Педагогический проект "Мир насекомых"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Скребкова Людмила Николаевна

Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Богат и разнообразен мир природы. Он встречает нас миром звуков и запахов, загадками и тайнами. В природе всё происходит ежедневно и важно не пропустить то, что в данный момент интересует детей.

Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни насекомых от изменений в природе, а также их приспособленность. В ходе реализации проекта дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что насекомые часть природы, без которой не может существовать наша планета. Таинственный мир насекомых всегда влечет детей, а весна прекрасная пора познакомить детей с жизнью насекомых в преддверии наступающего лета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_nasekomyh.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Название проекта:                          «Мир насекомых»

Руководитель проекта:                   воспитатель  Скребкова Л.Н.

Участники проекта:                        дети 2 средней группы, воспитатели,      

                                                             родители воспитанников

Целевая группа:                               дети 4-5 лет.

Срок реализации проекта:            февраль – май 2018г.  

Тип проекта:                                     информационно-познавательный.

Вид проекта:                                     групповой.

Масштаб проекта:                           долгосрочный.

Актуальность

Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Богат и разнообразен мир природы. Он встречает нас миром звуков и запахов, загадками и тайнами. В природе всё происходит ежедневно и важно не пропустить то, что в данный момент интересует детей.

Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни насекомых от изменений в природе, а также их приспособленность. В ходе реализации проекта дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что насекомые часть природы, без которой не может существовать наша планета. Таинственный мир насекомых всегда влечет детей, а весна прекрасная пора познакомить детей с жизнью насекомых в преддверии наступающего лета.

Основание для разработки

  • Проект обеспечивает достижение конкретных результатов.
  • Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
  • Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Проблема: Многие дети с отвращением относятся к насекомым,боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.

Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития ,способах питания, образе жизни, защите от врагов.
  • заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие»,«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приемы:

  • наблюдения;
  • эвристические познавательные беседы;
  • экскурсии по территории ДОУ;
  • просмотр иллюстраций, мультфильмов, презентаций;
  • чтение познавательной художественной литературы.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и т.д.);
  • имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • знают пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • умеют находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • сформирован интерес к насекомым и бережное отношение к ним;
  • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

Родители:

  • активное участие родителей в совместной работе над проектом;
  • помощь в обогащении предметно-развивающей среды в группе;
  • умение правильно организовать семейный отдых на природе

Педагог:

  • создание партнерских отношений с родителями в процессе ознакомления детей с насекомыми;
  • создание тематической папки «Мир насекомых» (картинки и наглядно-демонстрационный материал по теме);
  • создание картотеки игр по теме;
  • обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Условия реализации:

  • Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
  • Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Продукты реализации проекта:

  • создание папки «Мир насекомых», содержащих описание, фото, картинки, демонстрационного материала по теме;
  • создание картотеки дидактических, развивающих и театрализованных  игр о насекомых;
  • создание масок для инсценировки «Насекомые».

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация «Детям о насекомых» (Приложение 2).
  • Оформление папки-передвижки «Укусы насекомых», «Как научить ребенка не боятся насекомых».
  • Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды в группе.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

  • Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, папок-передвижек для детей и родителей.
  • Обсуждение целей и задач с детьми, родителями. Подбор наглядных материалов: фото, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
  • Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
  • Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления масок насекомых; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, пластилин).
  • Проведение первичной диагностики (Приложение 1).

2. Основной этап

Беседы:

  • Нужны ли насекомые нам и природе?
  • Почему дети уничтожают насекомых?
  • Какие насекомые живут рядом с нами?
  • Как насекомые зимуют?
  • Приносят ли они пользу или вред?
  • Где можно взять информацию по теме?
  • «О насекомых, живущих на лугу»
  • «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…»
  • «Почему нужно беречь природу»
  • «Как уберечься от опасных насекомых»
  • «Об укусах и первой помощи».

Чтение художественной литературы:

  • Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»,
  • А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
  • Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,
  • К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканише», «Путаница»,
  • И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
  •  Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
  •  В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
  • К. Ушинский «Пчёлки на разведках».
  • Чтение и разучивание стихов о насекомых: «Мотылек», «Жуки».
  • Загадывание загадок.
  • Пословицы и поговорки.
  • Народные приметы.

Подвижные игры:

  • «Ласточка и мошки». Учить детей двигаться по сигналу воспитателя. Развивать быстроту бега, ловкость.
  • «Паук и мухи». Развивать ловкость, умение реагировать на сигнал воспитателя.
  • «Пчелки в домике». Развивать быстроту бега, ловкость.
  • «Поймай бабочку». Учить детей в подпрыгивании до предмета.
  • «Медведь и пчелы». Побуждать детей к двигательной активности. Развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Игры малой подвижности:

  • «Какое насекомое я изображаю». Развивать внимание, память и мышление.
  • «Раз, два, три в насекомых превратись». Учить детей подражать насекомым, издавать характерные звуки.

Пальчиковые игры:

  • «Жук, стрекоза, осы»,
  • «Улей»,
  • «Божьи коровки»,
  • «Паучок».

Словесные игры:

  • «Узнай по описанию». –Учить детей называть насекомых по описанию.
  • Составление описательных рассказов.- Учить детей составлять описательные рассказы о насекомом. Знать и называть насекомых.
  • «Бывает не бывает» - (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку…

- Бабочка ловит девочку…

- Девочка ловит бабочку…

  • «Подбери признак» (бабочка какая?. муравей какой?. пчела какая?. Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия.
  •  «Кого ты видел?» Закрепление названий насекомых; развитие памяти.
  • «Зверюшки-малютки». Усвоение знаний по теме.

Наблюдения:

  • «Кто такие насекомые?»;
  • «Кто живет в подземном царстве?»;
  • «Где дом у насекомых»;
  • «Кто сидит на цветке?»;
  • «Кто летает быстрее всех».

Просмотр мультфильмов по сказкам:

  • Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;
  • А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
  • К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканише», «Путаница»;
  • И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
  • «Лунтик»;
  • В.Сутеев «Под грибом».

Прослушивание аудиозаписей:

  • Шварц Е. «Добрый жук».
  • Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».
  •  А.Чайковский «Вальс цветов».

Дидактические игры:

  • «Лото» - Развивать внимание, память, мышление, усидчивость.
  • «Четвертый лишний»-Обобщать знания детей о насекомых. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к насекомым
  • «Угадай по описанию» - Учить угадывать насекомых по описанию. Воспитывать внимание, наблюдательность.
  • «Где, чей дом?», «Летает, бегает, прыгает».
  • «Сложи картинку» - Учить детей собирать целое из частей. Развивать внимание, память.
  • «Игра в слова» развивать внимательность, память. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
  • «Кто как пропел песенку».
  • «Кто что делает?».
  • «Кто кем был».
  • «Назови, кто как передвигается».

НОД:

  • Аппликация: из салфеток «Бабочки прилетели».
  • Рисование: «Мое любимое насекомое».
  • Лепка: «Божья коровка».

  1. Заключительный этап (обобщающе-результативный).
  • анализ проектной деятельности;
  • итоговая педагогическая диагностика по проекту;
  • обобщение результатов работы в форме презентации.

Литература

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–7 лет. Издательство: Учитель, 2009.
  2. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду. Ж. «Современное дошкольное образование» №5 2008.
  3.  Соломенникова  О.А. Ознакомление с природой в детском саду.- М., Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.,Мозаика – Синтез, 2010.
  5. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  6. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
  7. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/proekt-udivitelniy-mir-nasekomih-dlya-detey-sredney-gruppi-1084081.html

Приложения

Приложение 1

Диагностический материал

  1. Взрослый показывает изображение насекомого, а ребёнок должен сказать, кто это. Взрослый называет насекомое, а ребёнок должен найти его на картинке.
  2. Беседа с целью определения знаний детей об обобщающем понятии «насекомые».
  3. Дидактическая игра «Летает, ползает, прыгает». Определить умение детей различать насекомых по характеру их передвижения.
  4. Беседа «Что я знаю о насекомых», определение элементарных знаний детей о пользе насекомых для природы и человека.
  5. Определение элементарных знаний о способах питания и зимования насекомых.

№ п/п

Имя ребенка

1

2

3

4

5

Балл

%

Уровень

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Высокий уровень -  (2,1 -2,5 балла)

Средний уровень – (1,5 – 2 балла)

Низкий уровень – (1-1,4 балла)

        

        

Приложение 2

Консультация для родителей «Детям о насекомых»

С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыхать на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями.

Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.

Проявления познавательного интереса у детей с самого раннего возраста и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что же можно рассказать детям о насекомых.

Можно рассказать детям о том, как передвигаются насекомые. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать, некоторые даже могут ползать вниз головой. Питание насекомых составляют зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.

Такие насекомые как пчёлы, шмели, бабочки и мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, эти насекомые переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке и лапкам и таким образом опыляют растения, которым необходима такая помощь.

В природе всё взаимосвязано. Насекомые помогают опылять растения. Без насекомых не смогли бы существовать насекомоядные птицы. У таких птиц тонкий клюв, которым они не могут расколоть твёрдый орешек или вылущить зёрнышко. Насекомые являются пищей для ящериц и летучих мышей.

Спасаются от врагов насекомые защитной окраской. Например, кузнечики и гусеницы, сидя неподвижно в траве или на листочке остаются незаметными. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек или сучков.

На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахиваниях отпугивают врагов.

Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и впрыскивают в ранку яд. Такие насекомые окрашены в жёлтые и чёрные цвета, например, пчела, оса или шмель. Птицы и звери знают это и предпочитают их не трогать. Но есть безобидные осовидные мухи, которые взяли окраску кусачих ос и таким образом научились защищаться.

Божьи коровки в случае опасности выпускаю едкую пахучую жидкость. Тем самым отпугивая птиц.

Гусеницы бабочек-шелкопрядов покрыты густыми жёсткими волосками и птицы не любят их есть. Только кукушки поедают этих вредителей в большом количестве.

Многие насекомые приносят пользу людям. Благодаря пчёлам у людей есть вкусный, душистый и полезный мёд. Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.

Интересные факты о насекомых

Муравей – самое сильное живое существо на Земле. Он может поднять вес в десять раз превышающий свой. А ещё, муравьи – замечательные строители. Проходя по лесам и лугам, видишь муравейники, которых очень много. В муравьиных теремах есть кухни, детские, мусоросборники и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. В муравейниках даже предусмотрена система вентиляции. В случае непогоды все входы и выходы заделываются так прочно, что ни снег, ни дождь им не страшен.

Живёт в муравейнике несколько сот тысяч муравьёв. Правит ими муравьиная принцесса. Она в большом количестве откладывает яйца, их которых позже появляются личинки. Заботятся о подрастающем поколении рабочие муравьи. Охрану муравейника несут на себе муравьи-солдаты.

Муравьи – хищники. Они истребляют очень много различных насекомых. Но и у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, например, дятел, ворона. Не могут защитить себя муравьи от медведей. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда его облепят муравьи в большом количестве, а затем разом их проглатывает.

Издавна полюбился людям мёд, который собирает труженница-пчёлка. Но не только мёдом полезна пчела для людей. Из воска, который используется пчёлами для строительства сот, люди делают свечи.

Раньше пчёлы строили свои улья в дуплах деревьев, но когда человек понял пользу этих насекомых, для пчёл стали делать специальные домики-ульи, и человек, таким образом «приручил» пчёл. Интересно, что у пчёл большие глаза, которыми они хорошо различают синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвет. Язычок у пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком пчела всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

С раннего утра рабочие пчёлы вылетают на сбор нектара и цветочной пыльцы. Главной в пчелиной семье является матка. Её задачей является откладывание яиц в подготовленные рабочими пчёлками восковые ячейки.

Если рождается новая матка, то прежняя покидает улей с частью пчёл. Говорят, что улей роится, и пчеловод старается пересадить рой в новый улей, иначе пчелиная семья может улететь в лес и поселиться в дупле дерева.

По поведению пчёл можно предсказывать погоду. Если пчёлы прячутся в улье, жди ненастья. Если пчёлы сидят неподвижно на стенках улья, то лето будет жарким и засушливым.

Природа дарит нам красоту, оценить и постичь которую мы помогаем нашим детям. Рассказывая и показывая интересные факты из жизни насекомых, мы помогаем ребятишкам узнавать много нового и интересного. Воспитываем любовь к природе и бережное к ней отношение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"

Цель:  формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них....

Педагогический проект "Насекомые и цветы"

Педагогический проект "Насекомые и цветы" подготовили и провели воспитатели МАДОУ детский сад № 64 Посявина О.М. и Алешина Т.А.Цель:1.     Задачи на развитие познавательных способн...

Педагогический проект " Насекомые"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ  В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА " НАСЕКОМЫЕ"...

Педагогический проект "В мире насекомых"

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны...