопом на малом и среднем увеличении, используя верхний свет.

Мелкие пустые ямки – это и есть клетки. Стенки у них толстые, что не пропускает свет внутрь и не позволяет клеткам взаимодействовать между собой. Поэтому клетки пробки отмирают и выглядят под микроскопом как пустые ячейки. Зато образованная ими ткань благодаря толстым клеточным стенкам получается очень прочной и отлично защищает растение от повреждений.

«Клетки лука»

Создание условий для рассмотрения клеток лука

Микроскоп, предметное стекло, пинцет, покровное стекло, игла, йод, кипяченая вода

Нужно разрезать луковицу на части и отделить один слой. От этого слоя отрезать маленький кусочек, а затем с вогнутой стороны этого кусочка луковицы при помощи пинцета отделить тонкую пленочку. Затем на предметное стекло капнуть кипяченой воды, опустить в нее пленочку и аккуратно расправить иголкой. После чего капнуть на препарат водного раствора йода (для окрашивания бесцветных клеток лука). Накрыть покровным стеклом и промокнуть выступившую воду. И теперь можно приступать к исследованию растения.

Дети делают вывод о том, всё живое в природе состоит из клеток.

«Листок  фиалки»

Создание условий для знакомства детей с микроорганизмом – клеткой.

Микроскоп, кусочек листа фиалки, предметное стекло, покровное стекло.

Положите кусочек среза листа  на предметное стекло и рассмотрите на среднем и большом увеличении при нижнем или верхнем свете.   Дети видят клетки. внутри клеток фиалки есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет.

Дети делают вывод о том, всё живое в природе состоит из клеток.

«Вот какой мой волос»

Установление внешнего вида волоса.

Микроскоп, кусочек волоса, предметное стекло, клей, покровное стекло.

Положить кусочек своего волоса на предметное стекло и рассмотрите на среднем и большом увеличении при нижнем или верхнем свете. (Чтобы волос не двигался, что можно смазать клеем и прижать покровным стеклом). Чем покрыт волос? Погладьте волос руками, тканью и посмотрите, как изменятся чешуйки. Под кутикулой находится средний слой пигментный, он придает волосам цвет. Сравните волосы по толщине различного цвета и у разных по возрасту людей, седые волосы.

Крохотными чешуйками, называются кутикулой. Если чешуйки прижаты, то волосы выглядят блестящими и гладкими, если – взъерошены, то тусклые и неухоженные.

« Что за жители у нас на зубах?»

Создание условий  для установления  вредных микробов на зубах.

Зубочистка, зубной налет, микроскоп, капля воды, предметное стекло

Зубочисткой осторожно берем с зуба зубной налет, размешиваем в капле воды на предметном стекле, прижимаем покровным стеклом и изучим на среднем и большом увеличении под нижним светом.

Вы увидите микроорганизмы, которые живут на ваших зубах. Они питаются остатками пищи (очень любят сахар), «покушали» и выделили кислоту (вредное для зубов веществе), она разрушает зубную эмаль. Из-за этого начинается кариес или зуб совсем разрушается. Поэтому мы чистим зубы, удаляем эту кислоту и вредные микробы. Животные не чистят зубы, потому что они не едят сахар и у них зубы не разрушаются.

«Мёд»

Установление состава меда – сахар и его форму.

Чайная ложка меда, предметное стекло, покровное стекло

Возьмите чайную ложку прозрачного меда. Размажьте ее по предметному стеклу и прижмите покровным стеклом. Рассмотрите т на среднем и большом увеличении, используя нижний свет. Давайте рассмотрим другой препарат из другого меда, и установим, качественный он или нет. Рядом с предыдущим препаратом размажьте другой мед и сравните с предыдущим, сравните и сделайте вывод.

Вы увидите очень красивые. Длинные и тонкие кристаллы. Некоторые производители в мед добавляют не сахар, а заменитель. Кристаллы такого меда имеют форму геометрических фигур или форму крупных глыбок.

«Хлопковая нить»

Создание  условий  для рассмотрения волокон хлопковой нити

Кусочек хлопковой нити, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло

Хлопок – это растение, из которого делают хлопковый материал, нитки и вату. Берем кусочек хлопковой нити, растеребите ее и положите на предметное стекло, прижмите покровным стеклом и на всех трех увеличениях под нижним светом рассмотрим. Теперь возьмите немного ваты, тонким слоем уложите ее на предметное стекло, прижмите покровным и рассмотрите на всех увеличениях под нижним светом. Видите сходство или нет?

Вы увидите длинные клетки. Присмотревшись, вы увидите клеточную стенку, поэтому летом в одежде из хлопка не жарко, ткань «дышит» и легко пропускает воздух.

«Пыль»

Создание условий для определения состава пыли из игровой комнаты.

Предметное стекло, пыль, микроскоп, покровное стекло.

Положите предметное стекло в горизонтальном положении на видное место на полку в игровой комнате. Через три –четыре дня накройте покровным стеклом и рассмотрите на среднем и большом увеличении под нижним светом. Что же мы видим?

Вы видите множество разнообразных частичек. Некоторые имеют клеточное строение – это волокна хлопка и льна, отшелушившиеся частички кожи. В других вы узнаете тоненькие волоски и шерстинки животных. Третьи будут представлять зерна пыли, а другие и вообще невозможно установить принадлежность. Совокупность всего этого и есть пыль.

«Школьный мел»

Создание условий для определения состава школьного мела.

Школьный мел, предметное стекло, микроскоп.

Раскрошите школьный мел на предметное стекло и рассмотрите на малом и среднем увеличении, используя верхний свет.

Если мел хороший, то вы увидите частички раковин. Как они красивы. Мел - это меловые залежи, образованные из прессованных раковинок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным прое...

Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...

Проект «Этот удивительный микромир» для детей старшего дошкольного возраста

Внедрение информационно-коммуникационных технологий, в частности учебный микроскоп с нижней подсветкой в образовательный процесс ДОУ....