Конспект занятия по экологическому развитию по теме "Кора деревьев"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей подготовительной группы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им.А.К. Савина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологическому развитию

 

Подготовительная группа

Тема: «Кора деревьев»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Выполнила:

Студентка 4 курса, 42 группы

Киселева Екатерина Юрьевна

Проверила:

Преподаватель: Ефимина О.Е.

______________

Сатка, 2020 г.

Тема: «Кора деревьев»

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Тип: Комплексное занятие 

Цель: формирование у детей  представления о коре деревьев. 
Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие:

-Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву;

-Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева);

-Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными;

-Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что
изготавливают из коры деревьев;

Речевое развитие:

- активизировать словарный запас за счет новых слов (порода деревьев, кожица, «берестяная  грамота» и др);

Развивающие: 
Речевое развитие:

-совершенствовать речь как средство общения;

-уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Художественно-эстетическое развитие:

-учить моделировать кору из бумаги.

Воспитательные:

 Социально-коммуникативное развитие:
- продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое
отношение к ним;

Предварительная работа:

1.Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину;

2.Наблюдение за дятлом;

3.Беседа о том, что производят из древесины.

Словарная работа: порода деревьев, кожица, «берестяная  грамота»

Методы и приемы:

-Наглядные (рассматривание коры деревьев);

-Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение;);

-Практические (создание макета дерева).

Материал: Кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки, клей, ножницы; схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.

Ход занятия:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная

Воспитатель: Дети, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)

Воспитатель: Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как вы думаете, дерево живое или нет?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Воспитатель: А как дышит дерево?

Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Дети: Дерево.

Дети: Живое.

Дети: Потому что оно дышит, питается, растет и размножается.

Дети: Листьями.

Основная

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Шкатулка.

Воспитатель: Откроем её и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?

Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Воспитатель: А от чего она его может защищать?

Воспитатель: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней?

Воспитатель: А какая сама кожица?

Воспитатель: Да, мы легко отделим её от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?

Воспитатель: Кожица - это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?

Воспитатель: Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?

Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему? Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора?

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?

Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет?

Воспитатель: А от чего болеют деревья?

Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим

Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья?

Воспитатель: Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?

Воспитатель: А от чего ещё болеют деревья?

Воспитатель: Да, дети, кто так поступает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокосбора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают алей. Давайте понюхаем кусочки коры.

Воспитатель: Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался?

Проводится игра из книги Н.Пикулевой «Слово на ладошке».

Воспитатель: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите (яблоня, груша, малина, апельсин, липа, береза, черемуха, лимон, рябина...). Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого?

Воспитатель: Конечно со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Воспитатель: Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Воспитатель: Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

Включается запись с голосами птиц (встревоженных).

Воспитатель: Что мы слышим?

Воспитатель: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева).

Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Воспитатель: Почему вы решили, что оно погибло?

Воспитатель: Давайте поможем дереву, «оденем» его. Как сделать кору, похожую на настоящую?

Воспитатель: Верно, давайте будем делать кору липы.

Дети делают кору, воспитатель приклеивает ее к стволу дерева.

Воспитатель: Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева.

Воспитатель пишет на березовом листе его имя и приклеивает листочек к дереву.

Дети: Кора.

Дети: Кора защищает дерево.

Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

Дети: Нет, и ветки.

Дети: Древесина.

Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.

Дети: Потому что кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

Дети: Верно, чем дерево старше, тем кора тоньше, тверже.

Дети: Потому что она тонкая, мягкая.

Дети: Старая кора толстая, жесткая (дети находят и определяют кору деревьев).

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

Дети: Больные.

Дети: Листья вянут, кора трескается.

Дети: Поселились вредные насекомые.

(дети находят и показывают).

Дети: Дятел.

Дети: Лесной доктор.

Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку.

Дети: Она пахнет

смолой.

Дети: Со спиленного.

Дети: Лесник.

Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.

Дети: Птичий переполох.

Дети: Оно погибло.

Дети: Нет коры, нет листьев.

Дети: Смять бумагу и покрасить.

Дети делают кору, воспитатель приклеивает ее к стволу дерева.

Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной...

Заключительная

Воспитатель: Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. Может быть они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют.

Воспитатель включает запись пения птиц.

Дети: Весело, радостно поют птицы.

-Ребята, что нового узнали сегодня на занятии?

Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшения нашей земли. Так давайте же беречь их!

-узнали как определять старое дерево от нового и тд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

конспект занятия по экологическому развитию "Волшебница-вода"

Конспект занятия по экологическому развитию «Вода-волшебница» Цель:• Формирование знаний у детей о свойствах воды, о ее значении для человека.Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойст...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группе на тему «Путешествие Капитошки»

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группена тему «Путешествие Капитошки»Образовательная область: Познание.Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигат...

Конспект занятия по экологическому развитию "Знакомство с Красной книгой Нижегородской области"

Знакомство детей старшей группы с животными и растениями занесенными в Красную книгу Нижегородской области...

Конспект занятия по экологическому развитию "Птицы нашего города"

Конспект занятия по экологическому развитию "Птицы нашего города"Цель: ·        закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах: особенности в...