Путешествие в страну вулканов
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Исупова Анастасия Аркадьевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pputeshestvie_v_stranu_vulkanov.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

Образовательные:

   - познакомить детей с понятием «вулкан»,

 - дать представление о происхождении и строении вулканов;

    - формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

    -упражнять детей в чтении схем-моделей.

Развивающие:

-     стимулировать желание детей экспериментировать;

    - развивать эмоционально положительное отношение к познанию окружающего мира;

  -в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

  -   развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

    - воспитывать бережное отношение к природе;

   -  способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Ход занятия:

Организационный момент

 - Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут Анастасия Аркадьевна.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Основная часть

 

Создание проблемной ситуации

 - Мне сказали, что в вашей группе самые смелые и любознательные ребята. И я захотела провести с вами   один очень увлекательный опыт.

-Чтобы узнать, о чем пойдет речь, вы должны отгадать мою загадку

Помогите мне, ребята,

Срочно разобраться надо:

И загадку отгадать.

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

Старый добрый великан –

Это дедушка……(Вулкан)

- Правильно, речь пойдет о вулканах.

-Здорово! (слайд)

- Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

-  Посмотрите, это обычная гора, что у неё есть? (вершина, подножье, склон) Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (похож на пирамиду, конус). Правильно, ребята, вулкан имеет форму конуса. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (на большую яму, воронку). Верно, а называется эта часть вулкана - кратер, это огромная чаша с крутыми склонами. (слайд)

- Скажите ребята, а вы хотите узнать, почему вулкан назвали вулканом?

- Тогда сначала я хочу рассказать вам одну легенду. (слайд)

- Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. (слайд)Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. (звук)Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

- Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня»

- Давайте заглянем внутрь вулкана? (слайд)

- Итак, давайте повторим: что такое кратер, что такое жерло, что выбрасывается при извержении вулкана

- Ребята, вулканы бывают разных типов (слайд)

- Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, (слайд) ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами (слайд).

- с помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.

- Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

- Интересно?

- Тогда я приглашаю вас в лабораторию. Вставайте за мной, и повторяйте слова, чтобы веселее было идти:

 По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1,2,3»

Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в исследователей вулканологов и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (да, у нас получится!)

-1,2,3 повернулись,

         И в исследователей обернулись.

А сейчас я предлагаю понаблюдать, как просыпается мой вулкан.

Внутрь вулкана мы наливаем смесь: пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. Это кислая- прекислая вода -  в ней разведена лимонная кислота, ее вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся!

Теперь самостоятельно предлагаю разбудить ваши вулканчики. Внутрь вулкана мы наливаем смесь пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. Это кислая- прекислая вода -  в ней разведена лимонная кислота, ее вливаем в «вулкан». Вот и ваш вулкан проснулся!

Заключительная часть.

- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)

- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)

- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)

- Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)

- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)

- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.

- У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного, блестящего цвета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие пиратов в страну вулканов»

Формирование знаний детей об окружающем мире. Знакомство с природным явлением «извержение вулкана»....

экспериментирование НОД по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий.

НОД по  познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий....

Дидактический материал "Камчатка - страна вулканов"

Беседа с детьми по окружающему миру, в рамках реализации проекта "Люби и занай свой край!"...

Конспект занятия «Путешествие в страну Экспериментов» по теме «Вулкан»

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....

Конспект занятия «Путешествие в страну Экспериментов» по теме «Вулкан»

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....

Сценарный план квест-игры «Путешествие в страну вулканов» (с элементами интерактивных квест-технологий)

Сценарный план квест-игры может быть использован воспитателем для ознакомления детей с вулканами и развития познавательно-исследовательских навыков детей 5-6 лет. Тип занятия – квест-игра. Участ...

Конспект ОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов».

Конспект ОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов»....