Познавательноисследовательская деятельность "Тайны листьев"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скрибунова Людмила Николаевна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности

"Тайны листьев"

Цель: Развивать познавательно-исследовательский интерес детей подготовительной к школе группы

Задача исследования:

1. Обучающие:

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

 Способствовать закреплению знаний о значении солнца, воды, света для листьев деревьев. Продолжать учить пользоваться лупой.

Уточнить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе.

2. Развивающие:

Развивать внимание, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения); познавательную активность. Обогащать словарь детей (хлорофилл, черешок).

 3. Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес   и  бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: лупы на каждого ребенка, схема увядания листочков.

Ожидаемые результаты:

   - участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы;

    - умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи;

    - активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении познавательных задач.    

    имеют элементарное представление о строение листа;

    проявляют интерес к природе.

Методы исследования:

- Беседа;

- Вопросы;

- Наблюдение.

Предварительная работа:

С помощью лупы изучили строение листа. Рассмотрели часть, которая соединяет лист с веткой – черешок, затем верхнюю часть листа, край листа – кромку и верхушку листа (острая или округлая)

Ход познавательно - исследовательской деятельности.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите у нас сегодня гости!

Давайте с ними поздороваемся!

 Воспитатель: Дети, обратите внимание, что на улице тепло, сухо, зеленая травка. Наверное, сейчас время года  лето.

- А вы, ребята, как считаете, какое сейчас время года?  Осень (ответы детей)

Воспитатель: Объясните, почему вы так считаете.

Дети: потому, что листья меняют цвет и становятся красными, желтыми, и опадают, солнце светит не так ярко.

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть на схему – алгоритм и вспомнить, почему листья осенью меняют свой цвет (ответы детей)

 

Настя Я:

Ветер злой, холодный

Листья оборвал.

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Воспитатель: Как называется это явление, когда массово опадают листья?

Дети: Листопад.

Воспитатель: В этом слове спрятались 2 слова: листья и падают.

А почему происходит листопад?   (Ответы детей)

Воспитатель: Кто обеспечивает растения влагой?

Дети: Корни.

 Воспитатель: Правильно! Они как насос поставляют влагу.

Но когда наступают холода, корням становится сложно добывать влагу.

Для того чтобы не тратить силы на питание, растения вынуждены избавляться от лишнего груза — и сбрасывают листву.
У основания черешка (узкая часть листа, место крепления листовой пластинки к стеблю) образуется особый отделительный пробковый слой, блокирующий «доставку» питательных веществ от дерева. Обессиленным листьям становится всё сложнее держаться на ветках и постепенно они начинают опадать. Как и при появлении разноцветной кроны, так и при листопаде, все процессы не протекают мгновенно. Именно поэтому сначала мы видим размеренную смену красок листвы, а затем медленное избавление деревьев от своего яркого наряда.

Листопад — обязательное условие существования деревьев, помогающее им ежегодно обновлять свою листву.
- Ребята, как вы думаете, что же остаётся на месте опавшего листа?  (ответы детей)

Воспитатель: Почки. А в них в зачаточном состоянии спрятаны маленькие листочки. Почки надёжно укрыты чешуйками и зимой впадают в «спячку».

Давайте с вами убедимся, действительно ли на наших кустиках появились почки?

- Что нам для этого понадобится?

Дети: Лупы.

  Мы не будем ломать  веток для исследования,  а аккуратно подойдем и рассмотрим  на кустиках доступные веточки. Потому, что растения - часть живой природы. Будем относиться к ним уважительно и бережно!

Рассматривание почек на веточках.

Заключение.

    В ходе исследования мы  узнали и убедились, что:

- Причина листопада - недостаток влаги, а так же света и воды.

- На ветках деревьев и кустарников после того как опали листья остаются почки.

Ребята, а вам интересно узнать, когда и при каких условиях почки распустятся?

Ответы детей. (Да!)

 Об этом мы поговорим следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наступила осень....кругом опавшие листья... Предлагаем апликацию из листьев!

Используйте ваше с ребенком воображение, а также бумагу и клей, чтобы создать аппликации из листьев. Отправьтесь вместе в лес на прогулку и поищите листья, которые бы вам что-то напоминали по форме. Н...

НОД по рисованию с аппликацией "Белка прячет в листья клад" 2 младшая.Краски гуашевые, кисти №12, лист ватмана с заранее наклеенными силуэтами деревьев с дуплами, белками, которые “ вместе ищут орешки,” “догоняют друг-друга ”

Программное содержание: Развивать сюжетно-игровой замысел , дорисовывать аппликативную композицию, располагать изображения на листе бумаги в определённых местах. Материалы: Краски гуашевые,...

ПРОЕКТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В СОЗДАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ – ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ «ЛИСТЬЯ ЖЁЛТЫЕ»

ПРОЕКТПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В СОЗДАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ – ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ, «ЛИСТЬЯ ЖЁЛТЫЕ» Листья деревьев– за...

Мастер класс для детей и родителей. Аппликация из осенних листьев "Пейзаж из осенних листьев", во 2 младшей группе.

Мастер класс по аппликации «Пейзаж из осенних листьев» для детей и родителей 2 младшей группы. Воспитателя Марченковой Елены Геннадьевны.Цели:        ·...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ "На землю желтый лист спадает за листом".

Конспект интегрированного занятия для старшей группы обобшающее темы "Осенние деревья" и "Стихи о осени"...

Особенности использования познавательноисследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, к...