Опытно-исследовательский проект "Вулканы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны. 

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить всё новое - это развитие личности.На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Одним из ведущих видов деятельности является детское экспериментирование.

Предлагаем вашему вниманию материалы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://regnews.org/doc/eq/pict37894.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 316» города Ростова-на-Дону

Исследовательская работа

«Я - исследователь»

в номинации естествознание

(неживая природа)

Тема проекта: «Вулканы»

в старшей группе № 3 «Золотой ключик» МБДОУ № 316

Срок реализации проекта 28 ноября – 7 декабря 2019 г.

Куратор:

воспитатель старшей группы №3:

Яровая Марина Алексеевна

Декабрь 2019 г.

Актуальность исследования заключается в расширение кругозора ребёнка, практическом применении знаний, умений, навыков ребёнка во взаимодействии с окружающим миром. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает, для него всё впервые.

Цели: создать условия для развития у ребенка старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к опытно-экспериментальной деятельности;

создать условия для формирования у ребёнка научной картины мира, добиться овладения детьми исследовательскими действиями, познавательно-речевого и социально-коммуникативного развития детей.

Задачи: 

Образовательные: 

  • собрать и изучить информацию о вулканах;
  • опытным путем продемонстрировать как извергается вулкан;
  • расширить кругозор детей;

Развивающие:

  • совершенствовать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • расширить словарный запас детей;
  • развить навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитательные: воспитывать интерес к профессии вулканолога.

Оборудование: иллюстрации; ноутбук; интерактивная доска; лоток с набором для эксперимента «Извержение вулкана» (макет горы вулканического происхождения, сода – 2 чайные ложки, полстакана воды, 1 чайная ложка гуашевой красной краски, 5 капель моющего средства, 2 столовые ложки лимонной кислоты);  буклет по итогам эксперимента.

Гипотеза: в результате правильного смешивания ингредиентов мы получим имитацию извержения вулкана.

Методы: чтение научной литературы, проведение опыта, наблюдение.

        Направленность проекта: познавательно-исследовательский.

        Тип проекта: информационный, индивидуальный.

        Участники проекта: ребёнок – Трушина Александра, 5 лет; воспитатель – Марина Алексеевна Яровая.

        Длительность проекта: краткосрочный.

        Сроки реализации: 28 ноября – 7 декабря.

        Предполагаемый результат:  создать устойчивый интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности; сформировать знания о видах вулканов, пользе и опасности вулканов, профессии вулканолога.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Мероприятия

Цель

Ответственный

Сроки

1

Подборка материала по теме проекта

Систематизировать полученный материал

воспитатель

 27-28 ноября

2

Составление плана работы по проекту

Наметить цели и задачи проекта

воспитатель

27-28 ноября

3

Разработка опытно-экспериментальной деятельности, определение тематики бесед

Разработать конспекта опытно-экспериментальной деятельности  по теме проекта

воспитатель

27-28 ноября

  1. Основной этап

Мероприятия

Цель

ответственный

сроки

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие,

речевое развитие»

4

Чтение произведений:

«Мой глобус. География для маленьких» /С. Булацкий; издательский дом «ЮНИОН», М.

Энциклопедия окружающего мира. Землетрясения и вулканы/ Уотт Фиона; изд. Росмэн-Пресс, 1997

«Вулканы» Переводчик: Покидаева Татьяна

Редактор: Земцова Татьяна

Издательство:

Махаон, 2014 г.

Серия «Эрудит» Строение Земли/ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007

 Обогащать читательский опыт детей. На примере  произведений обогащать знания детей об окружающем их мире.

воспитатель

В течение проекта

(Приложение №1)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

5

Хозяйственно – бытовой труд, поручения.

 

Воспитывать трудовые умения, учить относится к лабораторным инструментам бережно, после работы  убирать на место.

воспитатель

В течение проекта

Образовательные области «Речевое развитие»

6

 

 Беседа по теме: «Для чего нужны опыты и эксперименты»;

(Приложение №2)

 

 Формировать знания детей об опытном изучении вулканов.

Обеспечить умение составлять связные рассказы, обогащать словарный запас, развивать монологические умения.

воспитатель

 

 

2-5 декабря 2019

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

7

Дидактические игры:

 «Лаборатория»

Знакомить детей с новыми играми.

воспитатель

2-5 декабря 2019г

  1. Заключительный этап

8

Опытно-экспериментальная деятельность с

Создать условия для знакомства детей с моделью извержения вулкана; - расширять кругозор детей;

совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;

  • расширять словарный запас детей;
  • развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Доставить ребёнку радость от результата опытно-экспериментальной деятельности, вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

воспитатель, ребёнок

6 декабря 2019

Литература:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. «Увлекательные опыты», Е. Бельков, ООО «Питер-пресс», 2017 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми

Подборка опрытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста....

Педсовет: система опытно-исследовательской деятельности.

ПЕДСОВЕТСИСТЕМА ОПЫТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯОСОЗНАННО – ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯРЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА К ПРИРОДЕ. « Опыт – вот учитель жизни вечный»Опыт – это ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (Опытно- исследовательская деятельность).

На этом занятии дети исследовали некоторые  свойства воздуха. Провели опыты,  в которых выяснили Что такое ветер? Имеет ли воздух давление? Почему надуваются и почему лопаются мыльные пузыри...

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Конспект опытно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе. "Покажем Жучке, как мы играем с песком".

Конспект опытно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе. Тема: "Покажем  Жучке, как мы играем с песком"....

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....