Консультация на тему "Я имею право на имя"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зенихина Светлана Владимировна

беседа предназначена для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_den_detstva.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

Беседа

         

         

Образовательная область  «Развитие речи »

         

Тема: «Я имею право на имя»

         

Возрастная группа подготовительная  группа

                                                   Подготовила:                                                                                    Зенихина С.В.,                                                                воспитатель  1 кв.к.

Цель: формировать элементарные представления и знания о своих правах.

Задачи

 - дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя и что право на имя закреплено в Конвенции о правах ребенка.

- обогащать, активизировать, расширять словарь по теме«Имя» (знакомство с происхождением имен).

Словарная  работа

 Право, закон, Конвенция. Фамилия, имя, отчество. Свидетельство о рождении, паспорт. Генеральная Ассамблея ООН, статья.

Материал :

 1. «Конвенция о правах ребенка» – в иллюстрациях.

2. «Народы мира» - открытки.

3. Глобус.

4. Документы: свидетельство о рождении, паспорт.

5. Полянка. Картинки - младенец, маленький ребенок, подросток, юноша (девушка, мужчина (женщина, дедушка (бабушка).

 

1. Вводная беседа

 

-Ребята, в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребенка – защита прав и достоинств маленького ребенка (словарная работа).

-Сегодня вас много в группе. Как к вам надо обратиться, чтобы всех назвать одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки, ребятишки).

-А дети – кто это? (Это маленькие люди).

-Правильно, дети - это маленькие люди, которые растут, развиваются, а когда они вырастут, станут взрослыми людьми.

(Работа с иллюстрацией «Конвенция о правах ребенка»)

-В Конвенции о правах ребенка написаны, что каждый ребенок имеет право на жизнь, родители должны заботиться о родившихся малышах.

-Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

- Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

-Дети имеют право на отдых.

- Дети имеют право на безопасные условие жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

-Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

-Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

-Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

-Дети имеют право на бесплатное образование.

- Дети имеют право на медицинский уход.

-В статье 7 Конвенции ООН написана - ребенок с момента рождения имеет право на имя

(Словарная работа)

Дети, кто знает, что это? (ответы детей). Да, это глобус (показ). Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть свое тело, лицо. Но в то же время они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

-Прошу вас, внимательно посмотрите на эти открытки. Дети, как вы думаете, чем отличаются эти люди?

1. Полом – женщины, мужчины, девушки, парни.

2. Возрастом – младенцы, маленькие дети, подростки, взрослые, пожилые.

3. Нацией - тувинцы, русские, немцы, англичане, японцы и т. д.

4. Цветом кожи. Индивидуальными особенностями: цветом волос, глаз, формой носа, рта. Походкой, ростом, голосом.

5. Национальной одеждой.

6. Профессиями (показ открыток).

7. Социальными ролями: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

-Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи и чем отличаетесь? (ответы детей).

-А могут быть люди одинаковыми? (Могут, если они близнецы).

-А сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, о чем она.

1. Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого не видел, а у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть, у дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать, надо вслух назвать (имя).

2. Тебе дано – а люди пользуются (имя)

-Правильно, дети. У каждого человека есть свое имя. Произносите каждый свое имя (Я). Как красиво звучат ваши имена. В Конвенции о правах ребенка, в статье 7 написано «Ребенок имеет право на имя при рождении, право знать своих родителей и право на их заботу». Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

-А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

-Чтобы знать мальчик или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

-Есть имена мужские и женские, девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленький, тебя зовут Женя, а когда ты вырастешь - Евгений или Евгения. Саша – Александр. Вова – Владимир.

Ребята, представьте себе, что произошло бы, если бы все имена вдруг исчезли? (ответы детей).

-Я прочитаю вам отрывок из военной истории. Давным-давно, когда была война, совсем молодого солдата ранило и он потерял память: он забыл как его зовут, свою фамилию, отчество, домашний адрес. И много-много лет врачи в госпитале, где он лежал, звали его словом «солдат». Очень мучился, переживал солдат, спрашивал себя – кто я, как меня зовут, откуда я, кто мои родители? Долго лечили врачи, только через много лет солдат выздоровел и вспомнил свое имя, фамилию, отчество и адрес. За это время его мама и сестры стали старенькими, он тоже постарел, они с трудом узнали друг друга.

-Надеюсь, вы не потеряете свое имя? (ответы детей)

Физминутка «Выполняем упражнение»

Выполняем упражнение

Быстро делаем движения.

Надо плечи нам размять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идем – 1, 2, 3 (шагать на месте)

Мы поем – 1, 2, 3 (хлопать в ладоши)

Мы идем и поем -1, 2, 3 (прыжки на месте)

Очень дружно мы живем – 1, 2, 3 (шагать на месте).

-Дети, у человека есть еще и фамилия и отчество. Имя ребенку выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от отца, от деда, от прадеда. Фамилию носят все члены семьи.

-Можно прожить без фамилии? Очень трудно, например, есть у нас в группе 2 Милана, 2 Жени, 3 Саши. Как же их различить?

-Когда-то давно, на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различить друг от друга. Но людей становилось все больше и больше. Стали люди придумывать фамилии.

Придумывали по профессиям. (У кузнеца – Кузнецов, у столяра – Столяров, у плотника – Плотников).

Придумывали по имени отца (сын Ивана – Иванов, сын Степана – Степанов и т. д.)

Придумывали по внешности человека (кудрявый - Кудряшов, белый- Белов, лысый- Лысаков).

Придумывали по черте характера (добрый - Добрынин) …

Придумывали по месту жительства (село Гончарий – Гончаровы…

- Когда вы вырастете и будете взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Отчество переходит от отца.

-Как зовут по имени и отчеству ваших родителей? (дети называют)

У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут называть уважительно: Евгения Александровна, Егор Сергеевич…

-Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию и отчество. Когда вы родились, вам выдали вот такой документ «Свидетельство о рождении» (показ). А когда вам исполнится 14 лет, вам выдадут другой документ (показ). Прочитайте, как он называется? Паспорт. В паспорте будут написаны ваши Ф. И. О.

Планируемый результат, рефлексия

Скажите, дети, о чем мы сегодня поговорили, с чем мы познакомились?

Узнали о главном документе, который защищает наши права «Конвенции о правах ребенка», познакомились с правами детей, что каждый ребенок имеет право на собственное имя, узнали о происхождении имен, фамилий, отчеств.

Итог.

Дети, вы живете в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. Вы все запомнили друг друга по именам, научились вместе играть и веселится. Вы – большие друзья. И это очень хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» в подготовительной группе на тему: «Я имею право»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» в  подготовительной группе на тему: «Я имею право»Цель: Формировать у детей умение ориентироваться...

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у  детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...

Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я имею право"

Это занятие основано на путешествии по сказкам, в процессе которого дети узнают о своих правах, а именно: право на имя, право на бесплатное образование, право на свой дом, право жить и воспитываться в...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему «Имею право!»

Занятие на тему прав ребенка, интегрированное с речевым развитием....

Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»

Конвенция связывает  права ребёнка  с правами и обязанностями родителей,  несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...

"Я имею права, я имею обязанности"

Конспект занятия о развитии правового мировоззрения и представления о нравственности....