“ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сигаева Елена Викторовна

У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад; что любая вещь создана трудом многих людей; что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида № 47».

http://im5.asset.yvimg.kz/userimages/emarat/R8RKNaNJcBxiWMx5vE7Q5RmvL8l6ft.gif

«Гнёздышко»

Тема проекта:

“ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ”.

Руководитель: воспитатель  МБДОУ  «ДСОВ № 47»

Сигаева Елена Викторовна

                                                                                                   

                                                                             

Г. Братск 2019г.

Срок реализации: 2 неделя

Участники проекта: дети старшей группы, педагог, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: Фотоматериалы из цикла «В мире старых вещей», «Человек и окружающий мир», «Путешествие в старину» Автор С.С.Кузнецова; иллюстрированный материал «Я и предметный мир» (плакаты, открытки, рисунки детей);картотека настольно-печатных игр на тему «Предметы»;стихи, пословицы и поговорки – картотека.

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Составила проект: Сигаева Е.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательски – творческий

По характеру участия ребенка: ребенок – участник общения

По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

По количеству участников: коллективный        

По продолжительности: краткосрочный

Планируемый результат: Повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о старинных предметах быта.

Проект состоит из 3 этапов.

Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.

     Мотив. 

«Не навреди!» - одна из заповедей человеческой жизни. Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого, нашего культурного наследия – одна из сторон воспитания в детском саду. Любовь, понимание и забота к окружающему. Эти чувства целесообразно воспитывать именно в дошкольном детстве.

Как показывает диагностическое обследование

  • Большинство современных детей редко обращают внимание на предметы старины.
  • Ребенок не знает, что можно делать с ними, каково их предназначение
  • На сегодняшний день далеко не все семьи рассказывают об истории развития техники, предметов обихода, какими они были несколько лет назад.

    К сожалению, мы часто забываем о том, что планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бывает обидно, когда в наш безумный век скоростей, вечно куда-то спеша, мы забываем посмотреть вокруг себя, чтобы заметить истинную ценность предметного мира, как результата развития человечества. По вине человека многие ценные вещи прошлого бывают бездумно выброшены на помойку. А ведь можно организовать выставку в детском саду, например, часов, телефонов, зеркал и т.д

    Посещая дошкольное учреждение, дети учатся любить и ценить то, чем они пользуются ежедневно, предметы обихода, одежду, игрушки, технику . Этому уделяется большое внимание, начиная с младшего дошкольного возраста, знакомя с правилами безопасного поведения.

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственной позиций личности.

Постановка проблемы: 

У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад; что любая вещь создана трудом многих людей; что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее

       Актуальность.

Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, подлаживаясь под потребности человека, ритм его жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К.И.Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей   

  Цель проекта.

Обогащение представлений детей об истории предметов обихода.

 В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:

     Задачи:

Обучающие

  1. Узнать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
  2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.

Развивающие

  1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;
  2. Нарисовать вещи, которые использовались в прошлом;
  3. Вовлекать родителей в образовательную деятельность;
  4. Составить описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.

Воспитательные

  1. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;
  2. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;
  • Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;
  • Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.

Второй этап.  Подготовительный этап.

   

1.Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

3.Подборка фотографий, литературы.

Реализация проекта в разных видах деятельности

Образовательные

области

Формы м методы реализации проекта

Познавательное развитие

Беседы с детьми на темы:

«Жилище людей в древние времена»;

«Одежда людей в древние времена»;

«Использовании огня для приготовления пищи»;

«Способы передачи информации в прошлом»;

«Домашняя работа в прошлом и использование

бытовых приборов в быту»;

«Способы передвижения»;

«О первых куклах»;

«О первых лодках»;

«О первых книгах».

Дидактические игры

«Угадай по описанию», «Что появилось раньше?» «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»;

Просмотр мультимедийной презентации «Вещи из прошлого»

Рассматривание иллюстраций

 «Жилище»,

«Электрический ток. Бытовые приборы», «Куклы наших предков», «Гужевой транспорт», «Средства связи», «Часы», «Лодка», «Книга», «Одежда и обувь»;

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра:

 «Семья», «Приготовим обед», «Мамины помощники»

Ситуативная беседа

«Расскажи по другому», «Я начну, а ты продолжи», «Что мы бы делали без газа и электричества», «Как бы мы жили без интернета», «Современные средства связи»

Речевое развитие

Беседа

«Как я помогаю дома», «Какие бытовые помощники используются дома», «Как бы мы жили без гаджетов»

Загадки

«Угадай что за предмет»

Просмотр фрагментов любимых сказок Проведение игры

«Логические цепочки»

Художественно-эстетическое развитие

Чтение и обсуждение народных сказок

 «Как муж дома хозяйничал», «Колосок», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Крошечка –Хаврошечка»;

Рисование

«История создания предметов», «Изба»;

Лепка

«Самовар»;

Аппликация

«Свеча»;

 Изготовление традиционных тряпичных кукол;

                       

Третий этап. Заключительный.

  • Презентация детьми совместных с родителями исследований «Путешествие в прошлое вещей»;
  • Оформление выставок из детских поделок, рисунков.

Взаимодействие с социумом.

Экскурсия в клуб «Искра»

Создание консультаций для родителей    «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно»


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра — путешествие в прошлое жилища и бытовых предметов. Старшая - подготовительная группа

Программные задачи:
• Углубить знания детей об истории жилища. Научиться ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище
• Закрепить знания детей о бытовых приборах и их усовершенствовании.
• Воспитывать интерес к увиденному, многообразному миру. Воспитывать любовь к труду.
Материал:
• Макеты: пещеры, шалаши деревянного дома, макет русской избы (печь, скамейки, прялка, половики, ступки, ухват, кочерга, чугун).
• Картины жилищ и бытовых приборов. Простой карандаш и лист бумаги.
Методы и приемы:
Словесный — беседа, рассуждения, рассматривание, худ. слово: загадка.
Наглядный — макеты жилища, картины жилищ людей других наций.
Практический — рисование домов.

Ход:

Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое жилища.
Мы узнаем, где живут сейчас; на чем готовили еду раньше и теперь.
Почему человек всегда благоустраивал свое жилище.

Слышится плач домовенка Кузи.
• Кузенька! Почему ты так горько плачешь?
• Ой, горе какое. Прихожу я сегодня в музей, а все макеты жилища разбросаны.
• Ну, не плачь. Сейчас все поднимем, поставим на места.
• Поставить то я бы сам поставил, да в какой последовательности они стояли не помню (плачет).
• Давайте, ребята, поможем Кузеньке. Догадаемся, где люди жили раньше?
• В пещерах.
• Почему?
• Потому что небыло машин, инструментов, люди не умели обрабатывать дерево, делать кирпич.
• В шалашах.
• А сейчас люди живут в шалашах?
• Нет.
• Почему? Когда они ими пользуются?
• Когда идут в походы?
• Из чего сделан шалаш?
• Из прутиков.
• Люди построили шалаш, почему не остались жить в пещере?
• Камни могут обвалиться, сыро, темно, страшно.
• А почему шалаш лучше? Подует сильный ветер, шалаш их спасет?
• Нужно колышки покрепче прибить в землю.
Но в шалаше зимой было холодно жить, не было дверей, окон.
И человек задумался.
Шло время — появились инструменты, научились люди обрабатывать дерево. И человек понял, что из дерева можно сделать множество разных предметов (дома, дачи, мебель и т. п.)
Он построил деревянный дом.
• Чем он удобен?
• В нем есть и окна, и двери, и крыша, и печь...
• А меленьким детям пожно пользоваться печкою без присмотра родителей?
• Нет.
• А почему?
• Ответ детей.
Вот видишь, Кузенька, мы научили тебя и печку топить. Оставайся с нами.
Дети садятся за столы (соедините точки на листе бумаги и вы получите изображения вам знакомых предметов.
• Что получили?
• Дома.
• Подарите красивые дома Кузе (дарят, Кузя прячет их в сундучок).
А теперь игра «Назовите профессию строительную» (в кругу с мячом).
Варианты: бульдозерист, архитектор, слесарь, электрик, крановщик, маляр, штукатур, плотник, сантехник, жестянщик, сварщик, стекольщик, стропольщик...
Дети, мы с вами много читали о том, что есть люди других национальностей, у них свои жилища и строят они их в зависимости от климатических условий в которых они живут, рассматривали и картинки в книжках.
Подойдите к столу и возьмите картинки тех жилищ, о которых вы знаете и хотите рассказать.
• Очень холодно зимой на севере Канады. В этом краю живут в своих иглу эскимосы.
Иглу — это домик. Он построен их снежных глыб. В иглу все из снега: и лежанка и мебель. А вместо стекол льдинки.
• Это домик — юрта. Она нужна монгольским пастухам. Они пасут скот сегодня — здесь, а завтра — там. Разберут свои складные домики юрты, погрузят на телегу и поехали.
• А это бамбуковые дома. Такие можно увидеть во Вьетнаме. В этих домах все из бамбука, а крыша из листьев бамбука.
• Это яранга — жилище чукчей. Это дома из шестов, покрытые оленьими шкурами. В железной печурке трещит огонь, где варится оленина.

Удобен деревянный дом, но все же люди не остановились на этом и в больших городах люди строят многоэтажные дома.
• Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?
• Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.

Символом русской избы является русская печь
.
Вот здесь у нас макет русской избы. В русской избе все деревянное: пол, стол, скамейка и т. д.
• А это кадка, в ней люди мочили яблоки, солили огурцы и капусту. А что это за старинный предмет?
• Прялка.
Люди пряли шерсть и вязали из нее носки и варежки.
• А это?
• Половики. Люди в старину сами их ткали, а теперь у нас на полу лежат красивые ковры.
• А для чего нужна печь в доме?
• Чтобы было тепло, уютно, пироги печь.
• А еще для чего?
• В печи готовили еду и себе, и домашним животным. Сушили одежду и обувь, ягоды и грибы, мелкую рыбешку. 
На ней можно было спать. Там есть лежанка.
• А сколько много забавных историй рассказано на русской печи, сказок. Дети любили наблюдать за работой родителей, глядя на них с печи.
А уж когда заболеет кто-нибудь, ложились на лежаночку и прогревались, лечились от простудных заболеваний.
• Во многих сказках упоминалось о русской печке, назовите их?
• Жихарка, По щучьему велению, Трое из Простоквашино и т. д.
• Много пословиц и поговорок о печи есть Назовите их?
• «Мала печка, да тепленька», «Хорошая печь — гордость печника и хозяина», «Что есть в печи — на стол мечи».
А вот в нашем музее есть печь.
Сейчас сядьте.
А Миша нам расскажет и покажет, как правильно топить печь.
• Сначала надо открыть трубы и заслонку. Взять дрова и положить их в печь «колодцем». Взять чугун и ухватом поставить его в печь. А чтобы быстрее сварились щи да каша, нужно помешать угольки.
• Это дом японцев. В Японии часто случаются землятресения, поэтому дома здесь строят из легких планок. Если дом и разрушится, не страшно, людей не задавит. По праздникам на всех домах развешивают фонарики, сделанные из бумаги.
Придут гости, хозяева их посадят на пол на подушечки, вместо вилок дадут две деревянные палочки. А когда гости будут уходить на прощание им подарят бумажных журавликов. Это означает символ «доброты и счастья».
• А теперь давайте вспомним на чем готовил еду первобытный человек?
• На костре.
• Д, поэтому мясо, которое они жарили на костре, было черным, подгорало и было неприятное на вид. 
Шло время, человек стал пользоваться печкой. Но в печь шло много дров, она занимала много места в доме. И люди изобрели керосинку.
• А из чего получают керосин?
• Из нефти.
Во внутрь наливают керосин, поджигают, ставят кастрюлю на подставку. Быстро и удобно. Когда я была маленькой, то моя мама готовила еду вот на такой керосинке. Шло время, менялись бытовые приборы для приготовления пищи. Отгадайте мою загадку и вы узнаете на чем я дома готовлю еду.
«Четыре синих солнца
есть у меня на кухне,
четыре синих солнца
горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины
До завтра солнца не нужны»
(Газ. плита)
Да, я дома готовлю еду на газовой плите.
• А почему у газовой плиты есть огоньки?
• Стоит в кухне газовая плита. У нее 4 конфорки, 4 пластмассовых краника, длинная металлическая труба.
• Кто же здесь главный?
• Краники?
• Нет.
• Труба?
• Нет.
• Конфорки?
• Нет.
• Газ в трубе.
• Но откуда газ появился в трубе? Слушайте.
Если бы вы стали маленькими такими, как мальчик-с-пальчик и как бы по дорожке побежали бы вдоль трубы (показываю). Сначала бы она вела тебя на улицу, потом дорожка повела бы вас под землю, потом бы снова оказалась на улице. Бежали бы вы мимо лесов, полей, городов, деревень, затем нырнули бы глубоко под землю, где скопился природный газ.
Глубоко под землей хранится природный газ.
Отовсюду шли люди, чтобы полюбоваться этим чудесным огнем. Они в земле своих хижин рыли ямки, вставляли в ямки тростинки, подносили лучинку, огонь вспыхивал, на водяном пару готовили еду. Земля была богата газом, который сам собой выбивался наружу.
Люди стали бурить землю спец. Машинами, ставить скважины и сильными насосами качать газ из под земли. Вот газ в настоящее время работает на нас.
• Очень быстро варится суп и пекутся пироги в духовке.
• Это электрическая плита, на ней тоже готовят пищу. Она от электричества.
• Что это за предмет?
• Микроволновая печью Эта печь удобная, она работает по спец. Программе. Включаешь кнопку, ставишь еду и она быстро подогревается. 

Вот как совершенствовалось жилище человека и вместе с ним совершенствовались бытовые приборы.
Кто знает, может быть, пройдет время, вы станете взрослыми и кто-нибудь из вас изобретет новый бытовой прибор или построит необычный дом.
Мы будем радоваться за вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Краткосрочный (1 месяц), познавательно-творческий проект(старший дошкольный возраст)...

Проект "Путешествие в прошлое вещей"

Область: познавательное развитие. Экономическое образование дошкольников....

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей....

Проект: «Путешествие в прошлое вещей»

Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристик...

Проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы

Познавательно-творческий проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы...

Проект "Путешествие в прошлое вещей" для детей средней группы.

quot;Не навреди" - одна из заповедей человеческой жизни.Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого,нашего культурного наследия-одна из сторон воспитания  в детс...

Путешествие в прошлое вещей.

Межгрупповой познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста....