Проект « Звезды и созвездия»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеева Наталья Михайловна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских способностей посредством ознакомления с первоначальными астрономическими представлениями о космическом пространстве, освоении космоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozvezdie.pptx1.43 МБ
Файл zanyatie._zvezdy_i_sozvezdiya.docx69.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №22 г. Аши Челябинской области Проект « Звезды и созвездия» Вид проекта: п ознавательно-исследовательский, подгрупповой. Продолжительность проекта : краткосрочный. Участники проекта : дети, посещающие кружок по дополнительному образованию «Открытие». Руководитель кружка: Алексеева Наталья Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории.

Слайд 2

Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских способностей посредством ознакомления с первоначальными астрономическими представлениями о космическом пространстве, освоении космоса. Задачи проекта : Образовательные : продолжать формировать представления воспитанников об устройстве Вселенной, о мифах и сказаниях разных народов о звездном небе. Воспитательные: приобщение дошкольников к познанию космического пространства. Развивающие: развитие активности, любознательности, поддержка творческого самовыражения детей. сформировать у детей представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, планет и небесных тел. Познакомить детей с освоением человеком космического пространства, рассказать о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с историей освоения космоса, развивать любознательность и познавательную активность, расширить и активизировать словарный запас детей ; воспитывать чувство гордости за свою Родину, желание развивать в себе выносливость, смелость . Актуальность. Проблематика проекта : Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. В звездной вселенной скрыто много таинственного и интересного. Кроме всего прочего, обогащая знания детей о космосе и солнечной системе можно более полно раскрыть тему смены времен года, частей суток. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Слайд 3

В процессе работы с детьми даются представления о звёздах, созвездиях , о звёздных домах — Галактиках, о Солнце как звезде . Детей знакомятся с мифами и легендами Древнего мира. Они учатся находить самые яркие созвездия , такие как Большая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Орион и т. д. ; Полярную звезду . В организации работы с детьми используем следующие методы : • методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества; • наглядные методы : опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению; • методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, его представлении о предметах, явлениях природы. В работа с детьми мной использовались вариативные формы работы : проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций . Реализация проекта : 1-й этап – подготовительный. Подборка литературы по теме изучения. Организация проведения экспериментов и опытов. Подбор и накопление мультимедийных презентаций. 2-й этап – основной Проведение бесед, д идактических игр в рамках организованной образовательной деятельности, проведение экспериментов. Организация продуктивной деятельности детей по теме «Звезды и созвездия» .

Слайд 4

Ресурсное обеспечение: Методическая литература. Детская художественная литература. Дидактические игры . Серия картинок «Что мы видели на небе». Мультимедийные презентации к мероприятиям и беседам. Интернет ресурсы . Материалы продуктивной деятельности: Тематическая зона «Космос». Выставка книг «Удивительный мир космоса». Выставка рисунков «Космос глазами детей». Настольно- печатная игра «Созвездия Солнечной системы». Оформление альбома «Звезды и созвездия»

Слайд 5

Создание презентации для детей «Созвездия нашей солнечной системы» Солнце – большая звезда. Солнце – источник света на Земле. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце – раскаленный плазменный шар Солнце – центр нашей солнечной системы. Солнце – звезда белого цвета. Солнце – главный источник света и тепла, без него не было бы жизни на Земле. В солнечную систему входят планеты и их спутники, карликовые планеты, астероиды кометы, космическая пыль.

Слайд 6

Млечный путь Солнечная система - это часть галактики, которая носит название Млечный путь. Когда ночь темная, часть Млечного Пути можно увидеть на небе. Он похож на слабо светящуюся полоску разлитого молока. Галактика происходит от греческого слова, означающего «молоко». Наша Солнечная система находится на краю Млечного Пути. В него входит около 10 миллиардов звезд. Во Вселенной, кроме Млечного Пути, находятся не меньше сотен миллионов других галактик. Самая близкая к нам называется Туманность Андромеды.

Слайд 7

Звезды. Чёрный бархат неба Звёздами расшит. Светлая дорожка По небу бежит. От края и до края Стелется легко, Как будто кто-то пролил По небу молоко. Но нет, конечно, в небе Ни молока, ни соку, Мы звёздную систему Свою так видим сбоку. Так видим мы Галактики Родной далёкий свет - Простор для космонавтики На много тысяч лет. Звезды: * Красные гиганты *Белые карлики – очень горячие звезды: *Черные дыры. Горячие звезды – белые, менее горячие –голубые, затем идут желтые, в конце ряда – красные.

Слайд 8

Созвездия. . Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звездам. Но звезд на небе много и запомнить их расположение нелегко. Поэтому еще в старину звезды соединяли линиями на картах звездного неба. Они становились похожими на фигурки людей или животных. Эти группы звезд назвали созвездиями. На небе находится 12 зодиакальных созвездий. Запомнить их поможет считалочка: Как и месяцев – братцев, созвездий 12. А зовут их: Рак, Телец, Дева, Овен и Стрелец Скорпион и Близнецы, Рыбы, Козерог, Весы, Лев, а рядом Водолей. Их запомни поскорей!

Слайд 9

Созвездия Большой и малой медведицы Вот Медведица Большая Кашу звёздную мешает Большим ковшом В котле большом. А рядом тускло светится Малая Медведица. Маленьким ковшичком Собирает крошечки.

Слайд 10

Полярная звезда. Есть в небе звёздочка одна, Какая - не скажу, Но каждый вечер из окна Я на неё гляжу . Она мерцает ярко так! А в море где-нибудь Сейчас, наверное, моряк По ней сверяет путь. Всю ночь созвездия блестящие Не замедляют хоровода Вокруг одной звезды, стоящей Как будто в центре небосвода. К ней наклонилась ось земная, Её назвали мы Полярной. Где север, мы по ней узнаем И ей за это благодарны.

Слайд 11

Создание модели звездного неба с с озвездиями Созвездие Б ольшой и Малой медведиц ы. Работы детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

№ 22 г. Аша Челябинская область

КАРТА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА:  «ЗВЕЗДЫ И СОЗВЕЗДИЯ»

(КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

             

                                                                       

               Составитель: воспитатель

               Алексеева Наталья Михайловна

КАРТА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЗВЕЗДЫ И СОЗВЕЗДИЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

Тема: «ЗВЕЗДЫ И СОЗВЕЗДИЯ»

Возрастная группа: дети 5-7 лет

Форма: Познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая

Средства:

Наглядные:  демонстрационный материал.

мультимедийные: компьютерная презентация

Оборудование:

- карта звездного неба;

- картинки с изображением Созвездий.

- глобус, настольная лампа,

- листы бумаги, карандаши.

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о космосе, Вселенной.

Задачи:

Познавательно – исследовательские.

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к объектам Солнечной системы;
  2. Уточнение знаний детей о Солнце как большой звезде;
  3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания объектов, расположенных в нашем космическом пространстве;
  4. Развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности.
  5. Познакомить детей с разнообразием космических тел во Вселенной: различные виды звезд и созвездий;
  6. Учить находить на звездной карте неба созвездие Большой и Малой медведиц, Полярную звезду.

Коммуникативные:

  1. Развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
  2. Развивать любознательность, активность, умение работать в группе.
  3. Развивать активный словарь, связную речь.

 Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей чувство гордости по отношению к первому человеку, полетевшему в космос;
  2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективной работы, формировать умение регулировать эмоциональные реакции, помогать друг другу.

Этапы

 деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый  результат

 I. Обсуждение темы.

- Ребята, сегодня мы с вами снова в нашей лаборатории.

Но прежде, чем отправиться нам в наше путешествие, мы превратимся с вами в тех. Кто исследует космос. А поможет нам в этом кроссворд, который мы с вами разгадаем.

Космический кроссворд 1 3 5 4 6 7 2 М

1.Солнце – это большая… (звезда)

2.Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)

3. По кругу по небу летают, друг друга догоняют.  (Планеты)

4. Есть ли жизнь там или нет, Мы пока не знаем, Цвета красного она, Это точно знаем! (Марс)

5. Нужно пять часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она в телескопы не видна. (Плутон)

6. То худеет, то полнеет, светит с неба, но не греет. И на Землю лишь одной вечно смотрит стороной. (Луна)

7. Вселенная, мир или мир звёзд и галактик. (Космос)

Прочитайте, ребята, ключевое слово. (Астроном)

- Кто же такой АСТРОНОМ?

АСТРОНОМ - учёный, изучающий космические тела.

Педагог приглашает детей в лабораторию,  

ведет диалог с ними.

Показывает и предлагает разгадать кроссворд.

С помощью разгадки - подсказки подводит их к  теме исследования.

Дети свободно располагаются за столами.

Отвечают на вопросы педагога.

Размышляя, отгадывают кроссворд.

Организация  и настрой детей на мыслительную, познавательно-исследовательскую деятельность.

II. Постановка целей исследования.

 Сегодня мы с вами будем учёными –астрономами и узнаем, что такое Вселенная, какие объекты есть в космосе, научимся находить на звездном небе Большую и Малую медведицу, Полярную звезду.

- Что представляет собою звезда?

- Есть в небе звездочка одна, какая не скажу.

Но каждый вечер из окна я на нее гляжу.

Она мерцает ярче всех и в небе где-нибудь,

Сейчас, наверное, пилот по ней сверяет путь!

- Как называется эта звезда? (Полярная)

- В каком созвездии она находиться. Дети рассматривают карту звездного неба.

 ( Созвездие Малой медведицы)

Педагог создает проблемную ситуацию.

Дети озвучивают свои предположения, обобщают знания из личного опыта, выстраивают полный ответ.

Пополнение активного словаря детей новыми словами,

проявление готовности к предстоящей и совместной деятельности.

III. Просмотр демонстрационного материала.

(мультимедийная презентация)

Презентация «Звезды и созвездия»

Физпауза.

Темной ночью в тишине

До утра не спится мне.

Звездочет потягивается.

С пользой время коротаю –

Звёзды на небе считаю.

Звездочет назидательно поднимает вверх указательный палец.

Раз, два, три, четыре, пять...

Звездочет тычет пальцем в небо.

Их непросто сосчитать –

Звездочет разводит руками.

Если вдруг звезда упала,

Начинаю я сначала.

Звездочет поднимает руку с звездой вверх и роняет ее.

Ох, и трудная работа

Звездочет вытирает пот со лба.

У бедняги звездочета.

Вовлекает в просмотр мультимедийной презентации, стимулирует интерес детей; рассказывает.

Слушают; узнают об условиях образования почвы, ее разновидностях.

Обогащение знания и жизненного

 опыта;

проявление интереса к новым знаниям.

IV. Непосредственно продуктивная деятельность.

1.Эксперимент «Смена дня и ночи»

Настольная лампа - Солнце, глобус- Земля. Прикрепим домики- красный и белый. Половина земного шара освещена Солнцем – в белом домике день, а в красном ночь. Повернем планету так, чтоб в белом домике была ночь, а в красном день. Наша планета не стоит на месте, она все время вращается, Происходит смена дня и ночи.

2. Опыт «Куда днем пропадают звезды»

Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.

Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только на тёмном небе. Ночью.

3.Графическое упражнение «Соедини точки» (Графическое изображение Большой и Малой медведицы)

 

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Приобретают опыт самостоятельной работы, делятся собственными суждениями.

Умение самостоятельно выполнять поставленную логическую задачу, делать выводы; следовать правилам выполнения.

V. Итог. Рефлексия.

- Ребята понравилось вам наше исследование?

- Что нового интересного вы узнали?

- Как называется самая яркая Звезда в созвездии Малой медведицы?

- Я предлагаю вам дома вместе с родителями найти в интернете свое созвездие под которым вы родились, нарисовать его и принести на следующее задание.

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу).

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную), деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

выражать чувства;

делать выводы;

планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

VI. Использование полученного опыта в разных видах деятельности.

 - Я предлагаю вам прийти  в группу и нарисовать  карту звездного неба с теми космическими объектами, которыми вы запомнили. Вашей фантазии нет границ. 

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно закрепляли и воспроизводили полученные знания.

Выражают эмоции посредством рисунка.

Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Звезды и созвездия"

Актуальность. Проблематика проекта:      Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одно...

Солнечная система планет. Звезды и созвездие

познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе...

Консультация «Звезды и созвездия: что мы о них знаем?»

Расскажите детям о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, на...

Солнечная система планет. Звезды и созвездие

Конспект занятия в подготовительной группе, направленный на изучение созвездий, галактик....

Педагогический проект «Звезды и созвездия»

Педагогический проект «Звезды и созвездия»...