Проект «Путешествие в прошлое вещей»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сидорченко Любовь Эрнстовна

Краткосрочный (1 месяц), познавательно-творческий проект(старший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_proshloe_veshchey.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

                                               

Проект

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ»

    Составитель: Сидорченко Любовь Эрнстовна, воспитатель

                                            г. Заводоуковск,

                                                     2020 г

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект «Путешествие в прошлое вещей»        

Вид проекта

Краткосрочный (1 месяц), познавательно-творческий.

Основные исполнители Проекта

  • воспитанники старшей группы «Колокольчики»;
  • родители воспитанников.

Цель

Проекта

формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей.

Основные    задачи       Проекта

 1. Дать детям представление о том, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;

 2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;

3. Сформировать у детей интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

4. Развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями;

5. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

1. Дети будут знать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;

2. У детей обогатится словарный запас новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;

3. У детей сформируется интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

4. Развить навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.

Основные принципы Проекта

  • Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала.
  • Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители дети – воспитатели» создают триаду содружества.

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

  • Фотоматериалы из цикла «В мире старых вещей», «Человек и окружающий мир», «Путешествие в старину» Автор С.С.Кузнецова;
  • Иллюстрированный материал «Я и предметный мир» (плакаты, открытки, рисунки детей);
  • Картотека настольно-печатных игр на тему «Предметы»;
  • Стихи, пословицы и поговорки – картотека. 

Учебно-методическое

  • Венгер Л.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №1,№ 4.
  • Выготский JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. - 179 с.
  • Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
  • Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.
  • Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. - 96 с.
  • Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002.- 131 с.
  • Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.
  • Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.
  • Субботский В.А. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991.127 с.
  • Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей.»Чудо всюду.Мир вещей и машин.1998 г.

Проект «Путешествие в прошлое вещей»        

Актуальность

Мир рукотворных вещей так разнообразен. У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные вещи, мы даже не задумываемся о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения. Идея данного проекта была продиктована живым интересом детей старшей группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника.

 Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее дети стали задавать вопросы о том, какими раньше были утюги, чайники, телевизоры и другие предметы обихода, вещи.

Таким образом, мы подошли к необходимости поработать в проекте и провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей.

Цель Проекта: формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей.

Задачи Проекта: 1. Дать детям представление о том, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;

 2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;

3. Сформировать у детей интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

4. Развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями;

5. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории.

Основные принципы Проекта:

Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста.

Сочетание научности и доступности исторического материала.

Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители дети – воспитатели» создают триаду содружества.

Ожидаемые результаты реализации Проекта: 

Дети будут знать как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;

У детей обогатится словарный запас новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;

У детей сформируется интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

Развить навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.

Реализация проекта

Перед тем как приступить к планированию работы, нами была проведена беседа с детьми на тему: «Как придумали вещи, которые нас окружают?».

Беседа позволила сделать вывод о том, что дети не достаточно имеют представлений о том, как человек в процессе эволюции создавал предметы быта, как изменялись эти предметы в ходе истории, что окружающие нас вещи являются результатом творчества многих поколений.

Далее был составлен план мероприятий работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Мероприятие

Тема

Сроки 

1 этап, подготовительный

Сбор и подготовка информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр.

«История предметов рукотворного мира»

1 неделя

Беседа с детьми

 «Как придумали вещи, которые нас окружают?»

Разработка проекта

«Путешествие в прошлое вещей»

Презентация 

проекта

на родительском собрании

«Путешествие в прошлое вещей»        

2 этап, практический

Консультация для родителей

 «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно»

2-3 недели

Мультимедийная презентация для детей

 «Вещи из прошлого»

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

«Путешествие в прошлое вещей», «История создания предметов»      

Беседа с детьми

 «Какие бытовые помощники используются дома»

Проведение образовательной деятельности

«Путешествие в прошлое чайника».

Сюжетно-ролевая игра для детей

«Мамины помощники»

Познавательный вечер для детей

 «Утюг вчера и сегодня»

Проведение образовательной деятельности

«Путешествие в прошлое швейной машины»

Папка-передвижка для родителей

«Путешествие из прошлого в будущее»

Презентация для детей

«Средства связи – радио и телефон», «Современные средства связи»

Лифлет для родителей

«В мире предметов и вещей»

Видео-презентация для детей

«Телевизор и компьютер»

Дидактические игры

 «Что за предмет?», «Что с начала, что потом», «Прошлое и современное», Подбери пару»

Папка-передвижка для родителей

 «Телевизор и компьютер – польза и вред».

Рисование с детьми

 «Предметы прошлого и будущего»

Создание мини-музея в группе с предметами быта

«Старинные предметы быта»

3 этап

Викторина для детей

«Что было до…»

4 неделя

Оформление выставки рисунков

«Предметы прошлого и будущего»

Заключительный (результативный)  

  • Обобщение и анализ результатов этапов проекта;
  • Оформление и представление результатов деятельности педагогов и детей (выставка рисунков, мини-музей).

Таким образом, работа      по    формированию у детей представлений об истории предметов обихода, вещей помогает нам    обогатить   ребенка знаниями о том, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом.

Разработанный нами проект показал свою высокую практическую значимость в работе с детьми.

  • Результативность проекта:
  • дети знают как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
  • у детей обогатился словарный запас новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;
  • у детей появился интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
  • у родителей появился интерес к проектной деятельности нашей группы, и повысилась родительская компетентность по данной теме.

Практическая значимость реализации проекта «Путешествие в прошлое вещей»        

для детского сада

  • пропагандировать проведение этого проекта в других группах своего детского сада;
  • презентовать наработанные в процессе реализации проекта материалы коллегам по работе на педагогическом совещании
  • разместить данный проект на личном сайте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ"

У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад; что любая вещь создана трудом многих людей; что предметы имеют прошлое, настоящее и буд...

Проект "Путешествие в прошлое вещей"

Область: познавательное развитие. Экономическое образование дошкольников....

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей....

Проект: «Путешествие в прошлое вещей»

Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристик...

Проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы

Познавательно-творческий проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы...

Проект "Путешествие в прошлое вещей" для детей средней группы.

quot;Не навреди" - одна из заповедей человеческой жизни.Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого,нашего культурного наследия-одна из сторон воспитания  в детс...

Путешествие в прошлое вещей.

Межгрупповой познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста....