Конспект занятия "Секреты невидимки"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ушакова Эльвира Файзрахмановна

Знакомство детей со свойствами воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты невидимки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Задачи:

Обучающие:

  1. знакомить детей со свойствами воздуха;
  2. учить детей рассматривать различные предметы, связывая их качества и свойства с воздухом;
  3. учить детей делать умозаключения и выводы в экспериментах;
  4. формировать представления детей о качествах и свойствах воздуха;

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, связную речь;

Воспитательные: воспитывать любопытство, любознательность, стремление к новым открытиям.

Образовательная область:

Познание.

Материал:

  1. письмо от Винни-Пуха;
  2. воздушные шары с гелием;
  3. полиэтиленовые мешочки;
  4. веер;
  5.  свисток, музыкальные инструменты (дудочка, флейта);
  6. дольки  чеснока, лука, апельсина, лимона, ванилин;
  7. дидактические картинки бытовых электроприборов (фен, пылесос, вентилятор);
  8. стаканчики с водой, трубочки;
  9. мыльные пузыри, мяч, камень.

Ход образовательной деятельности

    Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Для дыхания он нужен

С ветром, с вьюгой очень дружен,

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой. (воздух)

    Сегодня утром к нам в группу пришло письмо от Винни-Пуха (читает):

    «Дорогие ребята, я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне, пожалуйста, узнать, почему мои шарики летают и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри!»

    Поможем Винни-Пуху раскрыть секреты? Представьте, что мы с вами находимся в научно-исследовательской лаборатории. А что такое лаборатория? (ответы детей)

    Чтобы раскрыть секреты воздуха, нам нужно исследовать его свойства. Для этого мы сейчас проведём опыты.

     Опыт №1 «Воздух невидимый, прозрачный» (с полиэтиленовыми пакетами)

На столе пустые полиэтиленовые пакеты.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух?

 - Нет, он невидимый.

- Давайте попробуем поймать воздух ладонями.

Дети пытаются поймать: Как это сделать? Поймать его нельзя.

    Предлагает детям поймать воздух в пакет: набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха. На что он похож? (на подушку)

В: Пакеты какими стали (полными), почему?

Потому что внутри воздух, воздух занял место в мешке, мы его видим?

 - Нет,

 - Почему? (воздух невидимый)

 - А друг друга мы видим? Значит, воздух прозрачный.

     Вывод: Воздух невидимый, прозрачный.

    Опыт №2 Воздух движется  «Ветер – это тоже воздух»

    Раздаёт детям вееры и предлагает сначала слегка помахать ими перед своим лицом, затем сильно.

В: Что вы чувствуете?

Д: Ветер дует в лицо.

 - Какой ветерок бывает?

- слабый и сильный.

- Почему мы чувствуем ветер?

Вывод: Воздух движется.

     Опыт №3 « Воздух не имеет запаха» 

Ребята, сделайте вдох и выдох, принюхайтесь, вы почувствовали какой-нибудь запах?

Д: Нет (воздух не имеет запаха),

В: А сейчас мы с вами поиграем: вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Закройте все глаза, я буду подносить вам определённые предметы, а вы определите, что это (чеснок, лимон).

    А когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Почему?

Вывод: сам воздух не имеет запаха, но так как воздух движется, он доносит запахи до наших носов.

     Опыт №4 «Воздух можно услышать»

На столе свисток и музыкальные инструменты.

    Ребята, прислушайтесь, воздух можно услышать?

    Демонстрируя свисток, спрашивает принцип действия (работы) свистка. Почему мы слышим свисток?

Какие музыкальные инструменты зазвучат, если в них подуть (дудочка, флейта)?

Вывод: «Воздух может издавать звуки (свист и звуки музыкальных инструментов).

    Опыт №5: «Воздух может передвигать предметы» 

    На столе надутый воздушный шарик.

Воспитатель, сдувая шарик,  показывает, как воздух выходит из шарика

     Ребята, воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его, и шарик движется вперёд, и будет двигаться до тех пор, пока весь воздух из него не выйдет.

 - Почему шарик движется?

- а какие электроприборы в быту нам помогают (фен, пылесос, вентилятор)

Вывод: «Воздух сильный».

Физминутка: Ветер сильно вдруг подул,  

Я прошу всех тихо встать,

Что скажу, то выполнять!

Руками к солнцу потянулись,

До земли рукой коснулись,

Влево, вправо наклонились,

На носочках покружились,

Как птицы крыльями помашем,

Как Петрушки мы попляшем!

     Опыт №6 «Чем мы дышим» 

Загадка: Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, но всё же,

Без него мы жить не можем. (воздух)

Давайте закроем нос указательным и большим пальцами, как прищепками, и проверим, сможем ли мы дышать.

Д: Нет, мы задохнемся.

В: Ребята, встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и отпускается при выдохе (делаем несколько раз)

 Но у этого секрета есть свои правила:

1. Дышите носом.

2. Не поднимайте плечи при вдохе.

3. В дыхании активно должен участвовать живот.

Чтобы закрепить эти правила, повторяйте вместе со мной:

Дышим носиком, вдыхаем,

Плечики не поднимаем,

Чтоб животик наш дышал,

Нам здоровье сберегал.

Вывод: воздух нужен для дыхания.

Опыт №7 «Внутри нас есть воздух» 

На столе стаканы с водой и трубочки.

    Ребята, а вот интересно, есть ли воздух внутри нас? Сейчас проверим, подуем в стакан с водой. Что происходит?

Д: Выходят пузырьки

- Какие пузырьки? (пузырьки воздуха)

Вывод: Внутри нас есть воздух.

    Опыт №8 с мыльными пузырями

На столе мыльные пузыри. Пускают пузыри.

 - Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

- Что делают мыльные пузыри? (летят, двигаются)

 - Если мы бросим камень, он полетит? Показ

 - Почему мыльные пузыри летят, а камень нет?

Вывод: воздух лёгкий.

Ну вот, ребята, теперь вы знаете, почему Вини-Пух может полететь в путешествие на воздушных шариках. Что помогает мишке?

О каких свойствах воздуха мы сегодня узнали?

  1. Воздух прозрачный, невидимый.
  2. Ветер – это движение воздуха.
  3. Воздух не имеет запаха.
  4. Воздух может издавать звуки.
  5. Воздух сильный.
  6. Воздух необходим для дыхания.
  7. Воздух есть внутри нас.
  8. Воздух лёгкий.

Молодцы, ребята, мы сегодня с вами славно потрудились в нашей лаборатории. А за это Винни-Пух приготовил нам шары.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

конспект НОД "Невидимка воздух"

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение детский сад «Солнышко»р. п. Мордово Тамбовской области        Конспекторганизации  и проведения НОДс деть...

Конспект НОД "Невидимка-воздух" (эксперименты)

Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

- Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха. все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью....

Конспект НОД "Невидимка-воздух"

материал по экологическому воспитанию детей....

Конспект НОД "Невидимка-воздух"

Конспект НОД "Невидимка-воздух"...

Конспект НОД "Невидимка. который нужен всем"

КОНСПЕКТПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Социально-комунникативное»НА ТЕМУ:«Невидимка, который нужен всем» для группы детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)...