Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

    Халилова Эльза Фларидовна

    Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

    2. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

    3. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_femp_chasy_istoriya_chasov.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП

    «Часы. История часов»

    Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.

    Задачи: 

    1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

    2. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

    3. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

    Словарная работа:

    Активизация - часовой, часовщик, водяные, солнечные, масляные;

    Пассивный словарь - циферблат, механические, электронные.

    Материалы

    Для воспитателя: картинки с изображением разных часов (настенных, напольных, ручных, каминных); макет часов с движущимися стрелками, ТСО для демонстрации фото, тетради, карандаши простые, кукла – Волшебница Времени, мольберт.

    Для детей: макет часов с движущимися стрелками.

    Ход занятия:

     I. Организационный момент.

    Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

     -Мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаём своё тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою самую очаровательную улыбку

    От улыбки в хмурый день светлей

    От улыбки в небе радуга проснется

    Поделись улыбкою своей

    И она к тебе не раз ещё вернётся.

    II. Основная часть.

    - Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

    -Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени». Как вы думаете на чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени).

    - Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка)

    - Вот мы и добрались. Смотрите, нас встречает Волшебница Времени (появляется кукла).

     - Здравствуйте ребята, наверное, вы любите узнавать что-то новое и поэтому пожаловали ко мне в гости? Ну, тогда отгадайте мою загадку:

    На руке и на стене,

     И на башне в вышине,

    Ходят, ходят ровным ходом

     От восхода до захода.

                                            (Часы)

    - Все так думают? Верно - это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей)

    Волшебница Времени  предлагает детям занять места перед ТСО.

    -Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные (показ фото на ТСО). Но пользоваться ими человек не всегда мог.

    - А как вы думаете, почему? (Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время) .

    - Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать)

    - Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло! »

    - Затем изобрели часы - свеча, или огненные часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов? (Свеча может упасть и случится пожар.)

    - Верно.

    С тех пор прошло немало лет,

    И люди поняли ответ,

    Что лишь песок он есть один

    И бог, и царь и господин.

    И придумали песочные часы. (Показ слайдов.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?

    - Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.

    Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.

    Дети выполняют задание.

    —        Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)

    —        Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)

    —        Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.

    —        Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.)

    —        Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)

    —        Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

    При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.

    Физминутка.

    Игра “Ходят стрелочки по кругу”

    На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

    Мы часы - наш точен ход,

    Водят стрелки хоровод.

    ходят стрелочки по кругу

    И хотят догнать друг друга,

    (дети ходят по кругу, взявшись за руки)

    Стрелки, стрелки не спешите

    Вы нам время подскажите.

    (дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой) .

    Игра повторяется 2-3 раза.

    III. Самостоятельная работа.

     Воспитатель: А теперь, давайте сядем за столы и в тетради выполним задание (В.П.Новикова. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет, стр. 30) Как вы думаете, что нужно здесь сделать? (Ответы детей.)

    Воспитатель: Рассмотрите часы на рисунке. Обведите карандашом часы, которые показывают время неправильно. Задание выполняется с комментированием: - На первом рисунке показано время 3 часа, поэтому мы эти часы не обводим (работа самостоятельно).

    Воспитатель: А теперь скажите, как называются часы, которые:

    Висят на стене - … (настенные)

    Стоят на полу –… (напольные)

    Стоят на столе –… (настольные)

    На руке –… (наручные)

    Лежат в кармане –… (карманные)

    Стоят на камине – (каминные)

    -Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

    -Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

    Воспитатель: Посмотрите, какие еще бывают часы (рассматривание разных часов). Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад в группу. Давайте попрощаемся с Волшебницей Времени.

    Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу).

    IV.Итоговая часть

    Воспитатель:- Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают).

    Воспитатель: Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно - присядьте. Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени? Волшебница Времени подарила вам подарок - задание для каждого ребенка «Который час? » (определить какие часы показывают одинаковое время и раскрасить их попарно в одинаковые цвета).

    Спасибо за работу, можно рассмотреть подарки Волшебница Времени.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП "Спасти Василису"

    Данный конспект разработан как итоговое мероприятие за I полугодие....

    Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП "Путешествие по сказке"

    Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП "Путешествие по сказке"...

    Конспект НОД в подготовительной группе по теме "История возникновения книги"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе на тему «История появления книги»Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б. Цель – ...

    Конспект нод в подготовительной группе по ФЭМП с применением ИКТ

    Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП с применением ИКТ: " Поможем фиксикам"....

    Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП "Знакомство с числом 7"

    Дать  представление о составе числа 7, навыки счёта в пределах 10.Продолжать формировать временные представления (дни недели).Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой.Развивать п...

    конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП "Занимательная математика"

    Обучающие задачи. Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах десяти, закреплять последовательность натурального ряда чисел в порядке возрастания и убывания в ...

    Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП "Мир математики"

    Нод: "Мир математики"Образовательная область: «Познание»Тип: интегрированноеИнтеграция образовательных областей:«Коммуникация» + «Социализация» ...