«Формирование основ экологического мировоззрения старших дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова указывают на то, что в дошкольном возрасте нельзя говорить об экологической культуре в прямом смысле, здесь можно формировать только её предпосылки, закладывать её первоначальные основы. Данная методическая разработка содержит информацию о напрвлениях педагогической работы в ДОО по формированию основ экологического мировоззрения старших дошкольников и конспекты образовательной деятельности со старшими дошкольниками по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_ekologicheskogo.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Формирование основ экологического

мировоззрения старших дошкольников»

Автор – составитель: воспитатель Райкова М.А.

Стандарт дошкольного образования направляет познавательное развитие детей, их любознательность и познавательную мотивацию на формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческую активность; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из этого, экологическое образование в дошкольном возрасте призвано закладывать основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, а также формировать базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру.

Особое значение организация работы по экологическому  образованию имеет в дошкольном детстве, когда «закладывается» фундамент личности. Именно природа на этом возрастном уровне по праву является одним из эффективнейших средств комплексного развития ребенка.

У детей дошкольного возраста, в силу их возрастной специфики, не только возможно, но и достаточно легко сформировать и систему представлений о природном окружении, и необходимые умения и навыки гуманного, ответственного взаимодействия с природой, воспитать основы ценностного отношения к ней, привычку позитивного поведения и деятельности, субъектное к природе отношение.

В работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.М. Мамедова и других ученых экологическое образование определяется как процесс обучения, воспитания и развития экологически направленной личности, предусматривающий формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова указывают на то, что в дошкольном возрасте нельзя говорить об экологической культуре в прямом смысле, здесь можно формировать только её предпосылки, закладывать её первоначальные основы.

О.М. Газина, В.Г. Фокина основной целью экологического образования детей дошкольного возраста считают воспитание в начальных формах экологической культуры личности, показателями которой являются экологическая образованность, культура деятельности и поведения, культура чувств. Достижение данной цели во многом связано с определением содержания знаний о природе, умений и навыков гуманно-созидательного, эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами.

Данная цель конкретизируется авторами в задачах, решение которых предусматривает следующее:

- формирование системы природоведческих знаний, основ миропонимания, системы познавательных умений, практических умений и навыков по уходу за растениями и животными;

- воспитание бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому;

- развитие у детей эстетического восприятия природы;

- воспитание культуры поведения в природе.

Современной психолого-педагогической литературой определено содержание экологического образования детей дошкольного возраста (А.Н. Захлебный, Л.В. Моисеева, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегинаи др.). В его основу положено четыре взаимосвязанных компонента: научно-познавательный, ценностный, нормативный и практически-деятельностный.

Научно-познавательный компонент обеспечивает развитие у детей познавательного отношения к окружающей среде. Для детей дошкольного возраста весь комплекс знаний о природе окрашен интересом, способствующим формированию их отношения к природно-социальному окружению, а также формированию мировоззренческих установок.

Ценностный компонент, по мнению Е.В. Гончаровой, является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности. Именно он формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, экологические ориентации на многостороннюю общественную и личностную значимость природы; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов природопользования и прогнозу состояния окружающей среды на разных уровнях; призывает подрастающее поколение вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный компонент содержания образования ориентирует на систему моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, определяющих отношения общества и природы .

Знания и ценностные ориентации являются важнейшими регуляторами поведения и деятельности человека в социоприродном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях к другим людям, к природным объектам, своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в детском саду необходимо уделять особое внимание этому аспекту содержания образования.

Практически-деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность является результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношения человека с окружающим миром.

Данный компонент содержания экологического образования способствует формированию познавательных, практических и творческих умений экологического характера, привычки соблюдать экологические нормы и правила поведения; развивает волевые качества личности; учит проявлять активную жизненную позицию в решении экологических проблем.

Экологическая культура как культура взаимоотношений человека с природой базируется на эмоциональной отзывчивости людей, чувстве ответственности каждого за состояние биосферы, стремлении жить в созвучии с природой, строгом соблюдении правовых законов. В ее структуре выделяют мотивационный, аксиологический, гностический, этический, операционно-деятельностный и эмоционально-волевой компоненты, которые свидетельствуют о том, что экологическая культура – интегративное качество и важнейшее свойство личности, отражающее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде. Ее сущностью, указывает Н.М. Мамедов, является «совмещение социального с природой, их единство». Она формирует способность соизмерять свои потребности с природными возможностями.

Основой экологической культуры, её духовной составляющей, является экологическое сознание. Л.С. Выготский определяет сознание как высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, который присущ только человеку как социальному существу.

Экологическое сознание, по мнению В.В. Глебова, формируется на основе знаний, полученных в результате общения с объектами внешнего мира, а также в процессе обучения, и анализа этих знаний. Важнейшей характеристикой экологического сознания является его активность. На основе полученных знаний экологическое сознание формирует поведение в отношении существующих экологических проблем, направленное на стабилизацию или изменение взаимоотношений с природой и ее объектами. Оно реализуется через чувства, мотивы, интересы, поступки, действия и деятельность. Высшим продуктом деятельности экологического сознания являются ценности, отражающие двойственность человека как субъекта, противопоставляющего себя природе, и как субъекта, являющегося неразрывной частью этой природы.

С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин под экологическим сознанием понимают «совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе, существующее отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней». Структурными элементами экологического сознания являются интеллектуальная сфера личности, ответственное отношение к природе на уровне убеждения, чувственная сфера (моральные и эстетические чувства), а также волевые устремления.

Процесс формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, по мнению Л.Д. Ольковой, представляет собой один из важнейших разделов дошкольного образования и должен стать основой всего учебно-воспитательного процесса.

Современной наукой анализируется еще один структурный компонент экологической культуры – экологическая деятельность личности, которая рассматривается учеными в двух основных направлениях:

-        как внешняя, практическая деятельность, непосредственно направленная на сохранение, восстановление улучшение природной среды обитания и на совершенствование экологических отношений людей (экологическое обучение, образование, воспитание);

-        как деятельность внутренняя, духовная, направленная на саморазвитие, экологическое самообразование и самовоспитание человека; она является подсистемой экологической культуры и тесно связана с экологическим отношением и экологическим сознанием.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте предусматривает единство знаний, эмоциональных переживаний, деятельностного отношения к природе.

Образовательная деятельность по познавательному развитию

 детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Почему исчезают животные?»

Цель: 

дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить почему нужно охранять животный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, черный аист, морские коровы редчайшие). Внушить сочувствие к животной природе, научить сопереживать.

Материал и оборудование:

  1. Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты), морская корова.
  2. Шапочки, маски редких животных (гепард, олень, зубр), шапочка-маска цветка.
  3. Фонограммы: песенка мамонтенка, голоса домашних  и диких животных
  4. Видео изображающее море, шум волн, звуки природы (крик чаек, дельфинов)
  5. Эмблемы – «Мы юннаты» по количеству детей
  6. Сумка почтальона, письмо
  7. Красная книга
  8. Красные и зеленые кружки по количеству детей (для игры).

Ход занятия.

Звучит фонограмма песни мамонтенка «Пусть мама услышит».

Воспитатель: Ребята, вы узнали, эту мелодию?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, эта песенка мамонтенка, из хорошего доброго мультфильма, о том как малыш искал свою маму.

Когда я шла к вам, встретила почтальона, он передал мне письмо. Вам интересно знать от кого оно?

Воспитатель читает письмо и сообщает: Что это письмо от мамонтенка из мультфильма. Он сейчас путешествует по странам и ищет свою маму. Животные, которых он встречает, сказали ему, что мамонты это вид давно исчезнувших животных. Мамонтенок не знает, что обозначает слово (исчезнувшие) и просит детей помочь ему узнать: Почему исчезают животные? И что делать что б их защитить?

Ну что поможем мамонтенку?

Предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем мы отправимся, вы узнаете отгадав загадку:

  Это что чудеса? Дует ветер паруса

  Ни паром ни дирижабль, По волнам плывет…(корабль)

На экране видео с морской тематикой.

Воспитатель и дети в движениях имитируют шум волн, полет чаек, плавание дельфинов.

Дети садятся на место.

Воспитатель: Мы попали с вами в прошлое, в то время наша планета выглядела не так как сейчас, раньше росли другие деревья, кустарники и обитали совсем другие животные.

Животные, которых нет больше в природе, называют исчезнувшим видом.

Каких исчезнувших животных вы знаете?

На экране фото динозавров, мамонтов.

Воспитатель: существовали еще одни животные «морские коровы» послушайте рассказ о них.

Чтение рассказа «Морские коровы»

Много лет тому назад у далеких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодная смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки назвали их морскими коровами. Мясо морских коров казалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить суденышко и уплыть домой. Прослышав об удивительных животных другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Ученые долго надеялись, что где-то еще водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Вопрос: Каких удивительных животных встретили моряки? Почему исчезли морские коровы?

Пояснение воспитателя

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли жить, третьих  выловили хищники, исчезли животные и из-за перемены климата.

Воспитатель: И так мы увидели вымерших животных и узнали причины их исчезновения. И нам пора возвращаться в наше время. Для этого предлагаю послушать голоса зверей и сыграть в игру «Угадай, чей голос»

Перед вами карточки красного и зеленого цвета. Если вы слышите голос домашнего животного поднимите зеленую карточку, если дикого то красную, после назовите животное, которому принадлежит голос.

Молодцы, вы справились с заданием. Давайте узнаем, что происходит сейчас на планете с животными. В наши дни тоже есть животные, которых осталось очень мало. Они находятся на грани исчезновения и называются редкими (вставить слайд-шоу)

Это происходит потому что люди не жалеют их и уничтожают для своих целей. Еще животные гибнут из-за загрязнения окружающей среды. Постепенно животных остается все меньше и меньше.

И вот в 196-х годах ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет-это цвет надвигающей опасности. Внимание! Остановитесь, оглянитесь, подумай, человек!!!

Ученые создали Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезнувшие растения и животные всей планеты Земля.

В каждом государстве есть своя Красная книга.

А сейчас ребята представят нам редких животных занесенных в Красную книгу и прочтут о них стихи.

Гепарт: Этот зверь бежит так быстро,

              Что догнать его никак,

               Но свою добычу шустро

              Догоняет просто так.

Олень:  Он других не обижает

              Ест траву, в лесу гуляет

              Но ветвистыми рогами

              Может справиться с волками.

Зубр:  Он хозяин леса, рощи,

           Обладает силой, мощью.

           Охраняется законом.

           Вес его в пределах тонны.

           Высота-два метра в холке,

           Близоруких глаз две щелки.

           Есть рога, и есть копыта

           Тело шерстью все покрыто.

Дети с изображением зверей стоят в центре.

Воспитатель: А теперь давайте послушаем что нам скажет природа (девочка с шапочкой маской цветок)

          Дерево, трава, цветок и птица

          Не всегда умеют защититься

          Если будут уничтожены они,

          На планете мы останемся одни.

Воспитатель: Все-все-все на свете

           На свете нужны!

           И мошки

           Не меньше нужны чем слоны.

           Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

           И даже без хищников,

           Злых и свирепых!

           Нужны все на свете!

           Нужны все подряд-

           Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

           Мы все-таки очень друг другу нужны.

           А если нам кто-то лишним покажется,

           То это конечно ошибкой окажется.

           Все-все-все на свете нужны!

           И это все дети запомнить должны!

Поздравляю, с этого момента вы стали юными натуралистами, детьми, которые любят и защищают природу. Одеть эмблемы юннатов!

       

 

Образовательная ситуация по экологическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема: «Земля – наш общий дом».

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о планете Земля.

2. Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.

3. Формировать желание любить и беречь Землю.

4. Расширять представления детей об охране природы.

Материал

- Глобус

- Карта, на ней красными кружками обозначены исчезающие виды животных

- Картинки к дидактической игре: «Живое – неживое»

клип «Земля - наш общий дом»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель

Дети, отгадайте загадку:

 -На ноге стоит одной

Крутит – вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Что это?

 (Глобус)

Глобус – модель планеты Земля, уменьшенная копия земного шара.

Посмотрите на него – какая у него форма?

Дети  

Глобус имеет форму шара.

Воспитатель

А какого цвета глобус?

Дети

Разноцветный.

Воспитатель

А как вы думаете, почему? Не знаете? Я вам подскажу. Ученые договорились обозначать на глобусе, на карте -  воду – голубым цветом (причем чем глубже водоем, тем темнее цвет), леса – зеленым, горы – коричневым цветом, причем чем выше участок горы, тем коричневый цвет темнее, песчанные пустыни – желтым цветом, а ледники – белым.

Воспитатель

Ребята, посмотрите внимательно на глобус: какого цвета больше всего?

Дети:

На глобусе больше всего голубого, синего цвета.

Воспитатель

Значит, какой вывод можно сделать?

Дети

На Земле очень много воды.

Воспитатель

Верно, правильный вывод. Молодцы дети! Есть на нашей планете Земля и леса, и реки, и моря и океаны, высокие горы и прекрасные цветы!

Давайте вспомним стихотворение, которое мы  выучили недавно.

Дети

1.Наш дом родной, наш общий дом

Земля, где мы с тобой живём

Ты только посмотри вокруг

Тут речка, там зелёный луг

2. В лесу дремучем не пройдёшь

Воды в пустыне не найдёшь.

А где-то снег лежит горой

А где-то жарко и зимой…

3. Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря –

Всё называется – Земля!

Воспитатель

А теперь внимание на карту.

Рассмотрите, что изображено на карте?

Дети

На карте изображены разные животные, которые живут на Земле.

Воспитатель

Как вы думаете, а если мы все – люди, птицы, звери, насекомые, деревья, травы и цветы – все живем на одной планете Земля, как можно назвать нашу планету?  

Дети

Планету Земля можно назвать нашим общим домом!

Воспитатель

А как должны себя вести те, кто живет в одном доме? Вы заботитесь о своих близких, маме, папе, бабушке? А как? Убираетесь, делаете добрые дела, заботитесь, чтобы было чем покормить близких людей, чтобы в доме был чистый свежий воздух, вода.

А как мы можем позаботиться о тех, кто вместе с нами живет на Земле?

Давайте проверим ваши знания с помощью игры – Что полезно, а что вредно жителям Земли. Договоримся, если я произнесу верное на ваш взгляд утверждение, то вы хлопаете, а если неверное, то вы топаете.

         Если у тебя грязная машина, можно подъехать к реке и помыть её речной водой, течением грязь унесет!

        В летнюю жару я каждый день поливаю березку и цветы под окном.

        Смотрю интересный фильм, а на кухне капает вода из крана, досмотрю, потом закрою кран.

        Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

        Когда на улице очень холодно, нужно сделать для птиц кормушки.

        Пошли мы с мамой в лес, а там цветов на полянке – видимо-невидимо! Нарвали мы цветов побольше – и не один букет, а много для бабушки, для дедушки, для папы, для тети…

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем-

Объяснить не могу.

В стакане он день постоял –

И завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

                     /В. Викторов «Цветок»/

        Сломаю ветку, сделаю рогатку, и ну по воробьям да кошкам стрелять – весело!

        В жару бездомным животным в городе хочется пить, налью водичку в пластиковые миски, напою дворовых кошек и собак

        Когда в городе много автомобилей дышится легко и полезно для здоровья!

        Отдохнули мы в парке у реки, костер пожгли, а потом весь мусор и горящий костер оставили и ушли домой.

        Я всегда смотрю под ноги, чтобы случайно не раздавить малютку муравья или паучка

        В городском парке, в лесу, возле моря воздух чистый и полезный для здоровья!

        Я много читаю книг о растениях и животных, чтобы узнать, как они живут, и как я могу позаботиться о них.

Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием!

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

Воспитатель

А теперь я хочу вам задать вопрос: что же будет, если человек не будет заботиться о природе, сохранении чистого воздуха, воды, будет убивать животных, губить леса?

Дети

Тогда будет плохо всем, и человеку тоже. А некоторые животные могут совсем исчезнуть с лица земли.

Воспитатель

Для сохранения редких и исчезающих растений и животных учёные создали специальную «Красную книгу», в которую заносят эти виды. Почему красную? Потому что красный  цвет – это цвет опасности, этот цвет говорит нам – остановись! Нужно что-то делать, чтобы спасти вымирающих животных или исчезающие растения!

Книга постоянно изменяется, а все листы в ней разного цвета? Красные листы – если животных и растений осталось очень мало (менее двух тысяч) ; жёлтые – если вид быстро уменьшается, сокращается; белые – вид животных обитает только в одном единственном месте на планете; зелёные – если численность вида восстановлена, т. е. люди помогли их спасти от полного исчезновения.

Предлагаю вам, дети, посмотреть на тех животных, которых осталось очень мало на земле.

Презентация «Красная книга»

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

Ребята, а вы хотите создать портрет нашей прекрасной планеты, нашего общего дома – Земля?

А раз дом у нас общий, то и портрет Земли мы будем создавать все вместе. Я вам сейчас раздам небольшие листы бумаги непривычной, неправильной формы. Почему они такие, объясню позже.

Игра: «Земля наш общий дом» (соедини пазлы)

Полюбуемся – вот какая красивая наша Земля, наш общий дом!

Итог занятия:

Ребята что вы нового узнали сегодня?

Чему вы научились?

Какие выводы вы сделали для себя?

Я благодарю вас за то, что вы были активными и творческими и в заключение предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о нашей красивой Земле.

Клип Земля наш общий дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ исследовательской компетенции дошкольников

    Если мы говорим о компетенции дошкольника, то речь, по-видимому, должна идти о формировании основ ключевых компетенций, ряд из которых формируются  в дошкольном возрасте (исс...

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы

В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...