Знакомство с профессией художник-иллюстратор
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ключникова Надежда Викторовна

Знакомство с профессией художник-иллюстратор, в чем заключается его работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kniga.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 384 г. Челябинска»

_________________________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454000,  г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности  

по познавательному развитию в старшей группе №8

Тема: «Знакомство с профессией художник-иллюстратор»

                                                                                       Выполнил: воспитатель

                                                                                          Ключникова Н. В.

                                                                                         (Высшая

                                                                                         квалификационная

                                                                                         категория)

        

        

2019 г.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Формировать у детей представлений о том, кто такой художник-иллюстратор и в чем заключается его работа;
  2. Показать особенности творчества художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, Е. Чарушина и В. Сутеева,
  3. Учить видеть интересные приемы и способы изображения животных.
  4. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Формировать представление детей о том, что любая вещь создана трудом взрослым. Воспитывать уважение к людям, создателям книг.
  5. Дать детям возможность попробовать себя в роли художника-иллюстратора книги.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательного интереса детей;
  2. Развивать умение сравнивать иллюстрации разных художников-иллюстраторов, находить их отличия и сходства;
  3. Развивать умение всматриваться в иллюстрацию, эмоционально откликаться на произведение, размышлять, комментировать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к книгам;
  2. Воспитывать интерес и уважение к работе художника.

Словарная работа

Активизация: библиотекарь, художник-иллюстратор, иллюстрация.

Обогащение: художник-график, базар.

 Предшествующая работа: Беседы с детьми о художниках - иллюстраторах детских книг; изобразительная деятельность «Мы - художники-иллюстраторы книг», рассматривание иллюстраций художников-иллюстраторов к произведениям, рассматривание репродукций картин художников.

Оборудование: книга В. Кузнецова «Базар» без иллюстраций; портрет поэта В. Кузнецова; дидактическая игра «Как создавалась книга», портреты художников - иллюстраторов (В.Г. Сутеев, Е. Чарушин, Ю.А. Васнецов); книга В. Сутеева «Сказки и картинки» с рисунками автора; книга «русские народные песенки «Пятьдесят поросят» под обработкой К. Чуковского, рис. Ю. Васнецова; книга В. Бианки «Лис и мышонок», рисунки Ю. Васнецова; книга С. Маршака «Детки в клетках», рисунки  Е. Чарушина; листы А4 на каждого ребенка, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, кисточки, баночки с водой, клей.

Ход:

Воспитатель заходит в группу с пакетом

(в пакете лежат книги и дидактическая игра)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я была в детской библиотеке, куда вы утром ходили. Библиотекарь Надежда Николаевна очень просит оказать библиотеке помощь. Дело в том, что у них есть одна замечательная книжка, ее очень любят листать и рассматривать иллюстрации самые маленькие читатели. И до такой степени, что она вся истрепалась, даже листочки из нее повыпадывали. И библиотекарь нас очень просит ее восстановить. Вот что она для нас передала. Ребята, проходите, присаживайтесь на стулья.

(Воспитатель достает книгу из пакета В. Кузнецова «Базар» и показывает детям.)

Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, красивая книга. Чего не хватает в ней? (Ответы детей.) Конечно, в книге не хватает листочков.  О чем нас попросила библиотекарь? (Ответы детей: восстановить.) Как мы можем восстановить книгу? (Ответы детей: вклеить листочки с иллюстрациями, которые нужно нарисовать). А мы можем нарисовать любые иллюстрации? (Ответ детей.) Давайте посмотрим на обложку книги. Что изображено на обложке? Что еще можно увидеть на обложке? (Ответы детей.) Посмотрев на обложку, мы можем сказать, как она называется, кто автор произведения. Ребята, как называется эта книга? (Базар). Что такое базар? (Предположения детей.)

Воспитатель: База́р (рынок) —название торгового места, с оборудованными торговыми рядами или даже под открытым небом, где присутствует множество продавцов и покупателей и происходит  торговля продуктами питания и товарами.

Кто писатель этого произведения? (Василий Кузнецов)

Правильно, эту яркую детскую книжку написал замечательный писатель, уральский поэт Василий Кузнецов.

Родился он в селе Каратабан Челябинской области в 1893 г., в свои 40 лет оказался в Челябинске - на строительстве ЧТЗ. Именно в это время он начал написание рукописи. Его главное произведение - сказка «Базар» было написано в 1937-ом. Артист П. И. Кулешов, возглавлявший фронтовую бригаду артистов, читал «Базар» солдатам в перерывах между боями. Бойцы переписывали её и отсылали своим детям. Несколько поколений человек, детей слушали по радио эту сказку в исполнении нар. артиста Кулешова».

Вот его портрет на первом листочке книги. Каких писателей вы еще знаете? (Ответы детей). А в создании книги участвует еще один человек, после прочтения рукописи, он рисует картинки. Ребята, а как называется данная профессия? (Ответ детей: художник-иллюстратор) Правильно, художник, который иллюстрирует книги, называется художник-иллюстратор. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? (Ответы детей). Вам в помощь библиотекарь передала замечательные книги.  

     Рассмотрим первую книгу. Кто скажет, кто автор и как называется эта книга? (В. Сутеев «Сказки и картинки».) А вы знаете, кто художник-иллюстратор этой книги? (Ответ детей: то же В. Сутеев).

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ СУТЕЕВ

Владимир Сутеев один из первых художников-мультипликаторов, режиссёр и сценарист мультфильмов. Вскоре обратился к детской книге, как автор рисунков и текстов. Мультипликация наложила свой отпечаток на творчество художника: его звери стали комичными, забавными, потешными. Главное для него - показать характер героя, его настроение. Рисунки наполнены интересными деталями, подчеркивающими юмор сказок. Чаще всего художник использует под иллюстрацию часть страницы, сочетая иллюстрацию и текст. Мультипликационность, точная передача движений, яркость, нарядность рисунка, рисует тушью и акварелью. 
Владимир Григорьевич Сутеев сам сочинял свои сказки. «Пишу я правой рукой, а рисую - левой. Так что правая по большей части свободна, вот я и придумал для неё занятие». Он пишет сценарии для мультфильмов, иллюстрирует книги.

Давайте рассмотрим иллюстрации. Кого изображает художник? (Ответы детей.) Какими вы видите его зверей? (Ответы детей: забавные, веселые).

Рассмотрим вторую книгу «Лис и мышонок» написал Виталий Бианки, а рисовал иллюстрации Юрий Васнецов.

Юрий Алексеевич Васнецов 

Воспитатель: А этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни.

Посмотрите на его иллюстрации. Кто на них изображен? (Ответы детей: животные.) Какие они по характеру? (Ответы детей.) Чего необычного вы увидели на иллюстрациях? (Ответы детей: животные в человеческой одежде, едят ложкой, как люди, спят в колыбели, едят за столом и т.д.)

Он создавал яркие, весёлые и нарядные иллюстрации.

Третья книга, которую мы свами рассмотрим, написал Самуил Яковлевич Маршак и называется она «Детки в клетках». А вот иллюстрировал замечательный писатель и художник- иллюстратор Евгений Чарушин.

Евгений Иванович Чарушин 

Родился в г. Вятке, первые уроки рисования дал ему отец, мать научила понимать музыку, природу, животных. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Еще во время учебы в гимназии он познакомился с Ю. А. Васнецовым, и эта дружба была дружбой на всю жизнь. С 1928 г. он иллюстрирует детские книги. Замечательный художник и писатель Е. Чарушин все свое творчество посвятил природе. С первых книг Чарушин определился как мастер со своей живописной манерой

Посмотрите на его замечательные иллюстрации. Кто на них изображен? (Ответы детей: животные (собачка, котенок, рысь, зайчики).   А какие по характеру эти животные? (Ответы детей: игривые, добрые, ласковые).

Животных он изображал так, как никто до него: он рисовал не контурно - а пушисто, передавая фактуру меха или перьев. Особая любовь -детеныши, их неловкие движения, большие головы, неуклюжесть, легкий пушок. Любимые рисунки - черно-белые тушью.

     Художник выполняет рисунки разными материалами, которые называются  графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Они работать тушью, углем или карандашами. 
В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами
Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.
Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.
Чарушин использует разные виды штрихов: короткие прямые штрихи, длинные вертикальные и горизонтальные штрихи, наклонные отрывные и неотрывные штрихи.

     Вот как по-разному изображали одних и тех же животных художники-иллюстраторы. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас, труд художника-иллюстратора, которые рисует иллюстрации.

Воспитатель: В чём заключается работа художника-иллюстратора? 

(Ответы детей: он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами).

Воспитатель. Что становится результатом труда художника-иллюстратора? (Ответы детей: красивая книжка).

Воспитатель: В чём польза его работы? (Ответы детей: дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее).

Воспитатель: Мы сегодня много с вами говорили о художниках-иллюстраторах, о том, как они по-разному иллюстрируют книги. И сейчас я предлагаю вам вернуться к книге. Напомните, как называется произведение Василия Кузнецова? (Ответ детей «Базар»). Открываем книгу, а вот и само произведение. И мы, как настоящие художники-иллюстраторы внимательно читаем произведение, представляем героев, чтобы затем нарисовать их.

Воспитатель читает произведение В. Кузнецова «Базар»

Воспитатель: Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет нарисовать красивые иллюстрации к данному произведению. Сейчас, каждый подумает и определится, что же он будет рисовать, какого героя, а может даже и их будет несколько. Ведь на базаре всегда много продавцов и покупателей. Определились? Перед тем, как сесть за столы, немного разомнемся.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)

Три наклона, прямо встать. (Наклоны влево-вправо.)

Руки вниз и вверх поднять. (Приседания.)

Руки плавно опустили, 

На месте походили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Воспитатель: А теперь проходите все за столы и принимаемся за работу.

По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.

 Воспитатель: Ребята, как красиво вы нарисовали иллюстрации к книге. А расскажите, каких животных вы рисовали, что они делают?

Ребята рассказывают про то, что и как они сейчас рисовали.

Воспитатель вклеивает листы в книгу.

Подведение итогов:

Воспитатель: «Ребята, кем вы сегодня были?» (Ответы детей: художниками-иллюстраторами.)
Что же является результатом вашего труда сегодня? (Ответы детей: иллюстрированная книжка «Базар»)
А какую пользу вы принесли ? (Ответ детей: ребята, которые приходят с мамами в библиотеку, не умеют читать, смогут рассказать сказку по нашим картинкам.).

Воспитатель: В благодарность детская библиотека нам дарят вот такую игру «Как создавалась книга».  Предлагаю вам в нее поиграть. Правила игры: разложить картинки по порядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат Тема: "Знакомство детей с художниками иллюстраторами"

ОГОУ СПО Владимирский педагогический колледж Заочное отделение     Реферат   Тема: «Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами». Выполнила ...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".

Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....

Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.

формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...

Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина

ЦЕЛИ :- Продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора   Е.И.Чарушина.- Формировать у детей умение всматриваться в иллюстрации, рассказывать о них.- Воспитывать доброе отношение ...

Конспект занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.М.Рачева"

Конспект занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.М.Рачева"...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками предшкольного возраста с использованием интерактивной доски. Знакомство с творчеством художника - иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова.

Во время образовательной деятельности дети знакомятся с краткой автобиографией Ю.А.Васнецова. Дети знакомятся с иллюстрациями к знакомым потешкам, выделяют средства выразительности - цвет....