Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Капуста Ирина Алексеевна

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширение знаний о зимующих птицах
  • Активизация словарного запаса по теме «Зимующие птицы»
  • Формирование умения выделять характерные особенности зимующих птиц
  • Учить составлять паспорт птиц.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса, слухового внимания, воображения, эстетических качеств личности ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание доброжелательного отношения к птицам, вызвать стремление беречь и помогать зимующим птицам.

В конспете представлены виды деятельности, используемые приемы и методы, предварительная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy2019.docx135.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №31

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание»

в подготовительной группе

по теме: «Зимующие птицы».

H:\открытое сад\hello_html_m4e97a2bb.jpg

                                                                             Капуста И.А.,

                                                                                                            воспитатель.

2019г.


Цель: создание условий для закрепления знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширение знаний о зимующих птицах
  • Активизация словарного запаса по теме «Зимующие птицы»
  • Формирование умения выделять характерные особенности зимующих птиц
  • Учить составлять паспорт птиц.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса, слухового внимания, воображения, эстетических качеств личности ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание доброжелательного отношения к птицам, вызвать стремление беречь и помогать зимующим птицам.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы: показ, рассказ, беседа, игры на установление эмоционально-телесного контакта, игра малой подвижности.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок. Рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение за птицами на участке.

Материал: ИКТ установка, презентация, маски – ободки, картинки с изображением зимующих птиц, карты-схемы для игры «Угостим птиц», папка с кольцами, конверт с письмом. Музыкальное сопровождение: звуки пения птиц.

Первая часть.Игра на установление эмоционально-телесного контакта

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть - тоска её боится.

Что это? (улыбка)

Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроение. Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. На улице сейчас зима, амне даже стало теплее от ваших улыбок. Кому зимой приходится трудно?

Мотивационная основа деятельности.

Дети вы  знаете, что есть люди, которые изучают птиц? Их профессия называется -орнитолог
Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке, атак же лечит птиц.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
- Кирилл, кто мы сегодня?
- Ваня,  кто мы сегодня?

Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они составляют паспорт птиц. Я как старший орнитолог уже начала его заполнять, а теперь мы вместе продолжим его заполнять новой информацией.
Когда я шла в детский сад ко мне подлетела сорока и так трещала, что обронила конверт. Давайте откроем его. Может там что-то важное
. Сообщение от сороки «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц стало совсем мало. Неужели пришла в лес беда?

Как мы можем выяснить,что сучилось?Предполагаемые ответы детей.Мы должны отправиться в лес, чтобы все узнать и рассказать об этом сороке.

Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) на слайде картина зимнего леса.
Вот мы с вами и в лесу.
Как красиво! А воздух какой свежий! Давайте вдохнем его поглубже!
 (дыхательная гимнастика)

Дети садятся

 Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы. Но где — же они?
- А вот и необычное дерево. (
На слайде зимующие птицы на дереве)
-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
-Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
-Что общего у всех птиц?

предполагаемые ответы детей: у всех птиц есть голова, клюв, глаза, крылья, хвост, лапы, тело покрыто перьями)

А чем они отличаются друг от друга?

Поощрение детей

Сбор информации о прошлом опыте детей
ребята вы  умные и внимательные, а загадки вы любите отгадывать?
Игра «Отгадайте загадки»Если отгадки верные, то у нас будут новые страницы для нашего паспорта.

1. Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.

ворона
Данил, как ты узнал, что это ворона? (серая, большая).

2. В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
(синички).

Вика как ты поняла, что это синица? (Желтая грудка).
3. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)
4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока.)

Кира, как ты определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
5Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет…

(голубь)
--Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
- Как назовем этих птиц, одним словом?
-Зимующие.
-Почему их так назвали?
-Потому что остаются зимовать.
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах. -Как же птицы согреваются в морозы?
предполагаемые ответы детей
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему?
 предполагаемые ответы детей
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-Мы с вами тоже постараемся  помочь птицам пережить трудную зиму. А как мы можем помочь птицам зимой?
предполагаемые ответы детей
Физкультурно-оздоровительная пауза

Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть.Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару. Подвижная игра «Найди пару».

Каждый ребенок надевает маску-шапочку с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.

Дети сели.

Открытие новой информации

Птиц, о которых мы сейчас говорили можно увидеть у нас в городе. Не правда ли?А сейчаспослушаем сообщения о лесных обитателях.

Снегирь

Я - снегирь – маленькая птичка, похожая на воробья. Главная моя особенность - это окрас. У самцов грудка, шея и щеки красного цвета,  а у самочек грудь коричневого цвета. Мы особо не любим двигаться, и по земле скачем короткими прыжками. Питаемся мы растительной пищей. Любим почки и семена разных растений.

Дятел

А я – лесной барабанщик – Дятел. Голова, шея, спина и крылья у меня черные. На шее и сложенных крыльях есть белые полоски. А на голове – красная шапочка. Большую часть времени сидим на дереве. Своим крепким клювом мы стучим по нему, долбим кору и вытаскиваем насекомых, их личинок. Нас, дятлов, называют санитарами леса.

Свиристель

Я - Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и хвосте у меня заметна жёлтая кайма. Нас можно узнать по голосу. Мы очень прожорливы. Питаемся ягодами калины, рябины, боярышника.

Воспитатель:

У каждой птички есть свой любимое лакомство.Д/И «Угостим птиц»

Возьмите карточки и стрелками соедините птичку с кормом, который она любит (работа с таблицами)

-Кого и чем угостили. ( я угостил синичку салом) и т.д.

Молодцы всех птиц угостили. Ваши  карточки мы тоже поместим в наш паспорт

Рефликсивно-оценочная часть.

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру

Игра «Верю – не верю»

Возьмите сигнальные карточки.

Если я говорю верный ответ, то вы поднимаете синий огонёк.

Если не верный ответ, то красный.

У птицы тело покрыто шерстью?

У птицы есть клюв?

У синицы жёлтая грудка

У воробья длинный клюв. (не верно)

У сороки короткий хвост?

Снегири любят сало( не верно)

любят ягоды рябины

Ворона – это маленькая птичка?

Перелетные птицы остаются у нас зимовать?

Молодцы не ошиблись.

Ребята, вы много знаете о птицах. Теперь  мы сможем объяснить сороке, почему в лесу тихо? Предполагаемые ответы детей: птиц в лесу стало меньше, так как перелетные птицы улетели.Сорока оставила вам в подарок раскраски зимующих птиц, которые мы раскрасим в группе.

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем рассказать детям из других групп?Предполагаемые ответы детей:Какие птицы.Как называются.Части тела.Составить рассказ…

А нам пора, правда, ребята? Нужно поспешить обратно, пока мы не замерзли! Закрывайте глаза, ребята!

Произносит слова – заклинания:

Вокруг себя повернемся

И в детский садик  вернемся.

Вопросы:

- Чему новому вы научились?

- Как то, что вы узнали, может пригодится вам в жизни?

- Что вызывало затруднение?

- К кому ты обращался за помощью и советом?

Сейчас мы вернемся в группу, ведь нам нужно собираться на прогулку. Нас заждались постоянные посетили нашей птичьей столовой.(воробьи, синицы). Накормим их хлебными крошками и кормом, который мы приготовили для них вчера на занятии.

Приложение1

Снегирь

Я - снегирь – маленькая птичка, похожая на воробья. Главная моя особенность - это окрас. У самцов грудка, шея и щеки красного цвета,  а у самочек грудь коричневого цвета.

Снегирь

Мы особо не любим двигаться, и по земле скачем короткими прыжками. Питаемся мы растительной пищей. Любим почки и семена разных растений.

Дятел

А я – лесной барабанщик – Дятел. Голова, шея, спина и крылья у меня черные. На шее и сложенных крыльях есть белые полоски. А на голове – красная шапочка.

Дятел

Большую часть времени сидим на дереве. Своим крепким клювом мы стучим по нему, долбим кору и вытаскиваем насекомых, их личинок. Нас, дятлов, называют санитарами леса.

Свиристель

Я - Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и хвосте у меня заметна жёлтая кайма.

Свиристель

Нас можно узнать по голосу. Мы очень прожорливы. Питаемся ягодами калины, рябины, боярышника.

Свиристель

Нас можно узнать по голосу. Мы очень прожорливы. Питаемся ягодами калины, рябины, боярышника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности в 1 младшей группе по теме "Зима"

конпект непосредственно образовательной деятельности в 1 младшей группе по теме "Зима",  интегрированное занятие "Снеговик" образовательные области ФЭМП, художественное творчество(аппликация), чт...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками младшей группы на тему: «Домашние птицы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками младшей группы на тему: «Домашние птицы» Цель занятия: Воспитание бережного отношения к домашним птицам. Задачи:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе по теме: «Спасатели Лимпопо».

Цель: Познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.Задачи:Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти здоровье и жизнь.Развивать вним...

Технологическая карта организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Зимующие птицы»

Занятие соответствует ФГОС, ориентировано на детей средней группы, включает элементы рисования, конструирования, лепки....

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Зимующие птицы »

Программные задачи: - Формирование  интереса  к зимующим птицам, умение узнавать их по внешнему виду;-формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участия в занятие , нрав...