РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Экологическое образование»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Силиченко Наталья Валерьевна

Экологическое образование как отдельное направление развития ребенка дошкольника  нашло свое место в образовательной области «Познание» программы «Радуга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ekologii.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Экологическое образование»

2 Младшая группа

Объем программы                                          18 часов 00 минут                        

                                             

                                                                                 

Разработчик: Силиченко Н. В.

                                               

г. Калининград

2012г.

1. Пояснительная записка

В основу настоящей программы положен соответствующий раздел обновленного варианта комплексной общеобразовательной программы «Радуга» Т. И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е. В. Соловьевой и С.Г. Якобсон, приведенной в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.

Экологическое образование как отдельное направление развития ребенка дошкольника  нашло свое место в образовательной области «Познание» программы «Радуга».

Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и формированию его экологического сознания, поведения в природе, правильного отношения к ней.

Основная форма реализации данной программы – 15 минут в процессе непосредственной образовательной деятельности, осуществляемой один раз в неделю, 15 минут в режимных моментах.

Содержание данной программы составлено с учетом следующих принципов:

  • Принцип развивающего образования;
  • Принцип сочетания научности, и практической применимости;
  • Принцип интеграции образовательных областей;
  • Комплексно – тематический принцип.

Методы:

Наглядные: наблюдения, использование  иллюстративно – наглядного материала.

Словесные: рассказ педагога, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: обследовательские действия, игры – экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками, элементарные опыты с объектами неживой природы, игровые ситуации, посильный труд в природе, продуктивная деятельность (рисование, аппликация), дидактические и сюжетно – ролевые игры.

2. Цель и задачи программы,

её место в образовательном процессе

        2.1. Цель освоения программы: воспитание ценностного отношения к природе, достижение экологической воспитанности дошкольников.

        2.2.  Задачи:

  • Обращать внимание детей на красоту природы и создавать благоприятные условия для ее созерцания;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие ребенка;
  • Накопление ребенком ярких впечатлений о природе, обогащение представлений о растениях, животных, человеке, объектах не живой природы;
  • Вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов не живой природы;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости в процессе общения с природой (доброжелательность, любование красотой природы, любопытство и удивление при встрече с объектами, сопереживание).

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе

Содержание образовательной области «Познания» интегрируется с образовательными областями «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», в которых на основе представлений о природе происходит развитие эмоций, умений отражать природу в рисунке, навыков безопасного поведения и др.

В каждой образовательной области на соответствующем содержании происходит обогащение опыта общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формируется познание детьми своих возможностей.

3. Требования к уровню освоения содержания программы

В результате освоения программы достижения ребенка выражаются в следующем:

  • Ребенок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явление природы, эмоционально реагирует на них;
  • Любопытен, многократно задает вопросы, использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы;
  • Активно действует по отношению к окружающей предметной среде;
  • Начинает устанавливать первые связи и  зависимости, осознавать роль и значение предметов в жизни человека;

3.1. Условия для успешной реализации данной программы

  • Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения содержания;
  • Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;
  • Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • Активное участие родителей в воспитательном процессе;

4. Объем программы и виды образовательной работы

Объем программы составляет  9 часов 00 минут и включает в себя три образовательных компонента:

  • Теоретическая часть
  • Практическая часть
  • Диагностическая часть

Первый компонент содержит общие сведения по определенной тематике. То, о чем узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами природы. При этом используется наглядность.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме поисковой, опытно – экспериментальной и художественно – продуктивной деятельности, моделирования, игровых и трудовых действий, двигательных минуток, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений подводит итоги  освоения содержания определенных тем: выявляет достижения ребенка или недостаточность освоения программы.

Таблица 1.

 п/п

Наименование и

№ разделов

В том числе объем (час, мин.)

всего

теоретические

практические

1

Раздел 1

237 мин.

(3 час 57 мин)

106 мин.

(1час 46 мин)

131 мин.

(2 час 11мин)

2

Раздел 2

717 мин.

(11 час 57мин)

324 мин.

(5час 24 мин)

393 мин.

(6час 33мин)

3

Раздел 3

диагностика

126 минут

(2 час 06 мин)

50 мин.

(0час 50 мин)

76 мин.

(1час 16 мин)

4

итого

1080 мин

(18час 00 мин)

480 мин

(8час 00 мин)

600 мин

(10час 00мин)

5. Содержание программы

5.1. Разделы, темы и виды НОД (непосредственно образовательной деятельности)

Таблица 2.

№  п/п

Наименование разделов

№ темы

Объем программы (час, мин.)

всего

теоретические

практические

1

Раздел 1

«Мир человека»

Тема 1

237 мин

106 мин

131 мин

2

Раздел 2

«Мир природы»

Тема 2

239 мин

105 мин

134мин

Тема 3

239 мин

112 мин

127мин

 Тема 4

239 мин

107 мин

132мин

3

Раздел 3

диагностика

диагностика

126мин

50 мин

76 мин

ИТОГО

1080 мин

480 мин

600 мин

5.2. Содержание разделов образовательной программы

     Раздел 1. Мир человека

        Тема 1. Предметы вокруг нас.

        Раздел 2.  Мир природы

         Тема 2. Птицы зимой.

         Тема 3. Растения.

        Тема 4.  Весна и лето.

        Раздел 3 Диагностика.

5.3. Диагностика  освоения   содержания  программы

Методы диагностических исследований: беседа, обсуждение, дидактические игры, задания, продуктивная деятельность, использование иллюстративно – наглядного  материала.

Предметом  диагностики  являются:  

  • Экологические представления детей
  • умения детей в познавательной и практической деятельности,
  • особенности отношения ребёнка к природе.

         Вызывает озабоченность и требует совместных  усилий педагогов и родителей:

  • Слабо выраженные положительные эмоциональные реакции ребенка в общении с природой.
  • Ребенок равнодушен к природным объектам.
  • Эпизодически, без интереса принимает участие в наблюдении и уходе за растениями и животными.
  • Часто проявляет стремление сорвать и выбросить растение, раздавить насекомое, улитку, паука.
  • Речевая активность снижена.
  • Недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия.

Диагностика осуществляется начальная,  промежуточная и итоговая.

        Методы  диагностических исследований:

  • Индивидуальные беседы по вопросам и картинкам;
  • Наблюдение за практическими действиями;
  • Наблюдение за отношением ребенка к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий;
  • Дидактические игры.

        Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий, а в отдельных  случаях – самый высокий уровни освоения программы.         

5.4. Подготовка к НОД

В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.

Теоретическая  образовательная деятельность позволяет раскрыть сущность, виды и характеристики рассматриваемых явлений; сформировать основы экологических представлений.

Основной целью практической непосредственной образовательной деятельности выступает формирование у детей первичных умений в познавательной и практической деятельности.

Диагностика освоения программного материала осуществляется  опросным,  поисковым игровым  методами, а также методом выполнения практических заданий.

6. Методическое обеспечение программы

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

Таблица 3.

п/п

Автор (ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Гризик Т.И.,

Доронова Т.Н.,

Соловьева Е.В.,

Якобсон С.Г.

«Радуга: Программа воспитания, образования и  развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада»  

Москва, «Просвещение», 2011 год,

111 стр.

Программа

1

2.

1

6.1.2. Дополнительная литература

Таблица 4.

п/п

Автор (ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Шапошникова С.В.

Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга»

Вторая младшая группа

Волгоград,

«Учитель»,

2010 год,

123 стр.

Методическое пособие

1

2.

Дьяченко О.М.

Агеева Е.Л.

«Чего на свете не бывает».

Москва «Просвещение»

2005год

Методическое пособие

1

3.

Куликовская И.Э.

Совгир Н.И.

Детское экспериментирование.

Москва

Пед. Общество России

2005 год

Методическое пособие

1

4.

Одинцова Л.И.

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Москва

2012 год.

Методическое пособие

1

6.2. Средства обеспечения для освоения программы

6.2.1. Аудио - и видео - пособия

Таблица 5.

Видео – аудио пособия

видеофильм

кинофильм

слайды

аудио-

пособие

6.2.2. Наглядный материал

Таблица 6.

Картины, предметные картинки,  

 

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

7. Материально-техническое обеспечение

7.1. Специализированные учебные помещения и участки

Таблица 7.

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (КВ.м.)

Количество мест

1.

2.

7.2. Основное учебное оборудование

        Таблица 8.

№ п/п

Наименование

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

2.

Приложения

Конспекты занятий

дата

тема

Программное содержание

Методы приемы

сентябрь

Как я провел лето

Выяснить, какими новыми впечатлениями обогатились дети во время летнего отдыха; учить наблюдать за изменениями в погоде.

Беседа по вопросам; Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Знакомство с группой

Помочь детям адаптироваться к изменившимся условиям в группе; показать расположение отдельных предметов и объектов; выяснить целевое назначение и функцию отдельных предметов;

Знакомство детей с групповыми помещениями;

 Дидактическая игра «составь комнату»

Рассматривание иллюстраций, альбомов;

Знакомство с участком группы

Помочь детям адаптироваться к изменившимся условиям на участке; показать расположение отдельных предметов и объектов; выяснить целевое назначение и функцию отдельных предметов; закрепить представление об осени; учить детей рассматривать растения на территории детского сада и беседовать о них;

Прогулка на участке, рассматривание цветов на клумбе детского сада;

Игра – задание «Кто на нашем участке живет?»;

Подвижная игра «найди свой домик»;

Создание копилки «Подарки осени»;

Наша группа (Наш участок)

Обобщить и закрепить полученные детьми представления о своей группе (участке); учить наблюдать за повадками птиц; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Словесная игра «покажи, кто, где живет?»;  

чтение русских народных небылиц и потешек; кормление птиц, наблюдение;

октябрь

Рыбы

Дать элементарные представления о рыбах и среде их обитания; учить наблюдать и сравнивать; развивать внимание; формировать интерес к росту и развитию растений;

Игра «загадки – движения»;

Подвижная игра «море волнуется»; чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?»

Аквариум

Продемонстрировать модель подводного мира (аквариума); выяснить, что необходимо иметь для создания аквариума; учить внимательно, рассматривать окружающие предметы и отмечать их особенности; воспитывать интерес к познавательным рассказам и беседам;

Рассматривание иллюстраций подводного мира (аквариума);

Экскурсия, рассматривание аквариума и рыбок;

Рассматривание осеннего дерева;

Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»;

Кто-кто в водяном домике живет?

Расширить и уточнить некоторые представления детей о среде подводного мира; закрепить представления детей о внешних особенностях рыб и их среде обитания; учить наблюдать и отвечать на вопросы после наблюдения;

Наблюдение за рыбками в аквариуме;

Самостоятельное экспериментирование детей с пластилином.

дата

тема

Программное содержание

Методы приемы

ноябрь

Предметы вокруг нас (игрушки)

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов (игрушек); закрепить видовые и родовые понятия (обобщения);

Рассматривание игрушек разных видов и назначений.

Чтение стихотворений из цикла «Мои любимые игрушки».

Новая игрушка

закрепить представление детей о нормах взаимоотношениях с другими людьми (опосредованно через игрушки);

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка», «Лошадка».

Подарки осени

На основе ярких впечатлений детей закрепить их представление об осени; учить наблюдать за природными явлениями и отвечать на вопросы после наблюдения; закрепить видовые и родовые понятия;

Дидактическая игра «Назовем, что видим»;

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень – дивная пора»; дидактическая игра «составь букет»;

декабрь

Птицы зимой

Дать элементарные представления о жизни птиц; формировать интерес к различным явлениям природы; дать представления о месте жительства домашних и диких животных; развивать зрительное и осязательное восприятия;

Игровые действия с птичками рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц;

Подкормка птиц;

Изготовление кормушек

Расширить кругозор и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц (питании); формировать у детей бережное отношение к живой природе (птицам); продемонстрировать способы изготовления кормушек;  

Наблюдение за птицами у кормушек; подвижная игра «Коршун и наседка»;

Рассматривание морозных узоров на окне;

Чтение познавательной сказки «Первый снег»; 

Елочные украшения

Закрепить представления детей о качествах и свойствах различных елочных украшений, об их целевом назначении и о функции; создать у детей радостное настроение и приятное ожидание праздника;

Наблюдение за свежевыпавшим снегом;

Украшение елки и группы, рассматривание новогодних украшений;

дата

тема

Программное содержание

Методы приемы

январь

Экскурсия в методический кабинет (книги)

Расширить кругозор детей, знакомить их с новыми помещениями детского сада, с методическим кабинетом (книгами); учить наблюдать, рассматривать и отвечать на вопросы после наблюдения;

Чтение стихотворения М. Яснова «Чучело – мяучело»;

 Дидактическая игра «Чепуха»;

Предметы вокруг нас (посуда)

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); учить наблюдать и отвечать на вопросы после наблюдения;

Рассказ педагога о происхождении и назначении различных предметов посуды; Игра – путешествие «Прошлое посуды»;

Наш новый зеленый друг

Внести в группу новое комнатное растение; познакомить детей (на эмоциональном уровне) с условиями содержания нового растения; формировать теплые чувства к зеленым друзьям; развивать внимание, восприятие детей;

Наблюдение за комнатными растениями группы;

Знакомство с новым комнатными растениями группы;

Дидактическая игра «Что изменилось?»;

февраль

Экскурсия  на кухню.

расширить кругозор детей, закрепить их представление о предметах-помощниках на кухне; показать детям некоторые профессиональные действия; учить отгадывать загадки;

Знакомство детей с печкой;

Знакомство детей с самоваром; Сюжетная игра «Напоим куклу чаем»;

Предметы вокруг нас (мебель)

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); учить детей наблюдать и беседовать во время наблюдения;

Настольно – печатная игра – лото «В мире предметов»;

Игра – путешествие «Прошлое стула»;

Подарки зимы

На основе ярких впечатлений детей закрепить их представление о зиме; учить наблюдать за природными явлениями и отвечать на вопросы после наблюдения; расширить кругозор детей посредством бесед, наблюдений;

Подвижная игра «Кто дальше бросит снежок?»;

Наблюдение за свойствами снега;

Наблюдение за зимующими птицами;

март

Предметы вокруг нас (инструменты)

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов, помогающих в саду и огороде; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения);

Дидактическая игра «Назовем, что видим»;

Наблюдение за работой дворника;

Предметы вокруг нас (помощники шитья)

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов шитья; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения);

Игра «Намотай нитку на катушку»;

Игра «Ниточка – иголочка»;

дата

тема

Программное содержание

Методы приемы

март

Экскурсия в методический кабинет (картины)

Расширить кругозор детей, знакомить их с методическим кабинетом (картинами); учить наблюдать, рассматривать и отвечать на вопросы после наблюдения; воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу; закрепить представление о весне;

Знакомство с произведениями живописи, в которых переданы отношения «мать и дитя»;   Игра «Подарки»;

Наблюдение за деревьями и насекомыми во время прогулки;

апрель

Предметы вокруг нас (одежда)

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); учить наблюдать и беседовать во время наблюдения; расширять кругозор детей;

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»; Прогулка по окрестностям детского сада, наблюдение «Как одеты прохожие?»;

Помоги зеленым друзьям

Формировать внимательное и бережное отношение детей к комнатным растениям; расширить кругозор детей, продемонстрировав пересадку растений; учить наблюдать за растениями, насекомыми; воспитывать интерес к познавательным беседам;

Наблюдение за комнатными растениями, выращенными в группе;

Прогулка по территории, поиск природных материалов для пополнения копилки «Подарки весны»;

Зеленый детский сад

Формировать бережное отношение детей к растениям; закреплять представления детей об уходе за растениями; учить наблюдать за живой природой; воспитывать интерес к созданию иллюстративного материала для группы;

Прогулка на участке, наблюдение за приметами весны;

Создание книги с иллюстрациями животных и растений;

май

Подарки весны

Закрепить у детей представления о весне; учить наблюдать за природными явлениями, погодными изменениями; развивать внимание, воображение детей;

Наблюдение за природой;

Игра с песком «Маленькие фантазеры»;

Что дарит лето нам

Расширить кругозор детей, дать представления об изменении людей с наступлением летнего сезона; предложить поискать приметы лета в мае; нацелить детей на ожидание лета;

Беседа на тему «Что подарит лето нам»;

Дидактическая игра «Как одеваться летом, зимой?»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования экологической направленности «Росинка»

Рабочая программа дополнительного образования экологической  направленности «Росинка» представляет собой цикл образовательной деятельности по развитию экологических знаний  у детей  4-5...

Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»

Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экология – это наука о взаимосвязях живы...

Рабочая программа по экологическому образованию дошкольников

Представленая рабочая программа по экологическому образованию дошкольников стала победителем на Всероссийскомом конкурсе «ПРИЗВАНИЕ – ВОСПИТАТЕЛЬ» оригинальных замыслов, пе...

Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"

Проблемы экологии  побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период  в жизни  ребёнка характеризуется особым, ...

Рабочая программа по экологическому образованию дошкольников МКДОУ д/с №33 "Наш дом - природа"

Рабочая программа по экологическому образованию дошкольников МКДОУ д/с №33 "Наш дом - природа"...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".

Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...

Рабочая программа дошкольного образования детей дошкольного возраста (4-7 лет) в соответствии с ФГОС ДО по экологическому образованию "КАПИТОШКА"

В программе «Капитошка» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и осн...