Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бурылева Марина Арсеновна

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_chasov._prirodnye_chasy.docx120.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №15 «Ракета»

 города Калуги

Конспект

 непосредственно - образовательной деятельности по реализации

ОО «Познавательное развитие»

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в прошлое часов (природные часы)»

Подготовила  и провела:

воспитатель

высшей кв.категории

Бурылева Марина Арсеновна

Калуга 2017 -2018

Дидактическое обоснование образовательной деятельности

Тема

Путешествие в прошлое часов (природные часы)

Образовательная область

Познавательное развитие

Форма педагогического мероприятия

Непосредственно - образовательная деятельность

Возраст детей

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Цель

  1. Знакомство детей с историей появления часов

Задачи

  1. 1. Познакомить детей с историей определения времени в древнее время
  2. 2. Развивать познавательный интерес к истории часов, развивать умение определять время по природным часам
  3. 3. Воспитывать умение слушать.

Предварительная работа

1. Беседы с детьми о времени, часах.

2.Рассматривание иллюстраций в альбоме «Часы»

3.Чтение стихотворений, сказок, загадок о часах и времени

4.Прослушивание песен о часах

5. Работа  над проектом «Изучаем время»

6.Лэпбук «Часы» - дидактические игры.

Средства обучения

Экспонаты мини-музея «Часы»: природные часы. Д.и. «Определи время суток по солнцу», д.и. «Цветочные часы». Телевизор, мультфильм «Часы с кукушкой».

Форма  организации обучения

Групповая

Структурные части образовательной деятельности

Содержание заданий

Деятельность

Форма организации

Результат

Педагога

Детей

Вводная часть (организационная)

Введение в тему занятия

Любой предмет имеет свою историю, мы с вами недавно познакомились с историей появления домов, книги, а как вы думаете, у часов есть история?

Показывает тематический альбом «Часы»

Воспитатель предлагает детям отправится в путешествие прошлого часов.

Дети слушают, отвечают, что у часов есть история.

Дети соглашаются познакомится историей появления часов

Групповая

(дети стоят полукругом)

Групповая

(садятся на ковер полукругом)

Положитель-ный настрой детей на совместную деятельность.

Мотивация

к предстоящей деятельности

Проявление заинтересованности, желание узнать

Основная часть

Рассматривание экспонатов из раздела 1 «Природные часы» мини музея «Часы»

Рассказывает детям о том, как определяли время древние люди по крику петуха.

Рассказывает детям о том, как определяли время древние люди по положению солнца с показом д.и. «Определи время суток по солнцу»

Д.и. «Определи время суток по солнцу»

Рассказывает детям о том, как определяли время древние люди по положению цветку с показом макета «Цветок в разное время суток»

Физкультминутка «Цветы»

Рассказывает детям о появлении настоящих цветочных часов с показом иллюстраций из альбома «Часы»

Знакомит с д.и. «Цветочные часы»

- Человек научился определять время еще в давние времена. Помощником в определении времени ему служили природные часы, назовите их.

Петушок (игрушка)

Когда древний человек начал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке времени – петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Голосистого петушка часто использовали в качестве будильника. Первый раз петух начинал кричать, когда солнце еще и не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок и договариваться о встрече. Например, можно было сказать: «Завтра пойдем в лес за грибами и ягодами. А встретимся после третьих петухов, т.е. когда пропоют третий раз». 

Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами, которые человек начал использовать с древнейших времен. До сих пор многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком-нибудь деле, ориентируясь на положение солнца.

- По данным картинкам можно определить время дня по положению солнца. Восход солнца, утро. Солнце в зените, это значит,  время обедать, т.е. полдень.

Солнце над лесом, вечер. Закат солнца, пора спать.

В  старину мама могла так наказать детям летом во время каникул

«Солнце всходит, пора вставать. Можно идти на рыбалку». «Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените, приходите обедать». «Когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища».  «Когда же солнце коснется линии горизонта, пора спать».

- Цветы помогали древним людям определить время суток, ночью они закрываются, утром начинают раскрываются, днем полностью раскрыты, а к вечеру вновь закрываются постепенно.

Динамическая пауза (Приложение 1)

Первым, кто заинтересовался таким поведением цветущих растений, был великий шведский ученый Карл Линней (1707-1778). Линней открыл и изучил явление, которому дал название "сон цветов". Он долго наблюдал за тем, как "просыпаются" и "засыпают" цветки. Изучая эти ритмы, учёный установил их закономерности у разных растений и нашёл для своих наблюдений практическое применение. Однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней были посажены растения, которые распускали и закрывали венчики в строгой очерёдности и последовательности. Эти необычные часы были гордостью хозяина и немало удивляли многочисленных гостей учёного. 

Если все цветы посадить на  одной клумбе, то получатся настоящие живые цветочные часы.

Правда время по таким часам можно будет определить только в солнечную погоду, ведь их «ход» напрямую зависит от солнца. В пасмурный день некоторые цветки вовсе не раскрываются или цветочные часы начинают обнаруживать значительные погрешности.

        Цветочные часы стали оригинальным украшением для многих городов мира.

В нашем городе тоже есть «цветочные часы».

Предлагает детям поиграть в игру «Цветочные часы», расположив цветы согласно определенному времени. Создать свои цветочные часы.

Дети рассматривают экспонаты, называют: петушок, солнце, цветы.

Дети слушают рассказ воспитателя

Дети слушают рассказ воспитателя,

Знакомятся с д.и. «Определи время суток по солнцу» и играют

Рассматривают макет с цветком в разное время суток

Выполняют физкультминутку стоя

Слушают рассказ воспитателя и рассматривают иллюстрации

Дети прикрепляют цветы на прищепках согласно определенному времени

Групповая (дети сидят на ковре полукругом)

Групповая (сидят на ковре полукругом)

Групповая (сидят на ковре)

Индивидуальная дети выкладывают картинки на магнитной доске согласно вопросу воспитателя

Определяют время по бутону цветка

Дети сидят полукругом на ковре

индивидуальная

Знакомятся с экспонатами природных часов.

Знакомятся с определением времени по крику петуха)

Знакомятся с определением времени по солнцу

Закрепляют свои знания о солнце.

Закрепляют свои знание о цветах.

Знакомятся с цветочными часами.

Закрепляют представления о цветочных часах

Заключительная часть

Анализ работ

Предлагает детям встать в полукруг, посмотреть на экспонаты природных часов, и передавая каждый экспонат по очереди из рук в руки вспомнить, что же новое мы сегодня узнали, вспомнили, что уже.

- Молодцы, все вспомнили, а наши экспонаты отправляются на полку в мини-музей «Часы»

 Предлагает детям посмотреть мультфильм «Часы с кукушкой»

Дети, каждый по очереди рассказывает, о том, что он узнал нового или, что понравилось, что он запомнил.

Дети смотрят мультфильм

Групповая, стоят около экспонатов

Дети сидят на ковре

Удовлетворение от собственных  ответов

Приложения

Приложение 1

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) 

Материал, используемый во время подготовки к образовательной деятельности 

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/03/26/proekt-zhivye-chasy

http://img4.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-07-08/11614.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов»

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия – экскурсии в мини-музей ДОУ «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»

Цель: Приобщать детей к музейной культуре через создание в группе музея часов. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие.Задачи: познакомить детей с историей происхождения часов-будильни...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме "История часов. Водяные часы"

Время является регулятором жизни и деятельности ребенка в разные периоды жизни. Много трудностей приходится преодолевать ребенку, у которого не развиты временные различения. Поэтому уже в дошкольном в...

Конспект познавательной беседы в старшей группе «Часы. История часов»

Конспект познавательной беседы в старшей группе«Часы. История часов»Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов,...