КОНСПЕКТ НОД Тема: «Откуда хлеб пришел?» (познавательно – исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бутова Лариса Александровна

для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkuda_hleb_prishel.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 КОНСПЕКТ НОД

                                            Тема: «Откуда хлеб пришел?»

                            (познавательно – исследовательская деятельность)

                                                                                                 Воспитатель:   Бутова Л.А.                                                                                                                            

Цель: создание условий для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста  о  производстве хлеба.  

Задачи: 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

-продолжать знакомить дошкольников с процессом выращивания зерновых культур (пшеница, рожь);

-систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о машинах участвующих в выращивании и сборе урожая зерновых культур: трактор, сеялка, комбайн и о  месте хранения зерна - элеваторе;

-закрепить знания  детей о злаковых  растениях (  пшеница)

-способствовать расширению представлений детей о способах изготовления муки (перемалывание зерна) и ее свойствах (мука мягкая, пушистая, белая, рассыпчатая, легкая); 

-продолжать формировать  познавательно - исследовательские действия через рассматривание колосьев,  зерна ;

-развивать умение анализировать, сравнивать.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-упражнять в лепке хлебобулочных изделий с использованием ранее усвоенных приемов  и способов лепки из соленого теста.

Образовательная область: «Речевое развитие»

-развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;

-активизировать в речи детей прилагательных характеризующих свойства хлеба, зерна, колосьев, муки;

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

-развивать мелкую  моторику рук;

-воспитывать уважение  к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба;

-воспитывать бережное отношение к хлебу, через использование  пословиц

Предварительная работа:  

-познавательные беседы «Сейчас узнаем»  (Как хлеб приходит на стол);

 -беседы с детьми о труде пекаря;

-чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;

-знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;

-рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;

-лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки»;

-выставки работ  детей «Слава хлебу на столе»;

-составление коллажа "Берегите хлеб!".

Словарная работа: активизация  словаря:  поле, земля, трактор,  батон, булка,    пирожок,  урожай,   свежий,   мягкий,   душистый,    ароматный,   хрустящий,   пшеничный,   ржаной,   белый,  сдобный, пышный, колос, комбайн, уборка, элеватор, мука.

обогащение словаря: хлебобулочные изделия, всходы.
Материалы и оборудование:  хлебобулочные изделия, крошки хлеба, колосья пшеницы, мука, электрическая кофемолка,  росток пшеницы, разнос, влажные салфетки, одноразовые тарелочки, соленое тесто, демонстрационные картинки, лупы.

Методы и  приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадка, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Наглядные: демонстрационные картинки, наблюдение за работой кофемолки,  рассматривание колосьев, зерна, муки.

Практические: лепка из соленого теста, исследование  колосков, исследование зерен ржи, муки.

Игровые: игра «Собери цепочку».

Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая.

Ход деятельности

 Дети входят в группу. На разносе видят остатки хлеба после завтрака.

Проблемная ситуация

-Ребята, сегодня после завтрака я попросила дежурных собрать остатки хлеба и крошки вот в эту коробочку. Подскажите, что мне с ними сделать (дети предлагают отнести на кухню,  покормить птиц на улице…)

- Вы знаете откуда хлеб попадает к нам на стол? А как мы можем об этом узнать? (прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у взрослых)

Ну что ж давайте спросим у взрослых

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

 (Воспитатель обращает внимание детей на стол ,где под салфеткой находится разнос с хлебобулочными изделиями)

- Дети, что вы видите на столе? (называют хлебобулочные изделия).

(на шпажках наколоты кусочки хлеба  ,которые дети берут в руки и обследуют его на вид, цвет, запах, вкус)

- Расскажите о хлебе, какой он  (вкусный, душистый, ароматный, мягкий, свежий, белый, черный, румяный…)

-Из чего пекут хлеб? (из муки)
-Из чего муку получают? (из зерна)
- В какое время года сеют зерно пшеницы? (весной)

Чтобы узнать, откуда хлеб на стол пришел  приглашаю вас в путешествие.

Игра с картинками (демонстрационный материал) :«Этапы выращивания хлеба»

Дети  берут картинки и встают в круг, рассматривают картинки. Воспитатель: «Рассмотрите и подумайте, как правильно разместить картинки по порядку, в соответствии с этапами выращивания хлеба». Раскладывают на ковре.

Экспериментирование с зернами пшеницы

Дети рассматривают  колоски пшеницы, делают вывод: В колоске не одно, а много зёрнышек.

В:Давайте рассмотрим зерно пшеницы. Возьмите лупы и зерно.
В: Внимательно посмотрите и скажите, какого оно цвета?
В: Теперь определите, какой формы зерно?
В: Накройте зерно другой ладонью. Какое оно на ощупь гладкое или колючее? Какое зерно по размеру?
В: Давайте теперь, определим, оно твёрдое или мягкое?
В: Скажите, ребята зерно по весу тяжёлое? Тяжело его было держать в ладошке?
Дети формулируют вывод:  зерно пшеницы жёлтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твёрдое, а по весу лёгкое.
-Наше путешествие продолжается.

В: В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора жатва, уборка урожая. Колоски созрели, зерна пожелтели, и на поле выехала техника. (Комбайн)

Что делает комбайн в поле?

- Дети, куда же везут собранный урожай с поля?

В: Зерно хранится на элеваторе. Там зерно сушат, хранят.

 Хоть и собрано зерно,
    Да не хлеб еще оно.

     А затем зерно везут на мельницу.

Отгадайте загадку:

 Здесь такое с ним твориться,
    В  оборот его берут,
    В порошок его сотрут!

Что это за порошок? (Мука)

Демонстрация эксперимента воспитателем

Приглашаю детей подойти к столу, где лежат зёрна пшеницы, кофемолка

- Ребята, как вы думаете, с помощью кофемолки можно получить муку? (предположения детей). Сегодня мы с вами тоже попробуем получить муку у нас в группе. Засыпаем зерно (засыпают) в кофемолку и включаем кнопку. Зерно, с помощью ножей, которые находятся внутри кофемолки, перетирается и получается мука.

(Дети рассматривают муку, полученную с помощью кофемолки)

-А вот такую муку делают на настоящей мельнице (показ муки). Какая мука? (белая, рассыпчатая, мягкая…) (Дети  обследуют,сравнивают)

- Куда дальше везут муку?

- Что делают с мукой в пекарне?

- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?

- Пекарь выпекает много разных хлебобулочных изделий.

Практическая работа

-Ребята, я вчера  вам приготовили соленое тесто. Как вы думаете, что можно слепить из соленого теста? (хлебобулочные изделия)

(Дети лепят хлебобулочные изделия для сюжетно ролевой игры «Магазин», складывают их для просушивания и последующего раскрашивания на разносы)

Работа с пословицами

-Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе? (Ответы детей)

 «Хлеб - всему голова!»

«Без хлеба - нет обеда!»

«Будет хлеб - будет и песня»

«Хлеб да вода – богатырская еда»

«Худой обед, если хлеба нет!»

-Наше путешествие закончилось, и вы теперь знаете, откуда хлеб на стол пришел.

-Что вам больше всего запомнилось в путешествии?

(Рассматривание и обсуждение выполненных работ детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной детско-родительской творческой познавательно-исследовательской деятельности "Приготовление винегрета с "изюминкой". Старший дошкольный возраст .

Конспект  преназначен для педагогов и родителей и содержит практический материал по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, может быть использован в организаци...

Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Блок "Вода". Тема "Путешествие по Клязьме"...

Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Образовательная область "Познание".Блок "Вода". Тема "Кораблик для путешествия"....

Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».

Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...

Конспект педагогического мероприятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Земелюшка-чернозём».

Конспектпедагогического мероприятияпо развитию познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Земелюшка-чернозём».Задачи: Познание: продолжать развивать у детей познавательно – исследовательскую ...

Конспект НОД с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в мир предметов"

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....

Конспект интегрированного развлечения с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы

Формирование целостной картины мира: помочь детям понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе на основе взаимосвязи свойств снега и температуры воздуха, объясняя причины и резул...