Проектная познавательно- исследовательская деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Ковалева Елена Григорьевна

Цель:   Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

                             МБДОУ Ремонтненский детский сад «Родничок»

                           

Проектная познавательно-исследовательская

деятельность во второй младшей группе.

       «Веселая лаборатория».

 

                                                                            Составитель:                                                              

                                                                             Ковалева Е.Г.                                                                  

                                                               Воспитатель высшей категории                                                                                            

                                                               

                                                     

                                                                           

Технологическая карта проекта «Веселая лаборатория» в младшей разновозрастной группе.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации: март- апрель

Участники: педагог и дети.

Итоговый продукт: способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента.

Цель:   Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

Задачи:        

 1.Сформировать представления детей о свойствах предметов, повышать их эрудицию.

2.Формировать умение работать совместно со взрослым на подражательно-исполнительском уровне.

Ожидаемые результаты:

совместный анализ и вывод.

               

 

Опыты:

Нюхаем,  трогаем.

Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении ( нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности).

Материалы: коробка с двумя  круглыми прорезями (для рук ), небольшие игрушки( кубик, мячик, зверюшки),  коробочка с дырочками; : чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон.

Описание.  Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства Лаборант  беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Какой предмет на ощупь », «С помощью чего вы смогли это определить » и т.д.

•Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку коробочки, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)

•Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.

•Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет  по запаху, на ощупь . Что было бы, если бы их у нас не было ?

Прозрачная вода

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой .

Описание.

•В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она

любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

•        Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

•Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

Воздух работает

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы ( воздушные шары и т.д.).

Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, воздушные шарики.

Описание. Лаборант  предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы ? Как это можно проверить ? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее.

Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар ? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком

Тающий лед

Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы: тарелки, кувшин с горячей водой, ковш с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Описание . Лаборант  предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

•Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки

Таинственные  картинки          

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла.

 Описание. Лаборант  предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Верите ли вы, что черепаху все видят только зеленым цветом? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи ? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким бы  вы еще хотели  увидеть мир? Дети рассматривают предметы через цветные стекла.

Песочная  страна

Задачи : выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание. Лаборант  предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего песок ? Как выглядят песчинки ? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

•На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается  обвести готовый рисунок,а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песоки посмотреть, что получилось.

Что отражается в зеркале?      

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода.        

Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются  они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле.

•Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета ? Попробуйте предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все  предметы блестят ? Посмотрите, одинаково ли отражение  всех этих предметов? Всегда ли оно одной и той же формы ! Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала.

Волшебное сито

Задачи: познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа и рис, песок, мелкие камешки.

Описание. К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей  манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она  уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

•Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее- посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что возле Лаборанта лежит сито? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?

Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»

•Найдем вещества у нас в лаборатории, которые надо просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

Воздух повсюду

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материалы: воздушные шарики, листы бумаги.

Описание . Лаборант  загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же  Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

•Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

•Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?

Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не

является пустым.

Ловись рыбка, и мала, и велика

Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы: игра магнитная «Рыбалка».

Описание. Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?

•Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты. Какие предметы притягивает магнит ? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы.

Солнечные зайчики

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Материал: зеркала.

Описание. Лаборант  помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и сам становится источником света.)  Лаборант предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

Игры с песком

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Материалы: большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки.

Описание. Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете? Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток. А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Проверяют прикладыванием. Дети строят домики и играют с животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ОПИСАНИЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ,ГДЕ ДЕТИ УСТАНАВЛИВАЮТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ И ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ....

"Проектная познавательно-исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно-исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО»Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам.Ральф У. Эм...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательской деятельности с использованием технологии проектной деятельности «Водная лаборатория»

Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и «Коммуникация».Используемые педагогические технологии:...

Консультация для педагогов «Проектная познавательно- исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: разработать рекомендации для воспитателей по проведению опытов по экологии....

Проектная познавательно-исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО

Разработка рекомендаций для воспитатлей по проведению опытов по экологии...

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно - исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно - исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»...