Использование метода наблюдения при ознакомлении с сезонными явлениями детей младшей группы
статья по окружающему миру (младшая группа)

AnshukovaM

В данной статье представлена эффективность использования метода наблюдения в разных формах организации деятельности детей для ознакомления с сезонными явлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода наблюдения при ознакомлении с сезонными явлениями детей младшей группы»

Статья

Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства. Данной проблемой занимались: H. Н. Вересова, H. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и другие.[3]

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Ведь каждый из тех, кто когда-то принёс и приносит вред природе был ребёнком. Вот почему так важна роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.

В ознакомлении детей с природой метод наблюдения является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её.

Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания. Целью наблюдения может быть усвоение  разных знаний – установление  свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, кинестетическое, обонятельное и др.

Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Таким образом, учебный процесс структурирован так, что дети изучают основную информацию наглядно, поэтому при ознакомлении детей с природой очень часто используются наглядные методы. Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных – разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. [2]

Н.В. Виноградова говорит о том, что воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. [1] В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растения, о сезонных явлениях природы.


Список использованной литературы:

  1. Виноградова, Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]/ Н.В. Виноградова. – Москва: Просвещение, 1978. – 103 с.
  2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2015. – 213с.
  3. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / О.А. Соломенникова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2006. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей младшей группы на тему: «Огород».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающимдля детей второй младшей группына тему: «Огород»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей младшей группы на тему: «Огород».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающимдля детей второй младшей группына тему: «Огород»....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей младшей группы

Совершенствование умения детей пересказывать знакомую сказку, используя демонстрационный материал. Развитие связной речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МИРОМ ПРИРОДЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МИРОМ ПРИРОДЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...

Использование метода песочной терапии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Знакомство педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников....

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой в младшей группе.

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой в младшей группе....