Конспект открытого занятие по познавтельному развитию в среденей группе " Путишествие в лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Евдокимова Ирина Григорьевна

В ходе занятия расширяем представление детей о лесе,формируем и закрепляем знания о деревьях,воспитываем бережное отношение к природе в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Путешествие в лес».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель: расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки рисования.

Задачи: закрепить знания о деревьях; воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения; учить рисовать дерево нетрадиционным способом. Активизировать речь детей, продолжать учить детей отвечать полным индивидуальным ответом.

Предварительная работа с детьми: разучивание с детьми стихов и загадок.

Оформление группы: пейзажами Шишкина И. И. «Хвойный лес», «Еловый лес», «Березовая роща», «Опушка леса», «Дуб»; плакат-рисунок экологических ситуаций; искусственные ёлочки.

Ход ООД: Организационный момент.

1. Дети заходят под музыку и здороваются с гостями:

Станем рядышком по кругу скажем, здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется, утро доброе начнется. Доброе утро!

Воспитатель: Ребята сегодня утром в наш садик пришло письмо. На конверте написано: « Город Москва,улица Шолохова дом 6 корпус 4, ребятам средней группы №8 Умники». Скажите, оно пришло по адресу?

Дети: ДА.

Воспитатель: Давайте откроем и прочитаем его.

«Очень вас друзья люблю,

Приходите в гости, жду. Лес»

Лес приглашает нас в гости!

 Ребята, вы хотите отправиться в интересное путешествие?

В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом походе вы должны помогать друг другу, и тогда удача будет сопутствовать вам.

3. Развивающая игра «Превращение в листочков»

Воспитатель: Осень мимо пролетала

И листочки разбросала.

Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.

Возьмите по одному листочку (дети выбирают любой лист дерева)

Раз, два, повернись – и в листочек превратись (дети выполняют задание)

- Ты на каком дереве рос? Ответы детей (Я рос на берёзе)

- Значит ты, какой лист? (берёзовый лист) и т. д.

- Подул ветер, и листочки полетели. (Звучит музыка, дети исполняют движения с листьями).

- Прилетели в лес на полянку.

Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою?.

Все открой, не утаи.

Ты же видишь мы свои.

- Ребята, а что такое лес? (Лес – это много деревьев)

- А какие деревья растут в лесу? (елка, сосна, дуб, береза, осина, клен, липа, ива)

Воспитатель: Все деревья несут свою пользу, они очищают воздух. Береза выделяет березовый сок – сок полезно пить для здоровья. Из цветков липы пчелки делают мед – очень вкусный. Еще липовый отвар очень полезен для здоровья, пьют как чай.

4. Экологическая ситуация

Воспитатель: Про лес написано много стихов, нарисовано картин.

- Почему человек так любит лес? (В лесу можно отдохнуть. В лесу можно подышать свежим воздухом. Можно поиграть. Лес очищает воздух. Лес помогает жить животным, птицам и насекомым. Лес оздоравливает людей).

- Какие стихи вы знаете о деревьях?

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Я стою зеленый.

Значит, я выносливый.

Значит, закаленный.

***

Елка, елка,

Елочка,

Вершинка –

Что иголочка!

С буйным ветром

Борется,

Дотронешься –

Уколешься!

***

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый,

За косичку дернул иву?

Может ива хочет пить?

Может нам пойти спросить?

Воспитатель: Ребята лес неспроста нас пригласил, у него деревьев стало меньше и просит нас помочь. Посмотрите внимательно на эти картинки, мне очень больно на все это смотреть. Интересно, почему деревьев стало меньше, давайте узнаем:

- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей по картине)

- Почему нельзя ломать ветки? (деревья живые, они повянут)

- Почему нельзя разорять гнезда?

Гнездо на ветке - птичий дом.

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй.

И никому не позволяй.

- Почему нельзя выбрасывать мусор?

Чтобы было по лесу приятно гулять.

Не надо бутылки и мусор бросать.

Если лес не беречь, он погибнет.

И беда всех людей настигнет.

- Почему нельзя разводить огонь?

Нельзя костёр бросать в лесу,

Костёр в лесу несёт беду.

Пожар в лесу может случиться.

Без дома будут зверь и птица.

- Если мы не будем соблюдать правила, мы сохраним лес? (нет)  

 Ребята, есть люди, которые думают о  природе и наносят большой вред и деревьям и животным , разбрасывая мусор в лесу, посмотрите, что произошло с нашим лесом? (Люди разбрасали мусор)

Воспитатель: Правильно, ребята, нельзя бросать фантики, пакеты, бумагу,

пластиковые и стеклянные бутылки.

Давайте и мы соберём весь этот мусор, чтобы было чисто и

красиво.

Проводится игра ”Кто быстрее соберёт мусор”.

Нужно собрать фантики в корзину.

Как чисто стало в лесу! Какой чистый воздух.

Воспитатель: - Проходила я мимо участка, там так красиво деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали?

- А вы задумывались почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают?  

   И как они опадают?

Ответы детей: -листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Пункт 4 ( на карте гриб, и решают что бы они хотели выяснить).

  Исследование  1( нарисована лупа и лист).

  Исследование  2( нарисован зеленый лист).

  Исследование  3(  нарисован большой и маленький листок).

 Исследование 4 ( нарисованы две коробки).

Воспитатели: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?

Ответы детей: Нужно провести опыты в лаборатории.        

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Ответы детей: Листья не только украшают дерево, но и благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос: А вам интересно узнать как устроен лист?

Ответы детей: Интерестно.

Воспитатель: А для того чтобы лучше рассмотреть листок чем нужно воспользоваться?

Ответы детей: Воспользуемся увеличительными приборами Лупа или микроскоп.

Исследование 1: строение листа с помощью лупы.

 Рассмотрим сначало черенок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Затем верхнюю поверхность листа. Видите жилки –тонкие трубочки, которые идут от черенка по всему листу , через эти жилки листок питается влагой.

Край листа называется « кромка». Рассмотрите. Верхушка листа бывает  острой или округлой . Рассмотрите и скажите какая она у вашего листа.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос : Почему осенью листья изменяют окраску и опадают.?

Воспитатель: - А почему же листья желтеют осенью? Дело в том что листья имеют зеленый цвет благодаря зелёному веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вщество.

Исследование 2: « Почему лист зеленый?»

Дети предполагают.

Воспитатель: - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам кусочка белой ткани. Теперь кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Ответы детей: На ткани появились зеленые пятна.

Воспитатель: Это зеленое вещество и есть хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет.

Вывод детей: Когда наступает осень и становиться холоднее и меньше солнечного света это вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист и меняет свой цвет.

Воспитатель: - Какого цвета бывают листья осенью?

Ответы детей: -оранжевые, красные , коричневые, желтые.

Исследование 3:    Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка , в том месте, где он прикреплен к ветке. Осенью в основании черешка , где он прикреплен к ветке, появляются пробковый слой. Он как перегородка отделяет черешок от ветки.

Эксперимент: « Как листья падают».

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по –разному. Давайте проведем эксперимент , для того , что бы выяснить , какие листья падают быстро, а какие медленно.

 Для этого возьмите в руки лист и встаньте. Поднимите руку с листком вверх и выпустите его.

Воспитатель: Пока лист летел что вы заметили?

Ответы детей:  быстро или медленно он падал, летел прямо в низ или кружился.

Воспитатель: Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Выводы детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружаться. А мелкие быстрее и кружаться.

Исследование 4: Что же случилось с опавшими листьями?

Ответы детей:  Они высыхают.

Воспитатель:  А вы сумеете определить шелест сухих и только что опавших листьев на слух?

Ответы детей: Да.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Пункт 5: ( волшебный листочек).

Воспитатель:  По дороге золоченой

                           Осень в гости к нам пришла.

                           И мальчишкам и девченкам

                           Щедрый дар она несет.

                           Что за дар?

Дети находят мешочек с фруктами и садятся на коврик.

- Тише, тише, тишина

Сказка в гости к нам пришла.

Вы ребята не шумите,

Сказку нам вы не спугните.

Воспитатель: Жила была волшебница, и звали ее осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.

В волшебном мешочке, хранит она свое главное волшебную кисточку- именно она позволяет ей творить множество чудес.

Как красиво Осень раскрашивает свои дары, но она забыла у нас свою кисть и дары остались не разукрашенными.

Воспитатель: - Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?

Для этого нам необходимы кисточки из волшебного мешочка , белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?

Понравилось вам в гостях? Будете вы Его беречь? Лес дарит вам угощение…

Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в лес»

Людмила Анатольевна Богомолова
Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в лес»

Цель: Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.

Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей

экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации,

интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Закреплять счет в прямом порядке, названия цветов (желтый, зеленый, красный); соотносить цвет предмета с цветом корзины.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память; активизировать коммуникативные умения; развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений; развивать эстетический вкус через слушание музыки.

Предварительная работа: беседы об охране природы, отгадывание похожих загадок, знакомство со значением слов: экология, привал, браконьеры. Заучивание стихотворений.

Подготовка к занятию:

1. Атрибуты к играм (корзинка, яблоки – вырезные, карточки –зеленого, желтого, красного и белого цвета, прищепки, трафареты – ежа, 2 - конверта)

2. Игра: «Посади дерево» Стаканчики с землей, палочки для рыхления, салфетки, веточки для посадки, лейка.

3. Презентация занятия.

Ход занятия:

Эмоциональный настрой:

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? (Ответ детей) Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

• В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

• Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).

• Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

• Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

• А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

• Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

• Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

• Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).

• Тихий шелест ветра. (Простирание ладоней).

• Солнце! (Руки вверх).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное, познавательное

путешествие.

В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом походе вы должны помогать друг другу, и тогда удача будет сопутствовать вам.

- Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Занимайте свои места, мы едем в лес. (слайд №1)

Звучит музыка «Автобус». Воспитатель выполняет вместе с детьми движения под музыку

- Мы приехали. Выходим аккуратно из автобуса, не мешаем друг другу.

– Готовы идти, встаём за мной. Сначала мы пройдём по узенькой дорожке, перешагнём через упавшие деревья, перейдём болото по кочкам.

– Вот мы и в лесу! (слайд№2)

Богдан:

Здравствуй, лес, дремучий лес

Кто в глуши твоей таится.

Что за зверь, какая птица?

Всё открой - не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

Правда, здесь красиво. Что вы увидели в лесу? (Ответы детей.)

много деревьев

– Присядем.

- Ребята, посмотрите, тут какое-то письмо (достаёт, читает)

”Браконьеры были здесь

И срубили весь наш лес.

Письмо писали медвежата,

Этот лес – дом для зверей.

Очень просим вас, ребята,

Помогите нам скорей! ”

Ребята, есть люди, которые занимаются охраной природы – экологи. Они следят, чтобы чистыми были леса, прозрачная вода в реке, чистый воздух.

А кто такие браконьеры? (ответы детей)

Правильно, это люди, уничтожают леса, птиц, зверей, рыб.

- Ребята, поможем медвежатам? Давайте ”посадим” новые деревья

и у зайчат, медвежат, лисят будет лес, их дом.

Игра «Посадим дерево»

- Давайте, посадим дерево. Сначала возьмем. (саженец) и посадим его в. (землю).

- Чтобы он рос, надо его. (полить).

-А что еще растению нужно. (солнце)

- Пройдет время и появится. (листики)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно.

(слайд№3, №4)

Воспитатель: Ребята, скажите, разве можно рубить деревья в лесу?

(ответы детей)

Игра «Можно -нельзя» (дети отвечают хором)

• Ломать деревья и ветки (нельзя). (слайд№ 6)

• Сажать больше деревьев (можно). (слайд№7)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя). (слайд№8)

• Ходить только по тропинкам (можно). (слайд№8)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя). (слайд№9)

• Любоваться ими (можно). (слайд№9)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя). (слайд№10)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно). (слайд№10)

• Разжигать костры в лесу (нельзя). (слайд№11)

• Беречь лес от пожара (можно). (слайд№11)

• В лесу шуметь (нельзя). (слайд№12)

Так что же такое лес? (слайд№13)

Дети отвечают:

Лес – зеленый наряд нашей земли. (Вероника)

Лес – дом животных и птиц. (Батыр)

Лес – наше богатство. (Катя)

Лес – красота нашей природы. (Саша)

Воспитатель:

Лес – это сказка.

Лес – это дом,

Лес – это друг, с которым вдвоём

Всегда интересно и радостно быть,

Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес – это книга.

Лес – это мир.

Лес – словно счастье увидеть хотим.

Все тайны свои лес откроет тебе

И радостней станет от них тебе.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой, бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Давайте присядем на пенечки, посмотрим вокруг.

- Как вы думаете? Какое сейчас время года? (слайд 14 - весна)

- По каким признакам вы догадались, что сейчас время года весна?

(Ответы детей)

Дети, возьмите карточки на стульчиках. (показ слайдов№ 15,16,17,18)

“Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый”.

“Четверо художников,

столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога. ” (Зима)

“У второго – синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава…” (Весна)

“На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака…” (Лето)

“А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам!” (Осень)

Молодцы! Хорошо знаете времена года.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается.

и сейчас мы полетим на самолёте. (слайд№19)

(Дети поднимают руки, разводят в стороны и ”самолётиками”

летят)

Воспитатель: Всё, прилетели. Заходим на посадку (дети садятся на стульчики).

Ребята, мы прилетели с вами на берег Иртыша. (слайд№20)

Физминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте,

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс,

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши,

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

-Ой, куда это мы попали? Как грязно, здесь что это– свалка?

Юрченко Батыр: Ах, Иртыш, река большая

Города на ней стоят.

Мусором берег весь усыпан,

Стёкла режут и блестят.

Зайнуллин Саша: Без конфет не может жить страна.

Ест народ конфеты круглый год.

Если же он фантики бросает,

То свою планету засоряет.

Турбан Вероника: Должен помнить ты, и он, и я –

Фантиком погубишь муравья.

Хоть они красивы и легки

Могут умереть от них жуки.

Басалай Катя: Правильно друзья

Поступит тот

Кто свой фантик

В урну унесёт.

Воспитатель: Правильно, ребята, нельзя бросать фантики, пакеты, бумагу,

пластиковые и стеклянные бутылки.

Давайте и мы соберём весь этот мусор, чтобы было чисто и

красиво.

Проводится игра ”Кто быстрее соберёт фантики”. Приглашаю 2-х детей,

Нужно собрать фантики в корзину.

(слайд№21)

Воспитатель: Ну вот здесь порядок, можно двигаться дальше.

На автобусе мы ехали, на самолёте летели, а сейчас мы поплывём на лодке. (слайд№22)

(Дети садятся на пол, ”берутся за вёсла” и гребут).

Воспитатель: Ой, ребята, беда. Поднялся ветер и наши лодки опрокинул.

Поплыли к берегу.

(Дети лёжа на животе ”плывут” к берегу.)

Все ребята доплыли, все на берег вышли?

Давайте сделаем привал, обсохнем, отдохнём.

- Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет! (включается фильм «Еж»)

- К нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся. Ребята, ежик почему-то грустит. Он мне сказал, что шел к нам в гости с подарком, уронил его и все просыпал. (на столе рассыпаны картинки яблок желтого, зеленого и красного цветов)

- Давайте посмотрим, что нам принес ежик? (яблоки)

- Яблоки каких цветов принес нам ежик? (желтого, красного, зеленого)

- Сколько яблок принес ежик? (много)

- Катя, возьми яблоко зеленого цвета. Сколько яблок у тебя в руке? (одно)

- Какого оно цвета? (зеленого)

- Давай положим зеленое яблоко в корзинку.

Вызвать двоих детей, предложить им взять яблоки желтого (красного) цвета. Спросить сколько в руке яблок, какого цвета? Положить яблоки в корзину.

- Ребята, посмотрите, сколько яблок стало в корзине? (много).

- Давайте посчитаем, сколько яблок стало в корзине.

- Ежик очень рад, что мы собрали яблоки в корзинку.

Он предлагает нам поиграть в игру «Бабочка». (слайд№24)

Дыхательное упражнение «Бабочка»

– Ой, бабочка летит!

(Предложить детям подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы делали длительный плавный выдох).

- Ребята, вместе с ежиком к нам в гости пришли его друзья ежики. (показать детям трафареты ежиков)

- Посмотрите, чего не хватает у ежиков? (показать игрушку ежика с иголками и трафарет)

- Правильно, иголок. Давайте обрадуем ежиков и сделаем им разноцветные иголки. (показать, как с помощью прищепок можно сделать ежику иголки)

- Ребята, ежики говорят нам спасибо за иголки! Теперь они смогут носить грибы и яблоки на спине. Давайте попрощаемся с ежиками. Им пора возвращаться домой. А еще чтобы нам не было скучно, ежики оставили нам конверт с загадками.

загадки и вопросы

- а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).

2. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).

3. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).

4. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).

1. Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

Кто же это? (Лиса)

3. Что за зверь такой лесной:

Косолапый и большой.

Летом по лесу гуляет,

А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Воспитатель: Привал окончен. Что нужно сделать, ребята?

(Нужно всё убрать за собой, чтобы осталось чисто).

Ведущий: Ребята, нам пора возвращаться домой. И поедем мы с вами на

лошадях. (слайд№27)

(Дети делятся на 2 группы и ”скачут” на лошадях.)

Подведение итогов.

- Вот и закончилось наше путешествие в лес. Что интересного было в путешествии? Что вам больше всего понравилось? Кто такие экологи? Кто такие браконьеры?

Саша:

Экологам всем пожелаем трудиться

Они помогают Земле возродиться.

Пусть чистыми будут земля, реки, воды

Пусть все защищают родную природу.

11. Игра «Можно – нельзя» (дети отвечают хором)

Ломать деревья и ветки (нельзя).

Сажать больше деревьев (можно).

Ходить и топтать на лугах цвете (нельзя).

Ходить только по тропинкам (можно).

Рвать большие букеты цветов (нельзя).

Любоваться ими (можно).

Оставлять мусор в лесу (нельзя).

Собрать мусор в яму и закопать его (можно).

Разжигать костры в лесу (нельзя).

Беречь лес от пожара (можно).

В лесу шуметь (нельзя).

Слушать пенье птиц (можно).

Рисуем по листьям

Рисовать с помощью листьев — одно удовольствие. Попробуем?
Подготовь, пожалуйста:

  • пергамент,
  • алюминиевую фольгу,
  • кальку,
  • мягкие цветные карандаши (масляную пастель),
  • несколько крупных листьев.

Подкладывай листья под различные виды бумаги: пергамент (вощеную бумагу) или кальку — и проявляй узор, заштриховывая лист. Выбирай осенние цвета: красный, желтый или оранжевый, и у Тебя выйдут замечательные атмосферные рисунки.

На глянцевой поверхности вощеной бумаги рисунок мягкими карандашами будет выглядеть непревзойденно. С калькой же будь осторожен: не нажимай на карандаш слишком сильно. На фольге у Тебя получится объемный рисунок. Одно занятие — а сколько открытий!

https://pustunchik.ua/uploads/school/2c34e4ba7b3cd5bf77b4b720961b598e.jpg

Воспитатель: - Проходила я мимо участка, там так красиво деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали?

- А вы задумывались почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают?  

   И как они опадают?

Ответы детей: -листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Пункт 4 ( на карте гриб, и решают что бы они хотели выяснить).

  Исследование  1( нарисована лупа и лист).

  Исследование  2( нарисован зеленый лист).

  Исследование  3(  нарисован большой и маленький листок).

 Исследование 4 ( нарисованы две коробки).

Воспитатели: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?

Ответы детей: Нужно провести опыты в лаборатории.        

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Ответы детей: Листья не только украшают дерево, но и благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос: А вам интересно узнать как устроен лист?

Ответы детей: Интерестно.

Воспитатель: А для того чтобы лучше рассмотреть листок чем нужно воспользоваться?

Ответы детей: Воспользуемся увеличительными приборами Лупа или микроскоп.

Исследование 1: строение листа с помощью лупы.

 Рассмотрим сначало черенок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Затем верхнюю поверхность листа. Видите жилки –тонкие трубочки, которые идут от черенка по всему листу , через эти жилки листок питается влагой.

Край листа называется « кромка». Рассмотрите. Верхушка листа бывает  острой или округлой . Рассмотрите и скажите какая она у вашего листа.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос : Почему осенью листья изменяют окраску и опадают.?

Воспитатель: - А почему же листья желтеют осенью? Дело в том что листья имеют зеленый цвет благодаря зелёному веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вщество.

Исследование 2: « Почему лист зеленый?»

Дети предполагают.

Воспитатель: - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам кусочка белой ткани. Теперь кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Ответы детей: На ткани появились зеленые пятна.

Воспитатель: Это зеленое вещество и есть хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет.

Вывод детей: Когда наступает осень и становиться холоднее и меньше солнечного света это вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист и меняет свой цвет.

Воспитатель: - Какого цвета бывают листья осенью?

Ответы детей: -оранжевые, красные , коричневые, желтые.

Исследование 3:    Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка , в том месте, где он прикреплен к ветке. Осенью в основании черешка , где он прикреплен к ветке, появляются пробковый слой. Он как перегородка отделяет черешок от ветки.

Эксперимент: « Как листья падают».

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по –разному. Давайте проведем эксперимент , для того , что бы выяснить , какие листья падают быстро, а какие медленно.

 Для этого возьмите в руки лист и встаньте. Поднимите руку с листком вверх и выпустите его.

Воспитатель: Пока лист летел что вы заметили?

Ответы детей:  быстро или медленно он падал, летел прямо в низ или кружился.

Воспитатель: Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Выводы детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружаться. А мелкие быстрее и кружаться.

Исследование 4: Что же случилось с опавшими листьями?

Ответы детей:  Они высыхают.

Воспитатель:  А вы сумеете определить шелест сухих и только что опавших листьев на слух?

Ответы детей: Да.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Пункт 5: ( волшебный листочек).

Воспитатель:  По дороге золоченой

                           Осень в гости к нам пришла.

                           И мальчишкам и девченкам

                           Щедрый дар она несет.

                           Что за дар?

Дети находят мешочек с фруктами и садятся на коврик.

- Тише, тише, тишина

Сказка в гости к нам пришла.

Вы ребята не шумите,

Сказку нам вы не спугните.

Воспитатель: Жила была волшебница, и звали ее осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.

В волшебном мешочке, хранит она свое главное волшебную кисточку- именно она позволяет ей творить множество чудес.

Как красиво Осень раскрашивает свои дары, но она забыла у нас свою кисть и дары остались не разукрашенными.

Воспитатель: - Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?

Для этого нам необходимы кисточки из волшебного мешочка , белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?

Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель и жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко капельку красного красителя и желтого, опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваются.

Дети раскрашивают образцы самостоятельно.

Воспитатель:  Вы ребята молодцы много знаете об осени. Вы собрали много примет об осени. Что же нам с ними делать?

 Ответы детей: Подарить Осени.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас занятие в Лаборатории Почемучек. Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:
- Что случилось
- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала воспитательница. - На дворе осень.
- А и правда! - расстроено сказал один мальчик. - Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер...
- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: « А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)

И на землю снова сели,
(Присесть)

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Но вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.
- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.
А когда ветер успокоился, воскликнул:
- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Дидактическое графическое упражнение «Полет листка»

Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?
И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

- Смотрите, как много опавших листьев, - заметила одна девочка. - Это сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?
- Не тратьте время зря, - посоветовала детям воспитательница. - Ведь наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?
- Конечно хотим! - обрадовались дети.
- Возьмите грабли и соберите сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За зиму листва сгниет и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом цветения дерева удобрение будет кстати.
Дети так и сделали. А потом пожелали деревьям хорошо перезимовать.

А почему бы и нам не помочь нашим деревьям? Тем более, что грабли у нас имеются. Займемся этим на прогулке, а сейчас у нас еще много интересных заданий.

Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»

Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:

Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.
Подул ветерок и листок перелетел влево.
Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.
Ветер закружил листочек по кругу.
Ветер перенес листочек в верхний правый угол.
А теперь листочек полетел в нижний левый угол.
Листочек снова перенесся в центр.
Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.

Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка»

Перед вами нарисованные цветные листочки и их тени. Ваше задание: найти тень каждого листочка и соединить линией листочек и его тень.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)

Приходи!
(Зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)

Погляди!
(Ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,
(Плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.
(Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет,
(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,
(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,
(«Птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.
(Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем
(Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем
(Топаем ногами)

Знаем месяцы:
(Ладонями стучать по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
(Кулак, ребро, ладонь)

Лепка барельефная «Осеннее дерево»

Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого цвета. Разделите этот кусочек пополам. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол, поэтому приставьте пальчик к одному краю колбаски и слегка раскатайте ее тоже прямыми движениями.

Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Обратите внимание, сверху лист голубого цвета, а снизу зеленого. Догадались почему? Сверху небо, внизу трава. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите с слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону.
От оставшейся части коричневого пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски потоньше и прикрепляйте к стволу дерева.

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по познавтельному развитию

Ц Е Л Ь .Формировать у детей патриотические чувства и любовь к своей стране.Расширять знания и своей малой Родине- Краснознаменску и большой Родине- РоссииАктивизировать знания о родах войск.Воспитыва...

НОД по развитию речи в среденей группе "Ты и я - лучшие друзья"

Цель: Дать детям начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). Развивать умение пользоваться морфологически...

Конспект НОД по Познавтельному развитию в старшей группе по теме:"Осень".(времена года).

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...

НОД по познавательному развитию на тему в среденй группе : "Конец осени"

Нод для детей в средней группе по познавательному развитию на тему "Конец осени"....

НОД по познавтельному развитию в средней группе Тема " Как звери нашего леса готовятся к зиме"

Во время НОД  дети закрепляют знания и узнают новые подробности о жизни  и повадках зверей леса средней полосы  России. В детях воспитывается чувство неравнодушия, сострадания  к б...