Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом через проектную деятельность.
материал по окружающему миру (старшая группа)

Мамраева Ольга Николаевна

Работа по  ознакомлению с космосом проводилась в течение года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya.docx84.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                    «Средняя общеобразовательная школа № 4»

                                         (дошкольные группы)

                                         ОПЫТ РАБОТЫ

    «Формирование познавательной активности

         детей старшего дошкольного возраста

         посредством ознакомления с космосом

                             через проектную деятельность»

Выполнил: воспитатель МБОУ «СОШ № 4» (дошкольные группы)

                                       О. Н. Мамраева

                                        Еманжелинск, 2016г

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………..  2-6

Глава 1. Теоретическое содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом, через проектную деятельность

  1. Проектная деятельность как элемент  образовательной среды………………………………………….......................................7-10
  2. Особенности познавательного развития

старших дошкольников……………………………………………….10-16

  1. Формирование у старших дошкольников

представлений о космосе……………………………………………..16-19

Глава 2. Практическое содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом

 2.1. Развитие познавательных интересов старших

дошкольников через ознакомление с космосом…………………………...20-24

2.2.  Создание условий для самостоятельной и совместной

с взрослыми деятельности детей в рамках темы «Космос» ………………24-32

3.3. Реализация проекта «Тайны космоса» ………………………………...32-36

Заключение……………………………………………………………………37

Список литературы…………………………………………………………...38

Приложения

Введение

Дошкольное детство - период ознакомления детей с окружающим миром. Немаловажно в формировании познавательных интересов дошкольников использовать разнообразные темы.

В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

    Веками люди вглядывались в ночное небо, пытаясь понять, что скрыто в его бездонной черноте. Многие народы представляли себе небеса огромной непрозрачной сферой, которая покрывает плоскую землю, словно гигантский колпак. За ним пылает яростный космический огонь, отблески которого видны ночью сквозь крошечные отверстия – звезды. Любопытно, что маленькие дети порой воображают себе небо именно таким. Как и нашим далеким предкам, им еще не хватает знаний, чтобы составить более верную картину мира.

      Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения

на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

     Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Особенно тема космоса привлекает дошкольников, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.

       Космос – это дом Земли, живя в доме, необходимо этот дом знать. С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения, самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Дети, подобно древним людям находятся в слиянии с природой, а потому всё что их окружает, кажется им таким родным и интересным. С раннего возраста их интересуют загадки Вселенной.

      Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствует развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения, создаёт основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира. Астрономия – не просто описательная наука, знание которой современному человеку крайне необходимо. Ведь живя в доме, необходимо этот дом знать. А Космос – это дом Земли. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к образованию.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина,

А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).

В педагогической науке главенствующее место занимают работы

И. Куликовской и Р.Чумичовой. Они обосновали понятие картины мира космоса, в том числе и у детей старшего дошкольного возраста, определили структуру этого психологического образования, предложили современную инновационную технологию и методологию, на концептуальные основы которой мы опиралась.

В. Анисимова, разработала содержание знаний и представлений о Космосе для детей разных возрастных групп, систему занятий соответствующей тематики, требования к предметному-наглядному оборудованию.

Н. Виноградова разработала систему практических задач на материале ознакомления с природой Космоса, ставившие ребенка в ситуацию поиска связей и закономерностей в природе.

Д. Петяева исследовала представления детей дошкольного возраста о живой природе в контексте становления основ их мировоззрения, на материалах ознакомления с природой Космоса. 

Широко исследовали и проанализировали эту проблему К. Крутой и

А. Каплуновская, создав в 2002 году программу и методические рекомендации "Природа Космоса", где вниманию воспитателей и методистов были представлены задачи по ознакомлению детей разных возрастных групп с Космосом и оптимальные пути решения этих задач. 

Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, мною было отмечено, что в ней не достаточно ярко представлен раздел по развитию первоначальных представлений о космосе.  

      Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных занятий. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей дошкольника.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Гипотеза: формирование элементарных представлений о космосе через проектную деятельность способствует повышению уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование элементарных представлений о космосе через проектную деятельность

Предмет исследования: процесс формирования у детей основ астрономии в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования: изучить формирование элементарных астрономических представлений в старшем дошкольном возрасте через проектную деятельность.

Задачи исследования:

1. изучение литературы по теме исследования;

2. выявление познавательных интересов к изучению темы «Космос» детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность;

3. разработка проекта, направленного на увеличение познавательной активности детей.

4. сделать выводы по результатам реализации проекта

     Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Дошкольник, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа воспитанников. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию образовательного пространства.

Глава 1.Теоретическое содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом, через проектную деятельность

  1. Проектная деятельность как элемент образовательной среды

XXI  век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.

   Образовательный процесс дошкольного учреждения направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства. Выросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

   Метод проектов впервые как образовательная технология возник в XX веке в США. Его называли методом проблем. Этот метод характеризовался индивидуальной работой по совместно составленному плану. Суть метода проектов заключается в том, чтобы стимулировать интерес субъекта обучения к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и через проектную деятельность, которая предусматривает решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. То есть от теории к практике.

    В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов дошкольного образования к проектам, к педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. В ходе реализации проекта можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.

     Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и оберегать умения.

    Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что значит стремление ребенка к углублению в проблему. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.

    Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать, преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственный за опыт своей деятельности, свои поступки.

     Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющихся знаний и умений
  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество детей
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем

Проектная деятельность включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы
  • целенаправленную детскую деятельность
  • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом
  • результат деятельности, как найденный детьми способ решения проблемы проекта

        Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

     Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает самостоятельность, творчество, умение планировать работу в коллективе и познавательную активность. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

  1. Особенности познавательного развития старших дошкольников

Одним из главных аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Познавательная активность дошкольников очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы.

Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательно развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Согласно позиции Д. Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста [2]. Познание ребёнка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально.

У дошкольников 6-7 лет познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность [1].

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок может многое.

Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Тип его мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка.

Восприятие ребёнка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребёнок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется [2].

Благодаря различным видам деятельности память ребёнка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Ребёнок способен представить в рисунке или в уме не только конечные результаты действия, но и его промежуточный этап. С помощью речи ребёнок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Динамику развития логического мышления исследовал А. В. Запорожец. Впервые познавательная задача начинает выступать перед ребёнком в дошкольном возрасте. А. В. Запорожец отмечает, что отношение дошкольника к познавательной задаче характеризуется некоторым своеобразием, которое заключается в том, что решение интеллектуальной задачи происходит не в контексте особой познавательной деятельности, а побуждается практическими и игровыми мотивами. Так, основной задачей у старших дошкольников становится понимание принципа решения той или иной головоломки, в то время как интерес к самому процессу игры, к выигрышу отступает на задний план [3].

Возникновение особых познавательных задач вызывает к жизни особые, внутренние интеллектуальные действия, направленные на решение этих задач, - особый процесс рассуждения. А. В. Запорожец призывает относиться бережно к первым попыткам ребёнка рассуждать.

Одним из основных путей развития познавательной активности ребёнка – расширение и обогащение его опыта, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования [2].

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований.

Преобразование ребёнком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет чёткий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами, и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребёнком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребёнок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет значение для становления личности. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений.

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребёнок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. С помощью моделей ребёнок материализует математические, логические, временные отношения.

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка ещё сохраняются ошибки. Так, ребёнок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребёнка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть, целое, пространство, предмет, система предметов, случайность и т.д.).

Система знаний включает две зоны – зона устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок и гипотез. Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначение предметов, задания для того, чтобы получить помощь и одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектическое мышление, способность к прогнозированию будущих изменений.

Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций:

первый – усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.);

второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные.

Эмоции сильно влияют на познавательное развитие ребёнка, так как в старшем дошкольном возрасте происходит кризис 7 лет. Упрямство, строптивость и своеволие влияет на стремление ребёнка к самостоятельности, желанию всё делать самому. От ребёнка требуются особые эмоционально-волевые усилия, интеллектуальное напряжение для продуктивной мыслительной деятельности.

В 6–7-летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребёнок начинает осознавать свои переживания и понимания, что значит «Я радуюсь», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознаёт свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, но и возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то познавательной деятельности, то у него возникает негативная оценка своих возможностей («Я это не умею») и наоборот. Формируется способность анализировать свои действия [4].

В ходе эмоционально-познавательной деятельности ребенок мысленно занимает определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах, совершает известные воображаемые действия, проигрывает в идеальном плане различные варианты возможных решений. Так у ребенка появляется эмоциональное предвосхищение познавательных результатов. Результатом развития эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе являются следующие показатели: способность ребенка эмоционально относиться к школе, адекватно переживать свои успехи и неудачи в учебных ситуациях; мобильность мыслительных процессов; способность ребенка к произвольной регуляции мыслительных процессов и эмоциональных состояний [6].

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.

  1. Формирование у старших дошкольников представлений о космосе

Камиль Фламмарион писал: "Астрономия - это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной".

В недалеком прошлом проблем "дошкольной астрономии" не существовало, потому что ее просто не было, и никто не воспринимал ее всерьез. По умолчанию считалось, что дошкольники до астрономии не доросли и из их окружающего мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась.

Но со временем ситуация изменилась, и, по мнению Е.П. Левитана, сейчас не только можно, но и нужно рассматривать дошкольную астрономию как одно из перспективных направлений дидактической астрономии. Сегодня всем ясно, что малышей 5 - 6 лет необходимо готовить к школе. Существуют различные программы воспитания и обучения старших дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Все это необходимо, но труднореализуемо.

Большинству родителей и педагогам-воспитателям не до высших материй, в том числе не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к знаниям.

Некоторые считают, что внимание нормального ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды, но редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, "что кушает Солнышко" или какие они, эти "черные дыры"… Если хотите убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими детьми и внуками, прислушайтесь к их разговорам с друзьями, посмотрите, какие "мультики" им нравятся больше. Тогда вы согласитесь, что многие маленькие дети хотят больше узнать о Вселенной, и с удовольствием будут слушать рассказы о ней и играть в "астрономические игры".

Обоснование возможности и целесообразности "дошкольной астрономии" необходимо, но недостаточно. Надо обозначить, по крайней мере, еще три проблемы и показать варианты их реализации.

Во-первых, это содержание обучения, т.е. вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что "дошкольная астрономия" - это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Иными словами, мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.

Во-вторых, выбор методов обучения, то есть способов и приемов обучения. Разумеется, как содержание обучения, так и методы обучения должны быть адекватными психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста. В противном случае вместо формирования у детей любознательности, интереса к астрономии, космонавтике получится нечто совершенно противоположное.

К числу наиболее приемлемых видов занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют в помещении или во дворе своего детского сада "в Солнышко", "в Луну" и т.д.) и беседы с детьми во время дневных и вечерних прогулок. А соответствующие "теоретические знания" должны сообщаться детям через увлекательные "астрономические сказки", написанные в наиболее воспринимаемой детьми диалогической форме.

       В-третьих, необходимо создать доступные и интересные для дошкольников книжки, наглядные таблицы (картины) и компьютерные игры и программы. К сожалению, многое из того, что уже сделано в нашей стране и за рубежом, предназначается скорее младшим школьникам, чем дошкольникам. С известной "натяжкой" воспитатели и родители старших дошкольников могут использовать в своей работе с детьми книжку "Звездные сказки". В ней любимый поросенок маленькой девочки горюет по поводу того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись, девочка осознает, что ведь, и она редко смотрит на небесные светила и почти совсем ничего не знает о них. Вот ей и приходится познакомиться со светилами, украшающими дневное и ночное небо, поговорить с ними (благо, в сказках это возможно), узнать много интересного о них и утешить поросенка. В основу незамысловатой фабулы этой книжки положено остроумное высказывание одного из наших знаменитых астрономов…

Таким образом, важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание ребёнка, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольника.

Метод проектов помогает расширять знания и представления о космосе; конкретизирует знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, формирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети учатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Глава2. Практическое содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом

2.1. Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом.

    Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие». Целостная картина мира может быть сформирована в единстве и связях познания ребенком предметов и явлений окружающего мира, что обеспечивает интегрированный образовательный процесс в детском саду.

   

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

    Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

    Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

     Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

     Федеральный государственный образовательный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

     Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции». В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

     Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

    Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

     Обширная тема для мотивационной сферы и исследовательской деятельности детей является тема «Космос». Она вызывает большой интерес и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, ведь вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах и их жителях. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающем. Ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

Получая первые представления о космосе, у детей возникает стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации.

      Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка, направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.   

В образовательной работе используют следующие принципы:

принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста;

- принцип последовательности;

- принцип систематичности;

- принцип повторности;

- принцип наглядности.

Цель работы с детьми -  формирование представлений детей старшего

дошкольного возраста о космическом пространстве.

Задачи:

Образовательные:

– сформировать у детей представление о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; познакомить с историей освоения космоса; расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

– учить делать интересные «космические» постройки, находить необычные конструктивные решения, видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей;

– учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, используя характерные особенности предметов космической тематики (звезды, звездное небо, кометы, роботы, луноход, роботы, космические корабли и космонавтов);

– учить лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке;

– учить создавать аппликационные композиции.

Развивающие:

– развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;

– учить четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;

– развивать мелкую моторику.

Воспитывающие:

– воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а также чувство гордости за историю своей планеты;

– воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна с освоением космоса; за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов;

– воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели;

– формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности;

– формировать навык выражения своего мнения;

– развивать способности к коллективному творчеству.

Задачи сотрудничества с родителями:

  • Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
  • привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

  1. Создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках темы «Космос»

 Работая над темой, особенно актуальным, считаю, отбор методов и приемов, форм работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образное мышление?  При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но может исказить складывающуюся у детей картину мира, отбить познавательный интерес из – за непонятности и сложности предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детей – дошкольников. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования.

Исходя из выбранного мною направления работы с детьми, я поставила перед собой цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста доступные представления о космическом пространстве и освоении космоса людьми.

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой решения задач по формированию первоначальных астрономических представлений у дошкольников, педагогом признано организация проектной деятельности детей. Поэтому был разработан и реализован проект «Космические тайны» (см. приложение 1)

Особенности содержания проекта определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему развитию детей дошкольного возраста: − вариативность содержания и технологий проекта с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей; создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, активности.

Проектная деятельность – создание педагогом таких условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

    Через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В своей работе при обучение детей применяю элементы самостоятельной исследовательской деятельности, как я считаю обучение должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск. Использование исследовательских методов обучения на занятии помогает педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму».

В ходе реализации проекта мною было выполнено пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме

(см. приложение 2)

Для достижения данной цели мне потребовался комплексный подход по реализации поставленных задач.

Для того, чтобы познакомить детей с миром космоса я начала свою работу с формирования интеллектуального компонента. Интеллектуальный компонент предполагает наличие у детей знаний о разных сторонах социальной действительности.

Здесь важным явился   правильный отбор материала, который заключался в выборе информации и наглядности соответствующей возрасту детей, а также её доступность для восприятия дошкольниками. На поиски материала о мире космоса и космонавтики я потратила много усилий: искала информацию в детских энциклопедиях, изучала методические пособия и рекомендации по формированию элементарных астрономических знаний, обращалась к интернет – ресурсам. Я находила интересную информацию, но сложную для восприятия детьми – дошкольниками. Поэтому весь материал мне приходилось перерабатывать и адаптировать на старший дошкольный возраст.

        Создавая развивающую среду, я пришла к выводу, что в познавательный уголок необходимо внести что – то такое необыкновенное и привлекающее внимание дошкольников, чтобы у детей непременно возник живой интерес и заинтересованность темой космоса. Поэтому для начала я привлекла внимание детей к модели Солнечной системы. Дети уже имеют небольшое представление о планете Земля и солнце. Естественно, у детей возникли вопросы: «Это что, планеты? Как они называются», «Это из космоса?».

Я поняла, что детей заинтересовала это и теперь можно приступить к изучению этой сложной, но необычно интересной темы – темы космоса.    По мере ознакомления с космосом появились альбомы «Покорители космоса»,«Созвездия», детские энциклопедии о космосе, астрономия для детей. Были изготовлены дидактические игры «Созвездия. Знаки зодиака».  «Планеты солнечной системы», «Путешествие в космос», разрезные картинки – ракеты, космические корабли. Детям были предложены раскраски о космосе. Во время свободной деятельности дети лепили и рисовали на космические темы.

Правильно оформленная предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка и должна быть содержательно -  насыщенной, доступной, динамичной.

Эмоциональный компонент обеспечивал проникновение знаний в сферу чувств и переживаний ребенка. Их эмоциональное реагирование я обеспечивала использованием в ходе реализации образовательных задач средств материальной и духовной культуры. Таковым путем является художественная литература, музыка, картины и т. д. Поэтому при ознакомлении детей с космосом я часто использовала познавательные сказки А. Балтина: «Звери в космосе», «Звездное чаепитие», «В космосе». Д. Родари «Космический цыпленок»; Легенду о Млечном пути, сказку о Луне,

Е. Левитана «Сказочная вселенная», «рассказы о Гагарине», Ю. Нагибина, стихотворения и загадки о космосе, видеоматериалы и презентации о строении солнечной системы, о звездах и созвездиях, о покорителях космического пространства, о жизни космонавтов на МКС.  

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников к теме космоса явилась как внешняя привлекательность наглядного материала, так и использование игровых приемов, проблемных ситуаций в образовательном процессе. Каждое занятие я старалась сделать для детей интересным и незабываемым. Дети постоянно были то в роли исследователей космического пространства, то в роли космонавтов, то в роли космических спасателей.

Практически – действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это и сюжетно – ролевые игры, «Космонавты», конструирование, моделирование, экспериментирование. Полученные знания я закрепляла с помощью практической деятельности – использовала традиционные и нетрадиционные техники рисования –(рисование пальчиком, губкой, трубочкой для коктейля), лепку из пластилина (Летающие тарелки, ракеты, инопланетяне), конструирование из строительного материала ракеты, космодрома, конструирование из лего – материала, пазлов. Дети творили с огромным удовольствием.

Полученные детьми знания, с одной стороны, имеют прямой выход на ближнюю деятельность, с другой стороны они служат багажом для перспективной деятельности и дальнейшего развития. Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимали очень эмоционально и с большим интересом. Кроме того, эти знания формируют нравственный идеал ребенка и мотивируют его поступки, деятельность, социальный и профессиональный выбор в будущем.

Проект «Космические тайны» дал детям возможность получить более глубокие знания, синтезировать, комбинировать и активно использовать естественнонаучную информацию о космосе в своей деятельности. Работа над проектом имела большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение разных областей знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического мира.  В основе проекта лежит   интерес к открытиям, потребность в умственных впечатлениях. Передо мной встала задача: удовлетворить познавательные потребности детей, что в свою очередь приведет к формированию у них познавательной активности, воспитанию патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), формированию нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).  Итогом проектной деятельности было познавательное занятие. «К подготовке занятия были привлечены как дети, так и их родители, которые приняли участие в выставке рисунков «Космическое пространство», в сочинении сказок на тему «Этот загадочный космос». Также родители рассказывали детям о космосе, космонавтах, познакомили с фамилией конструктора космических кораблей Сергеем Королевым. Чтобы повысить у родителей педагогические знания о том, как правильно развивать у детей естественнонаучные представления, я подготовила консультацию на тему «Знакомим детей с космосом». Развитие у старших дошкольников познания или как отвечать на детские «Почему?» Предложенный материал нацелен на умение родителей правильно осуществлять формирование элементарных естественнонаучных представлений детей в области астрономии.

    Полет Юрия Гагарина вошёл в историю как выдающееся научно – техническое достижение нашего государства, как триумф не только российской космонавтики, но и всего человечества и положил начало освоения человеком открытого космоса.

       В честь этого события день полета Юрия Гагарина 12 апреля был объявлен праздником -  Днем Космонавтики. Старт корабля «Восток» - это одно из величайших событий не только XXвека, но и всей истории цивилизации. Прорыв в космос навсегда останется символом человеческого мужества, стремления к познанию, к прогрессу. И для нашей страны это событие стало поистине национальным триумфом, который сплотил и объединил тогда весь народ.

      Именно наша страна, пережившая разрушительную войну, тяжелейшие трудности, испытания, смогла реализовать этот беспримерный проект. Он состоялся благодаря таланту и усилиям сотен тысяч людей: ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, военнослужащих, медицинских работников. Об их подвиге мы должны помнить и передавать эту гордость и память будущим поколениям.

        Первые представления о космосе можно и нужно давать детям уже в старшем дошкольном возрасте. Эта тема очень интересна и увлекательна.  В ДОУ они получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о технике, используемой в космосе и многом другом. Дети эмоционально воспринимают окружающую действительность, у них появляются чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и её историю. Эти знания находят отражение в играх, рисунках, беседах, занятиях.

Со своей стороны я постаралась организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды), чтобы у детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать, интересоваться событиями познавательного характера .Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли полученные знания в самостоятельной деятельности.

Наряду с традиционными методами и приёмами, использовала инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации.

Свои взаимоотношения с детьми я строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него все виды деятельности превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Работа с детьми строится с учётом закономерностей детского познавательного развития.

       Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе познания ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель - не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

 Таким образом, созданные условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках темы «Космос» и результат педагогической деятельности помогли старшим дошкольникам сформировать первичные представления о космическом пространстве, освоение космоса людьми, целостной картине мира.

2.3.  Реализация проекта «Тайны космоса»

Для осуществления поставленной мною цели, я взяла группу детей подготовительного к школе возраста для реализации проекта «Тайны космоса». Проект рассчитан на 1 год обучения до выпуска в школу.

Реализация проекта проходила в 4 этапа:

1 этап -  раздел «Этот загадочный мир» включает содержание, которое позволило познакомить с первыми астрономическими понятиями, ввести детей в мир астрономии, какое используется оборудование. В связи с этим я запланировала занятия на тему «Помощники гнома Астронома», «Космический полет ракеты Восток» и др. Занятия носили поисково проблемно-ситуативный характер.

2 этап - раздел «Солнышкина семья» позволил довести до детей представление о солнечной системе. Здесь я знакомила детей с понятиями солнечная система, сколько планет входит в солнышкину семью. Давала доступные знания о каждой планете. Дети узнали о том, что, например, Меркурий лишен атмосферы- значит жизнь на нём невозможна не только из-за невыносимых для живых существ температуры, но и потому, что на Меркурии им нечем дышать. Весной, когда солнышко ярко светит, я проводила опыт «Путешествие солнца по небу». Дети наблюдали за тенью с помощью солнечных часов. Знакомя детей со спутником Земли-Луной, также через опыт знакомила с представлением о лунных фазах.
3 этап - раздел «Страна тысячи солнц» раскрывает содержание работы с детьми по знакомству с миром звёзд и созвездий. Своё знакомство с этим прекрасным миром, начинали с наблюдений за ночным небом дома. Дети узнавали, что на ночном небе очень много звёзд. И если их соединить между собой прямыми линиями, на небе получатся фигуры, их называют созвездиями. Знакомя детей с созвездиями, в своей работе использовала легенды: «Охотник, сражающийся с быком», созвездие «Волопас», звездный треугольник. С помощью зодиакального круга дети знакомились с созвездиями- знаками зодиака. Прошли интересные занятия по темам: «Как звезды влияют на характер людей», «Мой знак зодиака». Внимание заслуживает тема полярная звезда, было проведено занятие «Звезда-компас», дети на практике учились определять, где север и юг.

4 этап - раздел «Планеты-друзья человека» направлено на формирование у детей представления о том, какую пользу солнце приносит человеку. Здесь рассказывала детям о том, как солнце является целителем. О пользе в летний период принимать солнечные ванны, загорать. Это всё полезно для кожи, однако долго находиться на солнце и обгорать вредно.


Контакт с родителями и достижение полного взаимопонимания неизбежные условия эффективности в воспитании и обучении детей. С этой целью мною были разработаны планы работы с родителями. Через разные формы такие как консультации, рубрику «Это интересно», викторины, родительские собрания, родители получали необходимую информацию для того чтобы полученные знания детей  закрепить дома. Родители принимали активное участие, помогали изготавливать наглядный материал, шили костюмы для детей, участвовали в праздниках. И если на начало моей работы участие родителей составляло 50%, то к концу реализации проекта составило 90%.


В результате проведенного сравнительного анализа диагностических исследований, по усвоению познавательного материала детьми о космосе, показал динамику развития детей. На подготовительном этапе проведена педагогическая диагностика в подготовительной к школе группе, которая показала невысокие результаты по образовательной области "Познание" - формирование представлений о мире космоса. Средствами педагогической диагностики являлись игры-беседы, обобщающие и проблемно-поисковые ситуации, вариативно-игровые задания. Также задавались вопросы индивидуально в непринужденной обстановке, после небольшой предварительной беседы (см. приложение 3).

Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, большинство детей не могли объяснить, что такое глобус, называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе и т.д.

Данные диаграммы №1 свидетельствуют о невысоких показателях первоначальных представлений о мире космоса: 6% - высокий уровень; 37% - средний уровень; 57% - низкий уровень.

Диаграмма №1. Формирование представлений о мире космоса

 у детей подготовительной к школе группы (начало года)

По результатам реализации проекта в конце учебного года проведена итоговая диагностика с детьми, которая позволила выявить конечные результаты. Форма проведения педагогической диагностики преимущественно также представляла собой создание проблемно-поисковых ситуаций, наблюдение за активностью ребенка в игровой деятельности, анализ продуктов детской деятельности и использование индивидуальных бесед. Детям задавались вопросы, которые были предложены на 1 этапе работы.

Данные диаграммы №2 свидетельствуют о заметной динамике первоначальных представлений о мире космоса: 50% - высокий уровень; 43% - средний уровень; 7% - низкий уровень.

Диаграмма №2. Формирование представлений о мире космоса

у детей подготовительной к школе группы (конец года)

Ответы детей о космосе более полные, правильные. Большинство детей объясняли, что такое глобус, называли планеты, имя первого космонавта, чем люди занимаются в космосе и т.д.

Если на начало реализации проекта очень мало детей (10%) что – либо знали о нашей Вселенной, то на завершающем этапе уже 80% детей свободно ориентируются по теме. Надо сказать, что удалось достигнуть хороших результатов благодаря также взаимодействию с родителями, которые оказывали помощь в реализации проекта. 

Дети имеют представления о науке астрономия, научные сведения о планетах солнечной системы, звездах, называют виды галактик, спутник Земли- Луну, лунные фазы. Научились принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, использовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения. Формулировать выводы, делать маленькие «открытия».

Полученный результат подтвердил выдвинутую гипотезу, формирование элементарных представлений о науке астрономия через проектную деятельность способствует повышению уровня познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны, мира, вселенной. Ребенок открывает для себя окружающий мир. Он хочет его познать не только целиком, но и частично. Узнать интересное о Планетах, Солнечной системе, хочет почувствовать себя частичкой этого прекрасного мира.

Ознакомление с космосом играет большую познавательную и воспитательную роль в жизни старших дошкольников, укрепляет сотрудничество детского сада и семьи. Практика показывает, что знакомство с космическим пространством способствует возникновению интересов, как у детей, так и у взрослых.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в школе. А так же делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса, что можно реализовать при использовании метода проектов, вполне доступно овладевают элементарными знаниями о космосе и его покорителях, в результате чего происходит формирование познавательного интереса у детей.

Список используемой литературы:

  1. Богина М.Ю.Полет в космос. Досуг. //Справочник старшего воспитателя. 2009, №4- с.69.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  3. Донина О.И., Хамидуллина Л.А. «Путешествие по Вселенной. Занятия по формированию у дошкольников естественно – научной картины мира» - Издательство: АРКТИ, 2009 г.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина (отв.-ред.) М.: ТЦ Сфера, 2001.
  5. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – Москва [и др.]: [Изд-во МПСИ], 2006. - 223 с.
  6. Ивлева Е.Е. Интегрированное занятие. День космонавтики. //Музыкальный руководитель. 2009, №2 – с.14.
  7. Кириллова Ю.А. Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Космонавтами мы будем» //Дошкольная педагогика 2001, № 2- с.29.
  8. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12.
  9. Кнушевицкая Н.А. «Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». - Издательство «Гном», 2010.
  10. Космос: Энциклопедия юного ученого. Звезды и планеты. Космические полеты. Реактивные самолеты. Телевидение/пер. с англ. Е. В. Комисарова. – М.: РОСМЭН, 2001.
  11. Левитан Е.П.  Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986
  12. Левитан Е.П. Твоя Вселенная / Е.П. Левитан. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
  13.  Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л. Д. Морозова. — М.: Т Ц Сфера, 2010. — 128 с.
  14. Нищеева Н.В., «Раз планета, два комета…» С-Петербург, 2008.
  15. Обухова Л. Как мальчик стал космонавтом. – М., 2000.
  16. Паникова Е.А, Инкина В.В. «Беседы о космосе». Методическое пособие» - М.ТЦ СФЕРА, 2010 г.
  17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  18. Савенков А.И.  Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М, Ось-89, 2006.
  19. Скоролупова О.А. «Покорение космоса» - 2 – е изд. – М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2010 г.

  1. Тятюшкина Н.Н., Ермак О.А. «Тропинками Вселенной: методические рекомендации по формированию элементарных астрономических знаний у старших дошкольников». Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006 г.
  2. Шорыгина Т.А. О космосе - М.: Книголюб, 2005
  3. Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю. «Детям о космосе и Юрии Гагарине- первом космонавте Земли: беседы, досуги, рассказы. М, ТЦ СФЕРА 2011 г.
  4. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.

Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»

laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...