КВН по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик-семицветик»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

». Цель мероприятия – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

  города Ядрин Чувашской Республики

Конспект КВН по развитию финансовой грамотности

с детьми подготовительной группы 

«Экономический цветик-семицветик»

                                                                                       Разработал:

                                                                                                             воспитатель Тувалева Л.В.

                                                                                           

2020 г.  

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран.
  • Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
  • Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
  • Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

Оборудование и материалы: копилки с эмблемами "Знатоки" и  "Экономы"; цветик-семицветик из картона; картинки с изображением купюр и флагов разных стран; разрезные картинки на тему "Профессии" и "Товар"; мольберты; монеты из бумаги; подносы; мяч;  2 модели на плакатах «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами; галстуки красного и зеленого цвета; угощение для ребят.

Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик", рассматривание денег разных стран,  загадывание загадок, беседы "Что вы знаете о  семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека".

Перед КВН  предложить детям выбрать и завязать на шею галстуки  красного и зеленого цвета, чтобы в нужный момент быстро разделить детей на команды.

Ход:

Мотивационно - ориентировочный этап

Игра – приветствие «Круг друзей»

Воспитатель: Встанем в круг скорее дружно,

                         Поздороваться нам нужно.

                         Говорю вам всем: «Привет» -

                         Улыбнись мне в ответ.

                         Здравствуй, правая рука,

                         Здравствуй левая рука!

                         Здравствуй друг, здравствуй друг,

                         Здравствуй весь наш дружный круг!

 (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Поисковый этап

Воспитатель:  Ребята, вы помните сказку "Цветик-семицветик"? В этой сказке волшебница подарила девочке Жене цветик-семицветик, и Женя смогла исполнить семь своих желаний. Сегодня нам подарила такой цветок Фея экономических наук. Это удивительный цветок: на каждом его лепестке Фея написала нам необычные задания. А вот её пожелание:

По моему хотению,

По моему велению

    Сделай детей умными

                И экономически грамотными!

Воспитатель: Сегодня будут соревноваться между собой две команды. Ребята с красным  галстуком, садятся за один стол, вы будете командой "Знатоки".

Дети садятся.

- Дети у которых зеленый галстук, садятся за другой стол, вы будете командой "Экономы".

Дети садятся.

Воспитатель: Ребята, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы еще раз об этом поговорим, за каждое правильно выполненное задание команда будет зарабатывать монету. В конце игры монеты подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. В игре  вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем отрывать лепестки цветика- семицветика, но прежде, давайте вспомним правила игры КВН:

• Слушаем внимательно вопрос;

• Обсуждаем и даем ответ;

• Не кричим - это главное правило;

• За полный, правильный ответ зарабатываем монету;

• Побеждает та команда, у которой больше монет;

Все вопросы, загадки, задания будут касаться финансов,денег,зарплаты….

Воспитатель: Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Приступаем!

Практический этап

Воспитатель:   Отрываем первый лепесток:

                                         Лети, лети, лепесток,

                                         Через запад на восток,

                                         Через север, через юг,

                                         Возвращайся, сделав круг.

                                         Лишь коснёшься ты земли,

                                         Быть нам знайками вели!

Воспитатель: Для вас ребята загадка от Феи экономических наук:

   Бывают они медные, блестящие, бумажные,

   Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?

Дети: Деньги.

Воспитатель: Какие они бывают?

Дети: Металлические деньги – монеты и бумажные купюры.

Воспитатель: Еще какие деньги?

Дети: Электронные деньги – пластиковая карта.

Игра «Разложи монеты по порядку»

1, 5, 10,50                 1,2,5,10

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Воспитатель:  Отрываем второй лепесток.

- Фея экономических наук предлагает вам вспомнить, как называются Российские деньги?

Дети: Рубли.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран?

Дети: Валюта.

Воспитатель: Задание для команд "Узнай деньги разных стран". Выполнять задания вы будете парами.  

     Воспитатель раскладывает на столах для детей картинки с изображением купюр разных стран (России, США, Германии, Франции) и изображения флагов этих стран. Необходимо подобрать в пару к каждой купюре флаг той страны, где пользуются этими деньгами; сказать, как называются деньги, назвать страну.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты за правильно выполненное задание)

Воспитатель:   Отрываем третий лепесток.

- Фея экономических наук, предлагает нам поговорить о том, что можно купить за деньги -  о товаре.

Воспитатель: Ребята, а что такое товар?

Дети: Товар - это то, что производится для продажи.

Воспитатель: А кто изготавливает товары?

Дети: Люди разных профессий.

Воспитатель: А где мы приобретаем товары?

Дети: На рынке, в магазине, в торговых центрах, киосках.

Воспитатель: Задание для команд называется "Товар или услуга?».

Педагог обращает внимание детей на конверты, которые лежат перед ними на столах. В конвертах разрезные картинки, на которых изображены предметы: яблоко, носки, неваляшка, кровать, помидор, машина, стол, свитер; и люди разных профессий: дворник, полицейский, продавец, строитель, парикмахер, дрессировщик, балерина, доктор.

- Ребята, достаньте из конвертов разрезные картинки и соберите их. В конце игры дети из каждой команды по очереди называют что или кто изображен: например, на картинке изображено яблоко - это товар или на картинке изображен парихмахер, он предоставляет услугу.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты за правильные ответы)

Воспитатель:   Отрываем четвертый лепесток.

- Фея экономических наук предлагает командам немного отдохнуть.

                    Физкультминутка

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5                        (шагаем на месте)

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5                        (сгибаем и разгибаем) пальцы рук

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем         (загибаем мизинец и                    безымянный)

Третья монетка одежду купить                                (загибаем средний палец)

На четвертую монетку будем есть и пить               (загибаем указательный палец)

Ну а пятую дружок,  

пока спрячем в кошелёк                                  (прячем большой палец в кулак)

 (Движения выполняются в соответствии с текстом)

Воспитатель:   Отрываем пятый лепесток.

- А сейчас мы с вами поговорим о том,  без чего человек не может жить:

        Этим словом предметы называют.

        Это слово, например, означает:

        Дом, одежду, обувь, воду,

        Свет, тепло и чистый воздух,

        Телевизор, самокат, конфету-

        Все нам в жизни нужно это!

        Что же это?

Дети: Потребности. 

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Воспитатель:   Задание от Феи экономических наук для команд: посмотрите на доску, найдите среди всех изображений и назовите важные  потребности человека, т.е. то без чего человек не может жить (изображения планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушки, компьютера, машины, солнца, дома). Выиграет та команда, которая назовет больше важных потребностей.

Ответы детей:

- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

- У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.

 -Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей.

-У человека есть потребность в солнечном свете, без солнца не будет жизни на планете.

Воспитатель: Все остальные предметы человек хочет иметь, но без них он может обойтись.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Воспитатель:   Отрываем шестой лепесток.

-Ребята, была ли у вас такая ситуация:  вы идете домой из детского сада и просите у мамы что-нибудь купить, а мама вам не покупает?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, почему не покупает?

Дети: Чтобы каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.

Воспитатель: Прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет: подсчитать доходы и расходы. В каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет. А что такое семейный бюджет?

Дети: Это деньги, которые заработали все члены семьи.

Воспитатель: Фея экономических наук предлагает командам помочь родителям распределить семейный бюджет и поиграть в игру "Хочу и надо". Перед каждой командой на мольберте  схема потребностей и пять монет. Вы должны определить, к чему можно отнести этот предмет – к необходимым потребностям «надо» или к желаниям «хочу». На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают  сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

     В конце игры вызываются дети из каждой команды, которые объясняют, как был распределен семейный бюджет: сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета, а когда уплачено за все жизненно важные потребности, можно купить, что хочется или отложить на следующую покупку. 

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Воспитатель:   Отрываем седьмой лепесток.

- Фея экономических наук предлагает вам вспомнить, как можно экономить деньги в семье.

Воспитатель:  Ребята, а откуда мы деньги берем?

Дети: Мамы и папы ходят на работу и получают зарплату.

Воспитатель:  А бабушки и дедушки?

Дети: Получают пенсию.

Воспитатель:   А братья и сестры, которые учатся в колледжах, университетах, институтах?

Дети: Получают стипендию.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Да - нет!»  Я буду по очереди для каждой команды говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: "Да", если не согласны с высказыванием, говорите: Нет".

•        Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

•        Чаще обедайте в кафе.

•        Проси у родителей подарки к каждому празднику.

•        Сходил в магазин, оставь себе сдачу.

•        Бережно относитесь к своим вещам.

•        Чаще пользуйтесь услугами такси.

•        Старайся больше ходить пешком.

•        Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

•        Не лей понапрасну воду из - под крана.

•        Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.

Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

(Воспитатель подводит итог, раздает монетки)

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Фея экономических наук приготовила для вас  общую игру 

 -Ребята, а вы делали покупки самостоятельно?

Дети: Да.

Воспитатель: А все ли можно купить или обменять?

Дети: Нет

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

Игра «Что нельзя купить за деньги?»

Команды выходите на ковер, становитесь в круг. Я буду по очереди бросать мяч и говорить слова: тот кому я брошу мяч, ловит его, отвечает: "Можно купить" или "Нельзя купить" и возвращает мяч воспитателю. Готовы?

Дети: Да.

     Воспитатель называет слова: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, милосердие, квартира, хлеб, смелость.

Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие задания приготовила для вас Фея экономических наук?

Ответы детей.

Воспитатель: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю командам подсчитать свои монетки.

Угощение ребят сладкими призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по развитию речи и окружающему в подготовительной группе. ТЕМА: "Цветик - семицветик".

Целью занятия является: закрепление знаний детей о сказке «Цветик – семицветик», жанровых особенностях сказки; обогащение словарного запаса детей;воспитание бережного отношения к природе....

Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)

«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...

Коммуникативно - игровая деятельность с детьми 6 – 7 лет «Цветик-семицветик»

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное усвоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе "Уточка". Тема" Финансовая школа".

Цель: содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста. Дать детям представления о  понятиях " деньги ", " купюры", "семейный бюджет"  и его сос...