Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

Тимонина Юлия Евгеньевна

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_pro_emotsii.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ ДС «Тополек» МО Ясненский муниципальный округ

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Дата проведения: 24.04.2025 г.

Выступление подготовила:

педагог-психолог Тимонина Ю.Е.

г. Ясный, 2025 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством применения простых и эффективных технологий, форм, методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

  1. Дать практические упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  2. Сформировать у участников семинара – практикума мотивацию на применение игр на развитие эмоциональной сферы в своей педагогической деятельности.

Формат мероприятия: очный.

Длительность мероприятия: 30 мин.

Оборудование: презентация, флипчарт с бумагой, маркер

Ход семинара-практикума:

Слайд № 1.

    Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». И начать мне её хочется со слов Л.С. Выготского:

Слайд № 2.

«Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребёнка». 

    Действительно, эмоции занимают важное место в нашей жизни. Мы постоянно испытываем разные эмоции и чувства. Нам взрослым проще понимать свои эмоции и чувства, а дети только входят в этот мир. Они учатся их распознавать у себя и других, справляться с ними. А наша задача взрослых помогать им в этом. Такую задачу перед нами ставит Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). В ней в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для каждого возраста прописаны задачи и содержание работы с детьми по эмоциональному развитию. Сегодня мы как раз с вами и будем говорить о том, как мы взрослые будем решать эти задачи, тем самым помогая нашим детям разобраться в эмоциях и чувствах.

Слайд № 3.

    Давайте с вами попробуем порассуждать на тему: «Какими методами и способами мы будем развивать эмоциональную сферу детей?» (Педагоги дают свои варианты ответов, а педагог-психолог записывает их на флипчарте.)

Слайд № 4.

    Я когда готовилась к выступлению тоже накидала несколько вариантов. Вы их сейчас видите на слайде. В принципе, это всё то, что мы сейчас с вами озвучили.

Слайд № 5.

    А сейчас я предлагаю нам поиграть в разные игры на развитие эмоциональной сферы. Начнём с вами мы с утреннего приветствия и поздороваемся друг с другом. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем.

Игра «Приветствия»

     В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Коснитесь своего партнёра: нога к ноге, рука к руке. Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите ему руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела: левое колено к левому колену, правая ладонь к правой ладони, левое плечо к правому плечу. Отлично. Занимайте свои места. Понравилась ли вам игра? Какие чувства вы испытали во время игры? (Педагоги дают свои ответы).

Эта игра позволяет в процессе игры испытать разные эмоции и чувства, узнать их у себя и обозначить их словом, что очень важно. Так ребёнок учится говорить о своих чувствах.

Игра «Загадки из сказок»

    В детском саду вы, как воспитатели, много читаете детям разных сказок, рассказов. Герои этих произведений тоже испытывают разные эмоции и чувства. Наша задача взрослых обращать на это внимание в беседе по прочитанному. Вот мы с вами сейчас и попробуем это сделать. Я буду вам зачитывать фрагменты из сказки, а ваша задача назвать эмоцию, которую испытывает герой. Итак, начинаем.

Слайд № 6.

 «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами…» (горе)

Слайд № 7.

 «Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок…» (грусть)

Слайд № 8.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом (страх)

Слайд № 9.

 «Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить» (гнев)

Слайд № 10.

 «Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира» (радость)

     Отлично вы справились с поставленной задачей. Тоже самое вы можете делать и с детьми. Обсуждать какой-то фрагмент прочитанного в разрезе чувств героя. Здесь же можно спрашивать детей о том, испытывают ли они такие же чувства, как герой и в каких ситуациях.

Слайд № 11.

    Отдельно хочется остановиться на таком приёме, как психогимнастика. На занятиях по психогимнастике дети развивают выразительность движений и артистизм, учатся понимать и выражать свои эмоции, формируют уверенность в себе. Упражнения включают в себя ритмику, пантомимику, игры, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику. Дети сами создают образ, который проигрывают, «проживают» эмоции персонажей. Также психогимнастика снижает риск алекситимии – свойства человека, когда он затрудняется определить и описать свои эмоции словами. Люди с алекситимией почти не способны испытывать эмпатию, не понимают, как сопереживать окружающим. Это ведет к трудностям в коммуникации, психосоматическим заболеваниям.

    Упражнения по психогимнастике можно использовать в качестве физминутки, для ауторелаксации после интеллектуальных нагрузок. Я предлагаю нам тоже сейчас немного отдохнуть и подвигаться.

Игра «Изобрази походку».

    Я буду описывать вам походку персонажа, а ваша задача изобразить её. Итак, начнём.

  • Вы - стройный молодой человек на которого заглядываются все девушки (пауза).
  • Вы – 90 летняя старушка и вам тяжело идти (пауза).
  • У вас странная прыгающая походка, как на луне (пауза).
  • Вы опасаетесь погони и слежки, поэтому вы очень испуганы и постоянно оглядываетесь (пауза).
  • Вы сачком ловите бабочек (пауза).
  • Вы задорно крутите бедрами, как Людмила Прокофьевна из фильма «Служебный роман» (пауза).

    Коллеги, поделитесь, как ощущения после выполнения упражнения (педагоги дают свои ответы). Конечно же детям мы подбираем с вами ситуации, которые будут понятны им.

Игра «Пять масок»

    Следующая игра называется «Пять масок». На столе перед вами разложены карточки, на которых персонаж изображён с разными эмоциями. Ваша задача взять себе одну карточку и не показывая её остальным с помощью мимики и жестов изобразить героя. В процессе всего этого вам необходимо объединиться в команды. Так, чтобы в одной команде были одинаковые герои. Понятна инструкция? Отлично, тогда приступаем. Карточки на столе. Напоминаю, мы их не показываем друг другу. Карты можно будет открыть после того, как вы объединитесь в команды.

   Вижу, что все закончили. Давайте, проверим нет ли «чужих» в команде. Замечательно. Вижу, что у всех всё получилось.

   Что ещё хочется сказать относительно психогимнастики? Важно чередовать разнонаправленные упражнения: те, где дети напрягают или расслабляют мышцы, проигрывают этюды с положительными и отрицательными эмоциями, активно двигаются или отрабатывают приемы ауторелаксации. Чередование упорядочивает психическую и двигательную активность ребенка, улучшает настроение.

   Давайте, в заключении нашего семинара-практикума сделаем с вами упражнение на напряжение и расслаблении мышц.

Упражнение «Драка»

В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:

Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.

Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.

Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.

Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка.

(Дети делают глубокой вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб.  Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)

Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.

Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга.

(На выдохе руки и лицо расслабляются.)

   Это упражнение на расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук. Упражнение повторяется с детьми 2-3 раза.

Рефлексия мероприятия.

    Коллеги, на этом у меня всё. Хотелось бы получить обратную связь от вас. С какими чувствами уходите с семинара, в каком эмоциональном состоянии и будете ли применять те приёмы, с которыми сегодня познакомились (педагоги дают свои ответы). Всем спасибо за участие и вашу активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: •         Повышение профессиональной компетентн...

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

Семинар практикум по теме "Условие речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

В рамках логопедической недели, для педагогов детского сада было предоставлено выступление по теме "Условие речегого развития детей дошкольногог возраста с учетосм ФГОС ДО".  Выступлени...

Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь ...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Практические упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....