Определение качества воды
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Осина Наталья Сергеевна

Определение качества воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_kachestva_vody.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определение качества воды

Самая лучшая вода та, которая течет на восток, особенно вдали от истока. Далее по качеству следует вода, текущая на север, а та, что течет на запад или на юг,— плоха, особенно когда дует южный ветер. Вода, стекающая с возвышенных мест, при прочих равных условиях лучше. Качество воды можно установить взвешиванием: хорошей считается более легкая вода.

Лучшая вода — это вода родников, но не всех, а протекающих по чистой земле или по земле каменистой, которая лучше сохраняется от загнивания.

Хорошая вода в роднике, открытом солнцу и ветру, и в потоке, текущем по глинистому руслу, поскольку глина очищает воду, забирает у нее посторонние примеси, делает ее прозрачной. Но глина в русле должна быть чистой, без примесей ила, соли и др.

Вода колодцев и подземных каналов хуже родниковой воды, так как состоит из спертых вод, в течение долгого времени смешанных с частицами земли и не свободных от некоторой гнилости.

Вода дождевая хорошо усваивается организмом и содержит минимальное количество вредных примесей. Она способствует более качественному перевариванию и усвоению пищи. Сохраняет влагу кожи и поддерживает ее в равновесии. Но все это относится к чистой дождевой воде. В нынешних условиях обычная дождевая капля массой 50 мг, падая, промывает 16л воздуха. А один литр ее поглощает примеси, содержащиеся в 3000 л воздуха. Стало быть, состав дождевой воды зависит и от того, над какой территорией образовалось облако, насколько сильно загрязнена там атмосфера. Соединения серы и азота, вступая в атмосфере в реакцию с водой, превращаются в кислоты и выпадают на землю в виде так называемых кислотных дождей. При нынешнем экологическом неблагополучии любой дождь можно назвать «кислотным». Поэтому сейчас дождевую воду нельзя не только пить, но даже мыть в ней голову и стирать белье.

Вода снеговая очень холодна, тепло желудка с трудом согревает ее. Снеговой водой также следует пользоваться с осторожностью из-за высокого уровня загрязнения снега. В чистой снеговой воде содержится меньше тяжелой воды, чем в обычной, взятой из реки или колодца. Путем экспериментов ученые установили, что снеговая вода — в полном смысле слова вода «живая*. В качестве подопытных образцов они брали две группы кур одинакового веса и возраста. Одних поили снеговой водой, других — обычной водопроводной. Опыт продолжался три с половиной месяца. Куры из первой группы снесли пятьсот'тридцать восемь яиц, из второй — только двести семьдесят два. К тому же яйца кур, пивших снеговую воду, весили больше. Продолжая эксперимент, ученые ставили цыплятам блюдечко с обычной водой — они пили спокойно. Но, когда им налили талой воды, прямо с плавающими льдинками, цыплята начинали пить с жадностью, дрались и лезли в блюдечко лапками.

Снеговой водой поили и супоросную свинью. Через два месяца она принесла десять поросят, каждый из них при рождении весил полтора килограмма, в контрольной же группе новорожденные весили килограмм или чуть-чуть болыце. А в месячном возрасте поросята, получавшие «живую» воду, набрали уже по девять килограммов каждый, в то время как обычная масса поросят в этом возрасте около пяти килограммов.

Не менее интересные результаты дали опыты с растениями. В Томском ботаническом саду снеговой водой поливали огурцы, И они давали вдвое больший урожай. А те, у которых и семена замачивали этой водой, — почти втрое. Урожай редиса «живая» вода увеличивала на 230%.
Хороша вода чистого водоема, открытая солнцу и ветру.

Не следует пить одновременно речную и колодезную воду. Между приемами воды разного происхождения должно пройти определенное время (1,5ч).

Талая вода

Вода талая очень полезна. По своей структуре она схожа с водой, входящей в составившей крови и клеток. Поэтому ее применение освобождает организм от дополнительных энергетических затрат на структурирование воды. Она эффективна при лечении атеросклероза, очищает организм от шлаков, повышает его защитные силы, стимулирует механизмы размножения, способствует омоложению организма.

Для получения талой воды достаточно воду из-под крана нагреть в открытой посуде до появления первого большого пузырька, снять с огня, плотно закрыть крышкой и поставить под струю холодной воды до полного охлаждения. Воду можно не кипятить, а сразу поставить в холодильную камеру или на балкон (в зимний период). Сначала замерзнет вода, содержащая механические примеси — песчинки, частички глины и т. п. Поэтому через 4—5 ч нужно вынуть посуду с водой из морозильной камеры, освободить ее ото льда и поставить обратно в морозильную камеру на 10—12 ч. Затем следует, подержав посуду немного при комнатной температуре, извлечь из нее лед, а содержащиеся в центре куска льда вредные вещества смыть струей воды. При замораживании вода вытесняет из своей структуры вредные примеси. Остаток воды необходимо разморозить до такого состояния, чтобы в ней плавали льдинки, и в таком виде ее можно применять. Эту воду можно держать в холодильнике или в другом месте при 10 °С от 2 до 10 суток.

Ученые считают, что благотворное влияние талой воды на живые организмы кроется не только в том, что в ней меньше тяжелой фракции, но и в ее структуре. Вода, образовавшаяся из растаявшего льда или снега, некоторое время структурно, по своему строению, ближе кпер-воисточнику, чем к обычной воде из реки или озера в жаркий летний день. Благодаря этому она более активно участвует в биохимических процессах, протекающих в живом организме.

Разные виды воды

Вода дистиллированная. П. Брэгг после 50 лет пил дистиллированную воду и советовал это делать другим. Он считал ее одним из лечебных средств и подчеркивал: «Она не мертвая вода. Она наиболее чистая вода, которую может пить человек. Дистиллированная вода помогает растворять токсины, которые накапливаются в организме современного цивилизованного человека, она проходит через почки, не оставляя там неорганических остатков камней. Это мягкая вода. Вымойте свои волосы в дистиллированной воде, и вы в этом убедитесь». Брэгг ошибался, превознося достоинства дистиллированной воды. Одним и самым важным недостатком этой воды является ее чистота от микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности организма. Она способна разбалансировать работу организма. И относится это прежде всего к костям, крепость которых зависит от количества кальция в крови. Не менее важно и содержание в воде микроэлементов, обеспечивающих многие функции организма, начиная от передачи импульсов в нервных клетках и заканчивая построением новых клеток, передачей наследственной информации. Можно было бы согласиться с возможностью употребления дистиллированной воды на фоне активного питания овощами и фруктами (в них много солей и микроэлементов). Действительно, тогда дистиллированная вода будет выводить только излишки минеральных солей.

Вода водопроводная. Известно, что поступающая в водопровод вода подвергается обработке, в частности хлорированию, для уничтожения вредных микробов. Хлор раздражающе действует на слизистую оболочку желудка и кишок и является ядом, который подавляет не только патогенную микрофлору, но и полезную. Конечно, содержание его в водопроводной воде не столь велико, но если учесть, что человек выпивает такой воды в среднем 2 л ежедневно, то это уже небезопасно для организма. Для того чтобы избавиться от хлора, воду перед употреблением надо либо отстаивать в открытом сосуде не менее 1 часа, либо кипятить. Газообразный хлор полностью улетучивается из открытого сосуда. Соли хлора хорошо выпадают в осадок при замораживании и последующем размораживании.

Вода стоячая (речь идет прежде всего о прудах,озерах и болотах). Этой водой пользоваться нежелательно, так как стоячая вода перенасыщена микроорганизмами и несет отрицательную энергию. От стоячей водымогут возникнуть опухоли, язвы кишечника, различныекожные заболевания. Поэтому необходимо определитьее состав. .

Вода болотная вызывает заболевания селезенки, истончает брюшные стенки и «запирает» внутренности. Конечности, плечи и шея у пьющих эту воду высыхают, их мучают голод и жажда. Они нередко подвержены водянке, ноги становятся тонкими, печень слабеет, они мало едят и могут страдать.психическими заболеваниями, геморроем, расширением вен, воспалением легких, язвами на голени. У женщин, пьющих болотную воду, чаще случается ложная беременность, а если она происходит, то протекает трудно, так же как и роды. У детей, родители которых пили болотную воду, часто возникает водянка яичка.

Вода мутная порождает камни и закупорки, после нее.следует принимать мочегонное, есть жиры и сладости. Вредные вещества изгоняют молоком, густым вином, крахмалом, а также разрежающими и мочегонными средствами (лук, чеснок, порей).

Вода соленая портит кровь и вызывает зуд и чесотку. Ее можно пить, разбавив уксусом. Однако употребление уксуса в большом количестве может вызвать анемию.

Вода морская полезна при трещинах, появляющихся от холода. Она убивает вшей и рассасывает гематомы, помогает при чесотке и лишаях. Купание в ней помогает при нервных заболеваниях, паркинсонизме, параличе, анемии, при лечении головных болей, вызванных простудой. Хорошо помогает при укусах ядовитых животных, при болезнях простудного происхождения, а также при водянке. Применение морской воды вызывает похудение. Морская вода при внутреннем применении обладает очищающими и растворяющими свойствами, в малых дозах смягчает организм, послабляет живот, выводя излишнюю лимфу.

Вода железистая (вода, в которой содержится большое количество железа) укрепляет внутренности, препятствует расстройству желудка и прибавляет силы, устраняет заболевания селезенки и способствует усилению половой потенции. Вода, в которой неоднократно гасили раскаленное железо, используется для укрепления желудка, при болезнях селезенки и печени.

Вода серная помогает при лечении суставов, рассасывает твердые опухоли и висячие бородавки, полезна при опухолях печени и селезенки и при болях в них, а также при болях в матке.

Вода медистая полезна для рта, при опущении века, от течи из ушей.

Вода квасцовая помогает при обильных менструациях, при кровохарканье и геморрое, но она сильно возбуждает лихорадку у людей, склонных к этому заболеванию.

Вода ячменная действует охлаждающе и очищающе.

Вода холодная в умеренном количестве наиболее подходит для здоровых людей и для лиц, имеющих слишком пористую кожу, страдающих истечениями из каких-либо органов. Она помогает при обмороках, похмелье, рвоте, головокружении, жажде, повышенной температуре тела, болезнях печени и крови, при отравлениях. Выпиваемая маленькими глотками холодная вода стимулирует перистальтику желудка и кишечника и благоприятствует отделению желудочного сока, возбуждает аппетит, улучшает пищеварение и содействует правильному стулу. Питье большого количества холодной воды в один прием может привести к быстрому и сильному охлаждению желудка и к отрицательным последствиям для него. Это вредно при заболеваниях нервной системы, при ревматизме, подагре, параличе, страдающим опухолями внутренностей, закупорками.

Вода теплая (20—22°С) и слегка подогретая полезна больным эпилепсией. Теплая вода при употреблении ее в больших количествах ослабляет желудок, а если пить ее малыми порциями и часто — промывает желудок и слабит. Горячая вода увеличивает отделение крови при менструациях, выделение мочи, успокаивает боль. Она не утоляет жажду сразу и нередко приводит к водянке и худосочию, иссушает тело. При потере голоса, отделении мокроты, кашле и прочих болезнях органов выше ключицы пить горячую воду вредно. Кипяток согревает, способствует пищеварению, подавляет икоту, удаляет слизь, вздутие живота, одышку. Охлажденная кипяченая вода, не возбуждая слизи, удаляет желчь, но пить ее на следующий день после кипячения вредно.

Для регулирования работы почек, нормализации артериального давления, выведения из организма шлаков полезно в течение дня пить воду по 1-2 глотка-через каждые 15—20 мин.

Вода мягкая

Ее лучше применять для купаний, ванн, при мытье головы и проведении лечебных процедур. Она нейтрализует действие жесткой и уменьшает вред, который та наносит организму. Но также вредно регулярно использовать и мягкую воду. Недостаток в ней минеральных солей приводит к ломкости костей, понижению общей сопротивляемости организма, повышенной поражаемости зубов кариесом.

Вода жесткая

Вода жесткая отличается наличием в ней солей кальция и магния. Эта вода нежелательна как для употребления внутрь, так и для наружного применения. Она плохо усваивается организмом, откладывается в различных органах и тканях (суставы, сосуды) человека, затрудняя их нормальное функционирование.

Определить степень жесткости воды несложно: достаточно обратить внимание, как в ней пенится мыло и образуется ли осадок при кипячении и отстое. Налет на чайнике и недостаточное действие мыла указывают на повышенную жесткость. В условиях повседневной жизни есть единственный способ понизить жесткость воды: кипятить ее перед любым использованием. Можно, правда, компенсировать употребление жесткой воды регулярным приемом воды талой (в городе) или дождевой (в экологически благополучных регионах).

Сегодня мы будем... колдовать! Как вы думаете, что нам для этого понадобится? Волшебная палочка? Она у нас есть. Заклинания? Мы их сейчас же выучим. Но главное — внимание. Мы будем заниматься превращениями, а их нужно заметить.
Комментарий: для «превращений» приготовьте стаканчики с водой, стеклянную палочку для размешивания вещества, щепотку соли, сахара и песка.

Вспомним-ка сказку: как добыл Иван-царевич себе невесту Василису Прекрасную, да коня белогривого, да жар-птицу в золотой клетке, так и поехал домой. А родные братья ему позавидовали. Подкараулили и убили, на кусочки разрубили, по полю разбросали... Прилетел тут ворон с двумя водами. Одна вода — мертвая, другая — живая. Собрали куски Ивана-царевича и брызнули мертвой водой. Раны его затянулись, и стал он целехонек. Сбрызнули живой водой, и ожил Иван-царевич, поднялся, как ни в чем не бывало...
Как вы думаете, вода только в сказках волшебная?

Если в опыте принимают участие хотя бы двое детей, мнения скорее всего разделятся. Да и единственный сын может теряться в противоречивых загадках. Так что лучше довериться своим глазам и понаблюдать.
Наверное, вам приходилось солить суп? А чай? Кто-нибудь пил соленый чай? Здесь в стаканчике у нас — вода. А это — соль. Я кидаю соль в воду, дотрагиваюсь до воды волшебной палочкой... Раз, два, три! — Соль... исчезла!

 ОПЫТ ПЕРВЫЙ

Бросьте в стаканчик с теплой водой небольшую щепотку соли, помешайте стеклянной палочкой до полного растворения.
Волшебство настолько привычно, что может даже вызвать разочарование. Здесь необходимо небольшое обсуждение происходящего.

«Как вы считаете, это волшебство? Соли-то нет! Или есть?» — «Ты считаешь, что соль исчезла? Почему?» — «Ее не видно». — «А ты считаешь, что она не исчезла, потому что вода соленая на вкус. Вот это да! Соли не видно, а вода — соленая! Кто хочет попробовать?»
Вода, оказывается, всегда волшебная, не только в сказках. Вспомни, как в мороз она умеет превращаться... Во что? В лед, конечно. Лед — это превращенная, застывшая вода. Есть даже загадка такая: «А вода тверда, словно каменная». А еще она может в себе что-то прятать. Не все, конечно. Если вы влезете в ванну с водой или даже в речку, то никуда не исчезнете. Видно будет, как вы плаваете, плескаетесь. А что, кроме соли, может спрятать вода?
Песок? Можно попробовать. Нет, не спрятался. Просто осел на дно. Как в море. Кто купался в море, помнит приятное песчаное дно. А вот сахар вода прячет очень хорошо.

ОПЫТ ВТОРОЙ

В другие стаканчики с водой бросьте сначала щепотку песка, а потом — сахара. Размешайте содержимое стеклянной палочкой. Остается ли вода при этом неизменной? Рассуждаем дальше: 

Пряча в себе сахар или соль, вода не дает их увидеть, не дает их потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле ни соль, ни сахар не исчезают. Сейчас мы еще раз поколдуем и увидим тайны воды своими глазами.

ОПЫТ ТРЕТИЙ

Высокий и узкий стеклянный цилиндр наполнить водой. Показать детям кристаллики марганцовки. Два-три кристалла завернуть в кусочек марли. Сформировав мешочек, обвязать его проволокой и погрузить в воду, закрепив так, чтобы мешочек оказался неглубоко погруженным в воду.
Растворение марганцовки, помещенной в марлевый мешочек, необыкновенно красиво. Просто завораживающее зрелище. Здесь уже пахнет настоящим колдовством.
 

Смотрите-смотрите, кристаллики марганцовки прячутся в воде. Они исчезают, а вода при этом меняет цвет. На что это похоже?
Комментарий: тут можно предоставить детям возможность пофантазировать. Растворяющиеся кристаллики марганцовки могут напоминать джинна, вылезающего из бутылки, фантастического змея, ежика в тумане и т.д.

Удивили. Теперь можно поставить проблему.
Мы видим, что марганцовка не исчезла, но достать ее из воды обратно нельзя. Или можно? Может, кто-нибудь придумает, как освободить вещество из плена воды? Попробуем напугать воду, чтобы она выпустила тех, кого спрятала. Чего боится вода? Правильно, огня.
Для начала попробуем освободить соль.

ОПЫТ ЧЕТВЕРТЫЙ

В опыте можно использовать газовую горелку, спиртовку или электроплитку. В электрической плитке огонь живет «внутри». Перелить подсоленную воду в круглодонную колбочку и поставить на огонь. Пока идет процесс испарения воды, продолжить беседу.

Что происходит? Воды становится все меньше и меньше. Куда она девается? Что вы говорите, превращается в пар? Смотрите, как интересно. Значит, пар — это тоже вода? А ну-ка, ответьте на трудный вопрос: что общего между льдом и паром? Значит, лед и пар — родственники, родные братья. Теперь можно придумать какие-нибудь интересные загадки о воде и загадать их вечером маме с папой. Например, такую: «Что умеет вода?» или «Что умеет каменеть, летать и бегать?». Попробуйте-ка сами!
Скажите, а куда девается пар? Никуда он не девается. Летает себе тут между нами. А вдруг этот пар снова решит в воду превратиться, да и похитит что-нибудь? Давайте попробуем не выпускать пар наружу, а собрать его в одно место.

ОПЫТ ПЯТЫЙ

Колба с соленой водой закрывается пробкой со вставленной внутрь пробки длинной изогнутой стеклянной трубочкой («воздушный холодильник»), конец которой опущен в другую колбу или в стаканчик. В процессе нагревания водяные пары конденсируются — превращаются в капельки воды и собираются в стаканчик.
Более простой вариант опыта: на небольшом расстоянии от верхнего края колбы расположить стеклянную пластинку и показать детям, как на пластинке собираются капельки воды.
Констатируем факт:
 

Вода испугалась и сбежала из колбы. А что же оказалось на донышке колбочки? Кристаллики соли. Соль освобождена!
(В этом месте все торжествуют!)
На земле есть вода, которую кто-то очень давно... посолил. Где можно встретиться с такой водой? Конечно, в море. Пить морскую воду нельзя именно потому, что она очень соленая. Кто из вас видел кристаллы морской соли? Они бывают очень крупными.
Знаете истории про моряков, которые погибают от жажды посреди океана? Они пережили страшную бурю, сбились с курса, питьевая вода у них кончилась и неоткуда ее взять, хотя кругом плещутся волны.
А есть такое море (мы можем найти его на карте), которое называется Мертвым. Вода этого моря напоминает пересоленный суп. Там не могут жить даже рыбы. А представляете, что бы случилось, если бы вода «сбежала» из моря? Осталась бы одна соль.

В природе так бывает. Иногда, по вине человека. У нас в стране есть море — Аральское, которое высыхает. Видели, как пересыхают лужи? Так же происходит и с морем, только медленнее, потому что море глубже и в нем больше воды. А по берегам образуются солевые отложения. Расти вокруг такого высыхающего моря ничего не может: растения не выносят соленую землю.
А можно ли так поколдовать, чтобы, не прогоняя воду, освободить из нее соль? Это особое волшебство, требующее особых заклинаний, специальной волшебной «удочки» и терпения, потому что результаты нашего колдовства мы увидим только завтра.

ОПЫТ ШЕСТОЙ

Готовится перенасыщенный раствор. В теплой воде растворять соль небольшими порциями. В тот момент, когда соль перестает растворяться, раствор сливают в другую емкость и остужают. В раствор погружают ниточку с прикрепленным к ней маленьким кристалликом соли. Через сутки вокруг кристаллика обнаружится заметный рост солевых отложений. Подготовить раствор можно в отсутствие детей, а на глазах у них только опустить в колбу ниточку с солевым кристалликом.

Смотрите, как интересно: мы бросили в воду щепотку мелкой соли, а получили обратно крупные кристаллики. Они выросли на нашей волшебной удочке, как цветы. Может, нам с вами заняться выращиванием кристаллов? Садоводы выращивают цветы, а мы будем кристалловодами, раз нам так уж понравилось колдовством заниматься.
Комментарий: предложите каждому ребенку вырастить свою гирлянду кристаллов. Для разнообразия воду можно подкрасить.

Опыт2.Несмешивающиеся вещества и капельки краски.(Из книги Наука через искусство).
Налейте в банку воду и сверху немного масла. Затем капните с кисточки несколько капелек разбавленной водой краски. Вы увидите, что они не перемешиваются с водой, а
принимают форму шариков.А теперь вооружившись ложкой, протолкните с ее помощью краску в воду. 


Опыт3. .(Из книги Наука через искусство).
Смешайте краску одного цвета с водой, а краску другого цвета – с маслом(при использовании гуаши у вас должно получиться масло с плавающими в нем шариками краски).Окуните толстую кисточку в подкрашенную воду и нанесите водный раствор на лист бумаги.Возьмите кисточку потоньше и капните маслом с шариками краски сверху на водняные разводы. Лист бумаги лучше всего положить в какой-нибудь поддон.

Тонет-не тонет.
Помните, мы пробовали утопить апельсин? Предлагаем еще несколько объектов для подобного эксперимента бумага (гладкий лист и скомканный лист), куски пластилина( в виде шарика и в форме лодки), яйцо ( в пресной и подсоленной воде).

Вода встречается на Земле почти повсеместно. 70 % земной поверхности занимает мировой океан; более 1,5 триллионов тонн воды содержатся в этом гигантском резервуаре. Под влиянием солнечного тепла часть морской воды постоянно испаряется, а образующийся водяной пар поднимается в воздух. Если воздух, содержащий водяной пар, охладится, то выделятся мельчайшие водяные капельки.

Из таких капелек состоят облака, которые переносятся потоками ветра с моря на континент. При определенных условиях мелкие капельки сливаются в более крупные, и на Землю выпадает дождь, снег или град. Почва впитывает эти осадки и собирает их в грунтовые воды. Избыток воды пробивается из почвы в виде родников, из них вытекают ручьи, сливающиеся в малые и большие реки. А реки несут воду опять в море, и так завершается этот круговорот воды в природе.

Без круговорота воды Земля имела бы совсем другой вид. Современное строение гор и долин, морских побережий и местностей, удаленных от моря, — все это возникло под влиянием механического и химического воздействия воды.

Без воды не было бы жизни на Земле. Все живое нуждается в воде, которая является одновременно и важнейшей составной частью растений и животных. Наше тело примерно на 65 % состоит из воды; у некоторых медуз ее содержание доходит даже до 99 %. Если бы вода внезапно исчезла с поверхности Земли, то она превратилась бы в мертвую пустыню.

Растворы. 

Попробуйте подкрасить воду акварельными красками, делая растворы разной концентрации в прозрачных пластиковых бутылках. Сравнивайте результат: чем больше краски растворено в воде, тем темнее получится раствор. Однородная смесь двух и более веществ называется раствор.

Можно попытаться выяснить, что еще растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в воду разные жидкости ложкой (сок, молоко, сироп, варенье). А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала покажется, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается и во всех слоях присутствуют шарики масла. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. В среднем слое будет поровну масла и воды, а часть масла поднимется наверх. Если поставить банку на несколько часов, вся вода опустится вниз, а масло будет наверху. Смесь несмешиваемых жидкостей называется эмульсией.

А если сыпать в воду разные порошки? Сахар ,соль, муку, крахмал? А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду? Детям старшего возраста можно сказать, что процесс растворения молекул вещества в жидкости называется диффузия.

Агрегатные состояния 

Познакомьте ребенка с понятием «температура». Возьмите несколько пластиковых бутылок от лимонада, разрежьте поперек на две половинки (получатся большие тонкостенные стаканы). Налейте в один из них холодную воду, в другие - слегка потеплее, теплую, погорячее, горячую. Дайте ребенку потрогать воду, назовите его ощущения словами, научите сравнивать - расставлять от самой холодной к самой горячей.

С детьми среднего и старшего возраста можно проводить эксперименты с термометром для воды. Опускайте его в воду разной температуры, сравнивая показатели. В теплую воду кидайте лед, а в холодную - подливайте горячую воду. Наблюдайте за показаниями термометра. Сделайте вывод: при нагревании температура увеличивается, столбик термометра поднимается, и наоборот.

лед

Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы. Это могут быть традиционные подставки для льда, в которых получаются одинаковые кубики, стаканчики, формочки для теста, кружки, любые емкости разного размера.

Попробуйте замораживать не только воду, но и другие жидкости, например, сок. Проследите, замерзнут ли они одинаково быстро? Будут ли они одинаково твердыми? Сок состоит не только из воды. Замерзший сок - это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ, поэтому он не такой твердый, как кубик из воды, и его легко раскусить.

Объясните ребенку, что вещества могут принимать различное состояние - быть твердыми, жидкими, газообразными. Проще всего показать это с помощью все той же воды, но сказать ребенку, что другие вещества ведут себя точно так же, все зависит только от температуры, до которой нагревают или охлаждают то или иное вещество. Вода например закипает при температуре +100 градусов ,а масло - при +200 градусов.

Подышите на стекло в троллейбусе зимой. Откуда взялся лед? В воздухе, который вы выдыхаете, есть водяной пар. Оказавшись на стекле, он мгновенно превратился в воду и так же мгновенно замерз, так как стекло очень холодное.

Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды? Как она поднялась вверх? Вверх поднялся пар и конденсировался, так как крышка холоднее самого чайника. Пар превращается в воду, если его охладить ниже 100 градусов. Это явление называется конденсацией.

Придумывайте и другие опыты и игры с водой, используйте сосуды разной формы, соломинки, воронки ,мельницы для воды. Соорудите на даче макет водонапорной башни.

Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение качества воды в бассейне.

Качество воды в бассейне-это очень важные показатели для всего процесса обучения плаванию детей....

Конспект занятий по эспериментированию "Определение качества предметов"

Работа с природным материалом, определение его  качества....

Определение должностных обязанностей педагогических работников ДОО для определения качества их труда

Деятельность педагогических работников дошкольного образования является предметом многочисленных научных исследований. Вопросы, связанные с ее структурой, спецификой профессиональных умений работника ...

Исследование физических качеств воды через тело. Текучесть как физичсекое свойство воды.

Основное физическое свойство жидкости - текучесть. Когда к жидкости прикладывается внешняя сила, в ней возникает поток частиц, направление которого совпадает с направлением этой силы. Наклонив чайник ...

Исследование физичсеких качеств воды через тело. Плотность воды, как физичсекое свойство.

Плотность — физическая величина, определяемая для однородного вещества его массой в единице объема....

Исследование физических качеств воды через тело. Вода тяжелее воздуха.

Воздух легче воды в 825 раз из-за разницы в плотности материи! ...

Исследование физических качеств воды через тело. Преломление света в воде.

Цель: доказать опытным путем, что лучи света преломляются, проходя через водную среду, и происходит искажение размеров предмета в воде. Проблемная ситуация: чаша бассейна, заполненная водой и опорное...