Проект "Домашние животные"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Назаркина Елена Владимировна

2 младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dom._zhiv._2_ml.gr_.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

  Проект во 2 мл.гр. «Путешествие в деревню. Домашние животные»

Актуальность Проекта:

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных, человек получает уже в детстве.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о домашних животных, особенно о животных, живущих в деревне.

Лето - благоприятное время для знакомства с домашними животными, живущими в деревне. Ведь летом дети бывают у бабушек и дедушек в деревне, где, конечно, знакомятся с домашними животными. Но такое «знакомство» происходит не у всех, так как мы живем в городе. Из бесед с родителями и детьми выяснилось, что многие дети никогда не бывали в деревне. Да и те, кто видел животных – не всегда могут  обобщить свои представления. А многие дети не могут назвать животных, их детенышей. Поэтому и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Общение с животным, если оно происходит без присмотра взрослых, может принести не только пользу, но и вред ребёнку. Отношение ребёнка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребёнок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. При тесном контакте с животным, он обязательно захочет удовлетворить свою любознательность. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребёнка. Поэтому важно формировать у детей представления о животных и формах отношения к ним.

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о домашних животных. Знакомясь с животными и их детенышами, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, развивает связную речь и обогащает словарь.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Участники Проекта:

Дети второй младшей группы «Золотой ключик», воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Тип Проекта:

По содержанию: познавательно – творческий.

По числу участников: групповой (дети второй младшей группы).

По времени проведения: краткосрочный (3 недели).

По характеру: в рамках ДОУ.

Цель Проекта:

Обогащать представления детей о домашних животных и их детенышах.

Задачи Проекта:

  • Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, их образе жизни, повадках, характерных внешних признаках.
  • Содействовать накоплению ребенком личного опыта познания окружающего мира и чувственного контакта с ним.
  • Развивать умение  сравнивать (с помощью взрослого) двух животных по 1—2-м признакам, выделять сходства и отличия, группировать животных по заданному  образцу.
  • Формировать первоначальные представления о труде взрослых (уход за животными).
  • Формировать правила безопасного поведения при общении с домашними животными, стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным.
  • Развивать умение правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о домашних животных, их действиях, ярко выраженных особенностях.
  • Поддерживать стремление отражать  в разных продуктах детской деятельности общие признаки и некоторые характерные черты животных, относительное сходство по форме, цвету.
  •  Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок о животных.
  • Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной (исследовательский).
  3. Заключительный.

Значимость Проекта для всех его участников:

Дети получают знания о домашних животных.

Воспитатель продолжает осваивать  метод проектирования, который позволяет  эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в работе проекта (подборка фотографий, книг, участие в выставке).

Предполагаемый результат Проекта:

  • Расширяется  кругозор детей, активизируется  словарный  запас.
  • Дети знают и применяют полученные знания о домашних животных и их детенышах.
  • Родители участвуют в образовательном процессе.

 

Этапы работы над Проектом:

  1. Подготовительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:                

  • Определение темы Проекта;
  • Формулировка цели и определение задач;
  • Подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, подвижные, сюжетные игры, физкультминутки, фотографии);
  • Составление плана основного этапа Проекта.

Работа с родителями:

  • беседа с родителями о предстоящей работе.

Срок реализации: 3 – 7 августа.        

Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.

   2. Основной (исследовательский)

Содержание деятельности воспитателя и детей:        

  • Дидактические игры: «Назови животное», «Назови детёныша», «Кто и где живёт? », «Кто лишний? », «Кого не стало? », «Кто чем питается?»,  «Кто как кричит? »,  «Чей малыш? », «Собери семейку».
  • Настольные игры: «Разрезные картинки», кубики, лото, домино, вкладыши, «Чей дом? », «Наведи порядок», «Найди пару».
  • Сюжетно-ролевые игры:  «У нас появился котёнок», «На прогулке с собачкой», «Чем покормить козлят? », «Кто живёт на ферме? ».
  • Конструирование: «Загон для лошадей», «Будка для собаки», «Ферма».
  • Просмотр презентации «Домашние животные».
  • Беседа «Что мы знаем о домашних животных».
  • Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «На ферме», «В Конюшне».
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок дом. животных и их детёнышей.
  • Беседы о внешнем виде, образе жизни, питании, проживании, уходе за дом животными.
  • Составление рассказов из личного опыта по фотографиям.
  • Электронно – дидактические игры «Чей хвост?», «Четвертый лишний», «Чей силуэт?».
  • Словесные игры: «Чей хвост? Чья голова? », «Посчитай детёнышей», «У кого кто? », «Назови ласково», «Составляем загадки», 2Кто как кричит?».
  • Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Курочка ряба», «Петушок и бобовое зернышко»; В. Берестов «Коза», «Курица с цыплятами», «Петушки», «Бычок», «Котенок»; Е. Чарушин «Про Тюпу»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Коза-дереза", «Кот Федот»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», «Уточки».
  • Отгадывание загадок о домашних животных.
  • Заучивание наизусть потешек и стихотворений.
  • Беседы «Как надо обращаться с домашними животными», «Мойте руки после ухода за животными! », «Не обижай животных! »
  • Художественно-творческая деятельность: рисование «Цыпленок», аппликация «Овечка», лепка «Поросенок», работа в раскрасках, рисование по трафарету.

Работа с родителями:

  • беседы с родителями: «Ребенок и домашнее животное»;
  • помощь родителей в оформлении уголка «Домашнее подворье»;
  • памятка для родителей «Развиваем речь детей по теме «Домашние животные»;
  • подборка литературы о животных с участием родителей;
  • оформление уголка детской литературы и дидактических игр на тему «Домашние животные»;
  • выставка поделок из пластилина на тему «Домашнее подворье».

Срок реализации: 10 августа – 25 августа.

Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.

  1. Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:        

  • оформление фотоальбома «Домашние животные»;
  • итоговое мероприятие «В гости к бабушке»
  • презентация Проекта «Путешествие в деревню. Домашние животные»;
  • анализ полученных результатов.

  Работа с родителями:

Предложить родителям посетить парк «Кудыкина Гора», Воронежский зоопарк

 Срок реализации: 26 августа – 31 августа

 Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.

Итоговое мероприятие «В гости к бабушке»

Цель.

Развитие познавательно – речевой активности детей на основе фольклорных и литературных произведений.

Задачи.

  1. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  2. Закрепление знаний о домашних животных, их привычках, особенностях.
  3. Развитие навыков общения.
  4. Активизация словаря.
  5. Формирование умения эмоционально воспринимать и интонационно – выразительно инсценировать потешки и стихи.
  6. Развитие мелкой моторики, умения соотносить действия со словами.
  7. Воспитание интереса к устному народному творчеству, детским произведениям, любви к родному языку.

Оборудование:  игрушки (собачка, котик, цыплята), шапочки для инсценировки (курочка, свинка, барашки), русский народный костюм для бабушки, сундучок, мультимедиа.

Предварительная работа: разучивание потешек, песенок, стихотворений.

Подготовка презентации  PowerPoint «В гости к бабушке».

Ход ООД:

Слайд 1

Дети входят в зал, садятся. Вбегает девочка в костюме сороки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела Сорока.

Ребенок (в костюме сороки): Я – сорока – белобока, по лесу летала,

по полю скакала, малых детушек искала.

Принесла я вам письмо, вот от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро – быстро наряжайтесь.

Воспитатель:  (читает письмо)

« Ко мне в гости собирайтесь,

Да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпеньем,

Уж готово угощенье»

Сорока – белобока, а как же мы попадем к бабушке?

Ребенок (в костюме сороки): Ступайте за мной по этой дорожке.

Слайд 2

Игра «По ровненькой дорожке»

Вместе:   По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

               По камушкам, по камушкам, в ямку – бух!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Слайд 3

Воспитатель: Вот мы и в деревне. Давайте присядем на травку и отдохнем. Смотрите, кто это там пасется? (корова)

Воспитатель: Что делает корова?  (Мычит). Как зовут детеныша коровы? (Теленок).

Ребенок: Ранним-рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

Слайд 4

Воспитатель: А это кто? (Лошадь). Что делает лошадь? (Ржет). Как зовут детеныша лошади? (Жеребенок).

Ребенок: Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!

Слайд 5

Воспитатель:  Кто еще пасется на лугу? (Коза и овечка). Как зовут детенышей козы? (Козлята). А у овечки? (Ягнята). Как кричит коза? А как кричит овечка?

Ребенок: Козушка-белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзкой схоронюсь.

Слайд 6

Воспитатель:  Посмотрите, что я нашла (показывает перышко)! Давайте поищем, может быть, еще найдем перышки. Посмотрите, какие они маленькие, пушистые, легкие и умеют летать. Сейчас я положу перышко на ладонь и подую на него – полетело перышко. А вы так умеете?

Дыхательная гимнастика «Подуем на перышко»

Воспитатель: Ребята, эти перышки, наверное,  кто – то потерял. Может быть они кому – то нужны? Положите их в корзиночку. Пойдемте по ровной дорожке искать, кто же потерял эти перышки.

Слайд 7  

Игра «По ровненькой дорожке»

Воспитатель: (подходим к скамеечке) Посмотрите, кто здесь лежит? Чей это хвостик выглядывает? Это котик! Какая шубка у него?

(Мягкая, пушистая, теплая)

Ребенок:  Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые!

Воспитатель:  Как вы думаете, может это его перышки ? (Нет, у котика не перышки, а шерстка). Давайте угостим его. Что любит котик? (Молочко)

Что мы пожелаем ему? (Приятного аппетита) До свидания, котик!

Игра «По ровненькой дорожке»

Воспитатель: (подходим к конуре) Что это? (Конура) Кто здесь живет? (Собачка) Как зовут собачку? Позовите ее.

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубы острые,

Шерстка пестрая.

Ав –ав – ав!

Воспитатель: Есть у Жучки перышки?

(Нет, у собачки - шерстка)

Значит, это не Жучка потеряла перышки? Давайте угостим Жучку и пойдем дальше. Чем мы ее угостим? (Косточкой).

Ребенок: Баю – бай, баю – бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Мою маму не буди.

Воспитатель: А мы дальше пойдем искать, чьи же это перышки.

Игра «По ровненькой дорожке»

Аудиозапись (писк цыплят)

Воспитатель: Дети, вы ничего не слышите? Кто – то пищит: пи – пи – пи. Давайте поищем.

Кто это? (Цыплята) Какие они? (Желтенькие, маленькие, пушистые.) Как они пищат? (Пи – пи – пи.) Посмотрите, что у цыплят: шерстка или перышки? (перышки). А где наши перышки? Давайте положим перышки цыплятам в гнездышко, что бы им было тепло и мягко.

(Дети садятся на стулья)

 Воспитатель: А вот и мама – курочка пришла. Она зовет цыплят погулять, свежей травки пощипать.

Инсценировка песенки "Цыплята" (муз. Филиппенко сл. Волгиной)

1. Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

2. "Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!"

3. Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Слайд 8

Пальчиковая игра «На горе мы видим дом» (дети выполняют движения, соответственно тексту)

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом.

Вот -   деревья, вот – кусты,

Вот – душистые цветы.

Окружает все забор.

За забором – чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся

«Тук – тук –     тук!»

Кто - то к нам идет на стук.

Пришли мы в гости к бабушке,

К бабушке Варварушке.

(Выходит бабушка)

Бабушка: Детушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями!

Воспитатель: Бабушка, а ты одна живешь?

Бабушка: Нет, я живу не одна. У меня есть курочки, петушок, гуси и уточки.

Слайд 9

Речевая игра (бабушка говорит первую строку, дети – вторую):

Наши курочки в окно –

ко – ко – ко, ко –ко – ко!

Наши уточки с утра –

Кря – кря – кря, кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда –

Га – га – га, га – га – га!

А как Петя – петушок

Рано -  рано поутру

Нам споет: «Ку – ка – ре – ку!»

Ребенок: На бочке,
Как на троне,
Сидит петух в короне.
Курами правит.
Сам себя славит.

Воспитатель: У курочки кто? А у уточки? У гуся? (Цыплята, утята, гусята)

Слайд 10

Бабушка: А еще живет у меня индюк.

Динамическая пауза «Ходит по двору индюк»

Бабушка: Вот как я весело живу! Послушайте ребятки загадку: «Хвост крючком, нос пятачком» (Свинка). Вот она свинка Ненила. По двору ходит, пятачком землю роет.

Бабушка:                                       

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

Ребенок (в шапочке «свинки»):

«То – то хорошенький,

То – то пригоженький.

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Нос пятачком».

Слайд 11

Воспитатель: Смотрите, на тропинке два барана стоят, уперлись рогами. Что случилось?

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Бараны»

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти -

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

«Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти

.

Воспитатель: Ребята, какие бараны? (злые, упрямые). Что им надо сделать, чтобы разойтись мирно? (отойти назад, уступить дорогу).

Бабушка:    Есть у меня волшебный сундучок. В этом сундучке  живут загадки.

«Сундучок – сундучок, позолоченный бочок,

медная задвижка, открывайся крышка!»

(Дети загадывают загадки, бабушка показывает картинки – отгадки)

Не корова, а с рогами:                            
«Кто же я?» – узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь?
(Коза)

Деток поит молоком,
Каждый с детства с ней знаком.
Вовсе даже не молчит,
А от радости - мычит.
С виду,  правда, чуть сурова,
А зовут её … (корова).

Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок, 
Кто я дети?
……(петушок)

Ест морковку, длинноухий,
Не обидит даже мухи!
В страхе спрячется под столик!
Он похож на зайца! ...(
Кролик)

 Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е!»
Травку щипет во дворе,
Шубка в завитых колечках,
А зовут её … 
(овечка)

Бабушка: Молодцы, ребятки, отгадали мои загадки. Ой, засиделись мы, а вот и угощенье готово.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Кушайте на здоровье!

(Идет в домик, берет угощенье – оладушки, угощает детей и гостей)

        Воспитатель: А нам пора домой. До свиданья, бабушка Варварушка!

Список использованной литературы:

  1. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Социализация», «Познание», «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. Воронеж: ООО «Метода», 2013.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
  3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  4.  Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5.  Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  6. Книга для чтения в детском саду и дома: 2 – 4 года / Сост. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006.
  7. Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2001г.
  8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова Л.П., Нилова Т.П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.