Проект "Не учи безделью, а учи рукоделью"
проект по окружающему миру

Гулевская Ольга Сергеевна

проект по ранней профориентации в средней группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект67.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

____________________________________________________________________

652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, д.Ольговка, ул. Новая, 1

Телефон: 8 (384-41) 2-21-96

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

Проект по ранней профориентации дошкольников

разновозрастная группа «Росинка»

       

Воспитатель:

Гулевская О.С.

2020г

Яйский муниципальный округ

Пояснительная записка

 В современном мире компьютерных технологий особое внимание государственной политики направлено на  образование. Большое значение в этой связи отводится дошкольному образованию. Перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ. Дошкольное учреждение – первая ступень единой непрерывной системы образования. Именно в ДОУ формируются базовые знания о профессиях; дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

     Система знаний о профессиях формируется у детей в зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка.

      В детском саду необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку,  на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности  является  основой ранней профориентации.          

     Как же ребенку, доступно для его понимания объяснить кто такой эколог, менеджер, визажист, программист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии ведь даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же научить ребенка  выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? Ведь правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Для взрослых профессия – дело всей жизни. Для ребёнка дело его жизни на этом этапе – игра. Поэтому наши дети играют в профессии. Наша задача представить детям как можно больше материала для игры и познакомить их с новыми неизвестными профессиями.

     Наблюдая за детьми, мы убедились, что они не обладают достаточным уровнем представлений о современных профессиях.  Хотя в настоящее время стали появляться отдельные публикации по ознакомлению  детей с профессиями экологов, дизайнеров, программистов и др, но все эти материалы разрознены и бессистемны.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.

Цель проекта

Формирование представлений о разных профессиях, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.

Задачи проекта

  • расширение представлений о мире, формирование интереса к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;
  • развитие навыков активного речевого общения, обогащение и активизация словаря: названия и назначение профессий, их своеобразие, действия, результаты деятельности, способности и качества человека, орудия труда, фирменная одежда, значение профессий в жизни людей, их необходимости в разных жизненных ситуациях;
  • развитие конструктивных способностей, мышления и воображения;
  • формирование потребности в чтении литературных произведений, как источника новых знаний;
  • развитие стремления отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной и игровой деятельности;
  • развитие навыков контроля и самоконтроля;
  • воспитание бережного отношения к результатам труда.

Вид проекта: информационно-творческий, игровой, коллективный.

Срок реализации: долгосрочный, учебный год 2019-2020г.

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы «Росинка» (3-7 лет), их родители (законные представители).

Место проведения: разновозрастная группа «Росинка»

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

– разработка плана реализации проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы,

репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

- Беседа о профессиях. Понятие слова «профессия».

II этап – основной (практический):

           Содержание работы в процессе реализации основного этапа:

1) С дошкольниками: внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников  о профессиях через организацию видов детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное, режимные моменты и самостоятельной деятельности.

2) Работа с родителями (законными представителями)

3) Работа с педагогами

III – заключительный этап:

Подведение итогов проектной деятельности, анализ достигнутых результатов;

Оформление результата проекта в виде презентации.

План реализации проекта по этапам

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1 этап подготовительный

    Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. изучение методической литературы:

-Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»

-О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

-Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду»

-Н.Ф .Губанова «Развитие игровой деятельности»

-Л.Н. Волошина «Обучение детей в игровой деятельности»

-.В. Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях

-Т.А. Шорыгина. Профессии. Какие они?

- Консультация для родителей «Не учи безделью, а учи рукоделью»

1 неделя сентября

     Создание необходимых условий для реализации проекта:

- перспективно-тематическое планирование

«Знакомство с профессиями»

- изготовление и приобретение дидактических, развивающих игр

- подбор дидактических карточек «Профессии»

- подбор демонстративных картин «Кем быть?»

- сценарии конспектов НОД

- картотека профессий

1 неделя сентября

2 этап

основной (практический)

1) С дошкольниками: внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах через организацию видов детской деятельности.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Что нужно для работы медсестры», «Можно и нельзя», «Что должно быть в аптечке»,  «Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку», «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара»

Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Строители», «Семья», «Гараж», «Пожарные», «Полицейский», «Магазин»

Настольные игры: «Разрезные картинки», Лото, «Кем быть?»

Коммуникативная деятельность:

Беседа «Чем занимается помощник воспитателя?».

Беседа «Предметы – помощники».

Заучивание стихотворений скороговорок, считалок, обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций.

Трудовая деятельность:

Сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная уборка. Приготовление детьми совместно с поваром салата из фруктов

Восприятие художественной литературы 

О.Емельянова «Повар», С.Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара», Лика Разумова «Повар». А.Барто «Мы с Тамарой», «Очки», О.Емельянова  «Врач», «Тигр», К.Чуковский «Айболит», Лика Разумова «Доктор», И.Токманова «Мне грустно, я сижу больной». Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».  Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант». Н. Калининой «Помощники», И.Деемьянов «Я теперь большая», А.Кузнецова «Кто умеет», Е.Груданов «Наша нянечка».         

Изобразительная деятельность: Рисование «Украсим чайную чашку и тарелку», «Овощи и фрукты».

Лепка «Посуда», «Угощение для куклы», «Фрукты и овощи для повара», «Чашка с блюдцем»

Аппликация «Чашки большие и маленькие», «Красивый

фартук для няни», «Поможем расставить тарелочки на стол»,  «Витаминки для Иринки», «Консервируем овощи»

Конструирование: из картона, бумаги способом оригами, из строительного материала. Конструирование «Больница для кукол».

           2) Работа с родителями (законными представителями)

Привлечь родителей к созданию атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

-Рекомендации: чтение сказок, рассказов, стихов; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций в познавательной литературе; просмотры познавательныхмультфильмов.

Сентябрь-апрель

3 этап заключительный

Подведение итогов проектной деятельности, анализ достигнутых результатов;

Оформление результата проекта в виде презентации

апрель

Ожидаемые результаты:

Для детей: 

- расширение интереса и кругозора, уровня знаний детей о профессиях, о потребности в труде;

- развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности, творческих способностей, желания выполнять трудовые поручения,

- привитие уважительного отношения к труду взрослых и результатам их труда.

Для родителей:

- вовлечение в совместную образовательную деятельность (реализация проекта по ранней профориентации);

Для педагогов:

- повышение профессиональной компетентности в проектной деятельности;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации дошкольников.

Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей; атрибуты к сюжетно-ролевым играм; фотографии детей в игровой деятельности; настольные и дидактические игры, тематический  альбом «Профессии», картотеки бесед, пальчиковых игр, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и упражнений, стихов, рассказов, загадок, пословиц.

Список литературы

  1. Антонова, Т. В., Иванова, Р.А. Формирование детского игрового общества [Текст]/Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2001. – 205с.
  2. Алиева, Т. Книга и творчество ребенка [Текст] / Т. Алиева // Дошкольное воспитание, 2000, №10, с.24.
  3. Андреева, Н.Ф. Влияние воспитателя на содержание игр детей [Текст] / Н.Ф. Андреева // Дошкольное воспитание, 2003, № 2, с.36.
  4. Артемова, Л.В. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Л.В. Артемова // Дошкольное воспитание, 1972, № 6, с.5.
  5. Бересневич, Е.В. Развитие игры ребёнка под влиянием воспитания [Текст]: Творческие игры в детском саду / Е.В. Бересневич. - М.: 1951. – 300с.
  6. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Михайлова, З.А. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие [Текст]/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2010. – 592с.
  7. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Михайлова, З.А. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 528с.
  8. Венгер, Л.Л. Сюжетно - ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст]: Игра и ей роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Л.Л. Венгер. - М.: 1978. – 321с.
  9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966, № 6, с. 62.
  10. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н.Выготский. – СПб.: Союз, 1997.- 302с.
  11. Жуковская, Р.И. Руководство творческими играми дошкольников [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: 1953. – 258с.
  12. Кравцова, Е.Е.Понимание игры в психологии Л.С.Выготского [Текст] / Е.Е.Кравцова //Современное дошкольное образование, 2011, №3, с.23.
  13. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре [Текст] / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова // Дошкольное воспитание, 2003, №4, с.18.
  14. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] / Л.Прохорова // Дошкольное воспитание, 1996, №5, с.21.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

 Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.       

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу был разработан педагогический проект «Не учи безделью, а учи рукоделью».

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

На подготовительном этапе:

– разработка плана реализации проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы,

репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

- Беседа о профессиях. Понятие слова «профессия».

В процессе реализации основного этапа в работе с дошкольниками в образовательную деятельность внедрялись эффективные методы и приёмы по расширению знаний дошкольников о профессиях через организацию видов детской деятельности: Дидактические игры: «Можно и нельзя», «Что должно быть в аптечке»,  «Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», Сюжетно-ролеваые игры «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Строители», «Семья», «Гараж», «Пожарные», «Полицейский», «Магазин»; Настольные игры: «Разрезные картинки», Лото, «Кем быть?»;

Беседы «Чем занимается помощник воспитателя?», «Предметы – помощники». Заучивание стихотворений скороговорок, считалок, обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций. Сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная уборка. Приготовление детьми совместно с поваром салата из фруктов. Восприятие художественной литературы.

В процессе  реализации проекта у детей расширился  интерес и кругозор, уровень знаний детей о профессиях, о потребности в труде;

- развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности, творческих способностей, желания выполнять трудовые поручения,

- дети стали  уважительно относиться  к труду взрослых и результатам их труда.

Приложение 1

Перспективный план работы на  основном этапе реализации проекта

месяц

Профессия

Формы работы

сентябрь

Воспитатель

Беседа:«Мой самый лучший друг- воспитатель»

С/р игра «Играем в воспитателей»

Ч.х.л. Пожарова М. «Воспитатель»

октябрь

Повар

Знакомство и беседа о труде повара

Экскурсия с детьми на кухню детского сада

Чтение считалок про повара

ноябрь

Продавец

Знакомство и беседа о труде продавца

Экскурсия в магазин

С/р игра «В Супермаркете»

Раскраска «Профессии»

декабрь

Парикмахер

Знакомство и беседа о труде парикмахера

Настольно –печатная игра «Что нужно парикмахеру?»

С/р игра «В парикмахерской»

Просмотр презентаций «В салоне красоты»

январь

Полицейский

Беседа о труде полицейского

Рассматривание иллюстраций

Ч.х.л. Михалков с. «Дядя Стёпа милиционер»

февраль

Спасатель

Знакомство и беседа о труде спасателя

Экскурсия на работу к родителям (МЧС)

Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю»

март

Библиотекарь

Знакомство и беседа о труде библиотекаря

Аудио СД. Сборник стихов детской поэтессы Н.А.Кнушевицкой: «Библиотекарь»

С/р игра «В мире книг»

апрель

Врач

Знакомство и беседа о труде врача

С/р игра «В амбулатории»

Ч.х.л. К Чуковского «Доктор Айболит

Просмотр мультфильма

Скороговорки о содержании труда врача

май

Строитель

Знакомство и беседа о труде строителя

Рассматривание иллюстраций

Слушание песен на тему : «Строители»

Раскраска «Профессии»- строители

Приложение 2

Дидактические игры

«Кто где работает?»

   Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место.

        Воспитатель – в детском саду;

        учитель – в школе;

        врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

        повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

   Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»

   Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

        

«Кто что делает?»

   Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

        

«Исправь ошибку»

   Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

   Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

   Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах,  инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

   Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

   Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют,  что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

    Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)        

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

    Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)

    Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.д.

Приложение 3

Консультации для родителей.

«Профориентация детей в дошкольном образовании»

                                                                                                                 

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. 
    В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
    К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. 
     Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Что родители могут рассказать ребенку  о выборе профессии

        Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление .

        Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

        Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно – единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».

        Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция  может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.  С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.

Как семья влияет на отношение к работе

       Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время? 

       Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что – то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

          И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

        И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда

Приложение 4

                                    « Не учи безделью,  а учи рукоделью»

 Родителям о ранней профориентации   дошкольников

Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них формируется такое же. Если родители гордятся тем, что делают, то ребёнок с раннего детства осознаёт: удовлетворённость жизнью связана с профессией. Часто дети ориентируются на профессии родственников, что является причиной появления трудовых династий и дети становятся «шофёром, как папа», «учителем, как мама». Семейные профессии могут значительно ограничить выбор ребёнка, поэтому надо, чтоб дети хорошо представляли, чем занимаются люди разных профессий. Делать это лучше в игровой форме.

Как познакомить ребёнка с профессией?

Походы на рабочие места и экскурсии.

Чтение книг.

Ролевые игры.

Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях.

Дидактический материал: детям о профессиях, настольно-печатные игры.

Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них формируется такое же. Если родители гордятся тем, что делают, то ребёнок с раннего детства осознаёт: удовлетворённость жизнью связана с профессией. Часто дети ориентируются на профессии родственников, что является причиной появления трудовых династий и дети становятся «шофёром, как папа», «учителем, как мама». Семейные профессии могут значительно ограничить выбор ребёнка, поэтому надо, чтоб дети хорошо представляли, чем занимаются люди разных профессий. Делать это лучше в игровой форме.

Чтение книг  

   Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».  Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.  Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.

Ролевые игры  

    Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера.  Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения),  так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.  

Мультфильмы и специальные      видеоролики

Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей.  Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.  Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.  Дидактический материал: детям о профессиях  Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек.  Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

Как следует знакомить ребенка с профессиями

1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

3.  В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.  

6.Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

      Обучайте малышей играя!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькое дело лучше большого безделья

Занятие по ознакомлению с художественной литературой....

Проектная деятельность Тема: «Наше рукоделие».

Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.За...

Проект с детьми 4 - 5 лет "Маленький труд - лучше большого безделья"

Комплексная совместная деятельность педагога с детьми 4-5 лет по формированию    трудовых навыков....

Маленькое дело лучше большого безделья.

Развлечение в летний период. Итог одноименного проекта....

Рекомендации для родителей дошкольников «Правильный выбор между трудолюбием и бездельем» 2020 г.

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудно...

Буклет для родителей:"«Не учи безделью, а учи рукоделью»

Буклет о ранней профориентации детей, предназначен для родителей....

Родителям о ранней профориентации «Не учи безделью, а учи рукоделью»

Буклет для родителей «Не учи безделью, а учи рукоделью»...