«Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе через использование детского экспериментирования »
опыты и эксперименты (старшая группа)

Нестеренко Наталья Васильевна

Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, экологической культуры. Одним из методов  моей работы является формирование у детей осознанного отношения к природе через использование метода детского экспериментирования, так как именно эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным . При проведении природоведческих экспериментов случается так, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях надо обсудить с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, который зачастую бывает более интересным, чем запланированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya-na-seminar_1.pdf1.85 МБ
Файл seminar.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Доклад

Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, экологической культуры.

Одной из  идеей моей работы является формирование у детей осознанного отношения к природе через использование метода детского экспериментирования ,так как именно эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и. т. д.).

При проведении природоведческих экспериментов случается так, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях надо обсудить с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, который зачастую бывает более интересным, чем запланированный.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения.

 Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо помнить,  что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

    Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Педагоги и психологи считают, что ранние зачатки экспериментирования относятся к тому возрасту, когда ребёнок впервые притянул руку к погремушке.  

Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт.  Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим   В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Детям старшей группы надо стараться чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления.   Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том, что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети уже стараются выдвигать какие – либо гипотезы. Дети узнают, почему сменяют друг друга день и ночь, времена года, где на нашей планете самые жаркие и самые холодные места, почему днём не видно звёзд на небе. Продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособлениями организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества (например ,  вытаптывание почвы )

 

 

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Работу с детьми по данному направлению я начала со средней  группы. В этом возрасте детям необходимо дать элементарные знания об объектах неживой природы: воде, песке, воздухе, а также о том, как они влияют на жизнь растений.

     В группе организовала уголок для проведения исследовательской деятельности. Благодаря этому дети могли проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты).

 

Для реализации всего объема работы в группе была создана мини-лаборатория, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании лаборатории учитывались следующие требования:

 безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен. В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью

Забота о здоровье взрослого и ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции....

Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни

Формирование  «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань  «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...

«Формирование у дошкольников осознанного отношения к личной безопасности» обобщение опыта работы.

обобщение опыта по теме " Формирование у дошкольников осознанного отношения к личной безопасности"....

Семинар «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.- формирование у педагогов знаний о формах и методах работы по развитию...