Экологическая сказка "Уроки Айболита"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. 

 Приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу…         

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_skazka_uroki_aybolita.doc617.5 КБ

Предварительный просмотр:

В зале (сцена, расставлены столы, стулья) дети самостоятельно (воспитатель рядом с детьми) играют: дидактическое лото, раскрашивают картинки на экологическую тему… и т.д. Гости семинара могут подойти к детям узнать, чем они занимаются….

Постановка проблемы:

- Ребята, как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? (Да, загрязняется окружающая среда).

- Отчего загрязняется окружающая среда? (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода, вырубаются леса - грязнее воздух, выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т.д.)

- Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? (Исчезают растения, погибают животные, создана “Красная книга” и т.д.) 

- Как вы понимаете пословицу “Судьба природы – наша судьба”? (От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь).

- Чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии.

Экологическая сказка «Уроки Айболита».

Под звуки народной музыки Сказительница начинает повествование.

Сказительница. Добрый доктор Айболит!

                            Он под деревом сидит.

                     Приходи к нему лечиться

                             И корова, и волчица,

                             И жучок, и червячок,

                             И медведица!

                             Всех излечит, исцелит

                             Добрый доктор Айболит!

Сказительница.  Вот Волк к Айболиту пришел

                            И унылую песню завел.                

Волк. Милый доктор, врач зверей,

          Защити ты нас скорей!

          Нам лекарство не поможет,

          Твой наказ всего дороже,

          Нету жизни нам, волкам,

          Гонят, бьют и там, и сям!

          Если хищник, то злодей!

          Так считают у людей.

          Мы же тоже доктора:

          Лечим целые стада,

          От болезней мы спасаем,

          Жизнь животным продлевает!

Айболит. Ладно, Серый, помогу,

                 Людям правду расскажу:

                 Зря волков не истребляйте!

                 Жизнь животных изучайте!

                 Звери разные нужны,

                  Звери разные важны!

                  Пусть будет вам известно

                  Про экологическое равновесье!

(Волк убегает).

Дидактическая игра с мячом «Что было бы, если из леса исчезли…»  наглядно сделать

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

 Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе, как вы думаете, ПОЧЕМУ?

Ответы детей: Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

См. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 375

За правильный ответ получают знак

( Прибегает Ручеек.)

Ручеек. Ой! В лесу стряслась беда!

              Помощь скорая нужна!

Айболит. Что случилось? Где беда?

                 Поскорей веди туда.

                 Законы леса уважай,

                 Тишину ты соблюдай!

Ручеек. Люди лес безмерно губят!

              То деревья они рубят,

              То костры напрасно жгут…

              Лес совсем не берегут.

              В речке мутная вода –

              Поскорей спешим туда.

(Герои, дети спешат к реке.)

На экране «Бежит ручеек» (под экраном «река» в ней мусор)

Ручеек. Мы, ручейки, сбегаем в эту речку. А вода в ней очень грязная. Чего в ней только нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным и от чего избавились, выбросив в эту реку. Остановилась жизнь для обитателей реки. Купаться запрещено! Воду использовать нельзя!

Айболит. Да, нашу речку загрязнили,

                 Все кувшинки посрывали,

                 И ракушки потоптали!

                 Банки, склянки и отходы

                 Выбросили в эти воды.

                 Обитатели реки –

                 Рыбы, раки и мальки –

                 От обиды стонут,

                 А сказать не могут,

                 В грязи задыхаются, чуда дожидаются.

Ручеек. Что же делать? Как нам быть?

              Реку как освободить?

              Нет культуры у людей.

Айболит. Все исправим поскорей!

(Айболит обращается ко всем детям.)

                  Эй, ребята, помогайте:

                  Речку быстро очищайте!

Дети делятся на две подгруппы. 1-я подгруппа сортирует мусор. 2-я фильтрует воду.

Вопросы воспитателя к детям:

- Что такое мусор? (это выброшенные ненужные коробки, пакеты, фантики, пластмассовые бутылки и т.д.)

- Мы с вами знаем, что мусор бывает разным. Какие правила сортировки мусора вы использовали? (в коробки разных цветов- импровизированные контейнеры сортируем предметы по характерным признакам: бумага, пластик, металл, стекло).

- С помощью чего вы смогли очистить воду? (в воронку положили ватный диск, из стакана вылили воду. Вода очистилась, а на ватном диске остался песок. А почему вы не взяли салфетку? Размокает, пропускает грязь).

Ручеек. Ох, очистилась волна,

              Ударяет в берега…

              Вас, ребята, я хвалю,

              За труды благодарю.

              В гости всех к себе зову.

              Искупаю, освежу!

(Ручеек вручает детям ЗНАК, уходит. Айболит приходит на луг.)

Айболит. А здесь как красиво! Вон кузнечик поскакал! Какая чудесная бабочка полетела. А запахи: клевер, ромашек море, колокольчики зазвенели. А как здорово поют птицы. Тут, наверное, проблем нет!

Ромашка. Посмотрите на меня! Вы знаете, кто я?

Сердцевина желтая у цветка того, будто крошка солнышка забралась в него. Все прекрасно знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но, оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста. Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?

Бабочка. Как вы ошибаетесь! Мои крылья протерлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях! Мы же нужны природе! Мы опыляем цветы! Не проще ли ребятам нарисовать нас или сфотографировать?

Игра – презентация «Четвертый лишний»

Назовите, какое насекомое, растение лишнее в каждой группе. Объясните свой выбор

  1. Пчела, муравей, майский жук, божья коровка (муравей, т.к. не имеет крыльев)
  2. Бабочка, стрекоза, паук, жук (Паук не насекомое, воспитатель дополняет: относится к ряду паукообразных).
  3. Божья коровка, стрекоза, кузнечик, бабочка (бабочка, т.к. божья коровка, стрекоза, кузнечик относятся к хищным насекомым.)
  4.  Божья коровка, комар, муравей, пчела (комар. Остальные животные полезные….)
  5. Клевер, одуванчик, ромашка, ландыш (ландыш лесной цветок. а другие полевые)
  6. Подорожник, зверобой, мать и мачеха, подсолнечник ( подсолнечник сельскохозяйственное растение, остальные лекарственные растения.
  7. Нарцисс, роза, хризантема, хлорофитум (хлорофитум комнатный цветок, другие садовые цветы)..

За правильный ответ получают знак.

(Айболит садится на пенек и видит вырванный грибок.)

                 Вот второй, а там и пятый:

                 Ножки нет, а шляпа смята!

                 Здесь невежа проходил,

                 Мухоморы погубил.

                 Было для него весельем

                 Ядовитый гриб топтать.

                 А для лося он спасенье –

                 Это должен каждый знать!

                 Вы запомните, друзья,

                 Что грибы топтать нельзя!

(Айболит предлагает детям собрать грибы.) Дети собирают разрезные картинки-грибы

    Вопросы воспитателя к детям:

- Ребята, что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые грибы).

- Что значит съедобные?  Назовите их?

- Что значит ядовитые? Можно ли сбивать палками мухоморы, почему?

  За правильный ответ получают знак.

       

   Айболит: Пойду-ка посмотрю, что еще в лесу происходит!

Березка. Айболит, скор-р-рей сюда!

               Посмотри на деревца!

               Здесь злодеи побывали:

               Веточки пообломали

               И кору всю истерзали.

               Сок струится по березе,

               И роняет она слезы…

               Нас становится все меньше и меньше. А ведь мы символ России. Она славится березовыми рощами.

               Люди, мы вас любим! Почему вы бываете к нам жестоки? Зачем вам нож и топор? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.

Айболит. Стойте, люди, погодите!

                 Зря деревья не губите!

                 Украшает землю лес,

                 Чистит воздух до небес.

                 Это дом зверей и птиц –

                 Руки прочь с лесных границ!

Дети по очереди символическими знаками украшают схему Земли.

Предварительная работа: Дети с родителями рисуют знаки

  1. Все-все

  Все на свете,

  На свете нужны,

  И мошки не меньше нужны, чем слоны. (прикрепляют знак)

 2. Нельзя обойтись

     Без чудищ нелепых

     И даже без хищников –

     Злых и свирепых. (прикрепляют знак)

  1. Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд. (прикрепляют знак)

4. Если мы с кем-то

    Не очень дружны,

    Мы все-таки очень друг другу нужны!

    А если нам кто-нибудь

    Лишним покажется,

    То это, конечно, ошибкой окажется! (прикрепляют знак)

Воспитатель

(Дети, читая стихи, передают друг другу глобус.)

  1. Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

- Ты береги нас, береги!

2.  В тревоге рощи и леса,

     Роса на травах, как слеза!

     И тихо просят родники:

     - Ты береги нас, береги!

3. Грустит глубокая река,

    Свои теряя берега,

    И слышу голос я реки:

    - Ты береги нас, береги!

4. Остановил олень свой бег:

    - Будь человеком, человек!

    В тебя мы верим -  не солги.

    Ты береги нас, береги!

  1. Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

(Все участники поют песню на мотив песни «Я шагаю по Москве».)

Все. А мы идем, шагаем по Земле,

        И долго нам идти по ней,

        А на Земле растут цветы,

        Деревья и кусты.

        Беречь природу очень нужно нам,

        Чтоб лучше наша жизнь была,

        И всех друзей с собой мы позовем,

        Зверей и птиц всех вместе соберем,

        Природу сохраним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка: "Уроки доктора Айболита"

Изучая факультатив "Основы экологии", ребята часто слышали фразу, что экологическое воспитание ныжно начинать чуть ли не с пеленок, вот ребята и решили сами написать сказку "Уроки доктора Айболита", к...

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников "Уроки Айболита"

Цель: воспитание любви,  бережного отношения к природе....

Экологический журнал " В гостях у Айболита".

Уважаемые читатели, а знаете ли вы, что правильное питание- залог здоровья! Это очень важно для людей в любом возрасте, а для малышей особенно! Ведь иммунитет у детей младшего дошкольного возраста еще...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Зеленая аптека Айболита»

Познакомить детей с природным окружением , его  ценностью для здоровья, правилами использования...

"Уроки Айболита "- сценарий экологической сказки для старших дошкольников.

- развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире; - формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы; - воспитывать культуру поведения в природе...

Городское методическое объединение « Экологическое воспитание». Конспект экологической сказки «Уроки Айболита».

Цель: - развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире; - формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы; - воспитывать культуру поведения в природе и б...