Конспект по экологии "Вершки и корешки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Касаткина Мария Константиновна

Конспект по экологии в старшей группе, посвященный сказке "Вершки и корешки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Выполнила:                       Касаткина М.К.


Конспект занятия по экологии в старшей группе.
  Тема:  «Вершки и корешки или почему медведи мед да малину любят?!»
 
Цель: научить детей понимать, что любое растение состоит из корня (нижней части) и стебля, листьев, плода (наземной части).
 
Программное содержание:
Образовательные задачи:

  1. Познакомить с понятиями наземная и нижняя часть растения.
  2. Расширить представления у детей о понятиях корень, стебель, листья,  урожай.
  3. Расширить представления у детей об овоще репа, зерновой культуре – пшеница.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мышление, воображение, память по средствам русской народной сказки «Вершки и корешки».

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам.
  2. Воспитывать желание играть вместе в игру «У медведя в бору!»
  3. Воспитывать дружеское отношение к  товарищам.
  4. Воспитывать любовь к природе.

  Методы и приёмы: чтение сказки «Вершки и корешки» на занятиях по развитию речи, использование сюрпризного момента, подвижная игра, художественное  слово, рассматривание игрушек, вопросы воспитателя.
 
Предварительная работа: чтение сказки «Вершки и корешки» на занятиях по развитию речи. Предложить родителям вместе с детьми посмотреть мультфильм «Вершки и корешки»;  воспитателю вырезать из цветной бумаги части растения пшеница (корень, стебель, листья, колос). Должны быть приготовлены листы белой бумаги и клей для аппликации.

   Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости сегодня пришел медвежонок Мишутка!
 В руках у воспитателя игрушка плюшевый медведь. Медвежонок держит в руках сверток из бересты, письмо из леса.
Воспитатель (говорит за медведя):
- Здравствуйте, ребята! Я к вам в гости! У меня для вас письмо!
 Воспитатель берет письмо и читает:
- Дорогие ребята! Пишет Вам мама – медведица Настасья Петровна. Ребята, расскажите моему медвежонку Мишутке, почему медведи любят мед да малину? Ребята, надеюсь на вашу помощь!
 Воспитатель:
- Ребята, поможем Мишутке?
 Дети:
- Да!
 Воспитатель:
- Дети, мы с вами на днях прочитали сказку «Вершки и корешки». Вы помните?
(Слайд №1)
 Дети:
- Да!
 Воспитатель:
- О чем эта сказка?
 Дети:
- Про мужика, медведя. Про репу, пшеницу, малину, вершки и корешки.
 Воспитатель:
- А может эта сказка о дружбе медведя и мужика?
 Дети:
- Нет. Медведь хотел съесть мужика!
 Воспитатель:
- А почему медведь хотел съесть мужика?
 Дети:
- Мужик посеял репу в лесу!
(Слайд №2)
 Воспитатель:
- Да, вы правы, но ведь медведь не съел мужика! Почему так получилось? Может они смогли договориться?
 Дети:
- Мужик предложил медведю часть урожая репы. Медведю – вершки, а себе - корешки!
 Воспитатель:
- Правильно, ребята! Я радуюсь вашим ответам!
 Воспитатель (загадка)
(Слайд №3):
-
Кругла да гладка,
  Откусишь — сладка.
  Засела крепко
  На грядке ... (репка).
- Молодцы! Отгадали! Посмотрите на экран. Поговорим про репу. Репа – это?.. (овощ).
- Какую часть репы мы употребляем в пищу?
 Дети:
- Корень, корешки!
 Воспитатель:
- Правильно! Корень репы – это нижняя часть растения, а листья наземная часть. Посмотрите на слайд
(Слайд №4), как медведь следит за ростом репы. Посмотрите, какие зеленые листья у репы. Медведь охраняет свой урожай, ведь мужик пообещал ему отдать все вершки! Медведь  не знал, что у репы съедобный корень! А мы знаем! И мужик из сказки тоже знал, и хотел медведя обхитрить! Ребята, а у мужика это получилось?
 Дети:
- Да!
 Воспитатель:
- Как мужик смог обхитрить медведя?
 Дети:
- Мужик  взял себе репу, а медведю отдал листья от репы.
 Воспитатель:
- Ребятки, хорошие мои! А медведь обрадовался той части урожая, которую ему дал мужик?
(Слайд №5)
 Дети:
- Нет!
 Воспитатель:
- А почему?
 Дети:
- Листья репы не вкусные, а  репа – сладкая! Медведь зарычал, сказал, что мужик его обманул!
 Воспитатель:
- Значит,  медведь из сказки расстроился! Смотрите, ребята, и наш медвежонок Мишутка загрустил! Давайте с ним поиграем в игру «У медведя во бору!..».
(Слайд №6)
  Игра проходит в течение 5 минут. В роли медведя может выступать любой ребенок. Плюшевого медвежонка сажают не далеко от детей или он может участвовать в игре, бегая с ребенком – медведем (плюшевый медведь будет в руках).
 Воспитатель:
- Нам стало так весело! Попрыгали, побегали! Грусть у медвежонка Мишутки прошла! И я хочу вам загадать загадку!
 Воспитатель (загадка)
(Слайд №7):
-
С неба
 Солнце золотое
 Золотые льет лучи.
 В поле дружною стеною
 Золотые Усачи.  (Пшеница)
 Дети:
- Пшеница!
 Воспитатель:
- Правильно! Пшеница – это зерновая культура!
 Ребятки, а что же дальше было в нашей сказке?
 Дети:
- Посеял мужик на следующий год пшеницу!
 Воспитатель:
- Что же дальше было?
 Дети:
- Выросла пшеница. Просит медведь у мужика свою долю, а не то он его съест!
(Слайд №8)
 Воспитатель:
- Да, верно! Умницы! Отдал мужик медведю корешки?
 Дети:
- Да!
 Воспитатель:
- А в этот раз медведь остался доволен урожаем?
 Дети:
- Нет!
 Воспитатель:
- А почему?
 Дети:
- Медведь был не доволен, потому что корешки у пшеницы есть нельзя!    
(Слайд №9)
 Воспитатель:
- А почему у пшеницы не едят корни?
 Дети:
- Корни у пшеницы несъедобные! У пшеницы в пищу употребляют зерно.  Из зерна мука, из муки хлеб.
 Воспитатель:
- Да, верно! Посмотрите на слайд
(Слайд №10). У пшеницы в пищу употребляют зерно, которое созревает в колосе пшеницы! Колос  – это наземная часть растения! Корни пшеницы – это нижняя часть растения!
 А теперь у меня для вас задание! Давайте разделимся на две группы. Каждой группе я дам части растения пшеница, вырезанные из цветной  бумаги.  Нужно собрать модель пшеницы из предложенных корня, стебля, листьев и колоса, а потом приклеить на лист белой бумаги.  Кто быстрее справится?!  А медвежонок Мишутка будет смотреть, как идет работа. Ему все интересно знать!
 Выдаются, заранее приготовленные, части растения, вырезанные из бумаги. Дети быстро выполняют задание воспитателя.
 Воспитатель:
- Все справились! Я очень довольна вами! А теперь давайте вспомним, чем сказка закончилась? Попробовал медведь корешки – сморщился, невкусно! Понял он, что опять его мужик обманул. И запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь мед да малину собирает.
 Воспитатель (обращается к медвежонку Мишутке):
- Вот так, Мишутка! Теперь ты знаешь, почему медведи мед да малину любят!!!
(Слайд №11)
 Воспитатель (отвечает за медвежонка):
- Да, знаю! Ребята, спасибо вам, что все мне объяснили! А теперь мне пора домой в лес! Меня мама ждет! До свидания, ребята!
 Дети:
- До свидания, Мишутка!
 Мишутка уходит.
 Воспитатель:
- Ребятки! А вы что узнали нового про репу и пшеницу?
 Дети:
- У репы съедобная часть – корень, а у пшеницы – нет. У пшеницы люди употребляют в пищу зерно. У растения есть наземная и нижняя часть.
 Воспитатель:
- На этом наше занятие заканчивается!
   Солнце снова в окна светит!
   На прогулку нас, маня,
   Дружно мы ему ответим,
   Нам пришла гулять пора!..
 На этом занятие полностью заканчивается. Дети идут на прогулку.


 
 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по экологии в старшей группе Тема: «Вершки и корешки или почему медведи мед да малину любят?!» Выполнила: Касаткина М.К .

Слайд 2

Слайд №1

Слайд 3

Слайд №2

Слайд 4

Слайд №3 Репа.

Слайд 5

Слайд №4

Слайд 6

Слайд №5

Слайд 7

Слайд №6 Игра «У медведя во бору!..»

Слайд 8

Слайд №7 Пшеница.

Слайд 9

Слайд №8

Слайд 10

Слайд №9

Слайд 11

Слайд №10

Слайд 12

Слайд №11

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике и экологии "Вершки и корешки" старшая группа

Конспект открытого комплексного занятия  "Вершки и корешки" (Математическое развитие и экология) старшая группа...

План-конспект занятия "Вершки и корешки"

Занятие с использованием ЭОР в средней группе...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

конспект проведения нод .Познавательное развитие .1-я младшая группа . Тема: "Вершки- корешки".

Конспект проведения занятия с детьми 1-й младшей группы по познавательному развитию .Тема: "Вершки- корешки"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение сказки «Вершки и корешки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  «Чтение сказки «Вершки и корешки»  Подготовила: воспитатель: Федоренко Елена Геннадиевна  Программные задачи: По...

Конспект образовательной деятельности: «Вершки -корешки».

 Наблюдение, как вид познавательной деятельности дошкольников призвано развивать прежде всего живой интерес к реальным объектам. Именно эта цель достигается в процессе непосредственно - об...

Конспект занятия " Вершки и корешки"

-Совершенствовать умение  осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.-Обогащать словарный запас детей.-Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос-. Поощрять попытку высказать ...