Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА социально – педагогической направленности по организации экспериментально-исследовательской деятельности в экосистеме планеты Земля «Чудеса природы»
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Михайлова Татьяна Александровна

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» разработана на основе серии успешно реализованных авторских проектов для детей старшего дошкольного возраста естественнонаучной и социально – педагогической направленности с учётом нормативно правовых документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим  программам в образовательных организациях.

Тематический цикл программы: естественнонаучный

Предметная область: экология

Форма обучения: очная, очно-заочная.

Форма организации: групповая, индивидуальная

Уровень сложности: стартовый.

   Программа включает теоретические знания, работы практического характера, экскурсии, наблюдения, квест-игры, создание моделей. Она содержит занимательные сведения о неживой и живой природе, об эволюционных процессах в экосистеме нашей планеты. Работа по программе даёт не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников познавательный интерес к  миру природы, бережное и ответственное отношение к экологической системе нашей планеты. Программа даёт ребёнку возможность понимания того, что человек тоже является неотъемлемой частью природы, а значит и частью экологической системы планеты Земля. В результате активной познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность повышения уровня своей социальной компетентности.    Социализация детей предшкольного возраста является одной из основных проблем дошкольного воспитания. Социальная зрелость ребёнка, залог успешной адаптации его в школьной среде и обществе в целом. Развитие социальных навыков может происходить только лишь в правильно организованной деятельности свойственной ребёнку. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской экспериментально-исследовательской деятельности направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.    Ребёнок должен «примерить» на себе различные роли, исполняемые людьми в повседневной жизни, увидеть их значимость для окружающих и почувствовать свою принадлежность к этому миру предметов и явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Программа "Чудеса природы"76.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД С. БАКЧАРА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА

социально – педагогической  направленности

по организации экспериментально-исследовательской деятельности в экосистеме планеты Земля

«Чудеса природы»

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

  1. Пояснительная записка

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» разработана на основе серии успешно реализованных авторских проектов для детей старшего дошкольного возраста естественнонаучной и социально – педагогической направленности с учётом нормативно правовых документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим  программам в образовательных организациях.

Тематический цикл программы: естественнонаучный

Предметная область: экология

Форма обучения: очная, очно-заочная.

Форма организации: групповая, индивидуальная

Уровень сложности: стартовый.

   Программа включает теоретические знания, работы практического характера, экскурсии, наблюдения, квест-игры, создание моделей. Она содержит занимательные сведения о неживой и живой природе, об эволюционных процессах в экосистеме нашей планеты. Работа по программе даёт не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников познавательный интерес к  миру природы, бережное и ответственное отношение к экологической системе нашей планеты. Программа даёт ребёнку возможность понимания того, что человек тоже является неотъемлемой частью природы, а значит и частью экологической системы планеты Земля. В результате активной познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность повышения уровня своей социальной компетентности.

   Социализация детей предшкольного возраста является одной из основных проблем дошкольного воспитания. Социальная зрелость ребёнка, залог успешной адаптации его в школьной среде и обществе в целом. Развитие социальных навыков может происходить только лишь в правильно организованной деятельности свойственной ребёнку. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской экспериментально-исследовательской деятельности направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

   Ребёнок должен «примерить» на себе различные роли, исполняемые людьми в повседневной жизни, увидеть их значимость для окружающих и почувствовать свою принадлежность к этому миру предметов и явлений.

  1. Актуальность.

   В основе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников лежит огромное желание познать окружающий мир и стремление к повседневным открытиям, а так - же любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Эта деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе НОД, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам и ситуациям, тем самым социализируя ребёнка. Правильно организованная исследовательская деятельность помогает малышу самостоятельно ответить на многие вопросы, а как известно, знания добытые именно таким путём усваиваются практически на всю жизнь. И очень важно, не оставить без внимания тот момент, что каждый ребёнок должен выступать в роли экспериментатора, а не пассивного наблюдателя.

  1. Новизна

   Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса природы» заключается в том, что процесс социализации старших дошкольников проходит через экспериментально - исследовательскую деятельность с предметами и явлениями природы окружающего нас мира в неформальном общении с ровесниками, сверстниками и взрослыми.

   В условиях реализации программы дети могут развивать свои потенциальные способности, учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности,  адаптироваться в современном обществе и получить возможность полноценной организации своего свободного времени.

   Родители становятся активными участниками реализации программы, создаётся единая воспитательно-образовательная среда.

  1. Отличительные особенности программы.

   Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программа «Чудеса природы» является то, что она даёт возможность каждому воспитаннику попробовать свои силы в разных областях познания, углубленно изучить ту тему, которая его наиболее заинтересовала и поделиться своими открытиями со сверстниками и взрослыми, выступить в роли человека, несущего в массы экспериментально исследованную информацию.

   Каждая из организованной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающая программе «Чудеса природы» является только первоначальным шагом к дальнейшим познавательным действиям в области экологической культуры нашей планеты.

   Для детей, которые изъявили желание получить базовые знания или даже продвинутый уровень знаний по той или иной теме, с помощью технологии «Трёх вопросов», пишется индивидуальный учебный план дальнейшего развития. Им предоставляется возможность работать по теме индивидуально или создавать свои исследовательские группы по интересам, распределять роли в группах самостоятельно или с помощью взрослого – если это необходимо. Дети могут привлекать к работе ровесников на разных этапах исследовательской деятельности.

   Воспитатель и родители работают в одной общей команде, их основная задача – поддержка детской инициативы и интереса на протяжении всего исследования.

   В объединение «Чудеса природы» принимаются все желающие от 5 до 6 лет без конкурсного отбора.

Система действий педагога и детей на разных этапах экспериментально-исследовательской деятельности.

Этапы

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Подготовка - выбор темы исследования, определение цели и содержания исследовательской деятельности, формирование творческих групп,  определение форм выражения итогов исследовательской деятельности

Уточняют информацию, предлагают задания, принимают совместное решение по теме исследования

Отбирает возможные темы и предлагает их детям. Объясняет цель, мотивирует к деятельности, организует и контролирует работу по формированию творческих групп.

Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств, с помощью которых будет происходить исследовательская деятельность, выбор критериев оценки результатов, распределение обязанностей в группе,  формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы.

Предлагают план действий, выделяют конкретные задачи, определяют, с помощью чего будем проводить исследования, распределяют роли в группе

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, продумывает экспериментально-исследовательскую деятельность, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации исследовательской деятельности.

Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана действий.

Работают с информацией, выдвигают и отбирают наиболее понравившиеся гипотезы, ведут исследовательскую работу.

Консультирует, координирует работу, поддерживает интерес детей к деятельности.

Выполнение – выполнение исследования

Занимаются непосредственно исследовательской деятельностью.  Оформляют полученные результаты в соответствии с принятыми правилами

Консультирует, координирует работу детей, стимулирует их деятельность. Оказывает помощь в оформлении результатов.

Оценка результатов – оценка выполнения исследовательской деятельности: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.

Обсуждают результаты, исправляют недочеты, формулируют выводы.

Наблюдает за деятельностью детей, принимает участие в обсуждении.

Презентация – защита исследовательских работ.

Оглашают результаты своей работы

Организует экспертизу (приглашает в качестве экспертов других воспитателей, администрацию, родителей).

  1. Цель и задачи Программы.

Цель. Повышение  уровня социальной компетентности детей предшкольного возраста через совместную экспериментально – исследовательскую деятельность в области экологической системы планеты Земля.

Задачи.

  • Обучающие

1.Создать условия для пробуждения интереса детей к окружающему нас миру предметов и явлений природы.

2.Расширить представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3.Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

4.Совершенствовать умения пользоваться оборудованием для экспериментирования.

  • Воспитательные

5.Формировать представления об использовании человеком факторов природной среды.

6. Воспитывать ответственное отношение к окружающему нас миру.

7.Формировать представление детей о собственной значимости и принадлежности к этому миру предметов и явлений окружающей среды.

  • Развивающие

8.Развивать умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы,  планировать, делать выводы, умозаключения (развивать умственные способности).

9.Способствовать социально-личностному развитию: развитию коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, самоконтроля и саморегуляции.

1.5.  Адресат программы.

   Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» рассчитана на детей 5 – 6 лет. Так как в этом возрасте дети уже готовы усваивать нормы и ценности общественной жизни. До начала игры, а экспериментально-исследовательская деятельность по своей сути и является игрой, активно распределяют роли между участниками и каждый следует своей отведённой роли, не нарушая правил. Они начинают понимать социальные отношения и подчиненность среди взрослых. Какие то роли их привлекают больше, а какие то меньше, ребята пытаются договариваться и обосновывать свой выбор.

   Образное мышление в этом возрасте, активно продолжает развиваться. Старшие дошкольники уже могут  решать задачи не только в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта в мыслительных операциях, например, схематизированные представления, возникающие в процессе наглядного моделирования.

   Формируются устойчивость внимания, его распределение и переключаемость. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному.

  1. Объём и срок реализации.

   Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» рассчитана на 8 месяцев обучения (с ноября по июнь включительно) (32 недели, 64 часа). Охват детей 15 человек.

  1. Формы обучения и режим занятий.

   Формы обучения: очная, очно-заочная.

   Форма обучения зависит от подготовленности ребёнка и от уровня освоения программы (стартовый, базовый). «Гибкую» форму обучения предоставляют дошкольнику педагог и родители. К завершению программы все дети должны овладеть стартовым уровнем, наиболее одарённые – базовым.

   Режим занятий:

   НОД по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Чудеса природы» на протяжении всего курса обучения проводятся: 2 раза в неделю, продолжительность 25 минут (всего 2 часа в неделю, 64 часа в год), время может увеличиваться до 45 минут в зависимости от формы проведения занятия: квест – игра, экскурсия, игра – путешествие. (В соответствии с СанПиН)

  1. Нормативно – правовое обеспечение программы

1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

3. Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

6. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).

7. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).

  1. Методическое обеспечение и условия реализации

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

«Чудеса природы

2.1. Методическое обеспечение.

   Использование в работе инновационных образовательных технологий:

- технология проектной деятельности,

- технология исследовательской деятельности,

- технология трёх вопросов,

- технология «Сторителлинг»

   Авторские педагогические проекты естественнонаучной и социально-педагогической  направленности:

  • «Чудеса природы» (1 место во  Всероссийском конкурсе проектов),
  • «Экспериментально-исследовательский центр «Простоквашино»» (1 место во Всероссийском конкурсе проектов),
  • «Солнышко в цветочном горшочке» (1 место во Всероссийском конкурсе проектов).
  • «Частичка лета в моём сердце» (1 место во Всероссийском конкурсе проектов).

2.2. Материально-техническое обеспечение

  • Групповое помещение с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности.
  • Мебель по количеству, соответствующая детям 5 – 7 лет; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, магнитная доска, шкаф для хранения методической литературы и пособий.
  • Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, сканер, принтер, фотоаппарат.
  • Природные материалы: семена растений, почва, глина, песок, торф, камни, минералы, нефть, соль, растительное масло, перья водоплавающих и лесных птиц, и т.д.
  • Измерительные приборы: весы, линейки, мерные стаканы, ложки, градусник.
  • Увеличительные приборы: микроскоп, лупы.
  • Материалы и оборудование для экспериментирования: проборки, чашечки Петри, пипетки, пинцеты, предметные стёкла, одноразовая посуда, марля, вата, пищевые красители, и т.д.
  • Макеты: глобус, различные карты мира.
  • Наглядный и дидактический материал
  • Канцелярские принадлежности: ксероксная бумага, ватман, карандаши, краски, фломастеры, кисти, непроливайки.
  • Бросовый материал для создания макетов: вулкан, гейзер, глобус, компас, «радужный волчок», куклы-моталки, травянчики

2.3. Информационное обеспечение:

  • Обучающие видеофильмы для детей.
  • Видео-презентации
  • Фото-призентации
  • Интернет- источники

2.4. Кадровое обеспечение:

Воспитатель Михайлова Татьяна Александровна, образование высшее, первая квалификационная категория.

3.Планируемые результаты

Знания и умения

1.Проявляет интерес и самостоятельность в познании окружающего мира.

2.Обладает элементарными знаниями об окружающем нас мире предметов и явлений природы.

3.Сформирован интерес к исследовательской деятельности.

4.Умеет самостоятельно пользоваться элементарным оборудованием для экспериментально-исследовательской работы

Компетенции и личностные качества

1.Имеет представление об использовании человеком факторов природной среды.

2.Ответственно относится к окружающему нас миру природы.

3.Понимает свою значимость и принадлежность к этому миру. Готов нести ответственность за свои поступки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

1.Ребёнок может работать в коллективе, группе,  принимать общепринятые правила и регулировать свои собственные  действия.

2. Умеет видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию с помощью взрослых и самостоятельно.

3.Готовит и презентует свои исследовательские  работы с помощью взрослого и самостоятельно.

4.Доводит начатое дело до конца.

3.1. Продукт деятельности

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

«Чудеса природы»

  • Детские проекты, презентации, рефераты, по исследовательской деятельности.
  • Изготовленный комплект «кубиков истории» (технология «Сторителлинг»)
  • Обогащённый различным материалом экспериментально – исследовательский центра в группе.
  • экспериментальный огород на окне.
  • Клумбы на участке детского сада.
  • Экспериментальный огород на участке детского сада.
  • Методические разработки занятий; методическая копилка опытов, экспериментов по программе

4.Учебно – тематический план.

Возраст детей

Старшая группа (5 – 6 лет)

Количество образовательной деятельности (неделя, месяц, год)

Неделя

Месяц

Год

Продолжительность НОД

25 минут

Объем образовательной деятельности (неделя, месяц, год)

50мин

200 мин

1600 мин

        

Наименование

разделов

и тем

Общее

количество

учебных

часов

В том числе

Формы организа-

ции

Формы контроля

теория

практика

1

Введение в программу

2

1

1

Презентация, «Мозговой штурм»

опрос

2

Неживая природа

27

9,5

17,5

беседа, викторина, гостиная, квест – игра, игра – путешествие, защита проектов, мастер – класс, «Мозговой штурм», наблюдение, презентация, практические, экспериментально-исследовательские, размышления, творческая мастерская, экскурсия.

Проекты, рефераты, презентации, публичные выступления

3

Живая природа

29

13

16

Экспериментальный огород на окне, клумбы на участке детского сада. Проекты, презентации.

4

Азбука выживания

6

2

4

«Мозговой штурм», наблюдение практические, экспериментально-исследовательские, игра – путешествие творческая мастерская, мастер – класс.

Наблюдения педагога за самостоятельной деятельностью детей.

Итого:

64

25,5

38,5

4.1. Формы аттестации:

   Показательные выступления детей перед сверстниками, ровесниками взрослыми; защита проектов; выход на конкурс «Я исследователь»; наблюдения педагога за выполнением детьми индивидуальных и коллективных поручений.

4.2. Формы организации:

   Формы организации деятельности: групповые, фронтальные, индивидуальные.

   Формы проведения: беседа, викторина, гостиная,  квест – игра, игра – путешествие, защита проектов, мастер – класс, «Мозговой штурм», наблюдение, презентация, практические, экспериментально-исследовательские, размышления, творческая мастерская, экскурсия, праздник.

   Занятия по типу: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, лабораторные.

5. Содержание разделов

дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Чудеса природы».

Раздел 1. Введение в программу «Чудеса природы» (Всего часов: 2)

   Подведение итога полученным ранее знаниям об окружающем нас мире природы. Новые интересные факты из жизни экосистемы планеты Земля. Наметить план действий в перспективе в совместной деятельности с детьми с помощью презентации. Закрепить знания правил техники безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности.

Раздел 2. Неживая природа. (Всего часов: 27)

   Теория: Расширение знаний детей о неживой природе: воздух, вода, камни, песок, глина, почва, соль, нефть, газ, уголь. Знакомство с сущностью возникновения природных явлений: радуга, тучи,  осадки, ветер.  Эволюция планеты Земля, появление морей и океанов. (Всего часов: 9,5)

   Практика:

  • Опыты, эксперименты с воздухом.
  • Опыты, эксперименты с водой (её состояния)
  • Опыты эксперименты с солью.
  • Опыты, эксперименты с песком.
  • Опыты эксперименты с глиной.
  • Опыты эксперименты с почвой.
  • Опыты эксперименты с нефтью.
  • Опыты эксперименты с газом.
  • Опыты эксперименты с углём.
  • Моделирование радуги. Спектральный анализ солнечного луча.
  • Моделирование облака, тучи. Образование осадков на планете Земля
  • Моделирование вулкана, кипящей лавы, гейзера.
  • Создание макета компаса. Определение частей света.
  • Создание макета планеты Земля.
  • Моделирование процесса эволюции земли. Как появились моря и океаны.

(Всего часов: 17,5)

Раздел 2. Живая природа (Всего часов:29)

   Теория: Выявление характерных признаков живой природы, обобщение знаний о живой природе: животный мир, растительный мир. Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде. Значение живой природы в жизни человека и человека в жизни природы как её составной части. Развитие этнокультурного разнообразия в интеграции экологического образования. (Всего часов 13)

   Практика:

  • Опыт: «Как преобразовались первые живые клетки» (С маслом и водой)
  • Эксперимент. Выявление в продуктах мельчайших живых организмов «Растущие малютки» (скисание молока)
  • Эксперимент «Заплесневелый хлеб». Выявление условий, необходимых для роста мельчайших живых организмов (грибов).
  • Опыты эксперименты с куриным яйцом.
  • Перелётные птицы. Наблюдения, экспериментально-исследовательская деятельность.
  • Опыты и эксперименты, направленные на выявление факторов, влияющих на прорастание семян различных растений, а также интересных фактов из жизни растений.
  • Оформление клумб на участке детского сада из выращенной рассады цветочных культур.
  • Оформление экспериментального огорода на участке детского сада.
  • «Хоровод дружбы» (создание кукол-моталок этнокультурного характера).

(Всего часов: 16)

Раздел 4. Азбука выживания (Всего часов: 6)

Теория: Деятельность человека в экологической системе планеты Земля. Защита окружающей среды. Чему человек научился у природы – наука бионика.

(Всего часов: 2)

Практика:

  • Опыты, эксперименты по очистке воды.
  • Получение пресной воды.
  • Утилизация отходов деятельности человека. Вторая жизнь ненужным вещам.
  • Эксперимент «Эрозия почвы».
  • Исследование продуктов на наличие крахмала
  • Получение невидимых чернил.
  • Квест – игра «Необитаемый остров»

(всего часов: 4)

6. Литература

Для педагога:

  1. Веракса Н.Е., Веракса  А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:  Мозаика-Синтез, 2016.  -  64 с.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. -  80 с.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 2-е изд., 192 с. (Ребёнок в мире поиска)
  4. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой: Для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  – М. : ЗАО  ЭЛТИ-КУДИЦ, 2014. – 104 с.
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». Для детских садов и начальной школы. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, ТЦ СФЕРА, 2006. – 256 с., 8 л.ил.
  6. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ СФЕРА; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.

Для детей,  родителей и педагога:

Серия книг: «Большая серия знаний»:

  1. Берлянт А.М. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2006. – 128 с.: ил.
  2. Брилёв Д.В. Большая серия знаний. Физика. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 128 с.; ил.
  3. Нахтигаль В. Большая серия знаний. Бионика. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 128 с.; ил.
  4. Новичков В.Б. Большая серия знаний. Страны. Народы. Америка, Австралия и Океания. – М.: ООО Издательство Мир книги, 2005. – 128 с.; ил.
  5.  Новичков В.Б. Большая серия знаний. Страны. Народы. Азия и Африка. – М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2005. – 128.; ил.
  6. Новичков В.Б. Большая серия знаний. Страны. Народы. Европа и Россия. – М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2005. – 128.; ил.
  7. Большая серия знаний. Химия/ Коллектив авторов. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги. Русское энциклопедическое товарищество, 2006. – 128 с.; ил.
  8. Большая серия знаний. Биология/ Коллектив авторов. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги. Русское энциклопедическое товарищество, 2006. – 128 с.; ил.
  9. Большая серия знаний. Вселенная/ Коллектив авторов. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги. Русское энциклопедическое товарищество, 2006. – 128 с.; ил.
  10. Большая серия знаний. Чудеса света/ Коллектив авторов. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 128 с.; ил.

А также:

  1. Белько Е. Весёлые научные опыты для детей в домашних условиях. - СПб.: ООО Питер Пресс, 2017г. – 63с.
  2. Белько Е. Весёлые научные опыты, увлекательные эксперименты с растениями и солнечным светом.  - СПб.: ООО .Питер Пресс, 2017г. – 63с.
  3. Белько Е. Весёлые научные опыты, увлекательные эксперименты в домашних условиях. - СПб.: ООО Питер Пресс, 2017г. – 63с.
  4. Болушевский С.В., Зарапин В.Г. Самая полная энциклопедия научных опытов. - М.: Эксмо, 2014г. – 288с.
  5. Тлешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 12 изд. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с.: ил.
  6. Фардон Д., Джеймс Я. Энциклопедия: Вопросы и ответы. Издание на русском языке. – М.: ООО Издательская группа Азбука – Аттикус, 2012г. – 255 с.
  7. Чайка Е.С. Моя первая энциклопедия. - Минск: Харвест, 2010г. – 240с.

 

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

теория

практика

Ноябрь

Раздел № 1. Введение в программу

«Чудеса природы»

2

1

1

1.

«Чудеса природы планеты Земля»

1

1

0

2

Экскурсия «Живая и неживая природа вокруг нас»

1

0

1

Раздел № 2. Неживая природа

27

9,5

17,5

3.

Свойства воды. Вода в жизни человека.

1

0,5

0,5

4.

Поверхностная плёнка воды. Значение поверхностной плёнки для обитателей водоёмов

1

0,5

0,5

5.

Что растворяется в воде (соль, сахар, парашёк, земля, песок)

1

0,5

0,5

6.

Солёная и пресная вода, их свойства.

(наблюдения и фиксирование изменений в не занятий)

1

0,5

0,5

7.

Выращиваем соленые кристаллы.

(наблюдения и фиксирование изменений в не занятий)

1

-

1

8.

Круговорот воды в природе. Три состояния воды.

1

0,5

0,5

Декабрь

1.

Превращение воды в пар.

Опыт «Образование облаков»

1

-

1

2.

Волшебное превращение воды в разноцветные льдинки.

1

-

1

3.

Сравнение свойств воды и льда. Почему лёд не тонет в воде. Эксперимент с водой, льдом, маслом.

1.

0,5

0,5

4.

Замораживание солёной и пресной воды.

1

0,5

0,5

5.

Ледяные гербарии.

1

-

1

6.

Расширение воды при замерзании

1

0,5

0,5

7.

Почему вода, образовавшаяся от таяния снега, занимает меньший объём? Создание макета выпадения снежных осадков.

1

0,5

0,5

8.

Квест игра «Вернём природе зимние краски»

1

-

1

Январь

1.

Сравнение свойств песка, глины, почвы.

1

0,5

0,5

2.

Нефть – как дар природы человечеству. Её плюсы и минусы в жизнедеятельности человека. Опыты, эксперименты с нефтью.

1

0,5

0,5

3.

Природный газ, его свойства и предназначения. Эксперименты.

1

0,5

0,5

4.

Природное ископаемое – каменный угль. Его свойства и  назначение. Опыты с углём

1

0,5

0,5

5.

Рельеф планеты Земля. Зависимость рельефа планеты от процессов, происходящих в толщи земной коры. Эксперимент «Кипящая лава»

1

0,5

0,5

6.

Создание макета вулкана из бросового материала. Эксперимент «Извержение вулкана»

1

-

1

7.

Как появились камни на земле, их многообразие, свойства и применение.

1

0,5

0,5

Февраль

1.

Гейзеры, их природа возникновения. Создание макета гейзера.

1

0,5

0,5

2.

Земля – планета, на которой мы живём. Создание макета нашей планеты (папье-маше)

1

-

1

3.

Эволюция в процессе зарождения земли. Эксперимент «Как появились моря и океаны»

1

0,5

0,5

4.

«Где спит солнце». Создание макета компаса, определение частей света.

1

0,5

0,5

5.

Секрет солнечного лучика. Эксперимент «Радуга».

1

0,5

0,5

6.

Спектральный анализ солнечного луча. Создание макета - игрушки «Радужный волчок»

1

-

1

Раздел № 3 «Живая природа»

20

10

10

7.

Многообразие народов и народностей, живущих на планете Земля. (Презентация)

1

1

0

8.

«Хоровод дружбы». Изготовление кукол в национальных нарядах. (Развитие этнокультурного разнообразия в интеграции экологического образования)

1

-

1

Март

1.

Приспособление живых организмов к условиям обитания. Что человек позаимствовал у природы для инновационных изобретений.

1

1

-

2.

Зарождение жизни на земле. Эксперимент с растительным маслом и водой: «Как преобразовались первые живые клетки»

1

0,5

0,5

3.

Выявление в продуктах мельчайших живых организмов. Эксперимент «Растущие малютки» (Скисание молока»)

1

0,5

0,5

4.

Эксперимент «Заплесневелый хлеб».  Выявление условий, необходимых для роста мельчайших живых организмов (грибов).

1

0,5

0,5

5.

Куриное яйцо, как  макет зарождения жизни.

1

1

0

6.

Свойства куриного яйца. Опытно экспериментальная деятельность:  «Определение свежести куриных яиц»

1

0,5

0,5

7.

Опытно-экспериментальная деятельность «Почему варёное яйцо крутится, а сырое нет?».

1

0,5

0,5

8.

Почему птицы летают. Образ жизни птиц родного края.

1

0,5

0,5

Апрель

1.

«Почему одни птицы плавают, а другие нет» - опытно-экспериментальная деятельность.

1

0,5

0,5

2.

Акция «Скворечник»

1

0,5

0,5

3.

Вестники весны – первоцветы.

1

0,5

0,5

4.

Многообразие растительного мира планеты Земля. Растения нашего края, занесённые в красную книгу.

1

0,5

0,5

5.

Значение растительного мира в жизни человека и планеты в целом. Эксперимент «Выделение кислорода растениями»

1

0,5

0,5

6.

Эксперимент «Как дышат растения»

1

0,5

0,5

7.

Посев семян различных цветочных растений для наблюдений за развитием растения из семени.

1

0,5

0,5

8.

Выявление факторов влияющих на прорастание семян. Эксперимент «Влияние  света, воды, тепла, воздуха на прорастание семян»

1

0,5

0,5

Май

1.

Эксперимент «Как дышат растения»

1

0,5

0,5

2.

Изготовление травянчиков

1

-

1

3.

Почему корнеплоды дают корни, и способны заново расти.

1

0,5

0,5

Раздел №4 «Азбука выживания»

6

2

4

4.

Что такое эрозия почвы. Эксперимент «Эрозия почвы»

1

0,5

0,5

5.

Значение воды в экологической системе планеты. Опыты: «Очистка воды», «Получение пресной воды»

1

0,5

0,5

6.

Что такое калорийность продуктов. Выявление крахмала в продуктах.

1

0,5

0,5

7.

Наука бионика. Что человек позаимствовал у природы в своих изобретениях. «Получение невидимых чернил».

1

-

1

8

Утилизация отходов деятельности человека. Вторая жизнь ненужным вещам.

1

0,5

0,5

9

Квест – игра «Необитаемый остров»

1

-

1

Июнь

Раздел №3 «Живая природа»

9

3

6

1.

Викторина: «Здравствуй Лето!». Знатоки живой природы.

1

1

-

2.

Правила техники безопасности при работе на приусадебном участке.

1

1

-

3.

Подготовка огорода к высадки овощных культур

1

-

1

4.

Высадка овощных культур, посев семян. Корневая система растений.

1

-

1

5.

Подготовка клумб для цветочной рассады.

1

-

1

6.

Высадка рассады цветов. Корневая система растений.

1

-

1

7.

Правила ухода за огородными культурами и клумбами на участке.

1

0,5

0,5

8.

«Насекомые – наши друзья!». Наблюдения за насекомыми.

1

0,5

0,5

9.

Праздник «Я узнал, что у меня есть огромная семья!»

1

-

1

Всего:

64

25,5

38,5

Приложение № 2

Диагностика

   Критерии оценки результатов:

Оценка складывается из наблюдений за детьми педагога и родителей по нескольким позициям и выводится средний результат.

Низкий уровень – красный

Средний – жёлтый

Высокий - зелёный.

Ф.И.

ребёнка

Умеет  задавать

вопросы, находить информацию

Умеет  видеть

проблему, выдвигать

гипотезы

Желает  участвовать

в исследованиях

Желает готовить и презентовать свои работы

Умеет работать в коллективе

Умеет доводить начатое дело до конца

Итог

Приложение № 3.

Этапы реализации

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

«Чудеса природы»

А) Этап – организационный

Задачи этапа: 

  • Изучить накопленный опыт по заявленной теме и познакомиться с требованиями нормативных документов.
  • Диагностика детей, выявление факторов актуальности темы.
  • Постановка цели, определение задач для реализации программы.
  • Заинтересовать родителей данной программой.

Ожидаемый результат: 

  • Выстраивание целостной системы познавательной, экспериментально – исследовательской деятельности  с целью повышения социальной компетентности детей предшкольного возраста.

Б) Этап – проектировочный

Задачи этапа:

  • Составить план работы над программой.
  • Подобрать материал, литературу.
  • Подготовить беседы, презентации, подобрать опыты эксперименты по заявленной теме;
  • Ввести детей в основную идею программы с помощью презентации «Чудеса природы»

Ожидаемые результаты этапа:

  • Готовность к реализации программы.

В) Этап - практический

 Задачи педагога:

  • Подготавливает и проводит эвристические беседы.
  • Подбирает научную и художественную литературу, материалы по теме экспериментально - исследовательской деятельности.
  • Продумывает практическую часть исследования. Подготавливает оборудование для экспериментально – исследовательской деятельности.
  • Проводит тематические экскурсий.
  • В совершенстве овладевает методами и приёмами экспериментально–исследовательской деятельности, применять её в практической работе с детьми.
  • Соблюдает принцип последовательности и регулярности.

Задачи детей:

  • Участвуют в эвристических беседах, экспериментах, наблюдениях, исследованиях, ищут новые знания по интересующей теме самостоятельно, с воспитателем, с родителями и другими окружающими взрослыми.
  • Участвуют в проектной деятельности.
  • Выдвигают гипотезы, выбирают способы нахождения ответов на интересующие вопросы, делают выводы.
  • Участвуют в оформлении материалов по заявленной теме.
  • Передают полученный опыт ровесникам, сверстникам, взрослым.
  • Привлекают к исследовательской деятельности окружающих.

Задачи родителей:

  • Ищут информацию вместе с детьми по теме исследования.
  • Организуют дома условия для детского экспериментирования и творчества.
  • Оказывают помощь в подготовке и подборе материалов и оборудования для творческой и экспериментально – исследовательской деятельности.
  • Участвуют в оформлении материалов, презентаций, подготовки детей к защите исследовательских работ.

Ожидаемые результаты этапа:

  • Накопление опыта экспериментально-исследовательской деятельности в области экологической системы планеты Земля, как средства социализации детей предшкольного возраста.
  • Разработка методических материалов по программе «Чудеса природы».
  • Создание атмосферы доверия,  сотрудничества, взаимопомощи с детьми и родителями.

Г) Этап – Аналитический

Задачи этапа:

  • Подвести итоги по реализации программы.
  • Обобщить и распространить накопленный опыт.

Ожидаемый результат этапа:

  • Повышение  уровня социальной компетентности детей предшкольного возраста через совместную экспериментально – исследовательскую деятельность в области экологической системы планеты Земля.
  • Готовность детей к дальнейшей познавательной, экспериментально – исследовательской деятельности.
  • Умение полноценно организовывать своё свободное время в соответствие с принципами поведения принятыми в  современном общества.

Приложение № 4.

Интеграция образовательных областей в программе.

Образовательная область

Формы и методы работы

Задачи

Социально – коммуникативная

1.Поиск информации на заявленные темы через различные источники: ИТК, окружающие взрослые, книги и т. д.

2. Моделирование

3.Тематические экскурсии.

4. "Погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы.

5.Трудовые поручения (наблюдения, уход за растениями, фиксирование данных и т.д.)

6.Составление рассказов о проведённых опытах, экспериментах, пояснение и обобщение полученных результатов.

7.Передача накопленного опыта сверстникам, ровесникам, взрослым

8.Публичные выступления, участие в конкурсах.

Формировать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Формировать позитивные установки к труду и творчеству.

Развивать самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцыю.

Воспитывать в детях основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познание

1. Эвристические беседы с привлечением ИКТ, постановка и решение вопросов проблемного характера.

2.Экспериментально – исследовательская деятельность.

3.Наблюдения и фиксирование результатов.

Формировать первичные представления о себе, окружающих людях объектах живой и неживой природы.

Развивать любознательность, воображение, творческую активность, совершенствовать навыки познавательных действий.

Речевое развитие

1.Чтение научной литературы.

2.Использование художественного слова.

3.Составление описательных рассказов.

4.Составление рассказов о проделанной работе.

5.Словотворчество (сочинение небольших стихов по теме исследования)

Совершенствовать речь, как средство культуры и общения. Обогащать активный словарь ребёнка. Развивать монологическую и диалогическую речь. Знакомить с книжной культурой.

Воспитывать желание проявлять речевую активность.

Художественно - эстетическое

1.Созерцание красоты и многообразия мира природы и явлений (просмотр презентаций, произведений искусства)

2.Создание макета планеты Земля, собственных образов вулканов, цветочных клумб, оформление общей картины огорода на окне и экспериментального центра.

3.Изготовление кукол-моталок в народных, этнических костюмах «хоровод дружбы»

 

Формировать эстетическое отношение к окружающему нас миру.

Развивать желание создавать красоту вокруг себя, пользуясь собственным замыслом.

Воспитывать гармонично развитого человека уважающего традиции своего народа и народов планеты Земля.

Физическое развитие

1.Выполнение трудовых поручений, участие в трудовых десантах.

2.Прогулки, экскурсии  на свежем воздухе.

Формировать навыки трудовой деятельности. Развивать мелкую и крупную моторику. Воспитывать ответственное  отношение к собственному здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...