Семинар «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»
методическая разработка по окружающему миру

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.


- формирование у педагогов знаний о формах и методах работы по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с природой родного края;
- создание условий для плодотворного общения участников семинара в данной области с целью развития их творческого потенциала;
-распространение педагогического опыта.

- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии.


Задачи:
-познакомить с формами и методами работы по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с природой родного края;
-продемонстрировать некоторые формы работы и возможности применения их на практике, при ознакомлении дошкольников с природой родного края;
-выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные родного края);

-способствовать углублению знаний и умений в использовании полученной информации о природе родного края в разных видах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raevskaya_t.a.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»


Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.


- формирование у педагогов знаний о формах и методах работы по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с природой родного края;
- создание условий для плодотворного общения участников семинара в данной области с целью развития их творческого потенциала;
-распространение педагогического опыта.

- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии.


Задачи: 
-познакомить с формами и методами работы по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с природой родного края;
-продемонстрировать некоторые формы работы и возможности применения их на практике, при ознакомлении дошкольников с природой родного края;
-выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные родного края);

-способствовать углублению знаний и умений в использовании полученной информации о природе родного края в разных видах деятельности.

Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989г, общество, в том числе и мы с вами, уважаемые педагоги, должны организовывать развитие ребенка в здоровой среде. Наша задача – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами. Ребенок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы все это было, нужно сделать окружающую среду экологической чистой.

    Дети по природе своей - исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.
Предлагаю Вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ по приоритетному направлению деятельности «Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста»

Слайд №1

Сообщение из опыта  работы по приоритетному направлению деятельности МБДОУ ДС№41 «экологическое  воспитание детей дошкольного возраста»

Слайд №2

Визитная карточка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 41 «Ромашка»

 Юридический адрес: 353549  Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Приморский, ул. Лермонтова, 4

 Телефон: (86148) 7-75-40

 Е-mail: mbdou_ds41@mail.ru

Учредитель: муниципальное образование Темрюкский район, Краснодарского края

 Организационно правовая форма – бюджетное учреждение.

Слайд №3

Ромашка это-Р – результативность (высокая отдача педагогов)

О – открытость (позволяет устанавливать партнёрские связи)

М – мастерство (профессионализм сотрудников ДОУ)

А – артистичность (мастерство и виртуозность педагогов)

Ш – шарм (красочность оборудования, пособий для детей)

К – комфорт (создание благоприятного микроклимата в ДОУ)  

А – активность (участие в жизни ДОУ, района и т.д.)

Слайд №4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

           детский сад №41 функционирует с 1сентября 1984 года.

ФАКТОРЫ, которые положительно влияют на формирование имиджа нашего дошкольного учреждения:

а) территориальное местонахождение (детский сад расположен в центре посёлка, рядом находится МОУ СОШ № 29);

б) дошкольное учреждение имеет достаточно большой опыт работы по экологическому воспитанию детей;

в) профессионализм коллектива детского сада напрямую влияет на качество оказания образовательных услуг;

г) в детском саду сложилась система ценностей, обычаев, традиций, которые сплачивают коллектив и делают его более работоспособным и восприимчивым к инновациям;

д) открытость и интегрированность дошкольного образовательного учреждения позволяют устанавливать и расширять партнёрские связи.

Слайд №5

Как театр начинается с вешалки, так и территория нашего дошкольного учреждения отличается красотой и изобилием зелёных насаждений.

Слайд №6

При организации работы по  экологическому  воспитанию  в   детском   саду  учитывается региональный компонент (ближайшее природное окружение и  экологическая  ситуация в регионе)

Слайд №7

В ДОУ ведётся активная работа с библиотекой, школой, и домом культуры

Слайд №8

Приоритетным направлением деятельности ДОУ, является « экологическое  воспитание детей». Для реализации данного направления используется парциальная программа  «Юный эколог» С.Н.Николаевой. Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в группе и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.

Слайд №9

Большое внимание в ДОУ уделяется экологизации развивающей среды

На территории с 2001 года функционирует Альпийская горка, на которой представлено разнообразие растительности.

Слайд №10

Функциональная роль Альпийской горки заключается в развитии:
- интеллектуальной сферы ребенка и реализуется через ознакомление с новыми растениями, направлена на формирование у детей системы знаний о многообразии растений;
- эмоционально-эстетической сферы и направлена на развитие у детей положительных эмоций и чувств посредством общения и взаимодействия с растительными объектами.

Слайд №11

Рядом с Альпийской горкой  находится искусственный водоём, в котором растут водные растения- Гиацинты и водяные лилии.

Слайд №12

Гордость нашего детского сада- это водяные лилии, которые мы выращиваем.

Слайд №13

На территории детского сада оформлен «Уголок сказки», на котором дети  могут поиграть и отдохнуть в тени деревьев.

Слайд №14

Так же здесь проводятся все народные праздники.

Слайд №15

Здесь же находится фитоогород, где детей всегда ждёт добрый Доктор Айболит, который в очередной раз расскажет детям о пользе лекарственных растений. Интересная и кропотливая работа ведется с дошкольниками на общем огороде, где  совместно с воспитателями выращивают овощные и плодово-ягодные культуры, собирая осенью богатый урожай.

Слайд №16

В уголке леса проводится целенаправленная эколого-педагогическая    работа с детьми: наблюдение за деревьями; птицами, прилетающих к ним; наблюдения за растениями и насекомыми, появившихся под деревьями; проведение оздоровительных праздников.

Слайд №17

Благодаря слаженной работе педагогического коллектива и родителей (законных представителей воспитанников, мы продолжаем традицию по озеленению территории и участков ДОУ. Ежегодно проходит высадка «Аллеи выпускников»

Слайд №18

Особый интерес у детей вызывают игры-занятия на тропе здоровья, которая является частью экологической тропы, и состоит из разных видов покрытия: травяного, песчаного, мелкой и крупной гальки, ракушек.

Слайд №19

Объединяют детей и родителей  участия в проектах, выставках, конкурсах, акциях, организованных образовательным учреждением.

Слайд №20

Акция: «Каждому певцу по дворцу»

Слайд №21

День добрых дел Акция «Помоги птицам»

Слайд №22

Акция «Мы природу бережём»

Слайд №23

Посадка Вербы в рамках экологического проекта «Воспитать хозяина Земли».

Слайд №24

Проект

«Вершки и корешки»

Слайд №25 В холле нашего дошкольного учреждения открылся стенд           «Прикоснись к природе сердцем".

Слайд №26На экологическом стенде размещена важная информация для детей и их родителей, достижения, памятки, буклеты, красочные картинки.

Слайд №27

Рядом со стендом постоянно действующие выставки.

Слайд №27

Здесь же находится хозяин экологической тропы и схема экологической тропы

Слайд №28

На противоположной стене находиться

фотовыставка «Родной мой край,

любимые места»

Слайд №29

В каждой возрастной группе оформлены уголки познавательно-экспериментальной деятельности

Слайд №30

На протяжении нескольких лет принимаем участие  в международных конкурсах

Слайд №31

Профессиональный уровень педагоги повышают на курсах повышения квалификации, это различные формы обучения, целевые курсы, семинары, мастер-классы

Слайд №32

«Природа – кладезь красоты, любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, заряжается энергией добра».                                                                                    

Сегодня мы хотим поделиться  с Вами наиболее эффективными и интересными формами и методами работы по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с природой родного края.
         Предлагаю вашему вниманию выступление воспитателя старшей группы Финошкиной Н.Н. , она представит Вашему вниманию внедрение долгосрочного экологического проекта
«Домик для насекомых».

     Экология и музыка. Чем же музыка может помочь решить проблемы экологии? Ни что так положительно не воздействует на эмоциональную сферу личности ребенка как музыка. Наш музыкальный руководитель Козырчикова Алёна Сергеевна часто применяет ИКТ во всех видах музыкальной деятельности. Предлагаю вашему вниманию выступление музыкального руководителя Козырчиковой А.С., она покажет  Вам  музыкальное занятие с использованием ИКТ «Как красив кубанский луг».

  Одним из эффективных способов формирования  у дошкольников экологических понятий является моделирование , поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вред. Широкое применение в практике дошкольных учреждений может найти моделирование биоценозов, так как данная модель позволяет воочию увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, понять взаимоотношения организмов образующих биоценоз.

 Я предлагаю Вам решить экологическую задачу «Что будет, если из леса исчезнут птицы» с помощью пособия  «Плоскостная  настольная динамическая модель биоценоза леса (фланелеграф)  «Биоценоз леса».

   В каждом населенном пункте есть природные достопримечательности, привлекающие, так или иначе, детей и их родителей, интересные для наблюдений и обсуждения. Это могут быть необычные деревья, кустарники, птицы или насекомые, природные памятники и пр. Природные памятники – очень ранимый материал, который достаточно легко загрязнить или вовсе уничтожить, но вернуть все в прежнее состояние очень трудно.

Наша задача, знакомя детей с природными достопримечательностями района, приучать их не только самим охранять их, но и быть пропагандистами защиты памятников природы среди взрослого населения, рассказывать родителям и знакомым о необходимости беречь окружающую нас природу, а также по возможности вносить посильную лепту в их восстановления и облагораживание.

С этой целью воспитатель старшей группы Финошкина Н.Н. разработала виртуальную экскурсию по территории Темрюкского района «Памятники природы» для дошкольников среднего и старшего возраста.

Предлагаю вашему вниманию выступление воспитателя старшей групп Финошкиной Н.Н. в рамках самообразования  «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края», воспитатель продемонстрирует презентацию  «Экскурсия-экспедиция к Ивушке»

Привлекая к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей трудолюбия, милосердия, терпения, доброты. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"

Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань  «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края....

Проект по теме "Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе родного края, через проектную деятельность"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образовательное учрежд...

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...

Буклет "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края"

Буклет  "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края" составлен для воспитателей дошкольных образовател...

«Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе через использование детского экспериментирования »

Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов. На этапе дошкольного детства скла...