ПРОЕКТ по теме «В ГОСТИ К МАРЬЮШКЕ» (устное народное творчество)
проект по окружающему миру

Сергухина Ирина Анатольевна

ПРОЕКТ по теме «В ГОСТИ К МАРЬЮШКЕ»

(устное народное творчество)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_unt.docx56.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ по теме «В ГОСТИ К МАРЬЮШКЕ»

(устное народное творчество)

«…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки –

 без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего

 давно минувшего, они – хранилище русской народности».

Н.А.Некрасов

Вид проекта:

         Познавательный, частично-поисковый, краткосрочный, групповой.

Идея проекта:

           Ведущая педагогическая идея проекта - пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового, и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивать способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно - творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде творчества.

   

Актуальность проекта:

Современное общество переживает в настоящее время нравственно - патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму.                                    

Одним из действенных средств воспитания достойного  человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

        

Практическая значимость проекта:

Разработка блочной системы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчеством; разработка конспектов занятий, игр, комплексных занятий…

Гипотеза:

       Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Участники:

       Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Предмет:

       Познание.

Интеграция:

Речевое развитие, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание, физическое развитие, экология, социальный мир, безопасность.

Цель проекта:

       Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе интеграции разных видов художественно - творческой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Дать знания об устном народном творчестве.
  2. Расширять словарный запас детей через речевой материал.
  3. Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре.
  4. Дать знания о различных видах народного творчества.
  5. Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества в педагогическом процессе детского сада на основе интеграции разных видов художественно – творческой деятельности.
  6. Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно - творческие способности в процессе художественной деятельности.
  7. Воспитывать нравственные качества: доброту, честность, справедливость, взаимовыручку, умение играть в коллективе.

Приоритетные виды деятельности:

Игровая, изобразительная, театрализованная, конструктивная, музыкальная,

культурно – досуговая.

Этапы:

I.  Организационный - подготовительный

- Диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений, касающихся: уровню сформированности знаний о предметах народного быта, праздников, традиций, игр, разных видов народно - прикладного творчества.

- Анкетирование родителей. (Приложение №1)

- Переработка теоретических материалов.

- Разработка конспектов занятий, бесед, игр и упражнений по теме с использованием развивающего обучения.

- Пополнение развивающей среды необходимым материалом по разделам: устное народное творчество, народный быт, народная игрушка, народная игра, народное искусство.

- Подбор речевого и игрового материала.

II.  Практический

1. Предварительная работа:

-  Чтение сказок, былин, пословиц, поговорок, потешек, загадок. (Приложение № 4)

- Рассмотрение  иллюстраций к русским былинам.

- Разучивание игр из игротеки «Карусель» (русские народные игры).

- Заучивание песенок-считалочек «Две тетери», «Сидит белка на тележке».

2. Совместная работа детей с воспитателем:

- Фольклорно – игровое занятие «Устное народное творчество».

- Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Снегурочка».

- Беседы. (Приложение № 2)

- Рассматривание куклы в национальном русском наряде.

- Изодеятельность:

         Рисование «Золотая хохлома».

         Лепка «Дымковская игрушка».

        Изготовление тряпичных кукол.

         Выставка продуктов детской деятельности.

- Инсценирование потешки  «Чики-чики-чикалочки».

- Игротека «Карусель»:

        Словесные – «Барыня», «Садовник».

Дидактические - «Народные узоры»,  «Чудесный сундучок».

Подвижные - «Фанты», « Холодно-горячо», «Ручеѐк», «Жмурки».

Хороводные - «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок».

Игры на прогулки  - «Штурм снежной крепости», «Царь горы».

        (Приложение № 3)

-  Фольклорный досуг «В гостях у бабушки Матрены» (Приложение № 5)

3. Совместная работа с родителями:

-  Консультация  «Русское народное творчество как средство народной педагогики» (приложение №6).

-  Мастер – класс «Изготовление тряпичной куклы».

4. Совместная работа детей с родителями:

-  Чтение русских народных сказок.

-  Семейные творческие проекты.

-  Фольклорный досуг «В гости к Марьюшке» .

 III.  Аналитический (заключительный)

- Повторная диагностика знаний и умений детей.

- Оценка эффективности осуществляемых воздействий, мероприятий.

- Подведение  итогов работы.

Предполагаемые результаты:

В результате успешного воплощения данного проекта ожидается, что новый подход в ознакомлении с народным творчеством, через все виды деятельности, даст устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к устному народному творчеству и истории России. Это сформирует эмоционально-положительное отношение к русскому народу, народным традициям; обогатит социальный быт дошкольников, расширится их кругозор.

У детей сформируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительный настрой на организованную учебную деятельность, а так же представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь, сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей.

У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка.

Срок реализации проекта:

      3-я неделя январь

Методические источники обеспечения:

     1. Бударина,Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Т.А.Бударина.- Санкт - Петербург: «Детство-Пресс», 2004.

     2.Ботякова, О.А. Солнечный круг/ О.А. Ботякова. – С-П.: Детство - Пресс, 2003.

     3.Князева О.Л., Маханѐва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре/О.Л.Князева, М.Д.Маханѐва. -Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.

     4.Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания/ Т.С.Комаров.- М.: издательский дом «Карапуз», издательский дом «Зимородок», 2006.

    5. Комарова, Т.С Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет/Т.С.Комарова.- М.: Аркти, 2003.

    6.Микляева, Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования/ Н.В. Микляева, Ю.В Микляева, М.Ю.Новицкая. - М.: Айрис пресс, 2006.

    7.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей.  Творческий центр «Сфера», 1998.

    8.Соколова, Л., Некрылова А. Воспитание ребѐнка в русских традициях/Л.Соколова, А.Некрылова. - М.: Айрис пресс, 2003.

Организация контроля:

       Промежуточная диагностика, анализ мероприятий (занятие, беседы, игры, прогулки, рассматривания, досуг и т.д.), подключение узких специалистов для анализа результатов.

Приложение №2

  1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций

"Былины - кладезь народной мудрости ".

Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое , я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия -называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

  1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом  репродукции картины Васнецова "Богатыри ".

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена русский народ славился богатырской силой; слова о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов. Об их подвигах слагали сказки. Обогатить словарь детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Материал: репродукция картины Васнецова "Богатыри".

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова "Богатыри": Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильёй Муромцем. Вот он (показывает на картину "Богатыри" Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением.

Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, "богатырь богатырей", мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.

Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах.

  1. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов "Путешествие по Русской избе".

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением.

Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.  Когда в печи жарко - тогда и варко.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки , в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой -десять дней.

В дорогу идти - пять пар плести

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

Приложение№4

        Чтение пословиц,  поговорок, потешек, дразнилок…

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели

Друг на друга смотрели,

Слова разные говорили,

Друг друга хвалили.

Хвалебные потешки.

Наша Лерочка в саду,

Что оладушек в меду.

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

Наша Маша маленька,

У ней губки маленьки.

У нашей Галеньки

Красный кафтанчик

С синим карманчиком.

В светлом "Теремочке"

Выросла Лизуша.

Все её любят, все её голубят.

Смешилки, дразнилки.

Оля, Оля, вылей воду

На зелёную колоду –

Поросят помыть,

Боровка напоить!

Андрей-ротозей,

Не гоняй голубей,

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

Гришка-воришка

Украл топоришко,

Полез в окошко,

Упал в лукошко.

Мишка-медведь,

Научи меня реветь!

Я умею, да не смею,

Я хозяина боюсь!

Лёнчик-пончик

Съел батончик,

Поросёнка и быка,

Ушат выпил молока,

Ещё клеть поел хлебов,

Три корзины пирогов.

Миронушка-Мирон,

полна пазуха ворон.

Выглянул в окошко-

Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!

Хотел Федя

Убить медведя,

А ему медведь: -

Федь, не сметь!

Никита-волокита

Купил лошадь без копыта.

А Фома-простота

Купил лошадь без хвоста.

Гена-пена, дай полено,

Нечем печку растопить!

А из печки дым идёт,

Гена барышню ведёт.

Мишка-плишка-лебеда

Не годится никуда

Нос картошкой

Глаза плошкой,

Рот до самых до ушей

- Хоть завязочки пришей

Поговорки о различных эмоциональных состояниях человека.

Радость

Смех - родной брат силы.

Весёлый смех - здоровье.

Задор забывает, что сил не хватает.

Страх

Кто испуган, тот побеждён наполовину.

За волосы дыбом не скажут "Спасибо".

У страха глаза велики.

Дрожит, как осиновый лист.

Обида

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

Робость

Когда робость приходит - победа уходит.

Не сробеешь - врага одолеешь.

Пословицы и поговорки о труде.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о труде. Подвести к пониманию того, что в каждой поговорке, пословице заключена народная мудрость.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Была бы охота - будет ладиться работа.

Землю красит солнце, а человека труд. Старание и труд своё возьмут. Не одежда красит человека, а работа. Делу время - потехе час.

Приложение №3

ИГРОТЕКА.

«Ремѐсла на Руси» дидактическая игра.

Ребѐнок раскладывает карточки с изображениями орудий труда на одну большую карту с изображением одного вида ремесла , называет предметы и объясняет, почему положил эти предметы на данную карту.

За каждый правильный ответ получает 1 балл. В сумме ребѐнок может

получить 6 баллов.

 «Чудесный сундучок».

Ребѐнку загадываются загадки (5-10) о предметах быта. Он называет,

показывает способ применения. За каждый правильный ответ - 1 балл. В сумме - 5-10 баллов.

2 этап: Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по

лепке, аппликации, рисованию.

Загадываются загадки (3-5) о предметах быта и предлагается изобразить

(нарисовать, слепить или наклеить) отгадку. За правильный ответ - 1 балл.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Детям поочерѐдно предъявляются игрушки и предметы различных промыслов (10). Ребѐнок должен назвать вид народного искусства. За каждый правильный ответ -1 балл.

3 этап: Умение ориентироваться на практике в разных видах народно -

прикладного творчества.

Дидактическая игра «Народные узоры». 

Предлагается ребѐнку разложить по клеточкам «узоры» таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного

вида росписи. За каждый правильный ответ -1 балл.

Дидактическая игра «Что изменилось?».

Ставится 5 предметов различных росписей: хохлома, гжель,  жостово, городец и др.). Ребѐнок должен запомнить расположение, после того, как они поменяны местами, ребѐнок должен угадать, что изменилось. Правильный ответ - 1 балл.

 «У матрѐшки день рождения».

Детям предлагаются силуэты игрушек и

предметов из бумаги. Предлагается ребѐнку определить силуэт и расписать

нужным стилем.

Приложение №1

Диагностика родителей.

Анкетирование

1.Считаете ли вы необходимостью введение народоведческих дисциплин в систему дошкольного российского образования?

2.Затрагиваете ли Вы в беседах с ребѐнком темы, связанные с патриотизмом?

3.Как Вы приобщаете ребѐнка к национальной культуре? Считаете ли Вы важным обращать внимание ребѐнка на то, к какой нации он принадлежит?

4.Рассказываете ли Вы ребѐнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребѐнок?

5.Существуют ли в Вашей семье русские традиции, праздники?

6.Читаете ли Вы ребѐнку русские народные сказки, потешки, и другие виды устного народного творчества?

7.Играете ли Вы в народные игры? Если да, то в какие.

8.Укажите, на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.

Приложение №5

Фольклорный досуг «В гости к Марьюшке»


Цель: Совершенствовать речевое общение детей в процессе ознакомления с устным  народным творчеством.

Задачи:
1.Помочь дошкольникам обрести любовь к старинным напевам, родному языку, творчеству.
2.Приобщить к истокам русской народной культуры.
3.Способствовать развитию устной речи дошкольников.

Оборудование: имитация русской горницы - стол с самоваром, связки баранок, пироги; большие русские платки, полотенца, изделия русских умельцев – горшки, чугунки, ложки; на заднем плане фанерный домик к сказке «Теремок», шапочки к сказке, набор картинок  на определение пословиц.

Организационный момент. 
Под мелодию песни «Калинка» входит         ведущий в русском народном костюме. Затем входят дети в русских народных костюмах.
Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, гости желанные! Прошу в избу, в горницу, на Марьюшкины посиделки. Низкий поклон вам.
Дети. Здравствуй, Марьюшка, здравствуй, хозяюшка!
Ведущий. Гость на порог – хозяину радость.
Кого почитают, того и величают.
Будьте как дома, присаживайтесь, угощения откушать, да русскую речь послушать. Милости прошу!
Что за диво: посиделки на Руси!
Так и хочется от счастья голосить.
Вечерком зимой студеной
В теплый дом зайти с поклоном

Да совета у сердечка попросить!

Ведущий. В давние времена на Руси был обычай – собираться вечерами на посиделки. После долгой работы люди отдыхали, пели песни, рассказывали байки, небылицы, сказки, играли в игры. Предложу и я вам сыграть в игру интересную. Ну-ка, кто скороговорку скажет и не ошибется! Попробуйте повторить за мной скороговорки:

1. На дворе трава, на траве дрова.
2. У осы не усы, не усищи, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
4. От топота копыт пыль по полю летит.

5. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
6.Полпогреба репы, полколпака гороху. ( повторение скороговорок детьми)
Ведущий. Ну, я вижу, вы не чураетесь дедовских забав, хорошо справляетесь со скороговорками. Сможете ли вы отгадать народные загадки?
Спереди - пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка. (Свинья)

В Воде купался,
А сух остался. (Гусь)

Хвост колечком,
Живет под крылечком.(Собака)

Все меня зовут, ждут,
Долго не приду – ругают,
А как приду – домой уйдут.(Дождь)

Посреди избы пляшет,
А в угол пойдет – ляжет.(Веник)

Ведущий. Молодцы, дети! А теперь посложнее заданьице будет. Я вам буду говорить пословицы, а вы подберите  к ним картинки  и объясните, как вы их понимаете.

• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Объясни значение этой пословицы.
• Яблоко от яблони недалеко падает.
Как ты ее понимаешь?
• Человек без друзей, что дерево без корней.
Как можно сказать по-другому?
• Каждый кулик свое болото хвалит.
Про кого так говорят?
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
В каком случае так говорят?
• Двое пашут, а семеро руками машут.

Ведущий. В старину дети любили играть в пальчиковые игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Семья». (Начиная с большого пальца).
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик я-
Вся моя семья (Обводят указательным пальцем все пальцы другой руки).

Ведущий.
Хозяйка гостей своих уважает.
Никого не принуждает
Делать то или это.
Не любо – не слушай,
Угощения покушай.
Охота спеть, сплясать -
Выходи в круг!
Под  русскую  народную мелодию дети с логопедом пляшут.

Ведущий. Ну-ка, гости, не зевать! Пришло время небылицы рассказывать.
Вот послушайте:
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
 
Тимошка в лукошке
Приехал по дорожке.
 
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
"Куры съели петуха",
-Говорят собаки.
 
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
 
Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Как вы думаете: бывает такое на самом деле?
Дети. Нет.

Ведущий. Поэтому они и называются небылицы. Небылицы придумывались для того, чтобы пошутить, повеселить людей, заставить их посмеяться. Понравились вам небылицы? Давайте попробуем выучить одну из них.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры сели петуха»,
-Говорят собаки.
(Дети заучивают небылицу)

Ведущий. Молодцы, ребята!
Ведущий. Она и старая, и молодая, и простая и мудрая! Вот только злой, глупой и скучной не бывает никогда, потому, что это – сказка. Ребята, вы любите сказки? Сможете угадать сказку по нескольким словам?
Дети. Да!
Ведущий. Давайте попробуем. Тянут - потянут…
Дети. «Репка».
Ведущий. Высоко сижу…
Дети. «Машенька и медведь».
Ведущий. Яблонька, спрячь нас…
Дети. «Гуси-лебеди».
Ведущий. В правое ухо влезла, а в левое вылезла…
Дети. «Крошечка-хаврошечка».
Ведущий. Как выскочу»…
Дети. «Заюшкина избушка»

 Ведущий. Ребята, а вы умеете рассказывать сказки? А показать сказку можете?
Дети инсценируют сказку « Теремок»

Ведущий. Молодцы, ребята! Сегодня вы побывали на русских народных посиделках. Так же как  и в давние времена вы пели русские народные песни, рассказывали скороговорки, пословицы, небылицы, отгадывали загадки, показывали сказку. Понравилось вам на Марьюшкиных посиделках?

  Вот и подошли к концу наши посиделки, пришло время прощаться.
Всем людям добрым желаем добра!
Золота, серебра!
Пышных пирогов!
Мягоньких блинов!
Маслица коровьего!
Доброго здоровья!                                                                                                                                      


Приложение №6

Консультация для родителей

Русское народное творчество как средство народной педагогики

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на  Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

         Одновременно развивались и первые идеи обучения  и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленным на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался  и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.

         С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения.

         С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения процветания народа.

        Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и др. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех их областей, которые относятся к развитию и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.

       Так постепенно от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания.

        Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

        Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

       Человек – связующее звено, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они будут помнить нас.

        Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков – это и есть народная педагогика в действии.

        Педагогика неразрывно связана с историей народа, является его коллективным творчеством. Она существует столько, сколько существует народ.

        Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. 

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».

Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность издавна была народная сказка. 

В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается он с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

         В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему (отношение Мартынки к животным в сказке «Волшебное кольцо», отношение Аленушки к окружающим объектам в сказке «Гуси-лебеди» и т.д.).

Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Так, у марийского народа в старину бытовала следующая поговорка: «Дерево на дерево опирается, а человек на человека». 

Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат» (русская); «Битьем ребенка не научишь»  (марийская).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...

Долгосрочный проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

Долгосрочный проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»с сентября 2015 по февраль 2016 годаАктуальность проекта:Устное народное творчество является не только...

Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".

Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по ОО Речевому развитию (развитию речи, художественной литературы) Тема: « Зайчик в гостях у ребят» (Устное народное творчество)

Задачи: Образовательные:- продолжать учить детей, выразительно рассказывать стихи и потешки вместе с    педагогом,- обучать детей рассказывать русские народные сказки по опорным картинк...

Проект "Формирование культуры здорового питания посредством элементов устного народного творчества «Здоровый ребёнок – успешный ученик»"

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...