Открытое занятие в старшей группе «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру

Швидкая Светлана Борисовна

Ознакомление детей с круговоротом воды в природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей группе

«Круговорот воды в природе»

Подготовила и провела: Швидкая Светлана Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории.

        Цель: создание целостного представления у детей дошкольного возраста о воде как о природном явлении.

          Задачи:

- Уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных, растений;

- Познакомить детей с круговоротом воды в природе;

- Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;

- Обогащать и активизировать словарь детей.

Оборудование: схема «Круговорот воды в природе», 2 стакана с водой, воронка, марля для опыта, картинки, фонограмма с музыкой (звуки ручейка, дождя, реки, моря), атрибуты для выкладывания речки с ручейками.

Раздаточный материал: капли воды (изготовленные из бумаги), шапочки для игры «Мы капельки».

Предварительная работа: чтение энциклопедии «Чудо повсюду»                       Т. Нуждиной; отгадывание загадок по теме; чтение стихотворений о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге; игра «Ручеек», «Мы капельки», настольная игра «Времена года», рассматривание иллюстраций; тематические беседы.

Ход занятия:

     Воспитатель: Ребята у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

 (Раздаётся стук в дверь, под музыку в группу входит Капелька)

     Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл? Ты кто?

     Капелька: Здравствуйте, я – Капелька. Меня пригласили в гости мои      сестрички, которые живут у вас в группе. Помогите мне, ребята, их разыскать.

   Воспитатель: Ребята, а где же у нас в группе могут жить капельки воды?

Путешествие - поиск капелек по группе.

  • Дети идут по группе, делают остановку в уголке природы  возле растений.

Дети: Здесь живут капельки. Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут, завянут – им нужна вода.

(Дети приклеивают маленькую капельку.)

  • В уголке игрушек.

Дети: водой протираем полочки и моем игрушки.

(Дети приклеивают маленькую капельку.)

  • Около мойки в подсобном помещении.

Дети: Яне Николаевне надо много воды, чтобы мыть посуду.

(Дети приклеивают маленькую капельку.)

  • К столу, где стоит чайник с водой.

        Дети: воду из чайника мы пьём.

(Дети приклеивают маленькую капельку.)

  • В туалетной комнате.                                          

        Дети: в кране мы моем ручки, моем летом ножки, запасаем воду в вёдра.                                            

  (Дети приклеивают маленькую капельку.)

        Воспитатель: Вот, капелька, сколько в нашей группе сестричек – капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.

        Капелька:

Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить: Без воды вам не прожить,

Вы меня в реке найдёте и в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда ваша спутница вода!

        Воспитатель: А как же рождается речка? Хотите узнать?

(Кладёт перед детьми широкую и длинную полоску бумаги.)

        Ребята, на Земле много разных рек – больших и маленьких, все они куда - то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

        Хотите сделать свою большую речку? Подойдите все ко мне. Вот эта широкая и длинная полоска – главная речка, а эти узкие тонкие полоски – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую речку. Молодцы ребята. Посмотрите, теперь у нас получилась одна большая речка.

Над тобою, надо мною,

Пролетел мешок с водою.

Налетел на дальний лес,

Прохудился  и исчез. Ой,  что это? (Туча)

Я буду мама Тучка, а вы капельки. Делайте всё, что я скажу.

Капелькам пора отправляться в путь. ( Звучит музыка напоминающая звуки дождя.)

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю, попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой Тучкой побудьте,  она без вас соскучилась. Ребята, а вы догадались, как попадает вода в речку?

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе.

 Посмотрите на рисунок: когда солнце нагревается поверхность водоёма или суши содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу.

        Воспитатель: Ребята, а какой может быть вода в этих водоёмах?

        Дети: Чистая, грязная, солёная, пресная.

        Воспитатель: Ребята, вода из большой реки течёт по трубам, по водопроводу и попадает к нам в детский сад и в ваш дом. А какой водой мы с вами пользуемся? Какая вода течет из крана?  

        Дети: Чистая, грязная, солёная и т.д.

        Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём эксперимент.  Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?

        Дети: Нет чистая и грязная.

        Воспитатель: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим  в неё марлю и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведём,

Воду чистую найдём.

Грязь не пустим через фильтр,

Чтобы водой могли напиться.

        Воспитатель: Что ребята получилось?

        Дети: Вода стала чистой.

        Воспитатель: А что стало с нашей марлей?

        Дети: Она стала грязной.

        Воспитатель: Ребята вода стала чистой и если её вскипятить, то можно будет её выпить. Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода. А кому нужна только чистая вода, пресная вода?

        Дети: Рыбам, птицам, домашним животным, зверям, человеку, насекомым.

        Воспитатель: А сейчас мы отдохнём.

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно),

Все как один плывём как дельфин (прыжки на месте),

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

        Воспитатель: Отдохнули, а теперь давайте подумаем где ещё в природе встречается вода? Послушайте звуки музыки и ответьте на этот вопрос.

(включается фонограмма: звуки моря, ручейка, дождя)

Вы узнали:  что это? (да, это ручеёк).  А вот ещё одна запись, послушайте и её. Кто сейчас с вами  разговаривает? (море).  Ещё раз закройте глаза (дождик), что слышите? (да, это дождик). Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капелек играет в воздухе. Полюбуйтесь им.

Ребята, а где живут капельки воды?

Дети: в море, океане, ручейке, луже.

          Воспитатель: правильно, молодцы.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение Бориса Заходера, которое очень интересно называется «Что случилось с рекой».

Течёт река издалека... Течёт река... Течёт река...

Как хорошо когда река и широка и глубока.

Над ней пышнее облака, свежей дыханье ветерка,

Стройнее, выше лес над ней,

И луг прибрежный, зеленей.

Течёт река... Течёт река... Поит поля и города.

Несёт и лодку и суда.

И рыбы ходят в глубине и раки ползают на дне.

Ты хороша река весной. И осенью! И в летний зной!

Купанье! Что за благодать! Кому – попробуй отгадать!

Приятней жить в живой воде: ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Но что такое? Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул.

Нет, нет, как раз на оборот.

На мель садится пароход.

Средь бела дня. Какой скандал.

Наверно боцман маху дал? Да нет!

Далёко до буйка. Тут глубока была река.

Была. Вот именно – была. Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаём. Река становиться ручьём!..

Уже  и лодки на мели. Пловцы вдруг посуху пошли

А рыбы? В горе и тоске. Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось с рекой?

Увы, друзья ответ такой: дошкольник Сидоров Иван,

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажите: Какой пустяк!

А то вон из-за пустяка, пропала целая река!

        Воспитатель: Что же произошло с рекой?

        Дети: Сидоров Иван забыл закрыть кран.

        Капелька: Как хорошо на свете жить, когда есть вода.

Ребята, спасибо вам за то, что вы хорошо знаете моих сестричек – капелек. Запомните пословицу: закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

        Воспитатель: Давайте вместе повторим её.

Капелька: Ребята, я на память вам хочу подарить волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Воспитатель: Возьмите ту капельку,  которая оценивает ваше участие в нашей игре-беседе.

Ребята, вам понравилось наше путешествие с Капелькой?

Спасибо тебе, Капелька, и вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Давайте попрощаемся с Капелькой и скажем ей  ДО СВИДАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе "Лаборатория воды"

Конспект открытого занятия в старшей группе.Тема: «Лаборатория воды»Цель: познакомить детей с материалами для очистки воды и со способами очистки воды.Детская цель: помочь речке.Образовате...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебная вода"

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебная вода"...

Открытое занятие в старшей группе "Волшебница-вода"

Развивать интерес в исследовательской деятельности.Расширять знания о воде.Продолжать активизировать речь и обогащать словарный запас.Задачи:ОбразовательныеЗакрепить и продолжать знакомить детей со св...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»...

Конспект открытого занятия в старшей группе_ _ Удивительная вода_ 2022 г.

Конспект открытого занятия в старшей группе_ _ Удивительная вода_ 2022 г....

Интегрированное занятие в старшей - подготовительной группе «Вода в природе и её свойства»

Интегрированное занятиев старшей - подготовительной группе«Вода в природе и её свойства»...