ПРОЕКТ по теме «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
проект по окружающему миру

Сергухина Ирина Анатольевна

ПРОЕКТ по теме «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme_zimnie_zabavy.docx64.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ по теме «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»


Надевай скорее маску!
Забегай скорее в сказку!
В нашей сказке, в нашей сказке,
Посреди веселой пляски,
Расписной, волшебный снег,
Опускается на всех!

(Ю. Кушак)

Вид проекта:

         Познавательный, частично-поисковый, игровой, краткосрочный, групповой.

Идея проекта:

Правильно организованная воспитательно-образовательная деятельность в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, новых ярких впечатлений, свободных активных движений в игре.

Актуальность проекта:

В современном обществе предъявляются все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к уровню его развития. Нет необходимости доказывать, что успешный ребенок - это в первую очередь здоровый ребенок.

Приобщение детей к здоровому образу жизни, овладение современными знаниями об окружающем, ознакомление детей с традициями празднования Нового года и Рождества в России и в других странах мира имеет большое значение для физического, психического и умственного развития.
         

Участники:

     Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель проекта:

       

Формировать у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Формировать представление детей  дошкольного возраста о обычаях и традициях народов мира; развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности; повысить эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка.

Задачи проекта: 

  • конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенности жизни диких животных и птиц в зимний период;
  • Учить видеть красоту природы, зимнего леса, родного края.
  • устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных;
  • развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
  • Формировать у детей представления о зиме, зимних месяцах, явлениях природы, празднике «Новый год».
  • формировать потребности в чтении, как источник новых знаний об окружающем;
  • развивать умение общаться со взрослым, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
  • познакомить детей с народными традициями, обычаями , связанными с народными зимними праздниками;
  • укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  • развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности; Привлекать детей к подготовке к новогодним праздникам, к изготовлению игрушек и элементов оформления группы.
  • формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; ее способности передавать различные эмоции, настроения.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
    Учить видеть красоту природы, зимнего леса, родного края.
    Вызывать желание играть на улице в зимние виды игр.
  • Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Предмет:

      Познание.

Интеграция:

Речевая коррекция, коммуникация, здоровье, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыкальное развитие, физическое развитие, экология, безопасность.

Срок реализации проекта:

 декабрь

Этапы:

I. Организационно - подготовительный

- Мониторинг.

- Переработка теоретических материалов по теме.

- Разработка конспекта занятия с использованием развивающего обучения.

- Подбор наглядного, игрового и обучающего материала.

II. Практический

1. Предварительная работа:

- Беседы с детьми по теме.

- Разучивание игр по теме.

- Рассмотрение с детьми репродукций, иллюстрации в книгах и журналах.

- Чтение художественной литературы:

Сборник стихов «Когда наступит Новый год»

Усачев А. «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Москвина М. «Как Дед Мороз на свет появился»

Зимняя история «Красные санки Оливера»

2. Совместная работа детей с воспитателем:

- Проведение цикла познавательных занятий:

        ФЦКМ «Здравствуй, Зимушка-Зима». (Приложение №5).

Презентация «Волшебные краски зимы».

Игровой сеанс «Зимние забавы» (Приложение №2).

Составление творческих рассказов «Моя любимая прогулка».

Рисование: «Проказы матушки-зимы», «Наши зимние забавы» (Приложение №6).

Аппликация: «Зимний вечер» (Приложение №7).

Ручной труд: гирлянда «Рукавички» (коллективная работа).

- Прогулка:

Целевые прогулки  (Приложение №8)

Постройки из снега.

Украшение участка цветными льдинками.

Постройка крепости из снежных кирпичей

- Экспериментальная деятельность «Защитные свойства снега».

- Коммуникативная деятельность: беседы, обсуждения, рассказывание, ситуативные разговоры и речевые ситуации.

- Рассматривание репродукций пейзажей знаменитых художников. Рассматривание иллюстраций в книгах.

- Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Времена года»,  «Что бывает зимой»,  «Найди похожую», «Кто больше вспомнит слов о снеге?»                

Подвижные игры: «Следопыт», «Снежки», «Лабиринт»

Музыкальные игры «Что нам нравится зимой?», «Кто в сосульку превратился?» (Приложение №4)

Сюжетные игры на прогулке: «Строители», «Путешественники»

Игры-эстафеты по прогулке

- Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики (Приложение №3)

- Чтение художественной литературы:

Сборник стихов «В лесу родилась ёлочка»

Женевьева Юрье «Новогодняя книга кроличьих историй»

Свен Нурдквист «Рождественская каша»

- Чтение потешек, стихотворений, поговорок и пословиц о зиме

- Рассказывание сказок «Морозко», «Лиса и волк», «Серебряное копытце»

- Драматизация сказки «Заячья избушка».

- Украшение группы к Новому году

- Физкультурный праздник «Зимние забавы» (Приложение №1)

- Итоговое мероприятие: Новогодний утренник

3. Совместная работа с родителями:

- Обсуждение мероприятий для проекта «Зимние забавы» с детьми.

-  Консультация  «Новый год: праздник можно отмечать по-разному», «История варежек» (приложение №9).

- Постройки на зимних участках. Разработка плана построек с учетом особенностей участка. Возведение построек.

4. Совместная работа детей с родителями:

-  Чтение русских народных сказок.

- Творческая мастерская «7 гномов» (изготовление новогодних поделок).

- Акция «Поможем птицам» (изготовление кормушек)

-  Семейные творческие проекты: «Новогодние традиции нашей семьи».

III. Аналитический (заключительный)

- Повторная диагностика знаний и умений детей.

- Оценка эффективности осуществляемых воздействий, мероприятий.

- Подведение  итогов работы.

- Оформление результатов в виде презентации.

Предполагаемые результаты:


- Рост познавательной активности детей.

- Стимулирование развития фантазии, воображения и художественного творчества.

- Повышение двигательной активности, уровня физического развития дошкольников.
- Повышение устойчивости детей к простудным заболеваниям, выносливости, снижение заболеваемости.

- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения.

Методические источники обеспечения:

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Железнова Е.С.  Десять мышек («Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет») - аудиопособие.
  3. Железнова Е.С.  Колыбельные - аудиопособие.
  4. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и

познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.

  1. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика - Синтез», 2004.
  2.  Аполлонова, К. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / К. Аполлонова // Дошкольное воспитание. – М., 1992. – № 5-6. – С. 12-18; 14-20.
  3. Бабаева, Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду 10. Т.И. Бабаева. – Сыктывкар, 1991. – 60с.  
  4. Возвращение к истокам : Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. : Т.Я. Шпикаловой; Г.А. Поровской. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
  5. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей.  Творческий центр «Сфера», 1998.
  6.  Комарова, Т.С Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет/Т.С.Комарова.- М.: Аркти, 2003.

Приложение №1

Конспект физкультурного праздника

для детей старшего дошкольного возраста "Зимние забавы"

 

Цель: совершенствовать навыки ходьбы на лыжах, метания в горизонтальную цель, развивать ловкость и функцию равновесия, воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям.

Оборудование: лопаты для разгребания снега, начерченные цветные круги на дорожках детского сада, 2 снежных вала - "крепости", костюм Бабы Яги, снежков, 2 корзины, музыка.

Ход праздника.

Дети выходят на площадку перед детским садом, становятся свободно. Ведущий обращается ко всем присутствующим:

Над землею закружила

Вновь зима свой хоровод.

Пусть здоровье, радость, силу

Зимний спорт нам принесет.

Все мы скажем: "Нет!" простуде.

Нам морозы нипочем.

Мы дружить с коньками будем,

С клюшкой, шайбой и мячом.

 

Звучит веселая музыка, на площадку выбегают персонажи Льдинка и Снежинка, приветствуют ребят:

 

Снежинка: Привет, я - Снежинка!

Льдинка: А я - Льдинка!

Снежинка: Вам, ребята, наш привет

И такое слово:

Спорт любите с детских лет -

Будете здоровы.

 

Льдинка: Выходите, ребятишки,

Все на зимний стадион.

И девчонок, и мальчишек

Собирает нынче он.

Снежинка: Начинаем зимний праздник.

Будут игры, будет смех

И веселые забавы

Приготовлены для всех.

Льдинка: Вы готовы! - Да!

Отправляемся тогда!

Все идут за персонажами к спортивной площадке.

Снежинка: Не жалеем ножки,

Скользим по дорожке.

Скольжение по ледяным дорожкам.

Льдинка: Путь дорога нелегка,

Впереди нас ждет река.

Чтоб ее пройти нам -

Прыгаем по льдинам.

Прыжки по начерченным цветной водой кругам - "льдинам". Дети подходят к снежному завалу.

Снежинка: Смотрите, ребята, дорогу замело. Беритесь за лопаты, расчищайте путь.

 

Детям даются лопаты, которые заранее приготовлены здесь же. Снежный завал расчищается. Все участники проходят к спортивной площадке. Здесь заранее построены две снежных крепости, сделана цветная разметка на снегу. Ребята садятся на расчищенные скамейки. Из крепости выбегают дети в костюмах снежков.

 

Исполняется "Танец снежков".

После танца снежки убегают.

 

Снежинка: Куда же вы, снежки? Убежали, мы даже поиграть с ними не успели.

Льдинка. А мы с ребятами сами сейчас снежков налепим и с ними поиграем.

 

Проводится игра "Слепи снежок".

Под музыку дети каждой группы лепят снежки и собирают в заранее очерченный круг. В конце подводятся итоги: чья команда слепила больше снежков.

 

Снежинка: Как много снежков налепили. Давайте поиграем с ними. Проверим, кто из ребят самый меткий и попадет снежком в корзину. Я буду помогать вот этим ребятам (обращается к ребятам первой группы).

 

Льдинка: Тогда я играю с этими (обращается ко второй группе). Становитесь командой друг за другом.

Проводится соревнование "Попади в цель".

У Льдинки и Снежинки по корзине. Дети по очереди бросают снежки, стараясь попасть в корзину. В конце подводятся итоги.

Снежинка: Дай-ка я тоже попробую забросить. (Старательно прицеливается и попадает в снежную крепость. Оттуда отряхиваясь с криками выбегает Баба-Яга.

Баба Яга. Хулиганы! Снегом кидаются, хотят зрения лишить! 

Снежинка (виновато): Извините, бабушка, я не знала, что в этом домике кто-то живет. 

Баба Яга: Ишь, не знала. А вот я в тебя сейчас метлой запущу, тогда узнаешь. (Замахивается, Снежинка прячется за Льдинку.)

Льдинка: Ты, бабуля, не серчай.

Лучше с нами поиграй.

Баба Яга (успокаивается): Вот за бабулю - спасибо. Давно меня так никто не называл. А игру я только одну знаю.  Про меня!

 

Подвижная игра «Бабка-Ёжка костяная ножка»

 

Снежинка: А я еще одну веселую игру придумала. Ну-ка, ребята, собирайтесь вокруг  Бабы Яги.

 

Проводится игра "Кто быстрее соберется". Под веселую музыку дети свободно бегают по площадке. По сигналу каждая команда строит круг возле Бабы-Яги

 

Баба Яга: Ну, весело тут у вас, да мне пора.

Баба Яга прощается и уходит.

Снежинка: Эй, ребята, все гурьбой

Выходи на снежный бой.

Льдинка: Набирай скорей снежки.

Свою крепость защити.

 

Проводится зимняя забава "Штурм крепости". Каждая группа старается защитить свою крепость от нападающих.

 

Снежинка: Праздник веселый удался на славу.

Думаю, всем он пришелся по нраву.

Льдинка: А теперь пора нам в группы,

Сушить варежки и шубы.

Приложение №2

Игровой сеанс «Зимние забавы»

для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- Закрепить знания детей о зиме, ее приметах;

- Совершенствовать лексико – грамматические конструкции;

- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонетический слух;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Формировать речевое и физиологическое дыхание, учить дифференцировать силу голоса;

- Развивать связную речь;

- Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию.

Ход.

Упражнение «Лети, снежинка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Игры с пуговицами

Цель: развитие мелкой моторики, точности движений, воображения.

Игра «Зимнее время года» 

Цель: формирование интереса к окружающему миру, обогащения словаря, развитие связной речи, наблюдательности.

Игра «Собери картинку»

Составляем рассказ по картинке 

Цель: развитие связной речи.

Пластические этюды – обыгрывание ситуаций, предметов.

 Цель: способствовать развитию формированию умения одушевлять предметы по принципу условности.

Пальчиковая гимнастика.

Пластинография.

Приложение №3

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКИ.

Пальчиковая  гимнастика.

Давай, дружок, смелей, дружок!     Дети лепят воображаемый ком и катят Кати по снегу свой снежок –                                                               его от себя.

Он превратится в толстый ком.      Рисуют в воздухе круг.

И станет ком снеговиком.               Дети рисуют три разные по величине      

                                                                                                      круга снизу вверх.

Его улыбка так светла!                   Прикладывают ладони к щекам,        

                                                                                    изображая широкую улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла…    Дети показывают указательными пальцами  

 глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу.

Но солнце припечёт слегка –       Дети поднимают руки вверх.

Увы! И нет снеговика!                 Поднимают плечи и разводят руки в  стороны,

                                             затем садятся на корточки, закрывая голову руками.

Молодцы! Получился у нас  снеговик не простой, любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой? (катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»…)

Артикуляционная  гимнастика.  А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.

  •  «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
  •  «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
  •  «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
  • «Саночки».  Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

Дыхательная  гимнастика.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном

Полетели, закружились ледяные звёзды

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

  • «Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).

Приложение №4

Музыкальные игры и упражнения

Игра  «Что нам нравится зимой?».

Что нам нравится зимой?      Хлопки.

Белые полянки.                      Развести руки в стороны.

И на горке снеговой              Поднять руки вверх (показать «горку»).

Лыжи или санки  (2 р.).         Ходьба лыжника.

Что нам нравится зимой?                Хлопки.

Мягкие сугробы,                             Показать сугробы.

Чтоб копаться день – деньской     Имитировать копание снега лопатой.

Крепость делать чтобы (2 р.).        Лепить снежки.

Что нам нравится зимой?     Хлопки.

Потеплей одеться,                Имитировать одевание одежды.

В шубке тёплой меховой,    Похлопать ладошками  по одежде.

На морозе греться  (2 р.).    Прыжки.

Упражнение «Весёлый хоровод».

Становись в хоровод,            Дети становятся в круг, берутся за руки и

Будем веселиться.                                             спокойным шагом идут по кругу.

Будем вместе все в кругу     Дети кружатся на месте в одну, потом в

Весело кружиться.                                                                        другую сторону.

Ля-ля-ля.

А мы сядем на коней,          Дети изображают скачущих коней.

По полю помчимся.

Маме с папой до земли      Дети выполняют поклон.

Низко поклонимся.

Приложение №5

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе

«Здравствуй, Зимушка-Зима»

ЦЕЛИ:

Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Развивающая. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»); вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах.

Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ

♦ Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей

♦ Фотоиллюстрации размером примерно 15 х 20 см, разрезанные на фрагменты

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЧАСТЬ 1

Введение Игра «Разрезные картинки»

Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к «желтому столу»; и т.д.

Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например:

http://1.bp.blogspot.com/_FhJ1lkMWo50/TRd-nqRsvaI/AAAAAAAABko/xrrHeHoLNfU/s320/%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BC%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9.bmp

Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.

ЧАСТЬ 2 Основные приметы зимы

Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило совсем недавно. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?

Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:

• День становится короче, а ночь - длиннее

• Понижается температура воздуха

• Идет снег

• Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом

ЧАСТЬ 3 Почему наступает зима?

Почему наступает зима? Дети еще не знакомы с понятием полушарий Земли, а также с тем фактом, что земная ось наклонена под определенным углом по отношению к Солнцу.

Именно это вызывает смену времен года: в том полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а в противоположном - зима. В зависимости от уровня развития детей можно наглядно продемонстрировать им эту модель и объяснить причину смены времен года или предложить им несколько упрощенную трактовку этих фактов: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

ЧАСТЬ 4 Почему зимой идет снег?

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы - с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?

Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им послушать рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки», но перед этим превратиться в снежинки и полетать

Физминутка «Снежинки»

«ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ»  В. Архангельский

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко - высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни па минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени, козы с трудом выкапывают из-под наста мох и листья, острой коркой снега режут ноги. Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу летит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Беседа с детьми о содержании прочитанного рассказа

• О каких же снежных пушинках идет речь в рассказе?

• Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор для описания снежинок? («цветок с шестью лепестками», «звездочка с шестью лучами»)

• Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?

• Почему хрустит снег под ногами?

• Почему образуется наст?

• Как образно говорит автор о беге зайца по насту? («бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»)

• А кому трудно передвигаться по насту? Почему?

ЧАСТЬ 5 Придумывание сказки

Воспитатель: Ребята, на прогулке вы не раз видели, как падает снег. Снежинки долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю. Снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер забавляется с ними, играет. Давайте придумаем сказку «Танец снежинок». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная.

Воспитатель помогает детям, задавая вопросы, следя за тем, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии. Лучшие детские сказки воспитатель записывает в специальный альбом.

Приложение №7

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе "Зимний вечер"

Предшествующая работа:

Наблюдать вместе с детьми зимнюю природу вечером, отмечать колорит вечерних красок.

Рассмотреть иллюстрации с изображением катка, обратить внимание на движения людей.

Прочитать стихотворение В. Фетисова «Зимний вечер».

Вместе с детьми затонировать фон для общей работы

Программное содержание: закреплять навыки симметричного вырезания (фигурки людей, домики), использовать прием обрывания (деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу; развивать творчество детей; учить увидеть и понять образ в поэзии, живописи.

Материал: иллюстрации, репродукции картин о зиме, тонированная бумага формата А1; наборы цветной бумаг ножницы; клей; салфетки.

Ход занятия: В начале занятия детям предлагается рассмотреть иллюстрации и репродукции картин о зиме, послушать стихотворение о зиме.

Вечер зимний в небе синем

Звезды яркие зажег.

Ветви сыплют синий иней

На подснеженный каток.

Звонко музыка играет,

Много на катке ребят,

Ели весело сияют.

Фонари кругом горят.

В. Фетисов

«Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Каким вы представляете зимний вечер на катке? Мы можем выполнить картину о том, как люди вечером катаются на катке? Что нужно вырезать для картины? (Фигурки людей, деревья, домики, фонари.) Как можно вырезать и наклеить фигурки людей в движении? (Симметрично, по частям, передавая движение рук и ног.) Мы подготовили фон для картины. Подумайте, кто что будет вырезать и наклеивать. Кто будет вырезать людей? Кто снеговика? Каким приемом лучше сделать снеговика? (Обрыванием) Что еще можно сделать приемом обрывания? (Деревья, сугробы) А кто вырежет домики? Остальные будут делать деревья и фонари. Работа у всех будет разная, а в целом получится картина».

Дети приступают к работе. По мере выполнения можно предложить детям подумать, чем еще можно дополнить картину (луной, звездами). После окончания дети наклеивают свои работы на общий лист.

«Какое название можно придумать нашей картине? (Ответы детей) Почему можно так назвать картину? Почему можно сказать, что люди катаются?»

Приложение №6

Конспект занятия по рисованию

в подготовительной к школе группе

«Наши зимние забавы»

Предшествующая работа:

На предыдущем занятии предложить детям нарисовать зимний пейзаж.

Выставить репродукции картин о зиме. 

Программное содержание: закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему; воспитывать чувства открытости, коллективизма, сотрудничества.

Материал: репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; гуашь.

Ход занятия:

В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины, иллюстрации с изображением зимних игр, послушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

«Что происходит с природой зимой? Какие краски преобладают? А вы любите зиму? За что? В какие игры можно играть зимой на свежем морозном воздухе? С кем вы любите играть или просто совершать пешие прогулки зимой? Какое настроение у вас возникает во время игры?»

Воспитатель предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение. Затем рисунки объединяются в мозаичное панно то содержанию: катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки и т.д.

Приложение №8

Целевая прогулка  «Волшебные снежинки»

Проводится на прогулке, во время снегопада

Воспитатель задает вопрос, почему зимой идет снег. Дети объясняют, что зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег. Дети видят, что, попав на теплую ладошку, снежинки тают и превращаются в капельки воды.

Воспитатель предлагает детям поймать на варежку или рукав несколько снежинок и внимательно рассмотреть их форму. Пусть дети убедятся, какие снежинки разные: есть шестилучевые звезды, звездчатые батареи, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. (Подробнее они описаны в приложении «Организация зимних прогулок».)

Воспитатель рассказывает, что форма снежинок очень зависит от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Также на прогулках можно провести опыты по изучению свойств снега. Они описаны ниже, в приложении «Организация зимних прогулок».

Приложение №9

Новый год: праздник можно

отмечать по-разному

Аромат апельсинов, нарядные гирлянды на пушистой ели, праздничный стол, Дед Мороз, гости и, конечно, подарки! Так Новый год отмечают в России. Но всегда ли так было?

Мало кто знает, что большинство новогодних традиций прижилось у нас в стране не так давно. На Руси Новый год не обходился без колядок и гаданий. На праздничный стол подавали кутью из цельных зерен и блины. И только при Петре I мы ощутили влияние западноевропейской культуры, с удовольствием переняв традицию наряжать елку или запускать фейерверки. Торжественный бой курантов, Дед Мороз и Снегурочка стали неотъемлемыми символами Нового года лишь во времена СССР.

Несмотря на некоторые культурные заимствования, у каждой страны мира своя неповторимая история, а значит, и свои традиции отмечать самый светлый, долгожданный и торжественный праздник года. Сегодня мы расскажем, как Новый год отмечают в других уголках мира.

В Англии с первым ударом часов в полночь открывают заднюю дверь, выпуская уходящий год, а с последним ударом открывают переднюю, приглашаяновый год к себе в дом. На протяжении всех праздничных дней по стране проходят карнавальные шествия. Уличные торговцы продают яркие маски, свистульки, игрушки, сладости и прочие приятные мелочи. Подарки детям приносит Санта-Клаус.

В Шотландии накануне Нового года по улицам катают бочки с горящим дегтем. Так шотландцы очищают для нового года дорогу. На праздничный стол подают вареного гуся, бифштекс и яблочные пироги. Гости должны принести с собой символы благополучия и тепла: кусок пирога, стаканчик с вином и кусочек угля, который нужно бросить в камин хозяев дома.

Во Франции на праздничный стол подают пирог "Бобовый король".По традиции королем вечера становится тот, кому попадется кусочек этого пирога с запеченным бобом. Также французы пьют вино и чокаются с винной бочкой, чтобы урожай наступающего года порадовал обилием. К детям в новогоднюю ночь приходит Пер Ноэль. Он, как наш Дед Мороз, раздает подарки, только прячет их не под елкой, а в детских ботинках.

В Германии более торжественно отмечают Рождество, а не Новый год. В этот день все близкие собираются за праздничным столом (на котором главное блюдо — сладкий пирог "Лебкухен" из муки и изюма) и обмениваются подарками. Часто немцы дарят друг другу фарфоровые копилки-хрюшки.

В Швеции на протяжении всей новогодней ночи в домах горит свет. Шведский Новый год — это праздник света! Дети выбирают королеву Лючию, наряжают ее в белую одежду и получают от нее подарки.

В Дании на праздничный стол хозяйка подает большую миску сладкой рисовой каши, на дне которой — орешек. Кому он попадется, тот в будущем году выйдет замуж или женится.

В Испании в новогоднюю ночь с каждым из 12 ударов часов нужно съесть по виноградинке. У того, кому это удастся, в наступающем году сбудется заветное желание.

В Португалии есть похожая традиция, только каждая съеденная виноградинка символизирует счастливый месяц в новом году.

В Италии есть удивительная традиция — выкидывать ночью старые вещи и встречать новый год только во всем новом. Итальянцы верят: чем с большим количеством вещей они расстанутся накануне праздника, тем богаче будут в наступающем году. Подарки же детям приносит добрая волшебница Бефана. У феи есть золотой ключик, которым она открывает дома. Главное, повесить у камина чулки!

В Индии из-за большого разнообразия культурно-религиозных традиций Новый год отмечают 4 раза! Главный из праздников проходит весной, дату выбирают в соответствии с лунным календарем. В Северной Индии принято украшать себя яркими цветами красных, розовых или белых оттенков, а в Южной — завязывать детям глаза, перед тем как вручить подарок.

В Китае нет определенного дня, в который отмечают Новый год. Каждый раз он меняется, но остается в промежутке с конца января по конец февраля. Самая захватывающая часть праздника — уличные процессии, во время которых зажигаются тысячи фонарей, взрываются хлопушки и петарды, с помощью которых китайцы отгоняют злых духов. Также в Китае принято омывать водой из горных источников фигурки Будды и украшать дом картинами с пожеланиями.

В Японии о наступлении нового года жителям сообщают удары колокола. Ровно 108 ударов! Число неслучайно: считается, что каждый удар прогоняет один из человеческих пороков (их всего 6, но у каждого 18 оттенков). Накануне дом украшают веточкой дерева мотибана с шариками "моти" из рисовой муки, которые позже служат угощением. После 108 ударов японцы смеются — это на удачу. Подарки дарят с первыми лучами солнца, когда все японцы выходят на улицу, чтобы встретить первую зарю наступившего года.

В США в ту секунду, когда часы на Таймс-сквер показывают полночь, люди начинают обниматься и целоваться, а те, кто за рулем, с удовольствием сигналят. Праздничный стол украшает блюдо из темного гороха. Считается, что оно приносит счастье и удачу.

Вы, наверное, обратили внимание, что традиции отмечать Новый год в разных странах мира совсем не похожи друг на друга? Нас объединяет лишь вера в чудеса и большая любовь к подаркам! Праздничная атмосфера приходит в каждый дом независимо от того, верим мы в Деда Мороза или уже нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Зимние забавы" для первой младшей группы

Тема: «Зимние забавы».Цель: Формирование  элементарных    представлений  о зиме,  о  зимних  явлениях  в  живой  и  неживой  природе, ...

проект на тему "Зимние забавы"

проект для работы с детьми...

Проект на тему: "Зимние забавы" в подготовительной группе

Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческо-информационный.Сроки реализации:Средней продолжительности: 1-9  декабряУчастники проекта: дети, воспитатели, родители воспи...

Проект по теме: "Зимние забавы"

Зимние забавы старшей группы...

Проект на тему "Зимние забавы" в средней группе дошкольного возраста.

Педагогический проект в группе среднего дошкольного возраста на тему "Зимние забавы"...

Краткосрочный проект на тему: " Зимние забавы детей"

Веселимся и играем,Санки,лыжи и коньки,Мы зимой не заскучаем,Эх, веселые деньки....