семинар-практикум для педагогов "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством постановки мини-этюдов"
статья по окружающему миру

Пикулева Светлана Николаевна

Как научить ребёнка последовательно подготовить к выступлению на сцене, вы найдёте материалы в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_rechevomu_razvitiyu.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Развитие речи детей дошкольного возраста

посредством постановки театрализованных мини-этюдов»

Подготовила воспитатель:

Пикулева С.Н.

пгт. Агириш

 2019 год

Цель:

Повышение теоретического и практического уровня знаний педагогов о роли постановки театрализованных мини-этюдов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с упражнениями при постановке мини-этюдов, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста.

План проведения семинара:

  1. Доклад на тему «Театральные мини-постановки один из методов развития речи детей дошкольного возраста».
  2. Изготовление атрибутов для игры в театрализованные игры.
  3. Упражнения, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста посредством постановки театрализованных мини-этюдов.
  4. Рефлексия.

Оборудование:

2 мольберта, 2 мелка, разрезанные скороговорки, разрезанные парные слова на каждую команду, заготовки для изготовления масок медведя и зайца (чистые листы бумаги и картона, ножницы, цветные карандаши, цветные восковые мелки, степлеры, клей), обруч, палка, текст для инсценировки на каждую команду, мягкие игрушки, 2 стула, 8 мягких модулей - пеньков, буквы гласные и согласные, ноутбук, экран, проектор, маски с грустным и весёлым лицом, набор букв гласных и согласных.

  1. Театральные мини-постановки один из методов развития речи детей.

Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь ребёнка выполняет три функции связи его с внешним миром: познавательную, регулирующую коммуникативную: познавательная или сигнификативная (обозначение) – у человека со словом связано представление о предмете или явлении, взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим; регулирующая или общение – функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков; коммуникативная – передача информации. Если две первые функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.  

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребёнка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Эффективным методом подражания речи взрослых является постановка театрализованных мини-этюдов.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации. Речь детей становится образной, выразительной.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. Более доступна и понятна детям артистам сказка. В сказках присутствуют знакомые персонажи, наделённые ярко выраженными чертами характера. Чёткая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют лёгкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Сказки учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.

После первого неторопливого знакомства со сказкой, детям необходимо объяснить значение непонятных слов, выражений, рассмотреть картинки с героями, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера. Далее малышам нужно ответить на ряд вопросов, которые составляются в соответствии с сюжетом и способствуют быстрому запоминанию текста, помогают установить причинно-следственные связи в тексте. При работе над текстом необходимо детей поощрять за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передаче повествования и реплик героев.

После этого нужно ещё раз перечитать сказку, и предложить пересказать сказку. Если дети затрудняются, можно подсказать начало предложений, задать наводящие вопросы. Можно педагогу самому начать предложение, а ребёнок договаривает. Чтобы занятие не вызвало у детей отрицательных эмоций, нужно хвалить и подбадривать их, тактично исправлять ошибки.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности

двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных компонента, поэтому от теоретической части плавно перейдём к практической.

  1. Изготовление атрибутов для постановки мини-спектакля «Почему у Зайца длинные уши?»

Чтобы спектакль получился более увлекательным, можно детей привлечь к изготовлению атрибутов для постановки – изготовить простые маски, нарисовать или вырезать декорации, что мы сейчас с вами и сделаем.

  1. Практикум «Упражнения, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста через постановку театрализованных мини-этюдов».

Организация: проведём практическую часть семинара-практикума в виде небольшого соревнования. Выберем жюри и разделимся на 2 команды. У каждого участника игры на столе лежит буква (гласные и согласные в равном количестве).

Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду гласных букв и команду согласных букв.

Разминка:

- упражнение  - подготовка к выполнению упражнений:

«Гимнастика с кулачками» стимулирует мыслительную деятельность, влияет на точки, отвечающие за речь, повышают иммунитет человека. Упражнения с кулачками проводятся минимум 2 раза в день, на каждое упражнение 8 отсчётов.

- тренировка речевого дыхания:

Похлопать себя кулачками или ладошками, одновременно пропевая гласные звуки как можно дольше.

Далее предлагаю несколько упражнений, которые способствуют работе над выразительностью речи, необходимой при постановке мини-этюдов.

1 Задание: “Вот вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? (петух).

8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? (белка).

9.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? (корова).

10.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? (паук).

11.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…рака? (петуха).

12.Нарушая утром тишь, распевает в роще...мышь? (соловей).

13.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? (ёж).

14.Землю клювиком я рою, но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?... крот? (цыпленок).

15.Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? (лягушка)

2 Задание «Говорун»

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

(Командам предлагаются скороговорки).

Необходимо всем вместе произнести её быстро и слаженно 3 раза подряд и на подготовку даётся 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, чёткость).

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

3 “Родственные (однокоренные) слова”

На мольберте написаны слова лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать однокоренные слова к ним (оценивается по одному баллу за слово.

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

4 “Почему так называется?” (Этимология).

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.

Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.

Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.

Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

5 Найдите похожие по звучанию слова:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе. (кто быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл)

Спички – синички,

Врач – мяч,

Значок – крючок,

Ключи – кирпичи,

Стол – пол,

Халат – салат,

Ёлка – иголка,

Белка – стрелка,

Зайцы – пальцы,

Яйцо – крыльцо,

Огурец – продавец,

Дворец – певец,

Пирог – творог,

Ворона – корона,

Топор – забор,

Нора – дыра.

6 “Пословицы и поговорки”. Исправьте ошибки в пословицах.

Задание: Найти ошибку и исправить.

После драки много (хромых, храбрых).

Одна голова – хорошо, а две – (некрасиво, лучше).

Не откладывай на завтра то, что можно сделать (послезавтра, сегодня).

Пришел, увидел, (купил, победил).

У каждого своя голова (на шее, плечах).

Мало хотеть – надо (клянчить, уметь).

Землю красит солнце, а человека – (парикмахер, труд).

На всякий (урок, час) ума не напасешься.

Бесплатный сыр бывает только (у мышки ловкой, в мышеловке).

Испокон века (телевизор, книга) растит человека.

        

7 «Сказка сказывается, а дело делается»

Почему у зайца длинные уши?

Застрял Заяц в болоте. Стал кричать на помощь звать.

Подошёл к болоту Медведь. Протянул Зайцу палку. Не смог Заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.

Схватил Медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле-еле вытянул. Испачкался Заяц весь в грязи, зато цел остался. Только уши у него с тех пор очень длинные.

Словарная работа по тексту

  1. Обсудить, чем опасно болото и почему в нём можно увязнуть.
  2. Объяснить значение слова: еле-еле – с трудом, не сразу.
  3. Подобрать слова, похожие по смыслу: застрял – попал, увяз, оказался; ухватиться – схватиться, взяться, вцепиться.

Вопросы:

Где застрял Заяц?

Что он стал делать?

Кто подошёл к болоту?

Как Медведь стал выручать Зайца?

Почему Заяц не смог ухватиться за палку?

Как Медведь вытащил Зайца?

Что случилось с Заячьими ушами?

Примерный план занятия-инсценировки

Воспитатель декламирует:

На лесной лужайке

Длинноухий зайка.

Притаился под кустом,

Ушки длинные торчком.

Воспитатель просит объяснить, почему зайца называют «длинноухим»?

        Проводится игра «Назови правильно». Воспитатель называет словосочетание. Дети должны составить сложное прилагательное и сказать, какое животное может быть таким. (Длинный хвост – длиннохвостый, длинные ноги – длинноногий, длинные рога – длиннорогий, длинный клюв – длинноклювый, длинная шерсть – длинношерстный и т.д.). аналогично можно провести работу со словом «короткий».

        Далее проводится беседа на тему «Почему нужно приходить на помощь людям и животным?», затем просит рассказать свои случаи из жизни, когда они спасали кого-нибудь.

        Проводится подвижная игра «Наводнение». Участвуют 2 команды. Которые выстраиваются в 2 колонны за линией. На другом конце комнаты ставятся 2 стульчика с мягкими игрушками. По комнате разбрасываются мягкие модули – островки (две линии). Воспитатель объясняет детям, что лес затопило водой, остались лишь небольшие островки. Нужно спасти животных и перенести их в безопасное место (на 2 других пустых стульчика), передвигаться можно только по островкам. Дети по одному бегут за игрушкой и относят её в другой конец комнаты (на пустые стульчики). Выигрывает та команда, которая быстрее перенесёт игрушки.

        Воспитатель читает сказку и задаёт вопросы по тексту. Дети отвечают на вопросы полными ответами. После обсуждения читают сказку ещё раз и предлагает исполнить роли Ведущего, Зайца, Медведя (можно надеть маски или прикрепить картинки).

        Инсценировка

Ведущий: Застрял Заяц в болоте. Стал кричать на помощь звать. (Заяц сидит в центре обруча, горюет).

Медведь: Подошёл к болоту Медведь. Протянул Зайцу палку. Не смог Заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит. (Медведь подходит к Зайцу, протягивает палку, Заяц не может поднять руки, чтобы ухватиться за палку).

Ведущий: Схватил Медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле-еле вытянул. (Медведь старается за голову схватить Зайца).

Заяц: Испачкался Заяц весь в грязи, зато цел остался. Только уши у него с тех пор очень длинные. (Заяц выходит из обруча, показывает, что он грязный. Приставляет ладошки к голове, изображает длинные уши).

        Инсценировку можно провести 2-3 раза.

После инсценировки жюри подсчитывает баллы, оглашают результаты, приветствие победителей и проигравших.

  1. Рефлексия. «Театр масок».

Если Вам понравился Семинар – практикум, то приклейте маску с улыбающимся лицом, если нет – то с грустным лицом.

Обсуждение Семинара – практикума с коллегами.

Источники:

  1. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 127 с.
  2. Т.Н. Доронова., Е.Г. Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности».– М.: Издательство АСТ, 1997. – 92 с.
  3. Т.А. Куликовская. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 80 с.
  4. https://infourok.ru/seminarpraktikum-ispolzovanie-teatralnoy-deyatelnosti-v-razvitii-rechi-doshkolnikov-2525259.html
  5. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-ivanovna-makarova/prakticheskii seminar-razvitie-rechi-doshkolnikov-21211.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

Семинар - практикум "Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"

Сценарий практического семинара по художествнно-эстетическому развитию дошкольников...

Семинар – практикум психолога ДОУ: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форм...

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»

Цели: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов.2. Распространение педагогического опыта    в ярко выраженной театрализовано – игровой форме. Материал и оборудов...

Семинар - практикум "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста, дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие комму...

Семинар- практикум «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования»

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников средней  группы...