ООД "Путешествие в типографию" Познавательное развитие подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Меньшикова Альбина Ивановна

Знакомство детей с трудом работников типографии и процессом создания и оформления книг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tipografiyu.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Шалдежский детский сад «Теремок»

Сценарий

Организованной образовательной деятельности

 по социально – коммуникативному развитию

 

для детей 6-7 лет

с использованием ИКТ технологий

Тема: «Путешествие в типографию»

(О.В. Дыбина)

Ознакомление с социальным окружением.

Подготовительная группа. Занятие 8, стр.40

Выполнила: Меньшикова Альбина Ивановна

воспитатель

д.Шалдеж

2019 год

Ход ООД

Цель:  Познакомить детей с трудом работников типографии.

Задачи: Познакомить детей с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Предварительная работа: Рассматривание книг, газет, журналов в разных переплетах. Беседа о том, какие книги бывают. Вспомнить с детьми детских авторов и иллюстраторов. Побеседовать с детьми о значении книги в жизни человека. Посетить с детьми библиотеку. Просмотр видеоролика о работе в типографии.

Словарная работа: каллиграфия, типография, наборщик, резчик бумаги, редактор, корректор, переплетчик (фальцовщик), печатник.

Материал. Предметные картинки, старинная книга, различные книги, журналы, газеты.

Компьютерная презентация по теме ООД, мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход ОД

Мотивация

Воспитиатель: Ребята, отгадайте загадку.

Загадка

Я все знаю, я всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Нужно грамоте учиться.

Воспитатель: Верно, это книга. А как вы думаете, где делают книги?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, в типографии.

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в типографию?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята повернемся вокруг себя, закроем глаза, вот мы и в типографии. Давайте окунемся в историю книги, историю появления типографии, как она устроена и узнаем кто же там работает.

Воспитатель: Что вы здесь видите?

Дети: книги, журналы, газеты.

Воспитатель: Для чего нужны книги, журналы, газеты.

Дети: Чтобы узнать много нового, интересного.

Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для общего развития, из газет и журналов  мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире.

Воспитатель: Вы знаете, кто создает материалы для книг?

Дети: Поэты, писатели, художники.

Поэты и писатели — очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подбирать рифму. Хотите поиграть в рифмы?

Педагог по одной показывает предметные картинки (банан, улитка, дом и т.д.), дети подбирают рифму к каждому слову.


Затем воспитатель предлагает ребятам попробовать сочинить стихотворные строки, закончив фразу так, чтобы получилось складно. Например: 
На поляне стоит дом
 ,

Поселился гномик в нем.

Основная часть.

Воспитатель: Давным  давно, в такие давние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки, песни, пословицы. Людям хотелось чтобы их произведения и знания дошли до потомков. Чтобы не забыть, их надо было записывать. И они придумали буквы.

Слайд

Воспитатель: Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, там человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких –то событиях отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было. На скалах они выбивали, выскабливали все что видели вокруг себя: птиц, животных, людей.

слайд 

Скалы и камни - твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет назад до н.э. стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Пока табличка была  влажной , на ее поверхность заостренной палочкой наносились знаки, затем сушили на солнце. Глина застывала и хранилась долго.

Воспитатель: 

Слайд

Воспитатель: 

В Древнем Египте появились книги из папируса. Папирус-это речной тростник с высоким, до 5 метров толстым стволом. Этот ствол резали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре.

Слайд

 Воспитатель: 

Позже, в Древней Греции, появилась книга из пергамента. И она уже была больше похожа на нашу современную книгу. В древнем городе Пергам, откуда пошло название материала, пергамент выделывался из шкур животных. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали ее от руки несколько лет. Были они очень дорогие.

Слайд

Динамическая пауза

Воспитатель:

 А теперь мы немного отдохнём!

Перестанем заниматься – 

Будем вместе отдыхать.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (Вращение рук вперед и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (Повороты влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (Наклоны вперед.)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (Дети садятся на места.)

Воспитатель: 

Как же развивалась книга у нас на Родине? В древней Руси писали на березовой коре. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем.

Слайд

Воспитатель: 

Позже создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые люди-писцы.

Обычно писали книги люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк.

Такой почерк  в древности назывался каллиграфическим.

Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками.

Показ книги

Воспитатель: Конечно, написать одну книгу ручкой или карандашом можно, а 100 книг можно ли написать карандашом или ручкой?

Ответы детей

Воспитатель: когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок.

Первая типография появилась в Москве при царе Иване Грозном, называлась она книгопечатня. Первым книгопечатником стал Иван Федоров.

Воспитатель:

Где в настоящее время  печатают книги?

Дети: в типографии

Воспитатель: Правильно, в типографии.

Типография – это предприятие где, производится набор и печатание книг, газет, журналов и других изделий.

слайд

Воспитатель: В типографии работают люди необычных профессий: печатник, вырубщик, резчик, переплетчик.

Печатник-это одна из самых редких профессий на сегодняшний день. Печатная машина-это его рабочее место. Это большая, сложная машина, многое делает компьютер, но и на печатника приходится много обязанностей.

Слайд

Он должен контролировать очень много процессов: подачу бумаги в цифровую печатную машину, вязкость краски, ее распределение по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах и офсетных цилиндрах, совмещение цветов при многокрасочной печати, и многое другое. Процесс печатания многофакторный, не уследил за чем-нибудь – и выйдет брак.

Слайд

Вырубщик - этот человек тоже работает на специальной машине, которая ножами, расположенными на большой пластине, вырезает фигурные контуры на картоне, бумаге, пластике, коже и разных других материалах.

Слайд

Далее книга попадает к нарезчику (оператор резальной машины).

Задача резчика – правильно, с помощью так же специальной резальной машины, разрезать стопки отпечатанных копий ровно и правильно.

Слайд

Потом  переплетчик книге делает красивый переплет.

Переплетчик – специалист по переплетному делу, тот, кто сшивает листы книги, тетради и т.п. вставляет их, закрепляя, в специальную обложку (переплет)

Слайд

Помимо этих, в типографии еще много очень разных и интересных профессий и различного оборудования, машин на которых они работают. Технологи, дизайнеры, конструкторы, колористы, контролеры, упаковщики.

Воспитатель подводит итог: книга — результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.

Слайд (готовая книга)

Проделав огромный путь книга оказывается в магазине, чтоб взрослые и дети могли окунуться в ее волшебный мир.

Воспитатель: Вам дома читают книги? Вам нравится, когда вам читают?

Ответы детей

Хотите поиграть в игру «Доскажи словечко»

Нет конца у строчки

Где стоят три точки,

Кто придумает конец

Тот и будет молодец

Книгу не ищи в аптеке

Книжный дом ( библиотека)

Книги есть в саду и дома

Из бумаги и (картона)

Книжкина одежка

Что это (обложка)

И картинок много тут

Как их правильно зовут (иллюстрации)

Их рисует не сапожник

Ну, а кто, друзья (художник)

 Ну а кто же пишет книжки

Для девчонок и мальчишек?

На обложке, вот он, тут.

Как, друзья, его зовут? (Писатель,поэт)

Наши книги не просты

По порядку в них (листы)

А что это за сестрицы

Да ведь это же (страницы)

Страницы все наперечет

 Их скрепляет (переплет)

Рефлексия

Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились на занятии? Что вам было интересно?

Дети: узнали как создаются книги, оформляются, кто над ними работает.

Воспитатель:  Люди  каких профессий создают книги.

Дети: печатник, вырубщик, резчик, переплетчик.

Если бы вас позвали работать в типографию, то кем бы вы хотели работать? Какая профессия вам понравилась больше всего ?

А хотите создать свою книгу: придумать название и нарисовать сюжет в картинках, скрепить странички и сделать обложку?

Воспитатель:  Спасибо, ребята, возвращаемся в группу.

1 -е

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Шалдежский детский сад «Теремок»

Сценарий

Организованной образовательной деятельности

 по социально – коммуникативному развитию

 

для детей 6-7 лет

с использованием ИКТ технологий

Тема: «Путешествие в типографию»

(О.В. Дыбина)

Ознакомление с социальным окружением.

Подготовительная группа. Занятие 8, стр.40

Выполнила: Меньшикова Альбина Ивановна

воспитатель 1 категории

д.Шалдеж

2019 год

Ход ООД

Цель:  Познакомить детей с трудом работников типографии.

Задачи: Познакомить детей с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Предварительная работа: Рассматривание книг, газет, журналов в разных переплетах. Беседа о том, какие книги бывают. Вспомнить с детьми детских авторов и иллюстраторов. Побеседовать с детьми о значении книги в жизни человека. Посетить с детьми библиотеку.

Словарная работа: каллиграфия, типография, наборщик, резчик бумаги, редактор, корректор, переплетчик (фальцовщик), печатник.

Материал. Предметные картинки, старинная книга, различные книги, журналы, газеты.

Компьютерная презентация по теме ООД, мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход ОД

Мотивация

Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете о чем пойдет речь.

Загадка

Я все знаю, я всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться

Воспитатель: Правильно это книга.  Как вы догадались, что речь идет о книге.

Дети: в книгах написано обо всем на свете, чтобы прочитать книгу нужно уметь читать.

Воспитатель: Перед вами выставка. Что вы здесь видите?

Дети: книги, журналы, газеты.

Воспитатель: Для чего нужны книги, журналы, газеты.

Дети: Чтобы узнать много нового, интересного.

Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для общего развития, из газет и журналов  мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире.

Воспитатель: Что вы можете сказать о книгах? Какие бывают книги?

Дети: Сказки, рассказы, стихи, энциклопедии, учебники для взрослых, книжки-малышки, большие и маленькие, тонкие и толстые, мягкие и твердые.

Воспитатель: Верно, книги бывают разные по содержанию, размеру и оформлению.

Основная часть.

Воспитатель:

 С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Обычно писали книги люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк.

Такой почерк  в древности назывался каллиграфическим.

Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками.

Показ книги

Воспитатель: Вы знаете, кто создает материалы для книг?

Дети: Поэты, писатели, художники.

Поэты и писатели — очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подбирать рифму. Хотите поиграть в рифмы?

Педагог по одной показывает предметные картинки (конфета, картина, лягушка и т.д.), дети подбирают рифму к каждому слову.

Динамическая пауза

Воспитатель:

 А теперь мы немного отдохнём!

Перестанем заниматься – 

Будем вместе отдыхать.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (Вращение рук вперед и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (Повороты влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (Наклоны вперед.)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (Дети садятся на места.)

Воспитатель: Сначала люди писали на глиняных табличках

слайд

на каменных табличках

слайд

 на бересте

слайд

 на папирусе.

Воспитатель: Конечно написать одну книгу ручкой или карандашом можно, а 100 книг можно ли написать карандашом или ручкой?

Ответы детей

Воспитатель: когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок.

В России первым книгопечатником стал Иван Федоров, который выпустил

первый русский печатный букварь — «Азбука»

слайд

по его словам — «для пользы русского народа и ради скорого младенческого научения».

Воспитатель:

А вы знаете, где в настоящее время  печатают книги?

Дети: в типографии

Воспитатель: Правильно, в типографии.

слайд

Типография – это предприятие где, производится набор и печатание книг, газет, журналов и других изделий.

Воспитатель:

А кто работает в типографии, я вам сейчас расскажу.

Слайд

Наборщик набирает текст на компьютере, они очень быстрые, аккуратные и внимательные в своей работе.

Слайд

Корректировщик  и редактор находят и исправляют ошибки в тексте

Слайд

Далее книга попадает к нарезчику (оператор резальной машины), он нарезает книгу.

Слайд

Потом  переплетчик книге делает красивый переплет.

Слайд

А помогает машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом „одевает" в красивый переплет. И вот, красивая книга готова». Показывает и предлагает детям рассмотреть книгу в нарядном переплете.

Воспитатель подводит итог: книга — результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.

Слайд (готовая книга)

Проделав огромный путь книга оказывается в магазине, чтоб взрослые и дети могли окунуться в ее волшебный мир.

Воспитатель: А у вас дома есть книги? Где они хранятся?

Дети:

 Воспитатель: Где еще могут храниться книги?

Дети: в шкафу, в библиотеке.

 Воспитатель: а сколько живет книга?

Дети. Книга живет долго, если ее беречь.

Воспитатель: Что будет, если книги исчезнут?

Дети: Из книги мы узнаем много нового, интересного. Там красивые картинки, и тд.

Воспитатель: Вам дома читают книги? Вам нравится, когда вам читают?

Ответы детей

Хотите поиграть в игру «Доскажи словечко»

Нет конца у строчки

Где стоят три точки,

Кто придумает конец

Тот и будет молодец

Книгу не ищи в аптеке

Книжный дом ( библиотека)

Книги есть в саду и дома

Из бумаги и (картона)

Книжкина одежка

Что это (обложка)

И картинок много тут

Как их правильно зовут (иллюстрации)

Их рисует не сапожник

Ну, а кто, друзья (художник)

 Ну а кто же пишет книжки

Для девчонок и мальчишек?

На обложке, вот он, тут.

Как, друзья, его зовут? (Писатель,поэт)

Наши книги не просты

По порядку в них (листы)

А что это за сестрицы

Да ведь это же (страницы)

Страницы все наперечет

 Их скрепляет (переплет)

Рефлексия

Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились на занятии? Что вам было интересно?

Дети: узнали как создаются книги, оформляются, кто над ними работает.

Воспитатель:  Люди  каких профессий создают книги.

Дети: наборщик, нарезчик бумаги, редактор, корректор, переплетчик (фальцовщик), печатник.

Воспитатель: Как вы думаете,  хорошо живется у нас книгам?

Дети: нет

Воспитатель:  Почему ?

Дети: мы их не бережем. За книгами нужно ухаживать, беречь, не рвать, не пачкать.

Воспитатель:  Верно, у нас в книжном уголке много книг, а старые книги нуждаются в вашей помощи, хотите полечить их? Вечером мы пересмотрим все книги,  старые подклеим и они еще долго, будут жить на книжной полке.

Воспитатель:  Спасибо, ребята, возвращаемся в группу. Вы хотите рассказать младшим ребятам о нашей беседе?

Воспитатель: Я была бы рада, что бы вы их тоже научили беречь книги.

    

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему: "Путешествие в Страну слов" подготовительная группа

Тема: «Путешествие в страну слов»Программное содержание: познакомить с различными превращениями слов;- продолжать прививать интерес к русскому языку, развивать сообразительность, смекалку, внимание, м...

Занятие по речевому развитию "Путешествие в страну звуков" подготовительная группа

Любой из нас пришел на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всем при этом...

Занятие по речевому развитию "Путешествие в Лукоморье" в подготовительной группе

Занятие по речевому развитию "Путешествие в Лукоморье" в  подготовительной группе...

План-конспект «Социально-коммуникативное развитие» Непосредственно - образовательная деятельность Тема «Путешествие в страну Правдилию» (подготовительная группа)

Задачи: 1)Сформировать у детей представление о положениях Конвенции о правах ребенка, в доступной для них форме.1.     2)Уточнить и закрепить знания детей о своей семье.2....

Видеоурок ОД: Познавательное развитие «Путешествие в прошлое лампочки» (подготовительная группа)

ОД: Познавательное развитие «Путешествие в прошлое лампочки» (подготовительная группа)Чтобы посмотреть видео перейдите по этой ссылке:https://cloud.mail.ru/public/DbuP/B2AKVKjcK...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи, тема: «Путешествие в сказочную страну» (подготовительная группа)

Занятие с применением технологии наглядного моделирования, для детей подготовительной группы,  проводится в виде увлекательного путешествия по сказкам, где дети на протжении всего занятия выполня...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» на тему: «Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа)

Конспект НОД  по реализации образовательной области   «Социально – коммуникативное развитие» на тему: «Путешествие в  страну Вежливости»  (подготовительная группа)  может быть...