НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие пиратов в страну вулканов»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Фатеева Светлана Александровна

Формирование знаний детей об окружающем мире. Знакомство с природным явлением «извержение вулкана».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГДО МБОУ Алгачинской СОШ

НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие пиратов в страну вулканов»

ЦЕЛЬ: Формирование знаний детей об окружающем мире. Знакомство с природным явлением «извержение вулкана».   

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с понятиями, «вулкан», «извержение вулкана», «пемза», «лава»; дать представление о происхождении и строении вулкана; 

2. Закрепить знание геометрических фигур.

3. Формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом). 

Развивающие:

  1.  Стимулировать желание детей экспериментировать; 
  2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; 
  3. Развивать  мышление, воображение, внимание, наблюдательность. 
  4. Развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.
  5. Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях.  
  6. Развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе; 
  2. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию. 
  3. Развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия детей сверстников.  

Предварительная работа: рассказ воспитателя о боге Вулкане, рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах, как разрушителях для целых городов, что они опасны.  

Оборудование : презентация о вулканах, большой макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус),  перчатки медицинские, пемза (5 шт), музыкальный центр,  цветное изображение корабля на формате А3 разрезанное на 12 частей, шапочки-треуголки пиратские.

ХОД НОД:

1-я часть (СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ)

Воспитатель: 

Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие на необычный остров «Вулканов», но чтобы нам попасть на него нам нужно собрать команду. Согласны ли вы перевоплотиться в пиратов? (воспитатель и дети надевают треуголки пиратские). Теперь нам обязательно нужно дать пиратскую клятву. Я буду говорить, а вы хором повторять за мной «Клянёмся»

  1. Быть отважными, смелыми и не бояться трудностей, клянёмся (КЛЯНЁМСЯ)
  2. Быть дружными и помогать друг другу, клянёмся (КЛЯНЁМСЯ)
  3. Всегда идти на встречу новым приключениям, клянёмся (КЛЯНЁМСЯ)

(ПРОБЛЕМА 1 ) А на чём пираты отправятся на остров Вулканов? (на корабле)

2-я часть (ПОСТРОЙКА КОРАБЛЯ)

Воспитатель: 

- Что же, не будем терять время. У меня есть чертеж корабля и детали, из которых можно собрать корабль. (Дети получают  цветные карточки, собирают корабль по схеме)

- Проверьте, чтобы детали были правильно подобраны, чтоб корабль не сломался в пути.

(ПРОБЛЕМА 2)- А для чего мы туда поплывём? (ответы детей)

- Готовы? (да) Выходим в море!

Пока мы  будем плыть на корабле, мы с вами вспомним, что такое вулканы.

3-я часть ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

1 слайд

- Как называется наша планета? (Земля). Глубоко под нами, внутри нашей планеты земля такая горячая, что похожа на раскалённую кашу.

2 слайд

- Если посмотреть на карту земного шара, что вы видите? (вода, суша, горы)

- А кто-нибудь видел из вас горы? (ответы детей)

3 слайд

- Какими бывают вулканы? Какие вы знаете? (спящие, потухшие, действующие)

- Почему они так называются? (ответы детей)

4 слайд

- Давайте рассмотрим действующий вулкан в разрезе.  

  1. Вулкан состоит из кратера – это огромная чаша с крутыми склонами.
  2. Столб огненный уходящий в глубину горы – это жерло.
  3. Горячая масса (каша) внутри земли, которая поднимается с парами воды и газами из глубины наверх – магма.
  4. Огненная жидкость, выходящая из вулкана – это лава.
  5. Вместе с газами наружу вырывается дым, пар с частицами земных пород – это облако вулканического пепла.

5 слайд

- если рассмотреть по внимательней  иллюстрацию с вулканом, то какие вы цвета увидите? (жёлтый, красный, оранжевый, чёрный, серый)

- Как вы думаете, на какую геометрическую фигуру похожа гора? (конус)

Запомните ваши ответы, они нам ещё пригодятся.

6 слайд

- Когда извергается вулкан, то наружу вырывается огненная и кипящая лава. Она взрывается, дымит, бурлит. На поверхности лава остывает и становится твёрдой,  превращаясь в пемзу.

7 слайд

Рассмотрим пемзу поближе. Пемза – это пористое вулканическое вещество, вспененное из-за растворимых в неё газов. Посмотрите, какая она интересная, в ней много пузырьков воздуха, это потому что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. Опишите пемзу (лёгкая, много дырочек, шершавая, твёрдая, холодная и т.д.)

 Воспитатель: А как вы думаете, опасны ли вулканы и чем?

Ура мы добрались до острова, плыли долго и устали, давайте выйдем на сушу и разомнёмся.  

4-а часть ФИЗМИНУТКА

Жил пират – он весельчак,

Улыбался всем вот так

Вот так, вот так, улыбался он вот так.

Ручками он хлопал,

Ножками он топал,

Вот так, вот так, ножками он топал.

Раз акулу повстречал,

Быстро от неё удрал,

Вот так, вот так, быстро от неё удрал.

5-я часть ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 А вы хотели бы увидеть, как происходит извержение вулкана? Для этого нам понадобятся следующие материалы: СОДА, МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО, ГУАШЬ КРАСНОГО ЦВЕТА И УКСУС

- Прежде чем нам приступить к эксперименту, давайте вспомним технику безопасности в обращении с уксусом (ответы детей)

 - Мои бесстрашные пираты, хотите ли вы принять участие в эксперименте?(да)

 ПРОВОДИТСЯ  ЭКСПЕРИМЕНТ, воспитатель вызывает по желанию детей и вместе в кратер вулкана засыпают и наливают ингредиенты: соду, жидкое моющее средство, красную гуашь. Воспитатель заканчивает и вливает уксус.

- Что вы наблюдаете уважаемые пираты? (ответы детей: идёт извержение, много воздуха, лава растекается по вулкану, извергался наш вулкан спокойно)

- А что произошло с растениями у подножия горы и животными? (они все очутились под лавой)

- А если бы это был настоящий вулкан, с настоящей огненной лавой, что бы произошло с природой? (всё бы сгорело), правильно вот почему мы с вами выяснили, что вулканы опасны.

6 – я часть Практическая часть рисование вулканов.

7-я часть ИТОГ ЗАНЯТИЯ

 - Молодцы пираты, вы сегодня были внимательными, активными, удивительно смелыми и у нас всё получилось.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что интересного вы сегодня узнали?

-Кому можно рассказать об этом и показать наш эксперимент?

-  Пока вы наблюдали за экспериментом, я как капитан пиратской команды, прогулялся по острову и нашёл сундук, с золотыми шоколадными монетами! (угощает пиратов)

- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в «Страну вулканов». И вы, потом, можете нарисовать то, что вам запомнилось на нашем сегодняшнем занятии. И вы можете устроить выставку ваших рисунков и привлечь других детей.

Рисунки детей вывешиваются на выставке. Вечером дети могут забрать свои работы домой и рассказать домашним о том, что они узнали нового на занятии.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВУЛКАНЫ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Путешествие в страну Чистюлькино".

Закрепить умение детей осознанно подходитьк своему питанию, дать представление о том, что полезно и что вредно для здоровья человека....

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Путешествие в страну Чистюлькино".

Закрепить умение детей осознанно подходитьк своему питанию, дать представление о том, что полезно и что вредно для здоровья человека....

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Путешествие в страну Чистюлькино".

Закрепить умение детей осознанно подходитьк своему питанию, дать представление о том, что полезно и что вредно для здоровья человека....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы "Путешествие в страну «Грамотейка»

особенность данной разработки является включение НОД  в сюжетно игровую ситуацию, проблемные методы обучения, обеспечивающие активность и инициативность детей. Это обусловлено введением в дошколь...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в волшебную страну»

Цель. Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком посредством игровой деятельности....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы: «Путешествие в страну правил дорожного движения».

Цель:  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях....