Финансовая грамота
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Ханькова Эльга Павловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Алёнушка» Туринского городского округа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД  в  младшей группе по финансовой грамотности .

«Деньги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Ханькова Э.П.

 

 

 

2020гг

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • дать  знания детям о бумажных  деньгах, монетах, о том для чего они нам нужны и где изготовляются.
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Предварительная работа с детьми:

Объяснить детям, что такое деньги, для чего они нужны,

Откуда берутся деньги,

Деньги бывают: бумажные, металлические и карта (безналичные).

.Ход образовательной деятельности:

Утренний круг.

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: У каждого есть свои мечты!(показ презентации) Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

                                    Звучит музыка: появляется паровоз.

Воспитатель: Ребята, что это за замечательный предмет?

Дети: Паровоз.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

Дети: Ездить, путешествовать.

Мотивация:  

Воспитатель: Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие по нашей группе. Мы встретим на нашем пути много необычных и новых предметов.

 Воспитатель:  Вы готовы? Тогда отправляемся в путь.( Звучит музыка.

Воспитатель вместе с детьми, становятся за паровозом изображая вагончики  и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты).

Воспитатель: Ребята,  вот и последняя остановка. Посмотрите сколько разных предметов мы привезли с собой. ( Дети перечисляют предметы)

Воспитатель: Скажите ,а для чего нам нужны все эти вещи? (Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.  Фрукты, хлеб - чтобы есть; камни- строить дом и т. д.) 

Воспитатель: Дети, а где можно  взять все эти вещи?( в магазине )

Воспитатель: Правильно, в магазине. Но просто так, ту или иную вещь вам не отдадут.  Вы можете рассмотреть, потрогать предмет, даже одеть- помереть платье или кофту, выбрать игрушку, но забрать домой не сможете. Потому что за то, что находится в магазине нужно платить, расплачиваться.

Воспитатель:  А чем расплачиваются за конфеты, игрушки, еду, красивые платьица и рубашки ?  Послушайте загадку: В кошелёк мы их кладём,

                                                                    с ними в магазин идём.

                                                                                        (деньгами

Воспитатель: Правильно деньгами.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие бывают деньги. ( показ слайдов бумажных денег и монет. Воспитатель поясняет) .

Воспитатель: У меня ещё к вам один вопрос, а откуда берутся деньги?

              - Может они растут на дереве или на грядке? (нет)

              - Может они сыплются с неба, как блестящие звёздочки. (нет)

              -Может они просто живут в кошельке у мамы. Играют, спят.( нет)

Конечно же нет, деньги печатают на большой фабрике, а потом выдают их за работу, или  какой нибудь труд вашим мамам и папам.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся на фабрику, где изготавливают деньги, и попробуем сделать свои денежки, а делать мы их будем из пластилина. Но сначало нам надо размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:«Будем денежки считать»

 Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)

 Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

 Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

 Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

 Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

 Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Дети с воспитателем проходят к столу садятся и изготавливают монеты из

пластилина.

Воспитатель: Ребята сколько монет у вас получилось? Какой они формы? Если вы хотите можете поменяться своими монетами друг с другом.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

 

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора.

 

 Итог: ребенок научится замещать манеты- манетами из пластилина, это первый шаг к пониманию принципа денег. А также выучит понятия мало много, поровну, ни одного.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansov.docx66.95 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие по финансовой грамотности для дошкольников

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Предварительная работа с детьми:

Обьяснить детям, что такое деньги, для чего они нужны,

Откуда берутся деньги,

Деньги бывают: бумажные, металлические и карта (безналичные).

.Ход образовательной деятельности:

Утренний круг.

Воспитатель: 

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.


Воспитатель: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит музыка: появляется паровоз.

Воспитатель: Ребята, что это за замечательный предмет?

Дети: Паравоз.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

Дети: Ездить, путешествовать.

Мотивация:  

Воспитатель: Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.

Воспитатель вместе с детьми, становятся за паровозом изображая вагончики  и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.

Воспитатель: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.

Загадка: В копилку я их положила-

                Подарок мамочке купила. (Деньги)

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело.»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся на фабрику, где изготавливают деньги, и попробуем сделать свои денежки, а делать мы их будем из пластилина. Но сначало нам надо размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:«Будем денежки считать»

 Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)

 Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

 Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

 Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

 Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

 Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Дети с воспитателем проходят к столу садятся и изготавливают монеты из

пластилина.

Воспитатель:

Ребята сколько монет у вас получилось? Какой они формы? Если вы хотите можете поменяться своими монетами друг с другом.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

 Итог: ребенок научится замещать манеты- манетами из пластилина, это первый шаг к пониманию принципа денег. А также выучит понятия мало много, поровну, ни одного.

НОД по финансовой грамотности для дошкольников

"АЗБУКА ДЕНЕГ"

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Материал и оборудование: иллюстрации по тематике НОД, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование.

.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.


Воспитатель: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит музыка появляется ковёр-самолёт.

Воспитатель: Ребята, что это за замечательный предмет?

Дети: Ковёр-самолет.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

Дети: Для путешествия.

Воспитатель: Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.

Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.

Воспитатель: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.

В копилку я их положила-

Подарок мамочке купила. (Деньги)

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело.»

Физминутка:

«Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.

Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?

Дети: Зарплата, пенсия, стипендия. Воспитатель: Скажите, где можно получить деньги за свою работу?

Дети: В банке, банкомате.

Воспитатель: Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.

Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье?

Дети: Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.

Практическая часть «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?

Дети: Нет, остатки можно положить в копилку.

Воспитатель: Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94» г.Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подборка  игр по финансовой грамотности для детей дошкольного младшего и среднего возраста.  

 

 

Планы-конспекты игровых занятий по финансовой грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: воспитатель                                                                          Уткина  Наталья Александровна

 

 

 

 

Пермь 2019 год

 

2

 

2

 

 

  Для  2 младшей группы: "Зайка идет в гости"?  Вам понадобятся: сюжетные игрушки, кружочки двух цветов: красного и желтого ( максимум по 5 кружочков). Ход игры: прочитай ребенку стихотворение: Зайка, заинька-дружок!  Посиди со мной часок. —  Ни минуты не могу —  В гости к ежику бегу.  Он вчера меня встречал,  Есть морошку приглашал.  (Автор: Ф.Бобылев)  Поиграйте с игрушками, расскажите ребенку, что Зайка пришел в гости к Ёжику, и Ёжик угостил его яблочками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (много) А сколько гостей? (Мало) Раздайте сначала желтые яблоки Ёжику и Зайке поровну и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) Спросите «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые. Красных и жёлтых яблок поровну). Ёжик и Зайка съели все яблоки (уберите кружочки). "Сколько теперь яблок?" (Ни одного).  

 

Итог: ребенок научится замещать предметы яблоки - кружочками, это первый шаг к пониманию принципа денег. А также выучит понятия мало много, поровну, ни одного.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

3

 

 

 

 Для  средней  группы: Игра «Груша-яблоко».

 

 

Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы. Суть игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

 

 

 

«Назови профессии»

  Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий. Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий. Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.   Игра «Размен»

 

 

Цель: научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

4

 

4

 

Количество участников: 1-5.

 

Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кто трудится, кто играет»

  Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой). Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов. Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).     «Какие бывают доходы?»   Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные). Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход. Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

5

 

5

 

   

 

«Товарный поезд»

  Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д. Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.      Игра « Кто кем работает?» Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев. Суть игры Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

 

 

«Кто что делает?»

6

 

6

 

 

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир).  Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.) Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

 

 

 

Игра «Кто как работает?» Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок. Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичкасестричка и др. Суть игры Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

7

 

7

 

 

Игра: Услуги и товары Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе. Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги. Суть игры Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: -Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу . -Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги. По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры

 

 

8

 

8

 

НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Деньги всякие нужны»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».  

Задачи:

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические  научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

  активизировать словарь детей

 Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность.

 Оборудование:  

- мяч

 - копилка с набором разных монет и банкнот;

 - бумага и цветные карандаши.

 Предварительная работа:

 следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота

 Ход занятия:

 Воспитатель:

 Здравствуйте, ребята!!!  

Собрались все дети в круг,

 Я – твой друг и ты – мой друг.

 Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся!  

(Стук в дверь, заходит почтальон)  

Почтальон: Здравствуйте, ребята!!

9

 

9

 

 Вам пришла посылка от вашего друга Степашки. (Воспитатель с детьми благодарит почтальона)  

Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку.

 Воспитатель: Что это такое нам прислал Степашка?/ Ответы детей/

Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка?/ Ответы детей/

 Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? /Ответы детей/

 Игра «Для чего нам нужны деньги?»  

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей) для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. - Если мы едим на автобусе, мы платим? - Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

 Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим. Рассматриваем сначала монеты

. Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей) Правильно, монеты. Какая монета? Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

 Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.

10

 

10

 

 Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ»

 Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой. Воспитатель показывает детям какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их, подержать в руках.

. – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот. Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)

 - Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке)

Физ. минутка

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине. После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

 Что вы придумали: монету или банкноту? Какой она формы? Как она называется? Что и почему на ней изображено?

 Рефлексия

 Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? - Какие бывают деньги? - Чем отличается монета от банкноты?

 В Заключении можно поиграть в игру «Магазин» с деньгами, которые придумали дети.

 

 

Игровое занятие для детей среднего дошкольного возраста «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.  

11

 

11

 

Задачи:

 1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;  

2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;  

3) развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;  

4) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.  

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, карандаши, магнитная азбука, магнитная доска, денежные фишки игровые, историякомикс тема.1, тема 2, тема 3 «История о рублике и его друзьях », сундук 3 шт, письмо «пирата финансиста», карта клада, сюжетно-ролевые костюмы, гримм театральный, альбом с монетами.

 Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные.Словарная работа: деньги, рубль, монеты, расход, доход, обмен. Организация работы: групповая, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

 Ожидаемый результат:заинтересовать детей для дальнейшего изучения финансовой грамотности, освоить начальные понятия по финансовой грамотности.

Ход игры:

Воспитанники получили письмо от пирата, где он рассказал «Историю о рублике и его друзьях». Решили детки отправиться в увлекательное путешествие по поиску сокровищ «пирата финансиста», который после рассказа о рублике поведал тайну о деньгах, которые пират сэкономил. Распределив роли среди детей, воспитанники вместе с воспитателем принялись отгадывать загадки «пирата финансиста». Для продвижения по карте путешествия, рассматривая карту сокровищ, обдумывая свои действия, решать какую тактику выбрать и по какому пути будет проще пойти, чтобы быстрее добраться до сокровищ. Решив организационные моменты, воспитанники взошли на корабль и отправились в путешествие. Много преград было на их пути: острова, на которых детям необходимо было пройти испытания «пирата финансиста» научиться самим экономить, объединять бюджет пиратов для того, чтобы дальше выкупить нужные секретные слова. Чтобы добраться до сундука с золотыми монетами

12

 

12

 

необходимо в итоге было отгадать трудные загадки на тему: "деньги", «рубль», «монеты». Но все преодолели отважные пираты! Добравшись до острова сокровищ и преодолев все преграды отыскали клад! После воспитанники снова вернулись на корабль и отправились обратно. Сюжетная игра так пришлась по нраву детям, что они, вдохновившись этой игрой, решили сами составить карту сокровищ, чтобы поиграть уже дома! Весь оставшийся день дети постоянно рисовали монеты, задавали мне вопросы о деньгах, расходах. Основная цель была достигнута и данное занятия теперь перейдет в стадию долгосрочных проектов, нас ждут новые загадки и путешествия в страну сокровищ «пирата финансиста».

 НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в страну «Экономград»  

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.  

Задачи:

- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)  

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

 - выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

 - развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.  

Оборудование:  

деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер.

 Мультимедийные средства обучения: ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.

Ход занятия:  

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие.

 Мы побываем в удивительной стране, поиграем и узнаем много интересного. А вот куда же лежит наш путь? Мы сейчас узнаем.

13

 

13

 

 А сейчас, мои ребятки, отгадайте- ка загадку:  

Бывают они медные, блестящие, бумажные, Но для любого из людей, поверьте, очень важные!  

Д.: Деньги, монеты

 В.: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?

 Д.: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.  

В.: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.  

Д.: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино».  

В.: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся в сказочную страну «Экономград». Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?

 Д.: с помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковресамолете.

 В.: Вот на ковре - самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие. (Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь.) В.: Вот мы и прибыли, остановка «Денежка». Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет:

 Покупала самовар,

 А спасал ее комар.

 Д.: Муха-цокотуха

 В.: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку»... А что такое деньги?

 Д.: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар. Это — богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».

 В.: Что сделала муха? Д.: «Пошла муха на базар и купила самовар». А потом она пригласила всех на чаепитие.

14

 

14

 

 В.: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха? Муха приготовила вам несколько заданий:  

1.Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

 Д.: медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.  

В.: правильно, ребята, слушайте следующее задание.  

2. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки — ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать не испортив товар?

 Д.: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.  

В.: Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше. Закрываем глазки. Посмотрите, а вот и следующая остановка-«Бюджетик». Кого же мы еще встретим на своем пути? Это же плутишка Буратино-герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино». (Беседа о бережливости, рациональном использовании денежных средств, планировании семейного бюджета).  

Физминутка:

 Буратино потянулся,

 Раз-нагнулся, два-нагнулся.  

Руки в стороны развел,  

Ключик, видно, не нашел.  

Чтобы ключик нам достать,  

Надо на носочки встать.

 В.: Остановка «Экономград». Я, кажется, что-то слышу… (Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду.») В.: Кто это?  

15

 

15

 

Д.: Кот Матроскин.  

В.: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

 Д.: Да.

 В.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

 Д.: не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

 В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать Что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

- Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

- Сегодня густо, а завтра — пусто.  

-Считай деньги в своем кармане!

- Цыплят по осени считают.  

-Лиса и во сне кур считает.  

-Запасливый лучше богатого.  

-Подрасту — свое наживу.  

-Деньги счет любят.  

-/Без счета и денег нет/.

- Без копейки рубля не бывает.  

-/Копейка рубль бережет/.

- Из копеек рубли вырастают.  

-Не деньги богатство - бережливость да разум.  

-Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.  

-Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!  

16

 

16

 

В.: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться. Ну, а мы продолжаем.  

Итак, кто помнит, а что отправились искать герои мультфильма «Трое из Простоквашино»?  

Д.: Клад. (Пластический этюд)

 Мы нашли богатый клад, /изображают, как копают клад/  

Каждый кладу очень рад, /дети улыбаются друг другу/

 Стали думать, как нам быть? /повороты головой/  

Как же клад нам разделить? /руки в стороны/

 Чтоб хватило всем друзьям, Делим ровно пополам.

 В.: Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?

 Д: (ответы детей). (Использование спортивного инвентаря) Дети находят сундучок с «золотыми» монетками  

В.: Ой, ребята, что это? Разлилась река и преградила нам путь к коврусамолету. Для того, чтобы пройти через реку, поиграем в игру «Упрямый Антошка». Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова-наоборот. Готовы?  

Д: да.

 В: тогда начнем: Покупатель — продавец Покупка - продажа Трудолюбивый — ленивый Много — мало Дорого — дешево Богатый — бедный Доход — расход Тратить — копить Высокие /цены/ - низкие /цены/ Наличные — безналичные  

В.: Молодцы, дорога свободна, теперь можно пройти к нашему коврусамолету. Закрываем глазки, летим.  

Следующая остановка «Строймастер». Дети, а вы помните сказку С. Михалкова «Три поросенка»? - Зачем поросята строили себе дом? - Что

17

 

17

 

использовал каждый из поросят в качестве строительного материала? - Что общего у героев сказки? Что им всем было нужно?

 - Значит, у всех была потребность в жилье.  

- Какие строительные материалы использовали герои сказки?  

- Какой материал дороже? Крепче и надежнее?  

В.: дети, все эти материалы /используемые/ можно назвать одним словом- Ресурсы. Повторите. - Чтобы дом удобным был, что надо учесть?

 Д.: У дома должен быть красивый вид; он должен иметь крышу, окна, двери; необходимо выбрать прочный материал.

 В.: А какой это материал?  

Д.: шифер, кирпичи, блоки, песок, цемент, щебень, краски, оконные рамы, клей, обои, двери.  

В.: Давайте мы поиграем в магазин «Строймастер» и купим строительный мате- риал для постройки прочного, надежного и удобного дома. (Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Строитель» с помощью ширмы- трансформера, рационально разграничивающей пространство для игровой деятельности)  

В: Какой красивый и прочный дом у вас получился, молодцы! Ну, что ж нам пора возвращаться в детский сад. Проходите все на ковер-самолет, закрывайте глазки…И вот мы с вами вернулись в нашу группу, с возвращением, ребята.  

Рефлексия:

 -Где мы с вами сегодня побывали?

 Как называется сказочная страна?

 -Какие герои сказок повстречались нам на пути?

 -Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?

 -Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» 

Краткосрочный, познавательный   для детей 5-7лет

                                                                                          Подготовила  воспитатель             

                                                                                          структурного подразделения        

                                                                                          «Кленовский детский сад»    

                                                                                          МБОУ «Кленовская средняя        

                                                                                          школа» Голованова Т.В. 

                                                                                          Кленовка, 2018

          Актуальность проекта 

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.         Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети  должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным  трудом.

     Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой  грамотности, но не делать все за него.

    Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. 

   Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. 

         Постановка проблемы 

     Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

        Цель и задачи проекта:

  • расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
  • укрепление семейных связей;
  • получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

        Вид проекта 

           Информационно-познавательный

       Срок реализации проекта 

           с марта по апрель

       Участники проекта

           Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, воспитатели группы, родители (законные представители)

       Этапы проекта 

1 этап - подготовительный 

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы. 

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники». 

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. 

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. 

  1. этап – Основной

          Реализация проектных мероприятий: 

  1. НОД «Что мы знаем о деньгах».
  2. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад» 
  3. Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».
  4. Экскурсия в продуктовый магазин.

 

  1. этап - Заключительный

      Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин» 

   Предполагаемые результаты 

      По завершению проектных мероприятий дети могут: 

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
  • педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

           Заключение 

        До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

           Ресурсное обеспечение 

  • реальные деньги: бумажные, железные, старинные;
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад» 
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин» 

     Список литературы 

  

  

  

  

  

 ПРИЛОЖЕНИЕ 

Рекомендации для родителей 

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. 

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк. 

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета. 

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия». 

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции». 

5. Научите детей зарабатывать деньги. 

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги. 

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться. 

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений. 

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели. 

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки. 

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение. 

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей. 

10. Будьте для ребенка примером. 

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Русские пословицы и поговорки о деньгах 

Без копейки рубля нет. 

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля. 

Горе — деньги, а вдвое — без денег. 

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить. 

Гроша нет за душой. 

Денег ни гроша, да слава хороша. 

Денежка без ног, а весь свет обойдет. 

Деньги счет любят. 

Деньги — что пух: только дунь на них — и нет. 

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало. 

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их. 

Нелегко деньги нажить, а легко прожить. 

Отплатил той же монетою. 

Тот без нужды живет, кто деньги бережет. 

Трудовая денежка всегда крепка. 

Уговор дороже денег. 

НОД «Знакомство с деньгами» 

Цель: 

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен; 

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек; 

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка; 

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами; 

Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц; 

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет; 

Обогащать активный словарь; 

Ход мероприятия: 

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости? 

Дети: Кот. 

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает. 

К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки? 

Д: Здравствуй 

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот? 

Варианты ответов. 

К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам? 

Д: Варианты ответов. 

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами? 

Д: Варианты ответов. 

К: В кошелек мы их кладем, 

С ними в магазин идем. (Деньги) 

В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.

К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s 

В: Ребята, какие были деньги в мультфильме? 

Д/и : «Что когда было?» 

Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками. 

Физминутка: «Апельсин» 

Мы делили апельсин 

Много нас, а он один. 

Эта долька - для ежа, 

Эта долька - для стрижа, 

Эта долька - для утят, 

Эта долька - для котят, 

Эта долька - для бобра, 

А для волка. кожура. 

Он сердит на нас - беда! 

Разбегайтесь кто куда. 

В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик? 

Какие желания были у девочки? 

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки? 

В: Мы пошли купить продукты: 

Молоко, сметану, фрукты. 

На кассу все несем в корзине. 

Мы в продуктовом. Магазине 

В: Что загадывала девочка из сказки? 

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала. 

Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка. 

Кот ученый рассматривает рисунки детей. 

«Экскурсия в магазин» 

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями 

города их назначением магазин «Продукты»; 

закреплять умения считать в пределах 10; 

профессии людей продавец продуктового магазина, 

содержанием и значением их труда для жителей города. 

Ход экскурсии: 

В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?. 

ответы детей 

В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям? 

Ответы детей. 

В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку. 

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар? 

Д: Пройти с ним на кассу. 

В: Как называется человек, который продает в магазине продукты? 

Д: Продавец 

В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир. 

В: А что потом мы делаем? 

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина. 

А откуда мы с вами берем деньги? 

Ответы детей 

В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете? 

Экскурсия в магазин 

В: Ребята, что мы видим в магазине? 

Д: еду, продукты, чай и т. д. 

В: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше? 

Д: Пройти на кассу и оплатить.

В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились? 

В: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин? 

Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине? 

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить? 

Ответы детей 

В: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись. 

  

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» 

Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»; 

закреплять знания о деньгах; 

продолжать формировать интерес детей к игре; 

закреплять умения считать в пределах 10; 

воспитывать уважение к труду взрослых. 

Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

Ход игры: 

(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира) 

В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине? 

Можно отходить далеко от родителей в магазине? 

Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета. 

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек). 

Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар 

Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете? 

Покупатель: Спасибо сейчас сам. 

(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара) 

Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит. 

Продавец: Вот вам карта скидок. 

Все продукты на витрине: 

чай, конфеты, колбаса – 

Разбегаются глаза. 

Подходите, покупайте. 

Деньги в кассу отдавайте. 

Покупатели расходятся по отделам. 

В нашем городе наступил вечер. 

Рабочий день закончился. 

Закрываются магазины. 

В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются 

 Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники».

Краткосрочный, познавательный для детей 3-4 лет.

Подготовила воспитатель 2 младшей группы №5 «Тигрята» МКДОУ д/с № 31

«Аленушка» с. Марьины Колодцы

Саркисян О.А.

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не

учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и

пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования

финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют

правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным

человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него

появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что

денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать

деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность,

обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность,

взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом

пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными

возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования

информационной среды максимально полно использовать интерес детей

к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы

Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье.

Цель и задачи проекта:

 расширение представления детей о деньгах и видах расхода семейного бюджета;

 укрепление семейных связей.

Срок реализации проекта

с 15.04.2019г. по 19.04.2019г.

Участники проекта

Дети 2 младшей группы, воспитатели группы, родители (законные представители)

Этапы проекта

1 этап – Подготовительный.

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы о видах и

значении денег.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-

помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения

проекта.

2 этап – Основной.

Реализация проектных мероприятий:

Понедельник (15.04.2019г). Беседа с детьми на тему «Что мы знаем о деньгах? Откуда

берутся деньги?».

Вторник (16.04.2019г.) Просмотр презентации «Деньги. Виды денег».

Среда (17.04.2019г.) Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову

продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино.

Клад».

Четверг (18.04.2019г) Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают?».

Анкетирование родителей по финансовой грамотности.

3 этап – Заключительный ( 19.04.2019г.)

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

 Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и

категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных

мероприятий (деньги, цена, товар).

 дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать

разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

 родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

 дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;

 педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и

даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился

участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли

воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме

самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались

напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и

по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за

консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но

полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире

финансовых отношений.

Ресурсное обеспечение

 реальные деньги: бумажные, железные;

 муляжи денег для игры «Магазин»;

 атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»;

 ноутбук для просмотра мультфильмов и презентации;

 мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и

реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или

подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и

качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с

собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно

заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы.

Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего

школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите,

что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию

этого«семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное

– дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть

варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих

денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов

научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или

дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать

свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того,

чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут

разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать

деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению

мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или

машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет

упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что

такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что

каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы

(неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый).

Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить

деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять,

почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они

становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит

истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для

обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к

деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить

средства.

Русские пословицы и поговорки о деньгах

Без копейки рубля нет.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Горе — деньги, а вдвое — без денег.

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги счет любят.

Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Отплатил той же монетою.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по ознакомлению детей с финансовой грамотой «Азбука денег» в подготовительной группе

ООД по ознакомлению детей с финансовой грамотой «Азбука денег» в подготовительной группе. Дети познакомятся с мулфильмом Фиксики - История вещей - Деньги, изготовят кошелек из бумаги,...

Проект "Финансовые грамотеи"

Презентация знакомит  с работой над проектом по ознакомлению детей с финансовой грамотностью....

План конспект занятия по финансовой грамоте

занятие для детей дошкольного возраста по финансовой грамотности...