Конспект занятия Секреты невидимки
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бексултанова Жамиля Рыскалиевна
 
 
 
 
 
 
 
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
ТЕМА: «Секреты невидимки»
 
 
образовательная область: Познавательное  развитие
 
 
 
 
 
 
Выполнила: Бексултанова Жамиля Рыскалиевна
Воспитатель МДОАУ №8  г.Соль-Илецка    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Г.Соль-Илецк
2021
СОДЕРЖАНИЕ 
 
Раздел Стр.    
I. Пояснительная записка 1    
II. Конспект образовательной деятельности 3    
III. Список литературы 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                            Пояснительная  записка.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она зарождается уже в раннем возрасте, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваивает сенсорные эталоны, простые орудийные действия с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир. С самого рождения детей предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Опытно-исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процесс, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать, или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
 
Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)    
1.1 Доминирующая образовательная область Познавательное   развитие    
1.2 Вид деятельности детей игровая, экспериментальная,  коммуникативная,   двигательная    
Методическая информация    
1. Тема образовательной деятельности «Секреты невидимки»    
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Методы формирования сознания: сюрпризный момент-введение игровых персонажей- появление Карлсона; разъяснение, беседа-о свойствах воздуха
словесные – беседа- знания детей о магните, камнях, разъяснение, какими свойствами они обладают, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы,
практические: физминутка, проведение опытов, исследование предметов на ощупь.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: практические- исследование  свойств воздуха, косвенное требование просьба, совет.
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность;  проблемные, ситуации успеха; исследовательская и экспериментальная с использованием предметов. Речевое стимулирование (повторение, объяснение, напоминание, уточнение). Физминутка    
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие – коммуникация со взрослыми и сверстниками, слушание и восприятие речи, реакция на нее собственным откликом, адекватными эмоциями - вербальное взаимодействие детей друг с другом и  со взрослым в процессе опытнической деятельности. Познавательное развитие – формирование познавательного интереса к исследуемым предметам. Физическое – развитие движений.    
4. Возрастная группа: Средний дошкольный возраста (4-5 лет)    
5. Цель: Формирование первичных представлений об объекте окружающего мира –воздухе в процессе опытно-исследовательской деятельности.    
6. Задачи:    
6.1 Обучающие - формировать представления детей о свойствах воздуха;.
- учить детей рассматривать различные предметы, связывая их качества и свойства с воздухом;
- учить делать выводы в экспериментах;    
6.2 Развивающие -развивать представления детей об окружающем мире;
- развивать внимание, наблюдательность;
- активизировать речь и обогащать словарь;    
6.3 Воспитывающие - воспитывать любознательность, стремление к новым открытиям.    
7. Планируемые результаты:    
7.1 охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу свойств предметов; стремится к исследовательской деятельности природных объектов    
7.2 Рассуждает о свойствах воздуха, делает выводы и умозаключения; соотносит термины и понятия с качествами предмета;
Способен самостоятельно выбрать предметы и орудия  для реализации замысла;    
7.3 Активен в проведении опытов и экспериментов, отвечает на вопросы взрослого стремится к исполнению роли ведущего    
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) воздушные шарики, воздушный шарик в сдутом виде, полиэтиленовые мешочки, одноразовые пластмассовые стаканчики, емкости с водой на каждого ребенка, свисток, одноразовая трубочка – соломинка на каждого ребенка, музыкальное сопровождение, кораблики, музыкальные инструменты, апельсин, чеснок, ванилин.    
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Наблюдения, загадывание загадок, рассматривание презентаций, беседы, рассматривание предметов,  чтение познавательной литературы, совместная деятельность в уголках по экспериментированию- проведение опытов и экспериментов.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей: ученые, исследования, лаборатория, магнетизм    
Конспект занятия (образовательной деятельности)    
I. Вводная часть    
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Сюрпризный момент-  Появление Карлсона с воздушными шарами
   
1.2 Мотивация деятельности детей Дорогие ребята, я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне пожалуйста, узнать, почему мои шарики летают и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри?    
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Путем опытно-исследовательской деятельности доказать свойства воздуха.    
II. Основная часть:    
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Наблюдения за ветром на прогулке, игры с флюгерами, лентами; 
чтение стихов о ветре, 
подвижная игра « Раздувайся пузырь».    
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Дети по инструкции взрослого проводят исследовательские опыты с помощью магнита узнают его свойства, силу.
Рассматривают коллекцию камней и с помощью опытов узнают интересные факты о камнях 
   
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Дети полностью самостоятельно проводят все опыты по словесной инструкции взрослого.    
III. Заключительная часть    
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - Кто был на видеосвязи с нами?
- Как вы считаете помогли ли мы Лунтику разобраться с предметами в его коробочке? 
- каким образом мы помогли (провели опыты)
-Где мы проводили лаборатории?    
IV. Дальнейшая разработка темы    
4.1 Указывается мероприятие(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) -Провести развлечение для детей «Волшебная сила магнита»
-Вовлечь родителей в исследовательскую деятельность дома с детьми предложить поиграть с магнитами.
-Чтение энциклопедий и научно-популярной литературы
-Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
-Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
-Изготовление аппликаций в виде коллажа.
-Диагностика сформированности познавательно-исследовательских способностей у детей    
4.2    
4.3
 
 
 
 
Список литературы 
 
Образовательная программа МДОАУ№8 Познавательное  развитие
А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения»
Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sekrety_nevidimki.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «СЕКРЕТЫ НЕВИДИМКИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

Выполнила:

Бексултанова Жамиля Рыскалиевна

Воспитатель МДОАУ №8  г.Соль-Илецка

Г.Соль-Илецк

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

1

II.

Конспект образовательной деятельности

3

III.

Список литературы

1

                                            Пояснительная  записка.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она зарождается уже в раннем возрасте, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваивает сенсорные эталоны, простые орудийные действия с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир. С самого рождения детей предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Опытно-исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процесс, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать, или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Познавательное   развитие

1.2

Вид деятельности детей

игровая, экспериментальная,  коммуникативная,   двигательная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Секреты невидимки»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Методы формирования сознания: сюрпризный момент-введение игровых персонажей- появление Карлсона; разъяснение, беседа-о свойствах воздуха

словесные – беседа- знания детей о магните, камнях, разъяснение, какими свойствами они обладают, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы,

практические: физминутка, проведение опытов, исследование предметов на ощупь.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: практические- исследование  свойств воздуха, косвенное требование просьба, совет.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность;  проблемные, ситуации успеха; исследовательская и экспериментальная с использованием предметов. Речевое стимулирование (повторение, объяснение, напоминание, уточнение). Физминутка

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие – коммуникация со взрослыми и сверстниками, слушание и восприятие речи, реакция на нее собственным откликом, адекватными эмоциями - вербальное взаимодействие детей друг с другом и  со взрослым в процессе опытнической деятельности. Познавательное развитие – формирование познавательного интереса к исследуемым предметам. Физическое – развитие движений.

4.

Возрастная группа:

Средний дошкольный возраста (4-5 лет)

5.

Цель:

Формирование первичных представлений об объекте окружающего мира –воздухе в процессе опытно-исследовательской деятельности.

6.

Задачи:

6.1

Обучающие

- формировать представления детей о свойствах воздуха;.

- учить детей рассматривать различные предметы, связывая их качества и свойства с воздухом;

- учить делать выводы в экспериментах;

6.2

Развивающие

-развивать представления детей об окружающем мире;

- развивать внимание, наблюдательность;

- активизировать речь и обогащать словарь;

6.3

Воспитывающие

- воспитывать любознательность, стремление к новым открытиям.

7.

Планируемые результаты:

7.1

охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу свойств предметов; стремится к исследовательской деятельности природных объектов

7.2

Рассуждает о свойствах воздуха, делает выводы и умозаключения; соотносит термины и понятия с качествами предмета;

Способен самостоятельно выбрать предметы и орудия  для реализации замысла;

7.3

Активен в проведении опытов и экспериментов, отвечает на вопросы взрослого стремится к исполнению роли ведущего

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

воздушные шарики, воздушный шарик в сдутом виде, полиэтиленовые мешочки, одноразовые пластмассовые стаканчики, емкости с водой на каждого ребенка, свисток, одноразовая трубочка – соломинка на каждого ребенка, музыкальное сопровождение, кораблики, музыкальные инструменты, апельсин, чеснок, ванилин.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Наблюдения, загадывание загадок, рассматривание презентаций, беседы, рассматривание предметов,  чтение познавательной литературы, совместная деятельность в уголках по экспериментированию- проведение опытов и экспериментов.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей: ученые, исследования, лаборатория, магнетизм

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Сюрпризный момент-  Появление Карлсона с воздушными шарами

1.2

Мотивация деятельности детей

Дорогие ребята, я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне пожалуйста, узнать, почему мои шарики летают и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Путем опытно-исследовательской деятельности доказать свойства воздуха.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Наблюдения за ветром на прогулке, игры с флюгерами, лентами;

чтение стихов о ветре,

подвижная игра « Раздувайся пузырь».

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Дети по инструкции взрослого проводят исследовательские опыты с помощью магнита узнают его свойства, силу.

Рассматривают коллекцию камней и с помощью опытов узнают интересные факты о камнях

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети полностью самостоятельно проводят все опыты по словесной инструкции взрослого. 

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

- Кто был на видеосвязи с нами?

- Как вы считаете помогли ли мы Лунтику разобраться с предметами в его коробочке?

- каким образом мы помогли (провели опыты)

-Где мы проводили лаборатории?

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

-Провести развлечение для детей «Волшебная сила магнита»

-Вовлечь родителей в исследовательскую деятельность дома с детьми предложить поиграть с магнитами.

-Чтение энциклопедий и научно-популярной литературы

-Зарисовка опытов в виде рисунков схем;

-Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);

-Изготовление аппликаций в виде коллажа.

-Диагностика сформированности познавательно-исследовательских способностей у детей

4.2

4.3

Список литературы

  1. Образовательная программа МДОАУ№8 Познавательное  развитие
  2. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения»
  3. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  4. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
  5. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
  6. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
  7. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект занятия Воздух-невидимка

Конспект занятия в средней группе и иллюстрации...

Конспект занятия "Секреты невидимки"

Знакомство детей со свойствами воздуха...

Конспект занятия: "Ветер - невидимка"

Интегрированное занятие по рисованию в старшей группе...

Конспект занятия "Воздух- невидимка"

Задачи:*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным...

Конспект занятия «Воздух-невидимка!»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира,Задачи:Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.Развивать способности устана...