Секреты Невидимки
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ольга Николаевна Перевозникова

 Непосредственно образовательная деятельность,  в которой знакомим детей со свойствами воздуха. Рассматриваем различные предметы, связывая их качества и свойства. Учим детей делать умозаключения  и выводы в экспериментах.  Занятие проходит в игровой форме. С помощью опытов дети помогают Винни- Пуху отправиться в длительное путешествие на воздушных шарах. Дети вместе своспитателем раскрывают секреты таинственного невидимки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekretynevedimki.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюевская СОШ»

Дошкольные группы

Непосредственно образовательная деятельность

В средней группе

Секреты «Невидимки»

                                                                           

                                                                                      Воспитатель: Перевозникова О.Н.

2018 г.

          Непосредственно образовательная деятельность в средней группе

Задачи:

обучающие:

  • знакомить детей со свойствами воздуха;
  • учить детей рассматривать различные предметы, связывая их качества и свойства с воздухом;
  • учить детей делать умозаключения и выводы в экспериментах;
  • формировать представления детей о качествах и свойствах воздуха;

развивающие:

  • развивать внимание, наблюдательность, связную речь;

воспитательные:

  • воспитывать любопытство, любознательность, стремление к новым открытиям.

Образовательные  области:

«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие».

Словарная работа:

  • обогащение словаря: введение новых слов — путешествие, невидимка-,
  • активизация:

прилагательных: лёгкий, прозрачный, сильный-, глаголов: слышим, видим-,

антонимов: прозрачный — непрозрачный {матовый), лёгкий — тяжёлый, сильный — слабый, звонкий — глухой.

Подготовительная работа:

  • наблюдения за ветром на прогулке. Игры с флюгерами, лентами;
  • чтение стихов о приметах осени и о ветре: «Не видно птиц...» И. Бунина, «Ласточки пропали...» А. Фета;
  • разучивание игры «Дует ветер»;
  • разучивание звуковой игры, направленной на развитие звуковой культуры речи и формирование звукопроизношения [ш] и [с].

Материал:

воздушные шарики с гелием; игрушка-медвежонок; воздушный шарик в сдутом виде; полиэтиленовый мешочек; одноразовые пластмассовые стаканчики на каждого ребёнка; ёмкости с водой на каждого ребёнка; листок плотной бумаги на каждого ребёнка; свисток; дудочка; осенние листья и камешки; пылесос; одноразовая трубочка-соломинка на каждого ребёнка; музыкальное сопровождение; мыльные пузыри.

▼ Ход образовательной деятельности

I. Сюрпризный момент

На связке воздушных шаров, наполненных гелием, в окно игровой комнаты влетает игрушечный Винни-Пух с письмом для ребят.

Воспитатель. Ребята, кто это прилетел к нам на воздушных шарах? Какие красивые шарики! Какого они цвета? Смотрите, Винни-Пух нам принёс письмо! Давайте его прочитаем...

«Дорогие ребята, я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне, пожалуйста, узнать, почему мои шарики летают и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри».

II. Основная часть

Воспитатель. Поможем, ребятки, Винни-Пуху? Раскроем секреты таинственного невидимки? Отгадайте сначала загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем. (Воздух)

— Чтобы узнать больше о воздухе, проведём опыты.

         Опыт № 1

Воспитатель. Как вы думаете, почему обычный шарик (показывает сдутый шарик) вдруг становится круглым и «воздушным»? (Ответы детей.)

— А почему воздух называют «невидимкой»?

— Давайте повторим это слово громко по слогам. Почему мы не видим воздух? (Ответы детей.)

— Посмотрите на этот мешочек. Он пуст. Воспитатель захватывает в него воздух и завязывает надувшийся мешок.

— Что мы «поймали» в мешочек?

— Почему сквозь мешок всё видно?

— Это значит — воздух какой? (Невидимый, прозрачный)

— Мы видим окружающие предметы и друг друга сквозь воздух. Это значит, что воздух прозрачный!

— Давайте, ребята, найдём в нашей группе прозрачные предметы, сквозь которые всё видно.

— А теперь наоборот, предметы непрозрачные, сквозь которые мы ничего не видим.

         Опыт № 2

— Ребята, а если наш шарик надуть сильно-сильно, что с ним может случиться? (Ответы детей.)

— Правильно, шарик может лопнуть, потому что весь воздух не поместится. Скажем Винни-Пуху, чтобы он не надувал свои шарики слишком сильно, а то они лопнут.

— А теперь мы будем потихоньку выпускать из шарика воздух и послушаем внимательно...

— Какой вы услышали звук? ([с-с-с])

— Значит, воздух можно услышать? Он издаёт звук [с].

— Представим, что мы превратились в воздушные шарики. Надуваем щёки: [ш-ш-ш], превратились в толстячков. А теперь сдуваем шарики: [с-с-с], стали худышками.

— А как ещё можно услышать воздух? (Ответы детей.)

— Возьмите каждый по листочку бумаги и подуйте на него вот так.

— Что мы услышим?

— Воздух умеет свистеть.

— Как ещё можно услышать свист воздуха? Давайте посвистим в свисток.

— Ребята, какие музыкальные инструменты зазвучат, если в них подуть?

— Давайте подуем в дудочку.

— Ребята, мы

с вами услышали, что воздух может издавать глухие звуки ([ш], [с]) и звонкие (свист и звуки музыкальных инструментов).

         Опыт № 3

— Мы услышали, как звучит воздух, который выходит из шарика.

— Обратите внимание: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его, и тот движется вперёд. Если мы отпустим такой шарик, то он будет двигаться до тех пор, пока весь воздух из него не выйдет.

— Ребята, осень принесла нам в подарок красивые яркие листочки. Но вдруг налетел ветер  и разбросал все листочки...

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Воспитатель включает вентилятор, направляет на листочки.

— Листочки полетели и упали. На что это похоже? Получился настоящий листопад...

Воспитатель собирает листья с помощью пылесоса.

— Так что же умеет делать воздух? (Ответы детей.')

— Воздух умеет передвигать предметы, толкать воздушный шарик, поднимать листья, гнать облака. Значит, воздух сильный.

III. Физкультминутка

— Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в любимую игру ветра.

Ветер сильно вдруг подул.

Листья с дерева смахнул. Закружились листья все, полетели все к земле.

Дети выполняют имитационные движения по тексту стихотворения.

— Ребята, мы с вами уже услышали воздух, давайте разгадаем секрет невидимки и попробуем его увидеть.

         Опыт № 4

— Возьмите стаканчик в руку. Есть в нём что-нибудь? Он пустой!

— Давайте проверим, действительно ли в стаканчике ничего нет. Опускаем перевернутый  стаканчик в воду.

— Что получается? Попадает ли в стаканчик вода? Нет.

— Почему? Потому, что воду в стаканчик не пускает воздух.

— А теперь наклоните слегка стаканчик. Что мы видим?

— Из-под стаканчика на поверхность воды вырываются пузырьки воздуха. Вот мы и увидели таинственного невидимку!

— Ещё увидеть воздух можно, подув в воду из соломинки. Возьмите соломинки и подуйте  в воду. Видите пузырьки?

         Опыт № 5

— Ребята, что будет, если мы подуем из соломинки не в воду, а в мыльный раствор? Давайте попробуем надуть мыльный пузырь.

Дети надувают мыльные пузыри.

— Почему мыльные шарики летят? Какие они?

— Если мы бросим камешек, то он полетит? Почему? Сравним камешек и мыльный пузырь. Какие они? (Пузырь лёгкий, камень тяжёлый)

Ответы детей.

— Мы видели, что мыльные шарики летят. Летят они, потому что воздух лёгкий. Если бы воздух был тяжёлый, то шарики, как камешки, падали бы на пол.

IV. Итог

Воспитатель. Ну вот, теперь вы знаете, почему Винни-Пух может полететь в путешествие на воздушных шариках. Невидимка-воздух помогает мишке. Какие свойства воздуха поднимают нашего путешественника вверх?

Дети перечисляют свойства воздуха.

— Давайте, ребята, поблагодарим Винни-Пуха за то, что он залетел к нам по пути в дальние страны, и за интересное задание, благодаря которому мы узнали сегодня много нового.

— Счастливого пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия "Секреты невидимки"

Знакомство детей со свойствами воздуха...

Презентация «Секрет здоровых зубов» к плану ООД в средней группе на тему: «Секрет здоровых зубов»

Закреплять правила и навыки ухода за зубами; развивать внимание, укреплять память....

Секреты Невидимки

Знакомство детей со свойствами воздуха...