Конспект НОД «Жостовская роспись» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

На этом занятии, с помощью презентации, дети знакомятся с традиционным русским художественным промыслом - «Жостовская роспись».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhostovskaya_rospis_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 1349"

     Конспект НОД «Жостовская роспись»
в подготовительной группе.

Подготовила и провела воспитатель:

Костина М.И.

Цель: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом - «Жостовская роспись».

Материалы  и оборудование:  Предметы прикладного искусства (подносы), открытки, репродукции. Презентация «Жостово»

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я познакомлю вас с Росписью жостовского подноса.

Показ презентации.

Слайд 1. Заставка

Слайд 2. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на (жести) железных подносах. Отсюда пошло название села жесть -Жостово. ЖОСТОВО, деревня в Московской области, центр народного художественного промысла - декоративной живописи маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком.

Слайд 3. ЖОСТОВО, деревня в Московской области, центр народного художественного промысла - декоративной живописи маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком.

Слайд 4,5. Изделия жостовских мастеров

Слайд 6. Как же возникло удивительная техника жостовской росписи? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток - чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Слайд 7. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо.

Слайд 8. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские.

Слайд 9. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские.

Слайд 10. Жостовский поднос жив и по сей день.

Слайд 11. Изготовление подносов. При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и пресс-форм, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.

Слайд 12. Кованные подносы создаются ручной ковкой. Сначала на металл наносят контур формы подноса

Слайд13. Затем его вырезают специальными ножницами

Слайд 14. Затем выравнивают края подноса молотком

Слайд 15. Вытягиваю поднос с помощью специального приспособления

Слайд 16. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной

Слайд 17. Роспись подноса. Когда поднос готов художник наносит рисунок.

                      Первые мазки  -туманны,  путь художник намечает.

                      А вторые -долгожданны, буйной краской расцветают.

Слайд 18. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи.

Слайд 19. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

Слайд 20. В его основе лежат разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок).

Слайд 21. Жостовские подносы могут быть разных форм: круглые, овальные, прямоугольные и т. д.

Слайд 24. Роспись выполняется в несколько приёмов.
Начинается она с
«замалевки»: разбелёнными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. «Замалеванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Слайд 25. Следующим приёмом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенёжка» погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений. Затем следует «прокладка» - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.

Слайд 26. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы - операция завершает лепку форм, их условную материальность. Последующая операция «чертёжка» размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.

Слайд 27. Завершает письмо «привязка» - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном.

Слайд 28. Жостовская фабрика декоративной росписи и по сей день выпускает настоящее жостовское чудо!

Итог занятия.

Воспитатель:  Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.

Ребята давайте теперь ответим на вопросы, что мы узнали на сегодняшнем занятии. Откуда произошло название Жостово? Откуда появилась Жостовская роспись? Какой формы бывают подносы? Какие цветы изображены?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят красоту. Труд и талант народных умельцев придаёт величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России!

 Воспитатель: После перемены мы с вами попробуем сами создать настоящий жостовский поднос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы "Чудо жостовской росписи".

Конспект занятия "Чудо жостовской росписи". Конспект занятия для детей подготовительного возраста. Цель: Познакомить детей с жостовской росписью. Приобщить детей к истокам русской нацио...

Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «подарок маме»

Цель: учить детей составлять узор из элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвет...

Конспект НОД по изодеятельности в подготовительной группе «Роспись дымковской игрушки»

Программное содержание: Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали и радоваться сделанной своими руками поделке.Продолжать учить детей украшатьэлементами ...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки»...

Конспект игровой образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительной деятельности Тема: «Городецкая роспись».

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев.Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета...

Конспект НОД по пластилинографии в подготовительной группе "Жостовский поднос"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАпо декоративно-прикладному искусствуКонспект непрерывной образовательной деятельностипо пластилинографии для детей подготовительной группыТема: "Жостовский поднос"...