"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Мялкина Римма Рашидовна

Доклад из опыта работы "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие».

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
                                                                           Д.С.Лихачёв

          В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура:  музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.

         

Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план.                                                                                                          

         

В связи с этим  в настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.  Наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

Цель  нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста - воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к Родине; формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;

Задачи патриотического воспитания:   Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким. Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном городе. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.

          Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников реализуется в следующих программах:

Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»   О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой

Образовательная область «Социально-коммуникативная» Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

           Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.

            Компоненты патриотического воспитания: ребенок, семья, детский сад, родной город (поселок), Россия.

           Формы работы по патриотическому воспитанию: занятия (НОДы), экскурсии, проведение патриотических праздников, досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, проекты (детские, педагогические); участие в конкурсах.

          Для успешной работы реализации нравственно - патриотического воспитания необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей.

          Это создание уголков:

- патриотический уголок (государственной символики)  (Символы России - герб, флаг, гимн). Наглядный материал (портрет В,В, Путина, фотографии столицы, открытки, репродукции картин русских художников и т.д.).

- русской культуры (Художественная литература; народные игрушки - матрешки, дымка и т.д.; народные музыкальные инструменты, кукла в народном костюме, произведения декоративно-прикладного искусства);                                       - мини - музей «Русская изба», где организуем посещения , экскурсии, беседы, и знакомим детей с бытом  русского народа: посуда, утварь, убранство, одежда, народными промыслами, традициями.

          Приоритетным направлением в работе  считаем все виды фольклора: сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. т.к формирует любовь к Родине, своему народу, к своей природе, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли.
При отборе произведений и материалов мы руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.  

          Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке,  к своей семье. Закрепляем понятия семья, воспитываем любовь к семье, уважение, заботу о близких как на занятиях, так и вне занятий: в беседах, рассказах из личного опыта, дид. играх, сюжетно-ролевых играх,  и т.д.      

           Первоначально идет знакомство с  улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у него представлений о родном селе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Проводим целевые экскурсии  прогулки  в библиотеку, школу, на школьный стадион, магазин, по улицам села, на перекресток, к памятнику.

           Стараемся привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Она не только среда обитания, но и родная сторона, малая Родина. На прогулке часто напоминаем детям, что всё живое хочет жить, что всё существует во взаимосвязи и ничего не создано «просто так». Этому способствуют и занятия по экологии, экскурсии в парк, на водоем, наблюдения, экологические игры, эксперименты.

           Знакомство детей с народными промыслами Саратовского края. Формы работы: презентации, беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, буклетов, изделий народных промыслов.  Всё это способствует формированию представлений детей об истории родного края, чувства любви к малой Родине, гордости за свой народ.

           Формируем первоначальные  представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна; столицей, достопримечательностями, городами России, природой нашей страны.

           В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду:                       Народные праздники и традиции: «Праздник урожая», «Масленица». В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

            Государственно-гражданские праздники: «День народного единства»

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. Воспитываем  чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей, уважения. Также проводим «День знаний», «Новый год», «День космонавтики».

            Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, является военно-спортивная игра «Зарница», посвященная Дню защитника отечества,  которая проводится между детьми подготовительных групп (или между детьми и их папами) с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. Длительная и тщательная подготовка к игре сплачивает детей, родителей и педагогов. Родители готовят необходимые атрибуты к этой игре. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать.

           Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню Победы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Наши дети рассказали гостям о войне, о героях войны, о тяготах и невзгодах жизни военных лет. Дети пели песни военных лет, девочки были медсестрами, перевязывали«раненых», мальчики доставляли письма в штаб,  танцевали танец «Яблочко». Девочки –танец «Белые птицы». Дети и гости почтили память павших на войне минутой молчания. Также была проведена экскурсия старших дошкольников к памятнику летчика Н.И. Егубова. Миняшева Н. Н. рассказала детям об истории возникновения  памятника, прочитала стихотворение «Помните».  Дети рассказывали стихи, почтили память  погибших во время В. О.В. минутой молчания,  возложили цветы, пустили в небо воздушные шары.

           Одной из форм нравственно-патриотического воспитания является участие детей в конкурсах. 8 мая 2019 г воспитанница старшей группы №1 «Ягодка Губанова Яна заняла Гран-При в III  Муниципальном  конкурсе детского творчества «Мы-наследники Победы в номинации «Декламация» со стихотворением Мусы Джалиля «Чулочки». Она признана лучшей из лучших чтецов дошкольного возраста Энгельсского муниципального района.

        В апреле месяце проходил муниципальный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» в системе дошкольных образовательных учреждений  Энгельсского муниципального района. I этап проходил на базе МАДОУ.  Наши воспитанники заняли призовые места. В номинации «Декламация» I место заняла Губанова Яна, III место- Тюлеева София. И Салмин Мирослав занял I место в номинации рисунок «Православные праздники».  Во второй этап  (муниципальный уровень) вышли Губанова Яна и Салмин Мирослав. Губанова Яна заняла II место в муниципальном конкурсе.

           Также дети совместно с родителями участвуют в творческих конкурсах-выставках. Создаются условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.          

            Одной из форм нравственно-патриотического воспитания являются проекты. В подготовительной к школе группе проходит проект «Никто не забыт, ничто не забыто!»  

           Цель: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой отечественной войне.

           Задачи проекта:

1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

3. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

4. Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

С детьми были проведены беседы ««Почему война называется Великой отечественной?», «Родина –мать зовёт!», «Города-герои», «Музыка войны». Рассматривали плакаты военных лет, фотографии, иллюстрации. Слушали музыкальные произведения, разучивали песни военных лет «Катюша», «День Победы». Проводились экскурсии в сельскую библиотеку по теме «Дети войны» Читали художественную литературу: рассказы о ВОВ, стихотворения. Создали лэпбук по теме проекта. Родитель Шмакова Т. изготовила макет стелы «Вечный огонь». Работа по проекту продолжается.                                                                              

                    Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие».

Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Семинар : " Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию через познавательное развитие дошкольников"

В семинаре кратко расписаны подходы ,которые надо использовать в методике по патриотическому воспитанию....

Статья для педагогов "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста через познавательное развитие"

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сфо...

Презентация. «Современные подходы к нравственно патриотическому воспитанию младших дошкольников через познавательное развитие»

Цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста: – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему,...