Презентация музея часов , конспект досуга "Путешествие в прошлое часов".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Самутенко Олеся Владимировна

Цель- создание условий для закрепления знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.
Программные задачи:

-Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями.

-Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

-Учить изготавливать простейшие водяные часы.

-Воспитывать целеустремлённость, умение взаимодействовать со сверстниками.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15669.pptx2.03 МБ
Файл puteshestvie_v_proshloe_chasov.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История возникновения часов

Слайд 2

Часы – Петух - Давным –давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат « Ку – ка – ре – ку !»

Слайд 3

Цветочные часы Цветы живут по «распорядку дня» и напоминают об этом нам, указывая время суток. Люди заметили это довольно давно. Но настоящие цветочные часы , «работающие» от дневного света, то есть основанные на фиксированном времени раскрытия и закрытия цветков у различных видов растений, впервые создал шведский ботаник Карл Линней в начале 20-х годов XVIII века [1]

Слайд 4

На смену солнечным часам пришли водяные . В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Слайд 5

Песочные часы С тех пор прошло немало лет, И люди поняли ответ, Что лишь песок, он есть один И бог, и царь, и господин!

Слайд 6

ОГНЕННЫЕ ЧАСЫ Первые огненные , или свечные, часы - это тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был своего рода звуковой сигнализацией времени.

Слайд 7

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки.

Слайд 8

Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить? Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают.

Слайд 9

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек . Посмотрите, какие красивые часы разработали люди!

Слайд 10

Если часы висят на стене. Как называются такие часы?

Слайд 11

Если часы стоят на полу. Как называются такие часы?

Слайд 12

Эти часы носят на руке. Они называются…

Слайд 13

Если часы носят в кармане. Дайте им название.

Слайд 14

Это старинные часы, они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название.

Слайд 15

Автор Борисова Елена Александровна Воспитатель МБДОУ «Детского сада « Аленушка » поселка Апраксино » 2012 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад № 53 «Лесная сказка».

Сценарий досуга «Путешествие в прошлое часов»,  для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель гр. № 11,

Самутенко О.В.

Новосибирск 2020

«Путешествие в прошлое часов»

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»
Цель- создание условий для закрепления знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.
Программные задачи:

-Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями.

-Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

-Учить изготавливать простейшие водяные часы.

-Воспитывать целеустремлённость, умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал: Телеграмма,  разнообразные часы (цветочные, песочные, водяные, механические, электронные), презентация «История возникновения часов», пластиковые бутылки ёмкостью 1,5 литра, ёмкости с водой, маркеры, конверт для рисунков, листы бумаги для рисования, цветные карандаши,

Приёмы.
Наглядные приёмы: (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления водных часов, наблюдение, показ образца, показ способа действий)
Практические приёмы: (упражнение (подражательное), моделирование- изготовление водных часов)
Словесные приёмы: (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка)
Игровые упражнения и задания: (загадывание загадки, дидактическая игра, воображаемая ситуация)

Интеграция: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Активизация словаря.
Сосуд, ёмкость, часы :водяные, цветочные, огненные, каминные.

Предварительная работа.
Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки». Рисование часов. Заучивание физминутки «А часы идут, идут…». Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время». Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки), рекомендации по обучению детей узнавать время по будильнику, подготовить с детьми рассказы о водяных, цветочных, песочных часах, изготовить макет цветочных часов. Просьба принести для мини- музея группы «Время» интересные экспонаты.

Ход мероприятия.

Воспитатель сообщает детям, что к ним должен приехать гном Тик-Такль и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает.
(В группу приходит телеграмма от гнома Тик-Такля).
«Дорогие ребята!
В моей волшебной стране «Времени» случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам. А мне так хотелось рассказать вам, какие были первые часы и как они изменились в наше время».

Воспитатель. Что произойдёт, если сломаются все часы?

Воспитатель. Ребята, а мы можем что-нибудь сделать для гнома.
Дети. Помочь. Предлагают свои ответы.
Воспитатель А как же мы теперь узнаем , какие часы были раньше?
Воспитатель подводит детей отправиться в путешествие в прошлое часов.
Воспитатель. – Как же нам попасть в прошлое?
Воспитатель. А где ещё можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют?
Дети. В музее.
Воспитатель. Дети, в нашей группе открыт интересный музей. А какие предметы в нём экспонируются, вы узнаете, отгадав загадку.
Мы днём не спим,
Мы ночью не спим,
И днём и ночью
Стучим, стучим.

Дети. Часы.
Воспитатель. Я приглашаю вас посетить выставку часов в музее. Какие правила поведения существуют для посетителей музея?
(Дети проходят в группу, где оформлена выставка часов)
Воспитатель. Дети, посмотрите на часы. Чем они похожи между собой?
Дети. У часов есть цифры, стрелки.
Воспитатель. Но не всегда у часов были стрелки. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое часов. Я расскажу вам историю появления часов, какие они были раньше. Но у меня будут помощники: Катя, Данил, Полина. Они для вас подготовили интересные рассказы.
Прошлое всё то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
Воспитатель. Дети, а что делает петух в музее?
(Ответы детей)
Воспитатель. Посмотрите на экран. (Дети подходят к экрану) (На экран проецируется фото с изображением петуха)
Давным – давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку – ка – ре –ку!» Как называются эти часы?
Дети. Петух.
Воспитатель. Какой петушок? (голосистый, горластый, весёлый и т.д.)
Воспитатель. Часы - петух были удобными часами? Почему?
(Их нельзя было взять с собой, можно было только вставать по ним и т.д.)
Воспитатель. Так же давным - давно люди заметили, что одни цветы раскрываются в
одно время, например, утром, а другие - днём, вечером. И придумали сделать цветочные часы. (На экран проецируется фото с изображением цветочных часов )
О них нам расскажет Катя.
(Дети садятся вокруг Кати)
Воспитатель. Но пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?
(Они «работали» только в солнечную погоду, днём, в тёплое время года)
Физминутка
А часы идут, идут: тик-так, тик-так, (Ходьба на месте)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

(Дети садятся на стулья)
Воспитатель. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. (На экран проецируется картинка с изображением водяных часов)
О водяных часах нам расскажет Полина.
Воспитатель. Я предлагаю вам сделать такие часы.
(Объяснение по изготовлению часов)
(Дети разбиваются на группы и подходят к столам с приготовленным оборудованием)
Практическая работа- изготовление водяных часов.
Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» — резервуар для воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку выливалась вода. Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Вода будет выливаться в нижнюю часть бутылки как в мисочку.
Воспитатель. Как вы думаете, удобны ли эти часы?
Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.
Воспитатель. Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько воды утекло!»
Воспитатель. Похоже устроены и песочные часы. (На экран проецируется картинка с изображением песочных часов) )
О них нам расскажет Данил.
(дети садятся на стулья)
Воспитатель. А эти часы были удобны?
( нет, их надо было постоянно переворачивать)
Воспитатель. А ещё люди придумали давным- давно огненные часы. (На экран проецируется картинка с изображением огненных часов)
Давайте пройдём на ковёр , я вам покажу эти часы.
(Дети садятся на пол )
Воспитатель. А эти часы были удобны?
(Нет, они «работали» только в помещении, где нет ветра)

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
“Задуй свечу”.

Цель: способствовать снятию психическое напряжение.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
Физминутка (дети садятся ).
Воспитатель. Время шло. Люди придумывали всё новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. (На экран проецируется картинка с изображение механических часов) Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А ещё позже- секундная.
Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить?
Не нуждаются в заводе электронные часы. (На экран проецируется картинка с изображением электронных часов) Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают. Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали.
Дидактическая игра «Дай название часам» (На экран проецируются картинки и фотографии с изображением разных видов часов, необходимо дать им название).
Цель: развивать внимание, мышление, восприятие.
Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу. А как же гном Тик-Такль узнает, что мы были в музее часов?
Дети. Мы нарисуем часы, о которых мы сегодня узнали, и отправим их гному Тик- Таклю.
Воспитатель. О каких часах вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Почему? Я вам выдам специальные листы бумаги с печатью гнома . После того, как вы нарисуете часы, о которых узнали во время нашей экскурсии, нарисуйте настроение гнома, которое будет у него после получения письма с рисунками.
(Дети  рисуют  часы.  Во время работы детей педагог интересуется, какие часы рисуют дети. Затем дети дорисовывают гнома, его настроение. Рисунки складываются в конверт для гнома .)
Воспитатель. Давайте пополним наш музей часами из прошлого. (Дети расставляют цветочные, водяные, песочные, огненные часы в музей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Путешествие в прошлое часов"

С проблеммой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотре...

Презентация "Путешествие в прошлое часов"

Презентация "Путешествие в прошлое часов" для детей старшей группы по книге О.В. Дыбиной "Что было до..."...

Пояснение к слайдам презентации "Путешествие в прошлое часов"

Текст к презентации "Путешествие в прошлое часов" дя старшей группы...

Презентация к занятию "Путешествие в прошлое часов"

Последнее время обязательно использование ИКТ в ДОУ. Презентация на экране- одна из простеших технологий....

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....

Презентация "Путешествие в прошлое часов"

История создания часов насчитывает несколько тысяч лет. Издавна человек пытался измерить время, сначала по дневному и ночному светилам и звездам, затем с помощью примитивных приспособлений и, наконец,...

Презентация "Путешествие в прошлое часов!"

Презентация по теме "Прошлое часов"...