Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Ознакомление с окружающим миром Тема: «Дикие животные и их детёныши наших лесов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о жизни диких животных, уметь поддерживать беседу об их повадках. Закрепить названия диких животных и их детенышей.

Расширять представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года.

Обучать детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь. Учить детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детёнышей.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к жизни животных, формировать экологическое мировоззрение.

Развивать связную речь, внимание, мышление, память. Расширять словарный запас.
Воспитательные:

Формировать навыки взаимопонимания, сотрудничества, доброжелательности.

Воспитывать любознательность  и любовь к животным, вызвать желание им помочь.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Планируемый результат: активизировать в речи детей названия диких животных и их детенышей.

Форма проведения: групповая.

Методы и приёмы: игровые, наглядные, словесные, вопросы, художественное слово, поощряющая оценка.

Оборудование: предметные картинки зверей и их детёнышей, игра «Чей дом?», снежный комочек.

Словарная работа: волчата, бельчата, медвежата, зайчата, бобрята, лисята, лосята.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дикие животные», дидактические игры: «Кто где живет?», «Чей хвост?», «Кто это?». Разучивание физкультминутки «Звериная зарядка». Чтение русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Заяц хваста»,

 

Структура.

  1. Психологический настрой.
  2. Игра «Загадки – отгадки».
  3. Игра «Кто, где живет?».
  4. Физминутка «Звериная зарядка».
  5. Игра «Дикие животные, - какие они?»
  6. Игра «Назови детёныша животного».
  7. Игра «Распредели по группам животных».
  8. Игра «Четвёртый лишний».
  9. Игра «Нелепицы».
  10. Итог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №28 Красносельского района

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по познавательному развитию

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Дикие животные и их детёныши наших лесов»

в старшей группе компенсирующей направленности №8

 

Подготовила: воспитатель Тарасовская Н.Е.

Дата проведения: 16.12.2019 г.

Санкт-Петербург

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о жизни диких животных, уметь поддерживать беседу об их повадках. Закрепить названия диких животных и их детенышей.

Расширять представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года.

Обучать детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь. Учить детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детёнышей.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к жизни животных, формировать экологическое мировоззрение.

Развивать связную речь, внимание, мышление, память. Расширять словарный запас.
Воспитательные:

Формировать навыки взаимопонимания, сотрудничества, доброжелательности.

Воспитывать любознательность  и любовь к животным, вызвать желание им помочь.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Планируемый результат: активизировать в речи детей названия диких животных и их детенышей.

Форма проведения: групповая.

Методы и приёмы: игровые, наглядные, словесные, вопросы, художественное слово, поощряющая оценка.

Оборудование: предметные картинки зверей и их детёнышей, игра «Чей дом?», снежный комочек.

Словарная работа: волчата, бельчата, медвежата, зайчата, бобрята, лисята, лосята.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дикие животные», дидактические игры: «Кто где живет?», «Чей хвост?», «Кто это?». Разучивание физкультминутки «Звериная зарядка». Чтение русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Заяц хваста»,

Структура.

  1. Психологический настрой.
  2. Игра «Загадки – отгадки».
  3. Игра «Кто, где живет?».
  4. Физминутка «Звериная зарядка».
  5. Игра «Дикие животные, - какие они?»
  6. Игра «Назови детёныша животного».
  7. Игра «Распредели по группам животных».
  8. Игра «Четвёртый лишний».
  9. Игра «Нелепицы».
  10. Итог.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила синичку, и она мне напела, что в лесу, где она живет, была сильная метель и все жители леса разбежались кто куда, синичка попросила ей помочь и отыскать всех обитателей. Вы согласны помочь синичке?

Все, что я знаю о лесных жителях, вам сейчас  загадаю:

Д\И «Отгадай загадки»

Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет картинки с изображением диких животных на доску.

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

Воспитатель: Молодцы ребята. Весной и летом зайцы питаются зеленой травкой, молодыми побегами. Поздней осенью и зимой едят кору молодых деревьев, а также их почки.      У зайцев много врагов: волки, лисы, хищные птицы, охотники. От своих врагов они спасаются бегством, но при этом используют возможность затаиваться.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

Воспитатель: Правильно это лиса. Лисица среднего размера с изящным туловищем на невысоких, тонких лапах, с вытянутой мордочкой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний — более густой и пышный. Лисицы роют норы  сами, либо занимают пустующие норы других животных, приспосабливая их для себя.

Кто зимой холодной,

в лесу бродит злой, голодный  (волк)

Воспитатель: Ну, конечно же, это волк. Волк хищное животное, охотится на крупнорогатых  животных. Волки живут в логовах и там же выводят потомства.

Летом ходит без дороги

возле сосен и берез,

а зимою спит в берлоге,

от мороза прячет нос (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята. Медведи имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные нюх и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. Не боятся пчелиных укусов.

Сама мала, шубка пышна.

В дупле живет, орешки грызет (белка)

Воспитатель: Белка - грызун отлично лазает, она проворна и ловка. Помогают ей в передвижении острые когти на гибких пальцах. Чем питается белка известно из русских сказок. Но орехи, а точнее семена, не единственная пища, ест она семена и ветви, почки, ягоды, зерна, грибы и кору.

Тяжелы рога по весу,  

ходит важно он по лесу:  

он  хозяин, а не гость –

хмурый и сердитый  (лось)

Воспитатель: Лоси являются самыми крупными животными. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Несмотря на медленные движения и добродушный нрав, лоси иногда могут становиться весьма агрессивными и двигаться на удивление быстро, если их разозлить или напугать.

В густом лесу под елкой,

осыпанным листвой,

лежит мешок с иголками,

колючий и живой  (еж)

Воспитатель: Ежики живут на лугах, в степях, в лиственных лесах, любят кучи хвороста. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Ежи приносят людям пользу, уничтожая мышей и вредных насекомых.

Ребята, какие же вы молодцы, а скажите, пожалуйста, о ком все эти загадки?

Дети: о животных.

Воспитатель: А как мы называем этих животных? Почему? (ответы детей) 

Ну, раз вы такие умные и находчивые тогда помогите мне еще и в этом. Когда все животные разбежались, они оставили свои жилища, теперь нужно расселить каждого в свой домик.

Д\И «Кто где живет?» (с показом картинок)

Где живет медведь? (в берлоге)

Где живет еж (в сухой траве и листве)

Где живет лиса (в норе)

Где живет белка (в дупле)

Где живет волк (в логове)

Где живет заяц (под кустом)

Воспитатель: Вы наверно утомились, а теперь все по порядку становитесь  на звериную зарядку. Давайте дружно встанем в круг. Вокруг себя повернитесь и в зверят лесных все превратитесь.

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз присядка, два присядка

Зайцы делают зарядку

А лисята как проснутся, любят долго потянуться

Обязательно зевнуть, рыжим хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть

Ну а мишка косолапый, разминает свои лапы

А кому зарядки мало – начинаем все сначала… 2 раза

А теперь садимся тише, и затихнем словно мыши.

Игра «Дикие животные, - какие они? ».

Обучать словообразованию притяжательных прилагательных.

Воспитатель: Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они? (злые, сердитые, хищные, плотоядные, травоядные, опасные, пугливые, маленькие, большие, сильные и т. д.) (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас попрошу назвать признаки животных:

Лиса: хитрая, рыжая, пушистая

Заяц: трусливый, длинноухий, маленький, беленький

Волк: серый, злой, страшный, зубастый

Медведь: бурый, косолапый, неуклюжий, большой

Белка: проворная, рыжая, быстрая, маленькая

Еж: колючий, маленький…

Воспитатель: Молодцы вы все ребятки! А вы знаете, что у каждого животного есть свои детёныши? Посмотрите, у меня есть ком волшебный, белый, белый, снежный, снежный. Предлагаю поиграть, и детенышей назвать.

Игра с мячом «Назови детеныша животного»

У лисы — лисенок.

У белки — бельчонок.

У волка – волчонок.

У медведя – медвежонок.

У зайца - зайчонок.

У лося – лосенок.

У ежа - ежонок

У зайца – зайчонок

У лося – лосёнок

У тигра – тигренок

У бобра - бобрёнок

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем питаются лесные звери? (ответы детей).

Воспитатель: Звери бывают хищными и травоядными.        

-Заяц питается травой, корой деревьев, овощами (значит он травоядное животное)

-Белочка питается ягодами, грибами, орехами.

-Олени  и лоси питаются травой, веточками, листочками с кустарников.

-Лиса питается зайчиками, мышами, курочками (мясом других животных, она хищница).

-Волк тоже хищник, он питается кабанами, оленями и т.д.

-Медведь  тоже хищник (его считают всеядным животным, он питается рыбой, любит мед диких пчел, ягоды малины, но может съесть животное).

Д/и «Распредели по группам. Хищные или травоядные»

Дети распределяют картинки с  животными на две группы.

Воспитатель: Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу ничего нельзя ломать, гонять животных, надо беречь красоту, разорять их жилища, лес нельзя загрязнять.

Воспитатель: Правильно ребята! Вы старайтесь всегда это помнить и рассказывайте другим.

Воспитатель: Ребята, послушайте очень внимательно и назовите лишнее животное и объясните почему.

Игра «Четвёртый лишний».

Корова – волк – лиса – медведь.

Лиса – кошка – волк – медведь.

Волк – лиса - лошадь – белка.

Лиса – медведь – волк – собака.

( ответы детей)

Воспитатель: И напоследок  я предлагаю поиграть в игру, которая и покажет, что вы узнали сегодня из нашей беседы.

Игра «Нелепицы»

 (Правильно – хлопаем, Не правильно – топаем).

Волк в пушистой белой шубке, под кустом сидит, боится

А за зайцем по следам ходит рыжая лисица

Белочка в берлоге спит

Зайчик под кустом сидит

Серый волк голодный бродит

И медведь по лесу ходит

Может, мирно спит медведь у себя в берлоге

Рыжий и пушистый еж ходит по дороге.

Белка щелкает орешки у себя в дупле

Ежик спит в листве и ветках у себя в норе.

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы все правильно ответили, я думаю наша с вами встреча не прошла просто так и все очень хорошо постарались.

Ребята, мы помогли, сегодня синичке отыскать зверей в лесу? А в кого мы превращались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов" о жизни диких животных и их детёнышей в наших лесах с использованием дидактических игр....

Дикие животные и их детёныши наших лесов.

Конспект о жизни диких зверей и их детёнышей....

«Дикие животные (и их детёныши) наших лесов»

Конспект занятия «Дикие животные (и их детёныши) наших лесов»  Цель и задачи:Коррекционно-образовательные1. Совершенствовать навыки словообразования.2. Совершенствовать навыки опре...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Домашние животные  и их детёныши»

Цели и задачи:«Познание» - Познакомить детей с домашними животными.Учить различать животных и их детёнышей.«Коммуникация» - упражнять в звукопроизношении  громко-тихо;формировать умение отвечать ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Домашние животные и их детёныши»

Цель:Познaкомить детей с домaшними животнымиЗадачи:Упражнять в звукопроизношении  громко - тихо;Формировать умение отвечать на вопросы;Aктивизировать словарный запас словами: «жеребёнок&raq...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Домашние животные и их детёныши»

Познакомить детей с домашними животными.  Учить различать животных и их детёнышей....