Если ребенка учат добру
проект (подготовительная группа)

Сальжак Ирина Сергеевна

Привлечь внимание семьи к проблеме воспитания доброты в детях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebenka_uchat_dobru.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенка учат добру, в результате будет добро,

учат злу – в результате будет зло – 

ибо ребенок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать!» 

В.А. Сухомлинский.

Проект «О добрых поступках и делах»

Воспитатель: Сальжак И.С.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ни для кого не секрет, что из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, отзывчивость, великодушие, взаимопомощь, дружба. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Поэтому формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальным. Воспитание доброты -  одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта: 

1.Сформировать у детей представление о доброте, создавать мотив быть добрым.

2.Развивать у воспитанников социально – коммуникативные способности: умение взаимодействовать с другими людьми, понимать чувства и мотивы поступков других людей, действовать сообща, сочувствовать и сопереживать, считаться с желанием и мнением товарищей, развивать взаимопомощь и взаимовыручку.

3.Воспитывать у дошкольников положительное отношения к доброте, желание совершать добрые поступки во имя блага окружающих.

4.Привлечь внимание семьи к проблеме воспитания доброты в детях.

Ожидаемый результат: дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках. Дети знают стихи, пословицы о доброте, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме. Дети стали бережнее относится к живому миру природы. У детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи, оказывают посильную помощь. У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку. У родителей повысился интерес к жизни группы.

Формы организации проекта

Образовательная деятельность: 

-ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

Совместная деятельность: 

-дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.

Самостоятельная деятельность: 

-трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Этапы организации проекта

1 этап. Подготовительный

1.Сбор литературы о добре: стихи, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки. 2.Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

3.Работа с родителями.

4.Разработка занятий, определение тематики бесед.

5.Подбор музыкального репертуара.

6.Изготовление пособий, дидактических игр.

7.Подборка материалов для бесед.

                                           2 этап. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Социально-личностное развитие: 

-Д идактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мамины помощники», «Оцени поступок»;

-Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Спасатели»;

-игровая ситуация «Утешаем куклу», «Помогаем другу в беде», «Ищем ласковые слова»;

-Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии», «Добрые и вежливые слова».

-Книжкина больница

-Уход за комнатными растениями

-Помощь помощнику воспитателя

 Познавательно-речевое развитие:

- Беседа «Что такое доброта?», «О добрых поступках и делах», «Как мы можем позаботиться о старших».

-Рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего?»

-Разучивание пословиц о добре.

-Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».

Ситуативный разговор «Мы - защитники малышей».

Речевая ситуация «Как помочь котенку».

Чтение художественной литературы: 

-Сказки:«Три сына», «Два жадных медвежонка», «Доброе утро», «Самые добрые сказки». -В.Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»

-А.Барто «Вовка – добрая душа» -Е.Благинина «Подарок»

-А.Кузнецова «Подружки» -С.Маршак «Ежели вы вежливы».

-Разучивание стихотворений о доброте.

Просмотр мультфильмов о доброте и добрых поступках: «Кот Леопольд», «Крошка енот», «Просто так», «Тигренок на подсолнухе», « По дороге с облаками» «Как ослик счастье искал», «Лунтик», «Кошкин дом».

Прослушивание песен: 

«Дорогою добра», «Доброта» (из мультфильма про Фунтика), Барбарики «Доброта», «Ярко солнце светит» ( Кот Леопольд), «Улыбка», «Если добрый ты», «Дружба – это не работа», «Добрым быть на белом свете веселей», «Дружба крепкая не сломается», Слушанье звуков природы.

III этап. Итоговый: 

Сценарий квест-игры  «Тропинка добрых дел», посвященный Дню спонтанного проявления доброты, для детей старшего дошкольного возраста

Заключение: 

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте, Она нам не дается с рождения, не передается по наследству, Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее -доброту. Доброта начинается с любви к людям.

 

Сценарий квест-игры

«Тропинка добрых дел»,

посвященный Дню спонтанного проявления доброты,

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование партнерских навыков и социально-коммуникативных качеств во взаимоотношениях между сверстниками   в   процессе   квест - игры.

Задачи:

Образовательные: раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки», «вежливость», «культура поведения»;

Развивающие: создать условия для развития у детей познавательной активности

(логического мышления, воображения и внимания);

Воспитательные: воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении, вызывать чувство эмпатии и желание прийти на помощь;

Речевые: активизировать словарь детей 

(добро, вежливость, радость, счастье, забота, внимание).

Атрибуты:

- интерактивная доска, проектор, видеописьмо от Злодея-Чародея, Дерево Добра (вырастает), набор сюжетных картинок, листочки к дереву, клубок ниток, видеописьмо от Маши, разорванные книги, столы и стулья, скотч, клей, кисточки, салфетки, волшебная книга с подсветкой, герои из разных сказок, лепестки к цветку, музыкальное сопровождение при выполнении задания.

Ход мероприятия

В зал входят дети и становятся в круг

Игра-приветствие   1. «Доброе утро».

Инвентарь: клубок ниток

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Передавая клубочек, будем приветствовать своего соседа называя его по имени. Я передаю клубочек своему соседу слева, приветствую его и называю по имени:

«Доброе утро, Маша!», а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно.

Дети выполняют приветствие.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый клубочек у нас получился. Мы все пожелали друг другу «Доброго утра». Дети, а вы знаете, что такое «доброта»?  Рассуждения детей.

Воспитатель: А какое слово   противоположное по значению слову «Добро»?

 Правильно «Зло».

Воспитатель: Ребята, а какими добрыми поступками вы   радуете своих близких и друзей? Ответы детей.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в  страну,  где нас ждет Фея  Добра и Вежливости.

На экране появляется Злодей-Чародей.

Злодей – Чародей: Ха-Ха-Ха, в гости они собрались …! Добрые они   дела делают!

Вот я, например, сделал много «добрых дел»: все листочки с Дерева Добра стряхнул;  научил мальчика Витю как нужно вести себя в транспорте и быть грубияном; зашел  в библиотеку  «почитал» и все книги разорвал;  перепутал всех героев из сказок и теперь вы их не найдете. А еще я все листочки у цветка оторвал и разбросал.

На экране появились картинки с плохими поступками - сухое дерево, злой мальчик Витя, разорванная книга, перепутанные герои    сказок   и   цветок без лепестков.

Злодей – Чародей: Так что путь в страну Добра и Вежливости вам закрыт.  

Вот какой я молодец! Даже настроение у меня   улучшилось.

Воспитатель: Ребята, разве «добрые дела» и «хорошие поступки» совершил Злодей-Чародей? Как вы думаете? (Нет). Что же нам теперь делать?

(Предположения детей)

Задание 2. «Закончи предложение».

Воспитатель: Путь в страну Добрых дел и Вежливости откроется, если вы вспомните   вежливые   слова, которые спрятаны в стихотворных строчках.

- Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться…(доброе утро)

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)

- Из вежливости, а не из жалости почаще говори…(пожалуйста)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

- Если больше есть не в силах, скажем мамам мы…(спасибо)

- И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

Воспитатель: Путь в страну Добра и Вежливости открыт!

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

За кулисами помощник тянет леску и поднимает дерево (дерево растет)

Воспитатель:  

У дворцовых   у ворот, Дерево Добра растет.

Налетел Злодей-Чародей   вдруг,    и  закружил листву вокруг.

Стало дерево скучать, людей добрых поджидать.

Вы, ребята, приходите, листочки дереву верните.

Задание 3.  «Оживи Дерево Добра».

Воспитатель:  Выберите   листочек,  на котором изображены только добрые дела и

хорошие поступки. Расскажите   о них и верните листочек на дерево.

Дети   выбирают  листочки  с  изображением добрых дел, называют их  

и  прикрепляют на  Дерево  Добра.

Воспитатель: Вы   вернули  дереву все листочки   и оно  снова ожило.

На экране изображение   поменялось  – дерево ожило.

4.  Проблемная ситуация «Помоги Маше».

Инвентарь: видеописьмо от Маши

Звучит сигнал, что на почту пришло письмо.

Воспитатель: Ребята,  слышите, к нам на почту пришло видео письмо от нашей хорошей знакомой  Машеньки. Включаем видеосвязь.

Видеописьмо от Маши на интерактивной доске.

Маша: Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь. Что - то случилось с моим другом Витей, он был всегда таким вежливым, а сегодня я его просто его не узнаю…. Мы   сели с ним в автобус, и вдруг Витя всех растолкал, наступил мне на ногу и стал громко разговаривать по телефону, смеяться и кричать.  Он   даже не уступил место бабушке.  И тогда пассажиры   сделали ему замечание и сказали…… (видеофильм прервался)

Воспитатель: Ребята, видеосвязь   прервалась, наверное нам хочет помешать

Злодей-Чародей.   Как выдумаете, что сказали пассажиры автобуса   мальчику Вите?

(Дети рассуждают).  

После рассуждения детей на экране снова меняется картинка

злого мальчика   Вити  -  на доброго.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, почему картинка поменялась? (Ответы детей).

Мы с вами научили Витю вежливости и культуре поведения   в транспорте.

На экране мигает другая картинка - с разорванной   книгой

Задание 5.  «Загадку отгадай   и   задание выполняй»

Инвентарь: книга, скотч, клей, кисточки, салфетки

Воспитатель: Если хочешь умным стать, нужно много книг читать. Чтоб найти все книги века, приходи (в библиотеку)

Воспитатель: В библиотеке Злодей - Чародей все книжки испортил! Как нужно обращаться с книгами во время чтения? (Ответы детей). Как нам поступить  

с разорванными   книгами?  (Дети рассуждают).

Ручной труд с детьми «Подклеим страницы книг»

Воспитатель: Картинка поменялась. Книга на нашем волшебном экране снова стала новой.  Смотрите, но замигала другая картинка с героями из сказок, которые перепутал

Злодей - Чародей.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Да). Одной из главных тем сказок, была тема добра и зла.  А как мы можем помочь нашим героям? Как мы можем вернуть их в свою сказку? (Предположения детей)   

Задание 6.  «Верни героев   в   свою  сказку»        

Инвентарь: волшебная   книга  ( в ней  лежат сюжетные картинки сказок и вырезанные герои к сюжетам этих  сказок.  Дети называют сказку и возвращают    героя).

Воспитатель:

Деревянный мальчуган, он шумит как барабан,

Любимец взрослых и детей, всяких выдумщик затей,

Длинный нос покажет ловко, вместо носа не морковка!

Кто же это? (Буратино, сказка «Золотой ключик»).

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор. (Айболит).

Он в Африке живет, и ужасным голосом песни поет.

Он просто злодей. Это…. (Бармалей).

Я в ступе летаю – деток похищаю

В избе на куриной ноге проживаю,

Нос крючком, глаза торчком. Кто же я? (Баба-Яга).

Все ждут его зимой, он добрый, он не злой,

Бородой до глаз зарос краснощекий (Дед Мороз)

В сказке серым уродился, все боятся – как огня!

Все зверушки разбежались в домик спрятались от меня!

Грозно вдруг зубами  щелк, злой, ужасный, серый….(Волк)

Этих маленьких детей волк обидел — съел, злодей!

Лишь один в живых остался, волку в зубы не попался.

Маме все он рассказал, братьев всех он показал.

Кто серые они? Если знаешь, назови (Козлята)

Жил он в птичнике, боялся, что над ним индюк смеялся,

Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

Это девочка трудолюбива, очень добра и очень красива,

Вдруг на бал она попала, на ступеньке туфельку потеряла. (Золушка).

Воспитатель: Молодцы! Вы очень постарались!  Картинка с героями снова поменялась! Что это значит? (Ответы детей). Я   вам предлагаю немного отдохнуть.

7. Игра «Я твой друг»

Встаньте дети, встаньте в круг,  (стать в круг)

Я твой друг и ты мой друг  (жесты)

Влево-вправо повернитесь (повороты влево-вправо)

И дуг другу улыбнитесь!  (улыбнуться)

Руки к солнцу протянули,  (руки вверх)

Лучики поймали и к груди своей прижали! (жесты)

С этим лучиком в груди

Ты ясней на мир смотри! (руки вперед)

Воспитатель: Ну что ж,   продолжаем наше путешествие в страну Добра и Вежливости, где нас ждет Фея.  Посмотрите у нас осталась еще одна картинка от Злодея – Чародея – цветок без лепестков. Вы узнали,    и  что это за   цветок? Из какого он   произведения?

Какой добрый поступок совершила девочка Женя? (Ответы детей.)

8. Игра «Цветик – Семицветик»

Воспитатель: Ребята,  я  знаю способ как оживить цветок, хотите попробовать?  

Для этого вам   нужно вспомнить пословицы о добре, вежливости или хороших поступках.   Каждая   пословица, добавит цветку 1 лепесток.

(Приложение )

Инвентарь: мольберт,  цветок с сердцевиной, разноцветные лепестки, сундук, медали

Дети стоят полукругом у мольберта.

Ребенок, который назвал   пословицу о добре,    выбирает  любой лепесток и прикрепляет  на сердцевину цветка.

На экране появилась   картинка   с Цветиком-Семицветиком.

Воспитатель:   Ребята, посмотрите, мы  все картинки   исправили.

Звучит торжественная музыка и в зал входит  Фея  Добра и Вежливости.

Фея Добра и Вежливости: Здравствуйте ребята!

Добрым быть совсем, совсем непросто, не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета, доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть и в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Фея Добра и Вежливости:  Ребята,  какие вы молодцы! Вы исправили все плохие поступки Злодея – Чародея и поэтому попали в мою страну! Здесь могут находиться только добрые, вежливые, дружные, и воспитанные люди. Я хочу вас отблагодарить! Награду вы найдете в сундуке под Деревом  Добра, которое вы оживили.

Дети находят под деревом сундук, а в сундуке медали за участие в путешествии каждому  участнику.

 Дети благодарят Фею.

Рефлексия.

Воспитатель: Ну что ж ребята, мы  завершили путешествие в страну Добрых Дел и Вежливости. Скажите пожалуйста, какие добрые дела мы с вами совершали в пути? (Ответы детей).

Воспитатель: Что вы испытывали, когда совершали добрые дела?

(Рассуждения и ответы детей). 

Я вам предлагаю  Цветик - Семицветик  взять с собой   в группу.   Пусть он напоминает нам о том, что нужно быть всегда вежливыми, добрыми, дружными и совершать только хорошие, добрые дела и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, которые учат добру (материалы для родителей)

Уважаемые родители!  Ребенок должен ежедневно ощущать вашу заботу, доброту, любовь. Его легче чему – то научить, чем потом перевоспитывать. А как известно, ребенок легче всего учится в игре...

Консультация для родителей: «Сказки, которые учат добру и отзывчивости»

Консультация для родителей:   «Сказки, которые учат добру  и  отзывчивости» Люблю в праздники вставлять сказочные сюжеты. Каждая сказка, какую не возьми, учит нас добру. Дети и ска...

Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".

Шпаргалки для родителей:  "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....

ПРОЕКТ индивидуальный автор: Вероника C. Тема: «Сказки учат добру»

В этом году наша группа работала по проекту "С трана сказок", целью которого было формирование познавательного интереса к авторским сказкам. Сказка - это "окошко" в большой мир, через которое происход...

"Сказки, которые учат добру и отзывчивости"

Как музыка в сказке помогает ребенку  открыть свой организм добру и красоте, выработке положительных эмоций....

Сказки учат добру и отзывчивости

Консультация для родителей:                  «Сказки учат добру и отзывчивости»...